Файл: Влияние процесса коммуникаций на эффективность управления организацией (на примере ООО «Эльдорадо»).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 185
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты коммуникации в процессе управлении
1.1. Понятие и сущность коммуникации в управлении
1.2. Виды коммуникации в управлении
1.3. Значение и принципы коммуникаций
Глава 2. Анализ процесса коммуникаций и его влияния на эффективность деятельности ООО «Эльдорадо»
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия
3.1. Рекомендации по совершенствованию коммуникации на предприятии
3.2. Оценка влияния предложенных мероприятий на эффективность деятельности предприятия
2.2. Анализ эффективности процесса коммуникации в управлении предприятия и выявление существующих проблем
Кроме широкого ассортимента товаров в торговых предприятиях сети ООО «Эльдорадо» покупателям круглосуточно предлагают услуги колл-центра, организацию работы которого передали в ведение внешнего подрядчика для достижения оптимизации затрат. Можно отметить, что операторы колл-центра консультируют клиентов по любым вопросам. Следует также отметить, что для покупателей запущен новый сервис - возможность консультации специалиста на английском языке, персональная помощь при обработке онлайн-заказа по предоплате и т.п.
В ООО «Эльдорадо» ввели в действие работу внутреннего модуля «Инциденты», призванного сделать эффективной обратную связь от клиентов и использующего различные средства коммуникаций с покупателем: звонков, анкетирования в торговых предприятиях, интернета, электронной почты. Можно отметить, что в модуле сформировали единую форму обратной связи для клиентов, которая имеет тему обращения, оценочную шкалу NPS, данные клиента. Показатель NPS увеличивался в течение всего отчетного периода и составил 59% к декабрю 2017 года.
В 2017 году предприятие продолжило внедрять в свои подразделения программные мероприятия «Мой клиент – моя ответственность», в котором во всех торговых предприятиях сети ООО «Эльдорадо» открываются места специализированных сервисных зон. В сервисных зонах клиентам предоставлены разные услуги, например, предлагают проверку товаров, установку программного обеспечения, диагностику и тому подобное. Как показал проведенный анализ деятельности рассматриваемого предприятия, сотрудниками сервисных зон проводятся консультации покупателей по осуществлению эксплуатации приобретенной товаров, а также оказывается помощь тем, кто хотел бы перенести личную информацию со своего прежнего устройства (телефона, компьютера) на новый девайс. Директора торговых предприятий и торговый персонал активно участвуют в коммуникациях с покупателями и на деле следуют девизу ООО «Эльдорадо» «Нам не все равно!».
В 2016 году была запущена программа утилизации подержанной бытовой техники: при доставке на дом покупок, есть возможность сдать старые устройства на бесплатную утилизацию. Можно отметить, что даже если техника была куплена не в торговых точках данной сети, клиенты все равно владельца могут принести ее в один из магазинов ООО «Эльдорадо» для последующей переработки или уничтожения.
В ООО «Эльдорадо» функционирует программа лояльности клиентов, согласно правилам которой каждая вторая покупка в данной сети магазинов была сделана участниками бонусной программных мероприятий.
Центральным рекламным слоганом стала фраза «Скидки, от которых мутнеет в глазах» можно назвать продолжением единой концепции внешних коммуникаций сети ООО «Эльдорадо».
Структура затрат рассматриваемого предприятия на рекламу и продвижение представлена в таблице 5.
Таблица 5
Структура затрат на рекламу и продвижение ООО «Эльдорадо» в 2017 г.
Вид рекламы |
Стоимость, тыс. руб. |
% |
Телевизионная реклама |
1270 |
57,2 |
Наружная реклама |
504 |
22,7 |
Участие в выставках |
344 |
15,5 |
Прямая почтовая реклама |
102 |
4,6 |
Итого затраты рекламу и продвижение |
2220 |
100 |
Недостатком при формировании внешних коммуникаций ООО «Эльдорадо» можно назвать слабо продуманное применение телевизионного эфирного времени, в результате чего был получен гораздо меньший эффект, чем можно было ожидать. Можно отметить, что неудачным было только размещение рекламных видеороликов в утреннем эфире.
В целом, можно отметить и достаточно хорошо отлаженный процесс непрямых внешних коммуникаций. Рекламу размещают в газетах, на телевидении и радио, используют также наружную рекламу, выпускают разнообразные рекламные буклеты и брошюры.
Совещания проводят очень редко, 1-2 раза в месяц - по мере появления каких-либо проблем. Если классифицировать совещания, которые проводят в ООО «Эльдорадо», то можно выделить такие их виды как:
- по форме организации диктаторские, когда ведущая роль во время проведения совещания принадлежит директору;
- по целевой установке порой проводимое совещание принимает информационный характер (доклад о текущей работе), а порой совещание имеет направление на принятие решений.
Главные ошибки, допускаемые директором ООО «Эльдорадо» при проведении совещания:
- не устанавливают его регламент (порядок ведения совещания), что приводит очень часто к спору и не деловой обстановке;
- не ограничивают время на выступление
- не ведут протокол совещания, в итоге многие принятые решения остаются без должного внимания со стороны их исполнителя, т.к. ответственность в этом случае не фиксируют.
Деловые переговоры в ООО «Эльдорадо» ведёт директор, но порой может их вести, к примеру, менеджер во время общения с потребителями.
Для оценки эффективность внутренних организационных коммуникаций был проведен опрос сотрудников предприятия на основании анкеты, представленной в Приложении 1.
Результаты ответа на вопрос об основания распределения прав и обязанностей представлены на рисунке 4.
Рис. 4. Основания распределения прав и обязанностей (%)
При ответе на вопрос «На чем основывается распределение прав и обязанностей на предприятии?» 75% опрошенных отметило, что они выполняют те обязанности, которые входят в их должностные инструкции, а 25% сотрудников занимаются теми делами, на которые указывает начальство. Последние не имеют специально разработанных должностных инструкций, поэтому в полной мере не знают свои должностные права и обязанности.
Таким образом, была выявлена необходимость дополнительной проработки должностных инструкций персонала.
Результаты ответа на вопрос об уровне участия руководителей предприятия и работников в принятии и реализации решений показаны на рисунок 5.
Рис. 5. Уровень участия руководителей и сотрудников предприятия в процессе принятия и реализации решений (%)
По представленным на рисунке 5 данным видно, что руководители на 97% принимают решение самостоятельно, но в процессе реализации активного участия (7%) не принимают, так как назначаются конкретные исполнители принятых решений. Другие работники предприятия почти не участвуют в принятии решений и являются непосредственными исполнителями.
Результаты ответов на вопрос об используемых каналах коммуникаций изображены на рисунке 6.
Рис. 6. Наиболее используемые каналы коммуникаций (%)
В процессе анкетирования было выявлено, что в ООО «Эльдорадо» используются такие каналы коммуникаций как устные распоряжения менеджеров (28%), приказы (22%), телефон (16%), стенды (4%), инструкции (10%), отчеты (20%). Представленные на рисунке 6 данные свидетельствуют о том, что наиболее употребляемым на рассматриваемом предприятии канале коммуникаций являются устные распоряжения и личные приказы руководителя.
Горизонтальная взаимосвязь слабая. Информация соответственного отдела передается непосредственно руководителю отдела, на базе чего он в соответствии с вверенной ему долей ответственности, лично принимает решения. Существует большая степень субъективизма в принимаемых решениях.
Анализируя коммуникационную структуру можно видеть, что распоряжения руководители подчиненным передают чаще всего при помощи межличностного взаимодействия. Это, с одной стороны, помогает тут же установить обратную связь и определить, насколько верно поняты задачи, и устранить неясность, но, с иной стороны, информацию во время деятельности можно и забыть и, за неимением письменных рекомендаций, она может исказиться в сознании и как следствие выполниться не полностью.
Результаты ответа на вопрос о наиболее эффективных каналах коммуникаций изображены на рисунок 7.
Рис. 7. Наиболее эффективные каналы коммуникаций
Согласно представленным на рисунке 7 данным, наиболее эффективными каналами коммуникаций работники рассматриваемого предприятия считают личные распоряжения (69%). В свою очередь, менее эффективными каналами коммуникаций являются приказы (15%), письменные распоряжения (11%) и инструкции (5%), так как в них используются довольно сложные формулировки, которые не всегда понятны персоналу, и не всегда присутствует конкретизация, ееобходимая для четкого и полного выполнения полученного распоряжения.
Итогом коммуникации в организации является формирование определенного внешнего и внутреннего образа (имиджа) компании, который можно оценить с помощью комплекса показателей (см. табл. 6).
Таблица 6
Совокупная оценка корпоративного имиджа ООО «Эльдорадо»
Оцениваемые показатели |
Шкала оценок, баллы |
|||
Низкий |
Средний |
Высокий |
Отличный |
|
1. Внутренний имидж |
||||
Информированность персонала |
х |
|||
Система заработной платы |
х |
|||
Атмосфера работы |
х |
|||
Социальная защита персонала |
х |
|||
Преданность персонала |
х |
|||
Знания персонала об ООО «Эльдорадо» (миссия, цели, стратегии и др.) |
х |
|||
Кадровая политика |
х |
|||
Обучение/увеличение квалификации персонала |
х |
|||
2. Внешний имидж |
||||
Кол-во предоставляемых рабочих мест |
х |
|||
Культура организации |
х |
|||
Известность торговой марки |
х |
|||
Сервисная система |
х |
|||
Цены |
х |
|||
Скидки |
х |
|||
Спрос |
х |
Таким образом, на основе проведенного анализа, можно сделать вывод, что уровень коммуникации в ООО «Эльдорадо» является приемлемым. Однако следует обратить особое внимание на низкие показатели: известность марки, культура организации и мотивационная политика.
Процесс развития коммуникации должен быть непрерывным, поэтому руководство рассматриваемого предприятия должно применять множество методов и инструментов для их совершенствования.
Глава 3. Пути совершенствования процесса коммуникаций в целях повышения эффективности деятельности ООО «Эльдорадо»
3.1. Рекомендации по совершенствованию коммуникации на предприятии
Проведенный анализ коммуникации в ООО «Эльдорадо» выявил, что требуют совершенствования следующие направления: известность марки, культура организации и мотивационная политика.
С целью повышения эффективности коммуникации в ООО «Эльдорадо» является целесообразным реализация следующих мероприятий, перечисленных на рисунке 8.
Рис. 8. Рекомендации по повышению эффективности коммуникации в ООО «Эльдорадо»
Согласно представленному рисунку 8 для повышения эффективности коммуникации в ООО «Эльдорадо» необходимо:
I. Совершенствование внешних коммуникаций:
1) совершенствование мер по повышению известности предприятия;
2) разработать меры для построения привлекательного для внешней среды образа предприятия.
II. Совершенствование внутренних коммуникаций:
3) формирование эффективной обратной связи;
4) автоматизировать сбор и оценку информации между подразделениями;
5) направить усилия на совершенствование организационной культуры;
6) повысить эффективность системы информирования персонала в ООО «Эльдорадо».
1. Действия по увеличению известности ООО «Эльдорадо».