Файл: Понятие социального обеспечения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 106

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В ситуации, если законодательное воплощение получит предложение об организации в России судебных органов с аналогичными функциями (например, мировых социальных судов), то отношения по рассмотрению в них дел и обжалованию их решений войдут в предмет права социального обеспечения в качестве процессуальных отношений.

Что касается предмета науки права социального обеспечения, то он гораздо шире чем предмет отрасли. Наука обобщает знания, которые накоплены о предмете права социального обеспечения, занимается изучением генезиса развития отрасли права в целом, а также ее отдельных институтов и норм, формулирует отраслевые понятия предмета и метода, исследует особенности правоотношений, наиболее оптимальные варианты их правового опосредования, разрабатывает концептуальные положения, определяющие перспективу развития как отрасли в целом, так и ее отдельных институтов. Помимо этого, наука занимается изучением не только российского, но и права социального обеспечения зарубежных стран, а также международно-правовое регулирование социального обеспечения. 

2.2 Особенности метода права социального обеспечения

Вторым критерием, необходимым для разграничения отраслей права отечественной наукой с 40-х годов признается - метод правового регулирования, в котором реализуется особая группа отношений, образующая предмет отрасли права, требующая специфические средства нормативно-правовой регламентации.

Метод - это совокупность приемов и способов, с помощью которых государство обеспечивает нужное ему поведение участников правоотношений. Г.В. Сулейманова, говорит о том, что решающей чертой отраслевого метода правового регулирования является общее юридическое положение субъектов, их правовой статус.

Особенности метода мы можем увидеть в совокупности, составными частями которой будут следующие признаки:

  • порядок установления прав и обязанностей субъектов;
  • степень определенности предоставленных прав и «автономности» действий субъектов;
  • взаимоотношения возникающие между субъектами правоотношений;
  • наличие или отсутствие определенной юридической связи между субъектами прав и обязанностей;
  • пути и средства обеспечения установленных субъективных прав и юридических обязанностей.

В отрасли, в зависимости от сущностной природы отношений, может преобладать императивный способ правового воздействия, который применяется в основном при регулировании управленческих отношений или диспозитивный, применяемый для имущественных отношений.

Как я уже отмечал, материальные отношения по социальному обеспечению являются имущественными, однако в отличие от гражданско-правовых отношений они обладают большей спецификой. Именно поэтому, отечественные ученые советского периода (B.C. Андреев, К.С. Батыгин, А.Д. Зайкин, С.С. Алексеев, Р.И. Иванова, Β. Α. Тарасова), характеризуя метод права социального обеспечения, указывали на его обусловленность характером обязательств в соответствующих правоотношениях. Максимально глубоко, особенности «метода социально-алиментарных притязаний (требований) и предоставлений» проанализировала Р.И. Иванова. Основная схема поведения участников отношений по социальному обеспечению, проявляется в притязаниях гражданина на получение конкретного вида социального обеспечения и предоставления его государственным органом на установленных законом условиях. «Социальной алиментарностью» Р.И. Иванова называла способ предоставления государством или по его поручению общественными организациями всех видов социального обеспечения и обслуживания на справедливой основе бесплатно, безэквивалентно с учетом связи с трудом, но не в порядке ответных действий за новый встречный труд, в объеме нормального уровня жизни, сложившегося на данном этапе развития советского общества, без применения договорных начал из фонда социального обеспечения.

На сегодняшний день, характер социальной алиментации претерпел некоторые изменения, это произошло по ряду причин, среди которых я бы выделил - изменение порядка финансирования, возложение на работников по найму и на некоторые другие категории занятых граждан обязанности по уплате страховых взносов, а также, возможность использования при реализации прав договорной формы. Некоторые черты, данного метода, которые были указаны Р.И. Ивановой, утратили свое значение, некоторые - несколько трансформировались, но, несмотря на это и в новых социально-экономических условиях, отражают особенности права социального обеспечения.

В первую очередь, по-прежнему ссылка на социальную природу обеспечения сохраняет свое значение, по причине того, что источник средств к существованию, предоставляется на уровне связи индивид - государство, а не индивид - семья. Средства внебюджетных фондов социального страхования являются государственной собственностью.


Во-вторых, гражданин получает от государства денежные средства или услуги в большинстве случаев и вообще, вне зависимости от его участия в общественно полезной деятельности и внесения взносов, а не в обмен на труд и не в обмен на уплаченные страховые взносы (например, инвалиды с детства, дети). В случаях неуплаты работодателем обязательных страховых взносов, его наемные работники не лишаются права на получение трудовых пенсий и страховых пособий. Механизм финансирования обязательного социального страхования основывается на принципе солидарности поколений, отраслей промышленности и территорий, т.е. заключается в перераспределении средств, поступающих в текущем периоде во внебюджетные фонды.

Плавный переход на смешанный принцип финансирования пенсий, при котором они примерно в одинаковой пропорции выплачиваются за счет распределительного и накопительного источников обозначила пенсионная реформа, но такой механизм по созданию финансовой базы применим только к пенсиям по старости. При создании финансовой базы пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца, а также большинства пособий невозможен отказ от принципа «солидарности». Об этом свидетельствует и опыт стран с рыночной экономикой. Из 209 пенсионных систем мира только 8 имеют некоторые элементы накопительного механизма.

В-третьих - средства внебюджетных фондов и бюджетов различных уровней распределяются в целях удовлетворения потребностей лиц, которые подверглись воздействию социального риска, тремя способами:

  • в пределах установленного государством стандарта на всеобщей основе бесплатно для потребителя (например, при предоставлении медицинских услуг по Федеральной или территориальным программам обязательного медицинского страхования), либо бесплатно, но адресно с учетом материального положения семьи или одиноко проживающего гражданина (ежемесячное пособие на ребенка до 16 лет, социальная помощь семьям со среднедушевым доходом ниже прожиточного минимума), а также вне связи с трудовой деятельностью и уплатой взносов (социальные пенсии, компенсационная выплата лицу, осуществляющему уход за престарелым старше 80 лет или инвалидом I группы и др.);
  • нормирование страховых взносов с учетом прошлого труда и уплаты (при назначении трудовых пенсий, пособий по безработице или по временной нетрудоспособности);
  • возмездно-неэквивалентно, т.е. с частичной оплатой стоимости на льготных условиях (обеспечение лекарствами с 50% -скидкой, обеспечение путевками на санаторно-курортное лечение за 25 % их стоимости и пр.)

Недоговорный характер установления прав и обязанностей субъектов, как отличительный признак метода правового регулирования, в некоторой мере свою универсальность утратил, т.е. распространение на все без исключения виды общественных отношений в области социального обеспечения. В настоящее время некоторые виды услуг оказывают на договорной основе. Ярким примером может послужить - оказание медицинской помощи и лечения на основании договора обязательного медицинского страхования, заключение которого подтверждается тем, что каждому застрахованному лицу выдается страховой медицинский полис. Типовая форма договора обязательного медицинского страхования утверждена Правительством РФ.

Но хотелось бы отметить, что большая часть отношений по социальному обеспечению по-прежнему имеют недоговорную основу. Помимо того, при заключении договора о предоставлении стандартных услуг в пределах государственного перечня, свобода волеизъявления сторон ограничивается типовой формой, которая утверждена компетентным государственным органом. В частности, стороны по своему усмотрению не могут расширить перечень услуг, изменить требования к их качеству, снизить стоимость, повысить ответственность за некачественное или несвоевременное оказание и внести другие условия. Ограниченность средств внебюджетных фондов социального назначения и их строго целевой характер, также делают практически невозможным отступление от типовой формы договора.

Субъектами социального обеспечения, как уже отмечалось, с одной стороны выступают, компетентный государственный орган социального обеспечения, с другой - физическое лицо или семья. При этом физическое лицо (или семья) при соблюдении условий, которые установлены законом, является управомоченной (правопритязающей) стороной, обладающей гарантированным правом, а государственный орган - обязанной стороной, которая не вправе отказать в назначении выплат или предоставлении услуг определенного объема и качества в пределах утвержденных федеральными, территориальными и муниципальными органами перечней.

У государственного органа, в отличие от физического лица, отсутствует право на несколько видов материального обеспечения и возможности выбора одного из них, кроме того, свобода выбора физического лица содержится и в нормах о сроках реализации права на конкретный вид социального обеспечения или обслуживания. К примеру, законом не устанавливается срок обращения за пенсией лицам, у которых возникло право на ее получение.


Отношения по социальному обеспечению отличаются четкой правовой формализованностью поведения сторон. Все права и обязанности субъектов данных отношений не могут изменяться по их соглашению, т.к. они четко определены законом. Даже в тех случаях, когда допустимо применение договора, отступление от типовых условий, которые утверждены государственным органом, практически исключается. В некоторых видах отношений (например, оказание социальной помощи семьям, где средний доход на каждого члена семьи ниже прожиточного минимума) государственный орган наделяется «усмотренческими полномочиями», т.е. оценивает ситуацию и принимает решение по собственному усмотрению, но в пределах, которые строго регламентированы. Пределы дозволенной меры усмотрения ограничены законом или прямо вытекают из его смысла.

По общепринятому правилу, возникновение, изменение или прекращение правоотношений по социальному обеспечению обусловлено сложным юридическим составом, таким как:

  • наступление социально-правового основания обеспечения;
  • обращение заинтересованного лица к компетентному государственному органу;
  • принятие решения государственным органом.

При предоставлении единовременной выплаты или разовой услуги, соответствующие отношения прекращаются, т.к. государственный орган исполнил свои обязанности.

Выше перечисленные особенности отношений по социальному обеспечению следующим образом отражаются в методе правового регулирования. Правовой статус субъектов права социального обеспечения не вписывается в классические рамки о равенстве или подчиненности сторон, несмотря на то, что одной из них выступает государственный орган (или учреждение). Участники отношений по социальному обеспечению, экономически неравны по отношению друг к другу, но при этом административно независимы друг от друга.

Помимо того, имущественные права и свобода выбора поведения принадлежат только физическому лицу, а имущественные обязанности возлагаются на государственные органы (или учреждения). Именно поэтому отношения, которые складываются между государственными органами (или учреждениями) и физическими лицами при реализации ими конституционного права на социальное обеспечение, можно назвать отношениями координации.

Подобная специфика отношений требует абсолютно определенного сочетания юридических приемов воздействия на поведение их участников (дозволений, запретов, обязываний). Основные права человека в сфере социального обеспечения установлены с помощью управомочивающих норм и выражаются в форме дозволений, но осуществляя их, физические лица должны выполнять и определенные обязанности. Так, например, пенсионер должен поставить в известность орган, выплачивающий ему пенсию, о наступлении обстоятельств, которые влекут изменение ее размера или прекращение выплаты. Таким образом, надлежащее поведение управомоченного субъекта (физического лица) достигается не только при помощи дозволения, но и обязывания.