Файл: Формирование компетентностного портрета современного менеджера (Теория менеджмента).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 81
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Компетенции современных менеджеров
1.1. Сущность и определение понятий «профессиональная компетенция» и «компетентность»
1.2. Требования, предъявляемые к современным менеджерам
1.3. Функциональная и отраслевая специфика в управленческой деятельности
Глава 2. Формирование компетентностного портрета современного менеджера на примере ООО «Гарант»
2.1. Содержание и специфика деятельности менеджера на примере ООО «Гарант»
2.2. Компетентностный портрет менеджера на примере ООО «Гарант»
Сегодня на первый план выдвигаются задачи развития личности менеджера в соответствие с его индивидуальными качествами, формирования гуманных принципов профессионализма, повышения его социально-психологической компетентности, культуры труда и деятельности. Это является важным социально-психологическим резервом оптимизации управленческой деятельности[18].
Требования к менеджеру исходят из специфики его деятельности, обязанностей, основных принципов управленческой деятельности. Так, важнейшие психологические качества современного менеджера – это: уровень профессионализма, качества лидера; способность к креативному мышлению, принятие эффективных решений в нестандартных ситуациях, применение инновационных подходов в работе; коммуникабельность, использование современных методов управления; эффективность деятельности менеджера[19].
Этот перечень можно дополнить такими требованиями, как гражданская зрелость, способность обеспечить предметность, конкретность и профессионализм в управлении, глубокие специальные знания, умения использовать в своей деятельности передовые управленческие технологии и опыт, прогрессивные методы, приемы, рациональные формы и организационно-технические средства управления. В современных условиях должны работать руководящие кадры, проникнутые национальной идеей, сочетая новаторский, последовательно демократический характер с ориентацией на работу в условиях рынка, способны по-новому мыслить и управлять, с новым уровнем общей политической и управленческой культуры[20].
В новых социально-психологических условиях для руководящего персонала крайне необходимы такие качества, как профессионализм, патриотизм, гражданственность, действующая инициатива, склонность к риску и др. Среди наиболее значимых качеств современного менеджера выделяются:
- качества, которые определяют отношение менеджера собственно к себе и своему саморазвитию;
- волевые качества (настойчивость, выдержка, стрессоустойчивость);
- эмоционально-динамические качества (чувство юмора, жизнерадостность);
- качества, определяющие поступки менеджера (организованность, последовательность, ответственность, склонность к риску);
- отношение к коллегам и подчиненным;
- коммуникабельность, внимательность, контактность, справедливая эмпатия;
- чисто управленческие качества (творчество, профессионализм, чувство новизны, глобальность мышления, ощущение ситуации и др.)[21].
На наш взгляд, к основным чертам личности менеджеров, которые гарантируют эффективность управления в условиях перехода к рыночной экономике, относятся: организаторские способности, умение влиять на подчиненных, нацеливать их на плодотворный творческий труд; уверенность в себе, решительность и напористость, способность к творческому решению задач; прогнозирование ситуаций и результатов деятельности; умение принимать решения; ответственность; умение контролировать свои эмоции; упорство в решении имеющихся проблем; высокая профессиональная компетентность; прагматизм; постоянное стремление к самосовершенствованию.
1.3. Функциональная и отраслевая специфика в управленческой деятельности
Исходя из современных положений менеджмента, менеджер XXI века должен:
- прогнозировать позитивное будущее и формировать дух позитивных изменений;
- обеспечивать открытое руководство;
- изучать интересы и потребности общества, чтобы ставить новые цели;
- организовывать работу коллектива на достижение поставленных целей;
- работать над обеспечением различных ресурсов для качественного достижения целей;
- постоянно учиться и стимулировать к этому членов коллектива[22].
Профессиональная деятельность менеджера определяется тремя факторами:
- уровнем его компетентности;
- избранной концепцией собственной деятельности (быть не хуже других, отвечать внешним требованиям, интенсивно развиваться – качественно повышать свой профессионализм и стимулировать самосовершенствование);
- уровнем развития и направленности организационной культуры заведения (совокупность норм, ценностей, правил, моделей, традиций, которые разделяются всеми или, по крайней мере, большинством сотрудников)[23].
Профессионально-квалификационная характеристика выдвигает определенные требования к должности менеджера:
- менеджер должен знать: трудовое право; микро- и макроэкономику; администрирование; общий, кадровый, финансовый, инновационный менеджмент; философию, социологию, политологию; психологию, педагогику; экологию, безопасность жизнедеятельности; содержание специальных дисциплин; функциональные связи своей должности;
- менеджер должен владеть государственным и иностранными языками;
- для выполнения профессиональных обязанностей менеджеру необходимы умения понимать и осознавать современные проблемы менеджмента; способность продуцировать новые идеи, управленческие решения, социальные технологии; развитое аналитическое и экономическое мышление, навыки работы с людьми; владение технологией административной работы, компьютерными технологиями, правильным стилем (здоровым способом) жизни, культурой общения, локусом контроля;
- менеджер должен уметь: свободно ориентироваться в социально-политическом пространстве; выбирать, анализировать и обобщать информацию; проектировать деятельность заведения, создавать модель, выделять организационную структуру; организовывать деятельность структурных подразделений и подсистем организации; организовывать реализацию планов, задач организации; структурировать и осуществлять мониторинг деятельности организации; управлять материально-техническими, финансовыми, трудовыми ресурсами, внедрением инноваций, внутренними и внешними связями заведения; осуществлять маркетинговую деятельность и элементы предпринимательской деятельности[24].
Как отмечают ученые, современному менеджеру должны быть присущи: профессиональная образованность, стратегическое мышление, стремление к инновациям и коммуникативные качества, способность к рефлексивному управлению, концептуально-рефлексивное отношение к профессиональной деятельности, осознание своих профессионально-личностных ценностей в контексте личностной ориентации образования[25].
Современный менеджер – это: высокого уровня профессионал, образовательный лидер, талантливый организатор управленческого взаимодействия, обладающий конвергентным мышлением, творческими и организаторскими способностями, который профессионально руководит коллективом, обеспечивает рентабельность и конкурентоспособность организации, осуществляет мониторинг внутренней и внешней среды, как креативная личность занимается оперативным внедрением инноваций в практику деятельности организации[26].
Неотъемлемой функцией менеджера является управление человеческими ресурсами: сопровождение и помощь новым сотрудникам, а также сотрудникам, испытывающих трудности в своей профессиональной деятельности, участие в разработке и оценке плана подготовки персонала, надлежащее оценивания инициатив, поступающих от персонала; раскрытие потенциала персонала, обеспечение обмена мнениями, помощь в работе и руководство временно нанятым персоналом.
Анализируя управленческую деятельность менеджера, А.А. Деркач выделяет три группы функций:
- терминальные или функции-цели (воспитательная, развивающая, социализирующую);
- инструментальные, или функции-средства (диагностическая, дифференциальная, стимулирующая, прогнозирующая);
- операционные, или функции-приема (измерения и оценивания, методическая, управленческая, корректирующая, констатирующая)[27].
Терминальные функции менеджера должны включать работу по следующим направлениям: организация профессиональной подготовки творческого, социально мобильного и уверенного в себе в рыночных условиях общества коллектива специалистов; создание необходимого положительной внутренней среды для самоактуализации и творческой самореализации каждой личности в коллективе.
Группа инструментальных функций менеджмента должна включать: организацию и контроль хозяйственной деятельности; усовершенствование и обновление материально-технической базы учреждения; расширение масштабов и интенсификацию коммерческой, предпринимательской и финансово-хозяйственной деятельности[28].
Операционные функции менеджера направлены на совершенствование форм, методов и приемов управленческой деятельности[29].
Главным направлением организаторских действий менеджера следует считать достижение принципиального единства целевых ориентировок всех участников хозяйственного процесса и обеспечение средств деятельности, адекватных целям[30].
Менеджер сможет только тогда предвидеть изменения и управлять ими, когда сам будет способным к постоянному обновлению. Он должен уметь выбирать верную стратегию и четкое направление развития. Способные менеджеры, стремящиеся постоянно учиться, совершенствовать свое мастерство и искусство управления, искать новые грани в теории и практике управления, будут более востребованы, чем их менее честолюбивые коллеги.
Итак, главной целью подготовки менеджера в социально-экономических условиях общества становится не получение им высокой квалификации, а приобретение и развитие совокупности профессиональных компетенций: общекультурной, коммуникативной, психолого-педагогической, управленческой и стратегической[31].
Общекультурная компетентность характеризуется знанием правовых аспектов и культуры взаимодействия организации со средой, обществом, государственными (негосударственными) учреждениями; достаточным уровнем образованности для самообразования и самостоятельного решения проблем и отстаивания своей позиции, высокой организационной культуры поведения. Предполагает владение навыками и умениями физического самосовершенствования, культурой мышления, умением на научной основе организовать свой труд, используя современные информационные технологии управления.
Коммуникативная компетентность предполагает владение культурой речи, технологиями коммуникативных процессов (навыками и приемами общения, ведения научных и научно-методических совещаний, деловых бесед, переговоров), оперирование приемами предупреждения и решения конфликтов в коллективе, знанием основ делового общения на иностранном языке[32].
Психолого-педагогическая компетентность предполагает знание законодательства России в сфере хозяйствования, закономерностей управленческого процесса; современных теорий менеджмента; знание методологических подходов к управлению, новым информационным технологиям в управлении; владение методами составления нормативно-правовых и организационных документов, регламентирующих деятельность организации, методами контроля, внешней и внутренней оценки деятельности организации, методами обучения и самообучения в процессе своей деятельности и деятельности в кооперации с коллегами. Знать и уметь научно анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать методы изучаемых наук в различных видах профессиональной деятельности; развивать способность к проектной и прогнозной деятельности, знать принципы системного анализа, уметь поставить цель и определить задачи по реализации профессиональных функций, использовать для их решения управленческих проблем; уметь использовать информацию для ориентирования в основных текущих проблемах управления, экономики, права; владеть методами составления программ нововведений, развития и разработки плана мероприятий по реализации этих программ; владеть культурой и техникой ведения дискуссий, приемами воздействия на аудиторию.
Управленческая компетентность предполагает овладение: знаниями о сущности и принципах системы управления организации, об основных научных школах, направлениях; знаниями основ планирования и прогнозирования развития управленческих систем, основ управления коллективом, функций управления; умением дать оценку качеству организации, владение организационной проницательностью; знать социальную психологию, психологию управления[33].
Для мобилизации персонала и создания сплоченной работы коллектива нужно уметь: проводить анализ, синтезировать, создавать условия для работы команды, активизировать эту работу, самому включаться в работу команды, слушать, учитывать мнения, вести переговоры, делегировать полномочия (ставить задачи, требовать отчет), принимать решение[34]. Также менеджер обязан уметь ставить задачи, анализировать ситуацию, урегулировать проблемы, оценивать процесс урегулирования, оценить достигнутый уровень в решении задач[35].