Файл: Формирование компетентностного портрета современного менеджера (Теория менеджмента).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 72
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Компетенции современных менеджеров
1.1. Сущность и определение понятий «профессиональная компетенция» и «компетентность»
1.2. Требования, предъявляемые к современным менеджерам
1.3. Функциональная и отраслевая специфика в управленческой деятельности
Глава 2. Формирование компетентностного портрета современного менеджера на примере ООО «Гарант»
2.1. Содержание и специфика деятельности менеджера на примере ООО «Гарант»
2.2. Компетентностный портрет менеджера на примере ООО «Гарант»
Стратегическая компетентность предполагает знание основ прогнозирования развития управленческих систем, умение осуществлять процедуру осмысления, формулировку перспективных целей организации и разработку эффективных действий по их достижению; владение методами психолого-педагогической диагностики и коррекции управленческих систем, методами осуществления и организации деятельности маркетинговой и рекламной службы организации[36].
Таким образом, изучив состояние разработки проблемы формирования профессиональной компетентности менеджера, осуществлено разграничение категорий «компетентность» и «компетенция». Это дало сделать вывод о том, что профессиональная компетентность менеджера является основным качественным показателем его подготовки, а ее достижение происходит путем овладения необходимыми компетенциями. В то же время, профессиональная компетентность менеджера должна формироваться в систематическом повышении квалификации, творческой активности, способности продуктивно удовлетворять возрастающие требования общества.
Глава 2. Формирование компетентностного портрета современного менеджера на примере ООО «Гарант»
2.1. Содержание и специфика деятельности менеджера на примере ООО «Гарант»
Частное предприятие ООО «Гарант» было основано в марте 2005 года. Первые шаги в деятельности компании были сделаны в направлении обеспечения потребностей заказчиков бумагой, канцтоварами, осуществлялась заправка и восстановление картриджей для лазерных и струйных принтеров.
Со временем, пытаясь удовлетворить все потребности современного офиса, компания пыталась расширить ассортимент услуг и на данный момент предлагает своим заказчикам следующие услуги:
1. Заправка и регенерация всех видов картриджей для лазерных принтеров и копиров с выездом к заказчику. На проведенные работы предоставляется гарантия;
2. Диагностика, профилактика, а также ремонт офисной техники;
3. Продажа, гарантийное и послегарантийное обслуживание компьютерной, копировальной техники, принтеров и факсов;
4. Продажа расходных материалов к офисной технике. Официальный представитель ТМ InkTec, Static Control, KATUN, WWM, Canon, Epson, Xerox, Minolta, OKI, Samsung, HP и пр.;
5. Продажа канцтоваров, бумаги, носителей информации. Всегда в наличии широкий ассортимент канцтоваров от известных производителей (Pilot, Assistant, Donau, Eagle, Esselte, Scholz и др.).
Своим клиентам компания предлагает как оригинальные расходные материалы от мировых производителей HP, Epson, Canon, Minolta, OKI, Samsung, Xerox, так и более дешевые, но не менее качественные заменители производства Static Control, KATUN, Mitsubishi, InkTec.
Специалисты компании «Гарант» осуществляют ремонт и профилактику всех известных видов офисной техники ведущих мировых производителей: принтеров; копиров; МФУ; сканеров; плоттеров; факсов; ИБП UPS; мониторов и компьютерной техники.
Ремонт техники специалисты компании могут осуществлять в офисе клиента или на дому, а в случае необходимости – в сервис-центре компании. Основные этапы ремонтных работ:
1. Профилактика.
2. Заправка расходными материалами.
3. Ремонт, в зависимости от степени поломки.
4. Чистка и смазка механических узлов и деталей.
5. Настройка и регулировка отдельных узлов.
6. Ремонт и замена неисправных деталей.
7. Тестирование и сбор оборудования.
8. Гарантия на работу.
9. Абонентское обслуживание.
Ремонт оргтехники компания осуществляем как с оригинальными расходными и комплектующими материалами, так и с высококачественными неоригинальными комплектующими, что позволяет клиенту сэкономить на ремонте. Компания всегда имеет необходимый ассортимент запчастей различных производителей. Ремонт офисной техники обычно вызывает остановку рабочего процесса, поэтому оперативность выполнения работ — тоже один из приоритетов.
После выполнения работ компания гарантирует техническую поддержку и консультации по эксплуатации оборудования.
Предприятие имеет в собственности обособленное имущество, которое учитывается на его самостоятельном балансе. Осуществляет владение, пользование и распоряжение своим имуществом в соответствии с целями своей деятельности и назначением имущества.
Предприятие организовано в форме общества с ограниченной ответственностью.
На рис. 1 изображена структурная схема управления ООО «Гарант».
Рис. 6. Организационная структура ООО «ПринтКом»
Функции исполнительного органа в компании выполняет генеральный директор. Директор генеральный компании самостоятельно распоряжается имуществом компании, отчуждает и приобретет движимое и неподвижное имущество, заключает все без исключения правовые сделки на неограниченную сумму.
В настоящее время предприятие динамически развивается, является финансово стойким и перспективным. У предприятия имеются все возможности получать достойную прибыль.
В отделе закупок и сбыта главного офиса компании работают 25 менеджеров. Задачи этого отдела являются наиболее важными:
- формирование ассортимента услуг;
- поиск поставщиков;
- организация комплектующих;
- принятие техники и комплектующих на ремонт;
- управление торговыми агентами;
- прием заказов на комплектующие;
- организация доставки.
Каждый из менеджеров отвечает за определенные функции. Так, менеджер по закупкам отвечает за организацию снабжений сырья и комплектующих, поиск поставщиков, принятие техники, наблюдение за запасами. Менеджер по работе с покупателями решает вопросы, связанные с качеством товаров и оказанных услуг, производит политику поддержки связей с покупателями, следит за расчетами с покупателями. Менеджер по сбыту координирует действия торговых агентов. Занимается приемом их на работу, увольнением, начислением зарплаты, контролирует качество их работы, подготавливает необходимые материалы (бланки заказов и рекламную продукцию). Менеджер по доставке контролирует деятельность экспедиторов, следит за отгрузкой товара.
Представим таблицу с результатами анализа «Менеджера по сбыту» с применением методики «20 граней» (рис.1)
Рисунок 1. Компетентностный портрет менеджера по сбыту
Среди работников общества более 97% менеджеров имеют высшее образование. В компании наблюдается устойчивая тенденция к росту числа высококвалифицированных сотрудников.
2.2. Компетентностный портрет менеджера на примере ООО «Гарант»
Составление компетентностного портрета менеджеров в ООО «Гарант» произведено на основе анонимного анкетирования в коллективе организации. Респондентам предлагается три вопроса, на которые необходимо было выбрать 3-4 главные, на их взгляд, ответы из десяти существующих, а именно:
1. Какие умения должны быть присущи современному менеджеру?
2. Какие психофизиологические качества должны быть присущи современному менеджеру?
3. Какие морально-этические качества должны быть присущи современному менеджеру?
По результатам анкетирования, все ответы по каждому вопросу принято за 100%. В рамках каждого вопроса определены в процентах варианты избранных ответов от количества общих полученных. Ответы на поставленные вопросы нами рассматривались ввиду того, что пиковые (максимальные и минимальные) значения могут быть и идеальным видением черт менеджера и вопросам несоответствия существующего и желаемого состояния в организациях, и насущной необходимостью совершенствования качеств менеджеров.
Первый вопрос касался умений менеджера. Ответы на этот вопрос можно сгруппировать следующим образом: с низким значениями оказались те, которые касаются социально-психологической составляющей управленческой деятельности (умение вызвать доверие – 5%, быть примером для окружающих – 6%, умение создавать нормальный психологический климат в коллективе – 6%); с высокими значениями – касающиеся технологических вопросов управленческой деятельности (умение принимать эффективные решения – 22%, умение ставить задачи подчиненным – 18%, умение ориентироваться в ситуации – 16%). В общем виде ответы респондентов распределились следующим образом (рис. 2).
То есть коммуникативным, психологическим составляющим респонденты не уделяют большого внимания, когда речь идет об умении менеджера. Зато в компании существует насущная необходимость в практической разработки технологических умений менеджеров.
Рисунок 2. Умения, которые должны быть присущи современному менеджеру, %
Относительно психофизиологических качеств (второй вопрос), которые должны быть присущи современному менеджеру, были предложены следующие ответы, которые распределились следующим образом (рис. 3).
Рисунок 3. Психофизиологические качества, которые должны быть присущи современному менеджеру
Как видим, к главному качеству респондентами отнесли коммуникабельность (18%). С одной стороны, такие результаты являются естественными, поскольку взаимодействие между людьми, коммуникация является составляющей всех без исключения управленческих функций, осуществляемых в процессе управленческой деятельности, с другой – ответы могут свидетельствовать о недостаточности коммуникативных навыков у менеджеров, что вызывает определенную озабоченность. Нужно обратить внимание и то, что по теории А. Маслоу, после удовлетворения физиологических потребностей их место в мотивационной жизни индивидуума занимают потребности второго уровня, которые можно объединить в категорию безопасности (потребность в стабильности, защите, свободы от страха и пр.). Именно такую потребность обеспечивают на рабочем месте своим подчиненным. Чувство безопасности у подчиненного будут формироваться тогда, когда поведение менеджера можно предвидеть, его решения понятны, доступные, а сам открыт для коммуникации.
Если менеджер имеет право, полномочия, обязанности совершать определенные действия (принимать решения), то несет ответственность за них. Одной из главных позиций относительно ответа на второй вопрос также является ответственность – 15% ответов. Во многом это свидетельствует о том, что респонденты осознают обязательность ответственности менджера за собственную административно-распорядительную деятельность. С другой стороны, результаты опроса можно рассматривать с позиции того, что менеджерам не хватает такой ответственности. Ответственность менеджеров за результаты своей деятельности должна быть не только юридической, но и публичной. На третье место респонденты среди других психофизиологических качеств поставили выдержку (12%). Можно сделать вывод, что коммуникативные проблемы существуют, но менеджеры, их заместители и исполнители не уделяют этим вопросам значительное внимание.
Относительно морально-этических качеств менеджера были предложены следующие ответы: вежливость, требовательность, дипломатичность, компромиссность, надежность, обязательность, порядочность, уважение к окружающим, корректность, преданность делу (рис. 4).
Рисунок 4. Морально-этические качества, которые должны быть присущи современному менеджеру
Среди морально-этических качеств, которые должны быть присущи современному менеджеру, первую позицию занимает порядочность (17%). Такие ответы должны настораживать, ведь, на наш взгляд, это свидетельствует о реальной морально-этической проблеме и среди менеджеров. Хорошо известно, что нравственность вместе с правом – основные регуляторы общественной жизни. Поэтому менеджеру, который, по сути, является олицетворением вершины управленческой иерархии, должны быть присущи высокие нравственные качества, осознание собственной миссии в обществе.
Не менее важной, по мнению респондентов, для менеджеров является такая черта, как дипломатичность (14%).
Таким образом, можно сделать вывод о том, что развивать управленческие компетенции менеджеров необходимо в процессе практической деятельности совместно с коллегами. Можно выделить следующие особенности, на которые нужно опираться в процессе развития компетенции менеджеров для конкретной организации:
- участие сотрудников только из личной заинтересованности;
- вплетение знаний в практику, превращая их в навыки совместной деятельности;
- дозированное вливание знаний: помощь в работе, а не отвлечение от нее;