Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 120
Скачиваний: 1
В большом количестве случаев диспозиции правоустанавливающих норм указывают лишь правомочия физических лиц. Поведение их второго участника - государственного органа или учреждения, без решения которого, реализация права физического лица на конкретный вид социального обеспечения - невозможна, регулируется с помощью позитивного обязывания.
Кроме того, в правовых нормах содержатся указания на меры государственного принуждения, которые применяются к правонарушителям. Подавляющее большинство физических лиц, правом на социальное обеспечение пользуются добросовестно, но отдельные граждане добиваются выплат или услуг незаконно, путем предоставления подложных документов о трудовом стаже, профессии, условиях труда, заработке и других фактах, которые имели бы юридическое значение.
Правом социального обеспечения, предусматриваются только лишь правоограничительные санкции, заключающиеся в уменьшении у получателей выплат или услуг, объема правомочий (например, удержание пенсии, излишне выплаченной вследствие злоупотреблений; лишение пособия по временной нетрудоспособности в случае нарушения режима, предписанного врачом, и др.).
Ответственность может применяться к гражданам-реципиентам социального обеспечения только при наличии вины. Действия должностных лиц, которые виновны в выдаче документов, содержащих заведомо ложные сведения, повлекшие за собой излишние выплаты по социальному обеспечению, могут квалифицироваться в зависимости от обстоятельств дела по-разному и образовывать составы различных уголовных преступлений. В таких случаях применяются уголовные санкции, которые не имеют отношения к праву социального обеспечения.
Штрафные санкции в отношении страхователей (работодателей и лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица) в случае неуплаты ими страховых взносов в государственные внебюджетные фонды социального назначения также выходят за рамки права социального обеспечения, поскольку связаны с формированием, а не с распределением указанных фондов.
В случаях возникновения споров о предоставлении пенсий, пособий или социальных услуг, решение государственного органа или должностного лица можно обжаловать, как в административном, так и в судебном порядке. Сочетание централизованного и локального способов установления прав и обязанностей субъектов - еще одна особенность метода права социального обеспечения.
2.3 Система права социального обеспечения
Системность современной наукой рассматривается как одно из основополагающих свойств объективного мира. Системный подход, как метод научного познания включает в себя ряд аспектов изучения объекта, которые взаимосвязаны между собой (компонентный, структурный, функциональный) и в своей совокупности, позволяют дать о системе в целом более глубокое представление.
В системном подходе центральное место занимает компонентный аспект исследования, который позволяет дать ответ на вопрос, из каких частей состоит системное целое.
Другой немаловажный аспект системного подхода связан с изучением ее структуры. Каждой конкретной системе присуща своя специфическая структура, которая определяется природой компонентов, из которых она состоит. Не существует систем без структуры, которая суть - необходимый скелет, ее внутреннее устройство, закономерная организация субстанциональных, содержательных компонентов системного целого.
Компоненты, составляющие структуру динамичны и, при взаимодействии друг с другом видоизменяются, именно поэтому, структура одновременно является и способом функционирования конкретной системы, и формой, в пределах которой происходит преобразование.
Структурный анализ права заключается в выявлении отраслевого состава, установлении места в общей системе права конкретных его отраслей, изучении взаимодействия отраслей друг с другом и системой в целом. На уровне же отрасли права, его применение дает нам возможность определить состав ее институтов, их соотношение и характер воздействия друг на друга.
Функциональный аспект заключается в установлении способов проявления активности системы и ее компонентов, потому что право занимает в системе социального регулирования ведущее место.
Генезис права наглядно демонстрирует, что его становление как целостной системы, которая охватывает своим воздействием все основные сферы жизни общества, является итогом продолжительного исторического развития. Право превратилось в общеобязательный регулятор общественных отношений, лишь, на определенной ступени общественного развития.
В качестве составных частей системы права выступают: отрасли, институты, нормы права и иные образования, которые занимают промежуточное положение (подотрасли, подинституты). Компоненты права (отрасли, институты, нормы) проявляют свое регулятивное свойство, лишь в определенных пределах и формах. Так, например, отрасль в рамках определенной группы общественных отношений обеспечивает их регламентацию, в то время как правовая норма затрагивает только отдельные стороны конкретного общественного отношения.
Норма права представляет собой первичный компонент системы, обладающий способностью для участников общественных отношений, быть регулятором поведения. Норма выражает общие, принципиальные положения, которые относятся ко всему комплексу общественных отношений в целом в равной степени, либо закреплять правило, затрагивающее только один вид отношений, входящих в предмет отрасли. С учетом всего этого, нормы отрасли образуют общую и особенную части.
Общую часть отрасли права социального обеспечения составляют нормы, выражающие задачи и принципы правового регулирования, основные права человека в области социального обеспечения, разграничение компетенции по правовому регулированию социального обеспечения РФ, ее субъектов и органов местного самоуправления.
К особенной части относятся нормы, которые определяют условия предоставления отдельных видов обеспечения. Из этих групп норм образуются институты отрасли права. Назову следующие институты в качестве примера: пенсий по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, пособий по безработице, по временной нетрудоспособности и пр. Нормы права внутри институтов также расположены по определенной системе с учетом структуры правоотношений, единства и дифференциации норм, которые выделяются по различным основаниям. Например, внутри такого института, как пенсии по старости мы можем выделить трудовые пенсии и социальные. В свою очередь, среди норм, которые регулируют условия предоставления трудовых пенсий по старости, есть общие нормы (определяют субъектов и содержание пенсионных правоотношений, юридические факты, порождающие, изменяющие или прекращающие действие данных правоотношений) и специальные нормы (закрепляют льготные основания обеспечения трудовыми пенсиями по старости, с учетом вредности, тяжести, природно-климатических условий труда, а также за выслугу лет).
Система права социального обеспечения - совокупность объективно взаимосвязанных правовых институтов и норм, расположенных в определенной структурированной последовательности в соответствии со спецификой общественных отношений, которые ей регулируются.
Нормы права социального обеспечения, в большинстве своем имеют управомочивающий характер, представляя из себя дозволения, что обусловлено природой общественных отношений опосредуемых ими, создавая реальные предпосылки для удовлетворения жизненно необходимых потребностей человека в старости, при нетрудоспособности, потере кормильца и в других случаях. При этом используется разрешительное регулирование: субъектам правоотношений дозволено только то, что напрямую предусмотрено нормами.
Что же касается запретов, то они были не свойственны, для советского периода истории права социального обеспечения. Несмотря на то что, прямые запреты логически следовали из содержания норм, они практически отсутствовали. Главной отличительной особенностью современного этапа развития права социального обеспечения, является возникновение запрещающих норм (например, в Федеральном законе от 02.08.95 № 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" и др.)
Систему отрасли права необходимо отличать от системы законодательства, потому что систему законодательства можно определить как совокупность нормативных актов о социальном обеспечении, обладающих внутренним единством и взаимосвязью, которая отражает структуру отрасли права, а также с разной степенью обобщения оформляющей и закрепляющей систему отрасли.
Структура отрасли получает наиболее последовательное выражение в едином, консолидированном нормативном акте вроде Основ законодательства или Кодекса. Увы, такого нормативного акта до сих пор нет в области социального обеспечения. Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.07.93 являются кодифицированным законом, но, содержащем нормы, которые относятся к различным отраслям права и затрагивающие широкий круг вопросов, а не только условий оказания медицинской помощи в рамках обязательного медицинского страхования.
Такое положение очень сильно усложняет систему законодательства о социальном обеспечении, порождая расхождения в регулировании одних и тех же отношений, приводит к дублированию норм.
Попытки, которые предпринимаются чтобы разработать кодифицированный нормативный акт, пока к положительному результату не привели. Это объясняется рядом объективных причин, а именно:
- противоречиями переходного периода;
- сложной экономической ситуацией в стране;
- отсутствием в новых социально-экономических условиях, единой концепции социального обеспечения;
- большим разнообразием отношений по социальному обеспечению;
- постоянным реформированием органов управления социальным обеспечением.
Вместе с тем, разработка и принятие Основ законодательства или кодекса дала бы возможность существенным образом обновить и развить все без исключения институты и нормы права социального обеспечения.
Заключение
Подводя итоги работы, можно говорить о том, что, в настоящее время под социальным обеспечением следует понимать форму выражения социальной политики государства, которая направлена на государственное обеспечение определенных категорий граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных государственных фондов в случае наступления событий, признаваемых социально значимыми государством на данном этапе своего развития, с целью выравнивания социального положения этих граждан по сравнению с остальными.
Сущность социального обеспечения максимально рельефно проявляется в его функциях: экономической, политической, демографической, реабилитационной и др.
В состав предмета отрасли права социального обеспечения, входят также отношения, которые возникают в связи с реализацией указанных материальных отношений, а именно - отношения по правоприменительной деятельности. Содержанием указанных отношений является установление юридических фактов, вынесение решений по вопросам социального обеспечения. Процедурные отношения могут:
- предшествовать материальным отношениям (например, по установлению юридических фактов);
- существовать одновременно с ними (например, по изменению группы инвалидности);
- приходить на смену одним и порождать другие (например, при переходе с одной пенсии на другую).
Можно выделить следующие виды социального обеспечения, рассматривая его структуру:
- государственные пенсии (трудовые и социальные);
- пособия;
- социальные услуги;
- социальные выплаты и пособия.
Финансирование данных видов социального обеспечения, осуществляется из государственного бюджета (бюджетные ассигнования) и из государственных внебюджетных фондов, а конкретно: из Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования, Государственного фонда занятости, Фонда обязательного медицинского страхования.
Все виды социального обеспечения имеют своей целью - оказание помощи населению при ограничении либо потере трудоспособности, при прекращении трудовой деятельности, в ситуациях требующих внешней помощи, а также по оказанию услуг, смягчающих диспропорции в условиях жизни населения.
Система права социального обеспечения - это совокупность правовых институтов и норм, объективно взаимосвязанных между собой и расположенных в соответствии со спецификой общественных отношений которые ими регулируются, в определенной структурированной последовательности.
На сегодняшний день, не существует единого кодифицированного нормативного акта, что можно объяснить рядом объективных причин:
- противоречиями переходного периода;
- сложной экономической ситуацией в стране;
- отсутствием единой концепции социального обеспечения в новых социально-экономических условиях;
- большим разнообразием отношений по социальному обеспечению;
- постоянным реформированием органов управления социальным обеспечением.
На современном этапе экономических реформ, государство в России, оказалось неспособно в полном объеме выполнить свои обязательства по финансированию социальной сферы в целом и системы социальной защиты в частности. Это обуславливает невозможность обеспечения социальных гарантий, выплат и льгот населению в объеме, который предусмотрен федеральным законодательством, делает актуальным поиск путей реформирования существующей системы социальной защиты. Ее недостаточное финансирование сопряжено с «непрозрачностью» схемы прямых и обратных денежных потоков на уровне «бюджет региона - бюджет Российской Федерации», что приводит к дефициту информации о бюджетных возможностях системы социальной защиты и затрудняет ее планирование и развитие. Кроме этого нельзя забывать об отсутствии четких социальных приоритетов в рассматриваемой сфере. Но в будущем, проводя дальнейшее реформирование социального законодательства, которое не прекращается и посей день, возможно, приведет к тому, что все функции социального обеспечения будут реализованы в полной мере.