Файл: Корпоративная культура в организации ( ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 124

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.2 Основные принципы формирование корпоративной культуры

Важным условием эффективного и устойчивого развития корпоративной культуры является научно обоснованная разработка основных принципов, определяющих ее базовые исходные принципы. Принципы корпоративной культуры должны соответствовать критериям стабильного и продуктивного развития предприятия. Предприятия, имеющее целью эффективного развитие, особое внимание обращают на понимание и соблюдение принципов в собственной деятельностью.

Внедрение и соблюдение принципов корпоративной культуры позволит сделать корпоративную культуру мощным инструментов управления персоналом, обеспечит целостность организации, создаст благоприятные условия для управления организации и будут способствовать стабильному развитию корпоративной культуры.

Каждое предприятие может самостоятельно разрабатывать принципы корпоративной культуры, однако на основании проведенного анализа литературных источников, считаем, что принципы необходимо разделить на общие и специальные (рис. 1.2). Поскольку есть базовые принципы, которые могут быть характерными и общими для различных предприятий, а уже в зависимости от отрасли, сферы деятельности, формы хозяйствования предприятие может дополнять общие принципы специальными. Общие учитывают важнейшие характерные признаки и свойства корпоративной культуры предприятия. Общие принципы могут быть общими для многих организаций, но несмотря на то, что корпоративная культура на предприятии является индивидуальной и почти неповторимы, целесообразно выделить специальные принципы. Это принципы, которые учитывают особые, индивидуальные признаки и свойства корпоративной культуры предприятия и разрабатываются конкретно для данной организации.

Принципы формирования и развития корпоративной культуры

Делятся на два типа

Общие

Общие принципы могут быть общими для многих организаций, но несмотря на то, что корпоративная культура на предприятии является индивидуальной и почти неповторимы, целесообразно выделить специальные принципы.

Специальные

Принципы, которые могут быть характерными и общими для различных предприятий, а уже в зависимости от отрасли, сферы деятельности, формы хозяйствования предприятие может дополнять общие принципы специальными (индивидуальными).

Рисунок 1.2 Принципы корпоративной культуры

При формировании корпоративной культуры, несмотря на разнообразие факторов, влияющих на ее уровень, целесообразно руководствоваться следующими общими принципами, представлены на (Рисунке 1.3)


Общие принципы

Социально-экономического и интеллектуального развития

Стабильность

Размерность и полезность

Координация

Обязательность

Открытость и постоянное совершенствование

Вознаграждения

Принцип соответствия действующему законодательству

Рисунок 1.3 Классификация общих принципов

1. Социально-экономического и интеллектуального развития - этот принцип предполагает, что корпоративная культура должна ориентироваться на обеспечение соответствующего экономического благосостояния, социального и интеллектуального развития всех работников предприятия.

2. Системности - предусматривает формирование и развитие корпоративной культуры с позиции охвата ею всех работников, явлений, элементов и процессов, обеспечивающих деятельность предприятия.

3. Размерности и полезности - корпоративная культура на предприятии должна обеспечивать его эффективную деятельность. Именно поэтому выделение принципа размерности, позволит обеспечить набор качественных и количественных параметров для оценки уровня корпоративной культуры и характер ее влияния на финансовые, экономические и другие показатели деятельности предприятия. Корпоративная культура должна выполнять функцию полезности как для людей, так и для предприятия.

4. Открытости и постоянное совершенствование - элементы, ценности, нормы корпоративной культуры передаются из поколения в поколение, однако современный научно-технический прогресс не стоит на месте, а значит, этот принцип предполагает развитие корпоративной культуры с учетом, с одной стороны, базовых ценностей культуры учредителей предприятия, а с другой, соответствие требованиям современной экономики, ценностей и потребностей работников. Следовательно, этот принцип предполагает ориентацию корпоративной культуры на усовершенствование и стабильное развитие. Корпоративная культура должна быть открытой, постоянно совершенствоваться, стремиться к новым достижениям.

5. Координации - тот принцип заключается в том, что корпоративная культура в первую очередь должна обеспечивать порядок в работе предприятия. Она должна координировать поведение людей на предприятии, а также за его пределами. Поскольку очень часто работники предприятия за его пределами демонстрируют тот или иной тип корпоративной культуры, особенно это проявляется в беседе с партнерами, клиентами, окружающими.


6. Обязательности - руководство компании имеет право осуществлять контроль за соблюдением норм и правил корпоративной культуры.

7. Вознаграждения - корпоративная культура должна обеспечить одинаковое и справедливое вознаграждение работникам, которые придерживаются ее норм.

8. Принцип соответствия действующему законодательству - предприятие самостоятельно определяет нормы и правила корпоративной культуры, систему вознаграждений за их соблюдение, механизм осуществления контроля за их соблюдением, модели развития корпоративной культуры, однако в соответствии с требованиями законодательства, такие действия можно осуществлять только на основании действующих законодательных и нормативно-правовых актов и не противоречить им.

Рассмотрим теперь специальные принципы. Разработка этих принципов зависит от значительного перечня факторов: вида хозяйственной деятельности, организационно-правовой формы хозяйствования, отрасли, экономической ситуации и т.д.

Специальные принципы

Рисунок 1.4 Классификация специальных принципов

К специальным принципам корпоративной культуры относим:

1. Принцип свободного проявления - корпоративная культура должна быть ненавязчивой, а возникать под влиянием различных ситуаций, она должна формироваться в зависимости от вида деятельности, которой занимается предприятие.

2. Принцип согласованности и соответствия целям - каждое предприятие разрабатывает свою миссию, стратегию, цели. Корпоративная культура должна соответствовать этим целям и обеспечивать их достижение.

3. Принцип четкости - этот принцип показывает осознание менеджментом значения корпоративной культуры. Менеджеры должны уметь четко сформировать основные требования к корпоративной культуре, чего они хотят достичь с помощью ее использования.

4. Принцип личностно-ориентированного менеджмента - корпоративная культура должна быть сосредоточена на личностно-ориентированном менеджменте. Поскольку личность человека является тем фактором, от которого напрямую зависит эффективность ее работы и значимость ее результатов.

5. Принцип отношений «руководство - работник». В основе корпоративной культуры должны быть: честность, порядочность, воспитанность, справедливость, уважение, признание власти, с одной стороны, и признание ценности и индивидуальности каждого работника с другой в становлении отношений.

6. Принцип эталона. Корпоративная культура должна быть эталоном эффективной деятельности.


[2]Ниже приведу примеры ведущих компаний, которые свидетельствуют, что прочная и высокоразвитая корпоративная культура способствует укреплению положения компании, увеличению доходов, повышение эффективности работников. Основные принципы ведущих компании приведены в таблице 1.1.

Компании

Принципы

«Zappos»

1. Вызывать «вау!»-чувство нашим обслуживанием.

2. Принимать и поощрять изменения.

3. Создавать веселую и немного необычную атмосферу.

4. Любить приключения, творчески и нешаблонно мыслить.

5. Приветствовать рост и обучение.

6. Строить открытые и честные отношения.

7. Создавать позитивный командный дух и семейную обстановку.

8. Делать больше меньшими средствами.

«Walt Disney»

  1. Отсутствие цинизма;
  2. Принятие и пропаганда «благотворительных американских ценностей»;
  3. Творчество, мечты и воображение;
  4. Сосредоточенное внимание к каждой детали;
  5. Сохранение и контроль магии Disney.

«Merck»

  1. Корпоративная социальная ответственность;
  2. Идеальное совершенствование во всех аспектах компании;
  3. Инновация, основанная на науке;
  4. Честность и прямота;
  5. Прибыль от работы на пользу человечества.

«Philip Morris»

  1. Право на свободу выбора;
  2. Выиграть - победить других в честной борьбе;
  3. Поощрение индивидуальной инициативы;
  4. Тяжелая работа и постоянное совершенствование.

Таблица 1.1 Принципы ведущих компаний мира, способствующие развитию корпоративной культуры

Как видим, подходы к формированию принципов разные. Некоторые компании стремятся иметь не более пяти правил, некоторые приводят широкий перечень. Однако подавляющее большинство компаний на первое место выносит национальные идеи служения обществу, совершенствование профессиональных и личных навыков работников, успешную деятельность ориентированную на максимальное удовлетворение собственно человеческих интересов. Нужно также отметить, что для крупнейших компаний значительное внимание сосредоточено на личностях своих сотрудников. Уважение, вера в личность, отношение к ней рассматриваются как необходимое условие успешной работы предприятия.

Можно сделать выводы, что принципы корпоративной культуры формируют целесообразное поведение ее сотрудников в зависимости от ситуации. Учитывая то, что в последнее время наблюдается смена приоритетов в шкале ценностей работников, такие из них, как обязанность, дисциплина, повиновение теряют свое значение, зато растут ценности, связанные с самовыражением индивида, корпоративная культура и ее принципы выходят на первое место в успешной деятельности предприятий. Таким образом, корпоративная культура рассматривается как главный механизм, который обеспечивает практическое повышение эффективности работы предприятия.


1.3. Факторы, влияющие на формирование корпоративной культуры

Внешняя среда оказывает значительное влияние на организацию, что, естественно, сказывается на ее культуре. Однако, как свидетельствует практика, две организации, функционирующие в одном и том же окружении, могут иметь очень разные культуры. Это происходит потому, что через свой совместный опыт члены организации по-разному решают две очень важные проблемы. Первая — это внешняя адаптация: что должно быть сделано организацией для того, чтобы выжить в условиях жесткой внешней конкуренции. Вторая — это внутренняя интеграция: как внутриорганизационные процессы и отношения способствуют ее внешней адаптации.

Специалист в области корпоративной культуры Э. Шайн считает, что ее формирование обусловлено влиянием пяти первичных и пяти вторичным факторов.

Первичные факторы

Вторичные факторы

  1. Точки концентрации внимания высшего руководства. Объект, о котором постоянно говорят, обсуждают руководители, постепенно превращается в предмет внимания большинства сотрудников организации и включается в число норм, на основе которых формируется поведение членов организации.

Организационная структура управления. В зависимости от типа структуры распределения работ между подразделениями, отдельными сотрудниками, делегирования полномочий у работников формируется впечатление о доверии руководства.

  1. Реакция руководства на критические ситуации, возникающие в организации. От того, как руководители подходят к разрешению проблем и кризисных ситуаций, во многом зависит формирование системы ценностей организации.

Система передачи информации и информационные процедуры. В любой организации поведение сотрудников регламентируется различными процедурами и нормами. Их регулярность, повторяемость создают определенный климат в организации.

  1. Отношение к работе и стиль поведения руководителей. Руководители занимают особое положение в организации, на них обращено повышенное внимание сотрудников, следовательно, стиль их поведения, отношение к работе приобретают характер эталона для поведения в организации.

Внешний и внутренний дизайн, оформление помещения, в котором располагается организация, способы размещения сотрудников создают определенное представление о ценностях и ориентирах данной организации.

  1. Критерии оценки деятельности, учитываемые при поощрении сотрудников. Сотрудники организации осознают, за что они получают вознаграждение либо наказание, формируют для себя представление о системе приоритетов и ценностей.

Мифы и истории о важнейших событиях и отдельных лицах, сыгравших ранее или играющих главную роль на определенном отрезке жизни организации.

  1. Формализованные положения о философии, смысле существования организации, сформулированные в виде принципов, кредо и должным образом доведенные до каждого члена организации, способствуют формированию корпоративной культуры, адекватной миссии организации.