Файл: Человеческий фактор в управлении организацией ( Теоретические аспекты человеческого фактора в управлении организацией ).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 90
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты человеческого фактора в управлении организацией
1.1. Понятие человеческого фактора в управлении организацией
1.2. Роль человеческого фактора в управлении организацией
2. Аналитические аспекты человеческого фактора в управлении организацией
2.1. Общая производственная характеристика предприятия
2.2. Анализ управления человеческими ресурсами
3. Предложения по совершенствованию человеческого фактора в управлении организацией
2. Стимулирование труда работников посредством гарантированного предоставления социальных гарантий (больничные листы, выплаты пособий и т.п.), организации праздников для сотрудников и их детей.
Основной аргумент в системе стимулирования персонала лежит на материальных методах стимулирования.
В соответствии с ТК РФ завод сам устанавливает размер тарифных ставок и должностных окладов, вид системы оплаты труда, а также формы материального поощрения.
Все правила оплаты труда и премирования закреплены Положением об оплате труда работников ООО «Север», утвержденный приказом Генерального директора.
Предприятие занимает позицию гарантирования стабильности системы оплаты труда: гарантирует законом минимальный размер оплаты труда, о всех новых введениях и изменении установленных условий труда работники извещаются не позднее, чем за 1 месяц.
Предприятие использует оплату труда как первое средство стимулирования качественной работы.
Индивидуальные зарплаты работников предприятия зависят от их личного трудового вклада, качества труда, результата производственно – хозяйственной деятельности предприятия и максимальным размером не ограничиваются. Тарифная система оплаты труда используется в качестве базы.[33]
Зарплата работников включает в себя:
– должностной оклад,
– доплу,
– премию.
Заработная плата выплачивается в точные сроки.
Тариф заработной платы образуется так:
Инженерно-техническим работникам, должностные оклады руководителям , служащим и специалистам устанавливаются генеральным директором завода на основе штатного расписания в соответствии с должностью и квалификацией работника.[34]
При оплате труда рабочих применяются:
– повремённая оплата, согласно окладам, утвержденных в штатном расписании, в которых размер образуется от тарифных разрядов и сложности работы.
– сдельная оплата труда за факт выполненных работ.
К должностным окладам работников предприятия установлены следующие доплаты:
– доплата за совмещение профессий (должностей), расширение зоны обслуживания, увеличение объема выполняемых работ в размере, устанавливаемом по соглашению между администрацией и работником;
– доплата за вредные и тяжелые условия труда – в размерах и порядке, предусмотренных законодательством о труде;
Снижение премии допускается в следующих случаях:
– нанесение вреда деловой репутации предприятия,
причинение материального ущерба, нарушение технологической дисциплины;
– допуск продукции с браком;
– нарушение ПТБ и охраны труда, и несоблюдение правил противопожарной безопасности;
– нарушение санитарного режима цехов и территории – на К0,1 при оценке «удовлетворительно» и ниже.
Конкретный размер снижения премии определяется Генеральным директором предприятия и зависит от тяжести проступка или характера производственного упущения, а также их последствий.
Работники полностью лишаются премии в следующих случаях:
– совершение прогула,
– появление на работе в нетрезвом состоянии, а также в состоянии наркотического или токсического опьянения,
– распитие спиртных напитков на территории предприятия,
– совершение хищения имущества предприятия.
Полное или частичное лишение премии производится за тот период, в котором было совершено упущение по работе.
Премирование рабочих (депремирование) осуществляется согласно отработанному в текущем месяце времени по табелю и распоряжений начальников.
Премирование руководителей, специалистов и служащих производится авансом в текущем месяце, месяцем позже на основании приказа Генерального директора предприятия, в случае имеющихся замечаний и нарушений производятся удержания. [35]
Работникам, не отработавшим полный календарный месяц при увольнении по собственному желанию, кроме случаев увольнения на пенсию, а также при увольнении за прогул и другие нарушения – премия за данный период не начисляется.
Проведенный анализ условий оплаты труда и премирования показывает, о размере доходов сотрудников предприятия, поставлен в зависимость от результатов их трудовой деятельности предприятия. За каждое нарушение трудовой дисциплины и технологии производства к работнику применяется санкция в виде лишения премии или ее части.
Разделение оплаты труда сотрудников на постоянную и премиальную часть в 2017–2018 годах приведено в табл. 2.1.
Таблица 2.1.
Анализ фонда оплаты труда ООО «Север». в 2017–2018 гг.
Показатель |
2017 г., тыс. руб. |
2018 г., тыс. руб. |
Абсолют. откл. (+,–) |
Прирост, % |
Структура |
|
2017 г. |
2018 г. |
|||||
Оклады |
780 |
980 |
200 |
20,0 |
38,0 |
36,0 |
Премиальная часть оплаты труда |
1100 |
1500 |
400 |
40,0 |
62,0 |
64,0 |
Всего |
1880 |
2480 |
600 |
60,0 |
100,0 |
100,0 |
Среди методов социально-психологического стимулирования, используемых на предприятии следует также назвать оптимизацию рабочего места, создание комнат отдыха, организация общепроизводственных праздников и другие.
Таким образом, управление персоналом предприятия осуществляется с помощью сочетания административных, экономических и социально-психологических методов управления.
Основа системы стимулирования персонала закладывается использованием организационно-технических методов, которые оптимизируют построение системы управления эффективностью труда.
Используемые ООО «Север» социально-психологические методы эффективно осуществляют нематериальное стимулирование, создавая благоприятный психологический климат в коллективе и чувство принадлежности к организации.
Установленный на предприятии стабильный размер вознаграждения персонала предотвращает увеличение текучести кадров и снижает затраты на поиск новых трудовых ресурсов.
В части использования экономических методов стимулирования у предприятия имеются резервы усовершенствования процесса управления за счет усовершенствования системы материального стимулирования персонала за счет использования новых форм оплаты труда, в частности таких методов партисипативного управления, как участие работников в прибыли организации, участие работников в управлении.[36]
Анализ деятельности предприятия показывает, что на предприятии проводилось мало мероприятий по улучшению положения и поиску внутрипроизводственных резервов стимулирования в последнее время.
Применяются не совершенные методы управления, распределения и экономического стимулирования которые гасят заинтересованность в полном использовании фактически имеющихся резервов, у работников мало заинтересованности в повышении эффективности производства.
Низкая эффективность внутрипроизводственных отношений обусловлена также тем, что:
– фонд экономического стимулирования в цехах не образуется, а выделяется им из централизованных источников;
– цеха не несут экономической ответственности за эффективность использования производственных фондов, трудовых и материальных ресурсов.
В некоторые периоды функционирования предприятия ощущается временный недостаток трудовых ресурсов. Проблема осложняется тем, то дополнительный набор кадров на предприятии не возможен по причине оптимального количества производственного персонала в цехе.
Надо включить в положение о премировании премии за сверхурочные работы, или сформировать специальный фонд поощрения за сверхурочные работы.
Данная экономическая ситуация сложилась в результате неэффективной организации системы мотивации на предприятии, и как следствие, несоответствия затрат работника получаемому материальному вознаграждению, все это проявляется в существовании понижающего коэффициента при оплате сверхурочного труда, отсутствии связи между заработком работника и финансовым результатом деятельности предприятия и др.
Отмеченные проблемы могут быть решены с помощью разработки новой эффективной системы мотивации на предприятии.
Основными слабыми сторонами существующей системы стимулирования труда работников ООО «Север» так же являются следующие аспекты:
– В основном стимулировании, то есть при определении размера оклада и премиальных, не уделяется внимание дополнительно отработанному времени персонала, что значительно снижает заинтересованность и производительность.
– В некоторых случаях используется повременная оплата труда, притом, что в конечном итоге важен количественный результат. Это также приводит к снижению производительности труда.
Целью управления сложившейся экономической ситуацией должно стать, прежде всего, увеличение заинтересованности персонала в повышении результативности функционирования предприятия для извлечения максимальной прибыли в периоды значительного увеличения емкости рынка.
Для достижения нужного эффекта необходимо изменить сложившуюся систему мотивации персонала путем развития имеющихся и внедрения новых форм морального и материального стимулирования путем административных, экономических и социально-психологических методов управления.[37]
Для увеличения заинтересованности персонала в результативности функционирования предприятия необходимо развивать следующие компоненты мотивации:
1. Обслуживание персонала (все формы социальных льгот, услуг и преимуществ, предоставляемых работникам). Инструменты: безопасность труда, охрана здоровья, создание условий для отдыха и разгрузки, занятия спортом, забота о работниках, нуждающихся в помощи. Рабочее место персонала предприятия должно быть оснащено средствами техники безопасности. Сотрудникам фирмы должны предоставляться такие услуги, как: талоны в спортивные залы, бассейны, медицинское обследование.
Достигаемые цели: социальная защищенность и интеграция с предприятием, повышение трудовой активности.
2. Организация рабочего места (оснащение рабочих мест техническими, эргономическими и организационными вспомогательными средствами с учетом потребности работников). Инструменты: технические и организационные вспомогательные средства, физиологические и психологические элементы условий труда.
Достигаемые цели: удовлетворенность состоянием рабочего места, удовольствие от работы и более качественное выполнение задания.
3. Информирование работников (доведение до работников необходимых сведений о делах предприятия). Инструменты: производственная документация, собрание коллектива, отчеты о работе.
Достигаемые цели: информированность о делах предприятия, мышление и деятельность с позиции интересов предприятия.
4. Оценка персонала (система планомерной и формализованной оценки персонала по определенным критериям). Инструменты: различные методы оценки результатов труда и возможностей работника.
Достигаемые цели: положительное влияние на поведение, ответственность за свои действия.
На основе проведенного исследования системы мотивации персонала
ООО «Север» можно сделать вывод, что система мотивации персонала предприятия нуждается в совершенствовании с учетом новых подходов и тенденций кадрового менеджмента.
3. Предложения по совершенствованию человеческого фактора в управлении организацией
Шагом по совершенствованию стратегии и тактики управления человеческими ресурсами на ООО «Север» может стать кадровая психодиагностика.
Кадровая психодиагностика – область психологии, в рамках которой разрабатываются и реализуются методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности-субъекта профессиональной деятельности и трудовых отношений.
Кадровая психодиагностика должна быть направлена на изучение таких качеств работника, которые имеют значение с точки зрения его профессиональной успешности, развития и эффективного межличностного взаимодействия в процессе труда. [38]
Индивидуально-психологические особенности личности – динамичная, меняющаяся в процессе жизни и деятельности система. Поэтому их изучение и анализ на химическом предприятии должны строиться с позиции раскрытия потенциала личности для дальнейшего развития.