Файл: Влияние процесса коммуникаций на эффективность управления организацией (на примере ООО «Эльдорадо»).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 188
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты коммуникации в процессе управлении
1.1. Понятие и сущность коммуникации в управлении
1.2. Виды коммуникации в управлении
1.3. Значение и принципы коммуникаций
Глава 2. Анализ процесса коммуникаций и его влияния на эффективность деятельности ООО «Эльдорадо»
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия
3.1. Рекомендации по совершенствованию коммуникации на предприятии
3.2. Оценка влияния предложенных мероприятий на эффективность деятельности предприятия
- коммуникации по восходящей, то есть снизу-вверх, к примеру, при нехватке товара менеджеры передают информацию старшему менеджеру, он в свою очередь передает информацию директору [18, c. 7].
Вертикальные коммуникации в современной организации подразделяются на два вида:
- во-первых, передача информации по нисходящей (сверху вниз) от руководителя к подчиненным;
- во-вторых, передача данных по восходящей (снизу-вверх) от подчиненных к руководителю [18, c. 8].
Наглядно содержание вертикальных и горизонтальный коммуникаций представлено на рисунке 2.
Рис. 2. Содержание вертикальных и горизонтальный коммуникаций [10, c. 25]
Своевременность функционирования любого элемента коммуникаций в организации стоит в первых рядах влияния на производственный процесс. Но любая информация, циркулирующая внутри того или иного информационного потока, несет определенную значимость в необходимое для соответственной операции время. То есть, одна и та же информация может быть актуальна или нет в разное время операционных действий производственного процесса.
Важным в понимании управления организационным коммуникациями является отнесение их к формальным и неформальным. Несмотря на простоту классического определения формальных и неформальных коммуникаций по признаку их формирования (менеджментом или самоорганизацией), у коммуникаций есть еще и сущностные признаки, как у формальной, так и не формальной, и по ним они могут не совпадать с классификацией по признаку формирования [3, c. 38].
Система формальной коммуникации создается одновременно с возникновением организации. Они, имеют иерархическую структуру, доступ к коммуникационным потокам имеет четкую регламентацию и протекает в соответствии с обозначенным кругом обязанностей, во внимание принимается не столько личные обязанности человека, сколько его функции служебные.
Под неформальными коммуникациями следует понимать широкий класс коммуникаций, обозначаемых как неформальные коммуникационные сети, в рамках которых распространяются не только слухи, но и обсуждаются рабочие вопросы. Последний вид коммуникаций играет огромную роль в работе научно-исследовательских организаций.
Различают три аспекта коммуникаций:
- технический;
- семантический;
Прагматический [13, c. 325].
Технический аспект связывают с процессами передачи информации от одной точки, оборудования или лица другому по соответствующим каналам. Семантический аспект отображает передачу и прием информации, включая ее понимания получателем. Прагматический аспект учитывает влияние принятой информации на поведение получателей и эффективность использования этой информации.
Таким образом, на современном этапе развития экономических отношений, руководитель принимает роль не просто организатора и контролера, специализирующегося по узкому направлению его деятельности, но и роль психолога и главного коммуникатора, владеющего основами менеджмента.
1.3. Значение и принципы коммуникаций
Любая система должна строиться с соблюдением некоторых основных принципов. Исполнение принципов при проектировании производственной системы, скорее всего, обеспечит ее эффективное и стабильное функционирование [16, c. 31].
Принципы построения коммуникаций внутри производственной рациональной системы определены на основе принципов построения самой рациональной системы, учитывая то, что производство – это большая и сложная система, включающая в себя кроме технологических процессов и организации производства коммуникационные процессы (см. таблица 3).
Таблица 3
Принципы построения коммуникаций внутри системы [8, c. 1812]
Принцип построения системы |
Принцип построения коммуникаций внутри системы |
Принцип совместимости элементов |
Принцип соответствия коммуникантов |
Принцип актуализации функций и сущность организации в их системе |
Принцип комплексности коммуникационного процесса |
Принцип функциональной регуляции системы |
Принцип актуализации элементов |
Принцип совершенствования системы |
Принцип взаимозаменяемости элементов |
Суть принципов коммуникаций производственной системы носит соответственный характер принципам построения самой системы организации производства. Принцип соответствия коммуникантов заключается в соответствии уровня компетентности элементов коммуникационного канала между собой для эффективной передачи информации. Принцип комплексности обеспечивает необходимость включения всех элементов коммуникации в коммуникационный процесс. Для эффективного функционирования коммуникационной системы все ее структурные элементы должны быть актуальными и не должны вносить помех в коммуникационный процесс. Это условие обеспечивается принципом актуализации элементов коммуникации. Принцип взаимозаменяемости элементов обеспечивает способность элементов информационного канала к замене друг друга без нарушения функционирования канала [8, c. 1813].
Таким образом, коммуникации в организациях ‒ сложный процесс, состоящий из взаимозависимых шагов и имеющий много видов. Без взаимного общения и кооперации руководства и персонала невозможно наладить эффективное взаимодействие коммуникаций на предприятии. Так же, можно с уверенностью утверждать, что осуществление коммуникаций ‒ это связующий процесс, необходимый для любого важного управленческого действия, в котором роль менеджера одна из важнейших. Обладая объективными знаниями, менеджеры в процессе коммуникации способны воздействовать на своих подчиненных, а также эффективно организовывать их работу на предприятии.
Суть принципов коммуникаций производственной системы носит соответственный характер принципам построения самой системы организации производства. Структурные коммуникации в своем функционировании имеют взаимосвязь определенного характера последовательной иерархической связи между собой. Завершающим и основным элементом такой связи является уровень морально-психологической комфортности коллектива.
Глава 2. Анализ процесса коммуникаций и его влияния на эффективность деятельности ООО «Эльдорадо»
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия
Общество с ограниченной ответственностью (сокращенно – ООО) «Эльдорадо» организовано и осуществляет свою деятельность в соответствии с российским законодательством [1; 2]. ООО «Эльдорадо» - крупнейшая в России розничная сеть магазинов бытовой техники и электроники, владельцем сети является международная финансовая группа «PPF» (80% капитала) и инвестиционная компании «Emma Capital» (20% капитала).
Первый магазин компании был открыт в 1994 году в городе Самара. По состоянию на 01.01.2016 года торговая сеть «Эльдорадо» объединяет 416 магазинов. Торговая площадь составляет 585,9 тыс. кв. метров.
Основное направление деятельности Эльдорадо - продажа цифровой и бытовой техники и электронной аппаратуры и ее сервисное обслуживание.
ООО «Эльдорадо» является конкурентом национальных и региональных компаний розничной торговли бытовой электроники и техники, а также узкоспециализированных ритейлеров, такими как торговые предприятия компьютерной техники, фототоваров и средствами телекоммуникаций.
Миссия рассматриваемого предприятия: являться самым лучшим местом для встреч электроники и людей.
Определяющими принципами работы ООО «Эльдорадо» являются такие тезисы:
- осуществление грамотной ценовой политики, основанной на оперативной регуляции цен.
- осуществление индивидуального подхода к каждому покупателю.
Ценности рассматриваемого предприятия:
- осуществление честности - выполнение обещаний и справедливости;
- осуществление взаимоуважения - уважение точки зрения друг друга и замечать успехи;
- осуществление открытости к переменам - видение в динамике возможности для расширения и успеха.
Стратегия ООО «Эльдорадо»: повысить стоимость предприятия с помощью увеличения выручки и рентабельности, а также увеличить рыночную долю предприятия в России, завоевать ведущее положение в розничной торговле в городах, где предприятие выполняет свою деятельность.
Для реализации стратегии организация ставит перед собой две центральные цели:
- увеличить долю рынка с помощью: увеличения продаж и увеличения качества сервиса для покупателей;
- достигнуть целевые экономические показатели результативности.
Организационная структура управления рассматриваемого предприятия представлена на рисунке 3.
Рис. 3. Организационная структура управления ООО «Эльдорадо»
Организационная структура управления рассматриваемого предприятия соответствует линейно-функциональному типу. Такая структура управления предоставляет оперативную реализацию управленческих решений, повышает эффективность функциональных департаментов, позволяет быстро маневрировать ресурсами. Всю полноту ответственности за качество и выполнение задач несет директор. Содержание выполняемых функций сотрудников регламентируют должностные инструкции.
Динамика основных технико-экономических показателей ООО «Эльдорадо» представлена в таблице 4.
Таблица 4
Динамика основных технико-экономических показателей ООО «Эльдорадо», тыс. руб.
Показатель |
2015 г. |
2016 г. |
2017г. |
Абс. отклонение (+,-), |
Темп прироста |
||
(+,-),% |
|||||||
2016/ 2015 |
2017/ 2016 |
2016/2015 |
2017/2016 |
||||
Выручка, тыс. руб. |
4309197 |
5276336 |
6331603 |
967139 |
1055267 |
22,44 |
20 |
Себестоимость, тыс. руб. |
3852879 |
4972984 |
5868122 |
1120105 |
895138 |
29,07 |
18 |
Валовая прибыль, тыс. руб. |
456318 |
303352 |
463481 |
-152966 |
160129 |
-33,52 |
52,79 |
Коммерческие расходы, тыс. руб. |
60084 |
27288 |
30241 |
-32796 |
2953 |
-54,58 |
10,82 |
Прибыль от продаж, тыс. руб. |
303598 |
160614 |
333224 |
-142984 |
172610 |
-47,10 |
рост в 2,07 раза |
Прочие доходы, тыс. руб. |
1138924 |
1815544 |
2202521 |
676620 |
386977 |
59,41 |
21,31 |
Прочие расходы, тыс. руб. |
898961 |
1902102 |
1527849 |
1003141 |
-374253 |
111,59 |
-19,68 |
Чистая прибыль (убыток) отчетного периода, тыс. руб. |
341000 |
223848 |
327872 |
-117152 |
104024 |
-34,36 |
46,47 |
Средняя стоимость основных средств, тыс.руб. |
2672278 |
3059651 |
3077613 |
387373 |
17962 |
14,50 |
0,59 |
Фондоотдача, руб./руб. |
1,6126 |
1,7245 |
2,0573 |
0,1119 |
0,3328 |
x |
x |
Фондоёмкость, руб./руб. |
0,6201 |
0,5799 |
0,4861 |
-0,0402 |
-0,0938 |
x |
x |
Рентабельность производства, ед. |
0,1184 |
0,061 |
0,0789 |
-0,0574 |
0,0179 |
x |
x |
Рентабельность продаж, % |
7,05 |
3,04 |
5,26 |
-4,01 |
2,22 |
x |
x |
Среднесписочная численность работников, чел. |
1200 |
1301 |
1420 |
101 |
119 |
8,42 |
9,15 |
Выручка на 1 работника, тыс. руб./чел. |
3 590,99 |
4 055,60 |
4 458,88 |
464,603 |
403,28 |
12,94 |
9,94 |
Среднемесячная заработная плата 1 работника, рублей |
27 034 |
27 054 |
27 066 |
19,5711 |
12,5852 |
0,07 |
0,05 |
Согласно представленным в таблице 3 данным, в 2016 году по сравнению с 2015 годом отмечается увеличение объемов выручки на 22,44%. В 2017 году по сравнению с 2016 годом отмечалось увеличение объема полученной выручки на 20%, по сравнению с 2015 годом - на 46,95%.
Себестоимость продаж в период 2015-2017 год росла более высокими темпами, чем выручка (товарооборот) - 129,07% в 2015 году и 152,30% за период.
Валовая прибыль за период 2015-2017 год увеличилась на 7,0 млн. рублей (1,54%), при этом в 2016 году наблюдалось сокращение показателя на 33,55%. Прибыль от продаж: рост на 9,04% в 2017 году по сравнению с 2015 годом и сокращение на 47,04% в 2016 году.
Средняя стоимость основных средств компании за 2015-2017 год увеличилась на 15,20% и составила 3 078 млн. рублей в 2017 году.
В 2015 году на 1 рубль средств, вложенных в основные фонды, приходится 1,61 руб. выручки, в 2016 году – 1,72 руб. выручки, в 2017 году – 2,06 рубля выручки. Данный показатель на протяжении 2015-2017 год имеет положительную динамику. В 2016 году по сравнению с 2015 годом отмечается увеличение на 0,11 руб./руб. (6,83%), в 2017 году по сравнению с 2015 годом – на 0,33 руб./руб., рост 127,95%).
Показатель «фондоемкость» - обратная величина по отношению к фондоотдаче. Наблюдается снижение показателя в 2016 году на 6,45%, в целом за период на 20,97%.
Численность сотрудников компании составила 1200 человек в 2015 году, 1301 человек в 2016 году и 1420 человек в 2017 году. При этом среднегодовая заработная плата за период 2015-2017 год выросла на 32 рубля и составила 27 066 тыс. рублей.
Выручка на 1 работника за рассматриваемый период росла, что следует оценить положительно.
Рентабельность продаж рассматриваемого предприятия за период 2015-2017 год снизилась с 7,05% до 3,04% или на 56,88%, а за период 2015-2017 год на 25,39%. Кроме снижения показателя рентабельности продаж, отметим низкий уровень этого показателя.
Рентабельность основной деятельности компании «Эльдорадо» за период 2015-2017 год снизилась с 7,89 % до 5,67% или на 28,14%, этот факт отрицательно характеризует коммерческую деятельность общества. Отметим резкое падение коэффициента рентабельности в 2016 году – на 58,94%.
Таким образом, следует отметить, что компания «Эльдорадо», несмотря на значительный валовый оборот по продажам, имеет низкие показатели рентабельности в пределах (3,04 – 7,89%).