Файл: Влияние процесса коммуникаций на эффективность управления организацией (на примере ООО «Эльдорадо»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 168

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- коммуникации по восходящей, то есть снизу-вверх, к примеру, при нехватке товара менеджеры передают информацию старшему менеджеру, он в свою очередь передает информацию директору [18, c. 7].

Вертикальные коммуникации в современной организации подразделяются на два вида:

- во-первых, передача информации по нисходящей (сверху вниз) от руководителя к подчиненным;

- во-вторых, передача данных по восходящей (снизу-вверх) от подчиненных к руководителю [18, c. 8].

Наглядно содержание вертикальных и горизонтальный коммуникаций представлено на рисунке 2.

Рис. 2. Содержание вертикальных и горизонтальный коммуникаций [10, c. 25]

Своевременность функционирования любого элемента коммуникаций в организации стоит в первых рядах влияния на производственный процесс. Но любая информация, циркулирующая внутри того или иного информационного потока, несет определенную значимость в необходимое для соответственной операции время. То есть, одна и та же информация может быть актуальна или нет в разное время операционных действий производственного процесса.

Важным в понимании управления организационным коммуникациями является отнесение их к формальным и неформальным. Несмотря на простоту классического определения формальных и неформальных коммуникаций по признаку их формирования (менеджментом или самоорганизацией), у коммуникаций есть еще и сущностные признаки, как у формальной, так и не формальной, и по ним они могут не совпадать с классификацией по признаку формирования [3, c. 38].

Система формальной коммуникации создается одновременно с возникновением организации. Они, имеют иерархическую структуру, доступ к коммуникационным потокам имеет четкую регламентацию и протекает в соответствии с обозначенным кругом обязанностей, во внимание принимается не столько личные обязанности человека, сколько его функции служебные.

Под неформальными коммуникациями следует понимать широкий класс коммуникаций, обозначаемых как неформальные коммуникационные сети, в рамках которых распространяются не только слухи, но и обсуждаются рабочие вопросы. Последний вид коммуникаций играет огромную роль в работе научно-исследовательских организаций.

Различают три аспекта коммуникаций:

- технический;

- семантический;

Прагматический [13, c. 325].

Технический аспект связывают с процессами передачи информации от одной точки, оборудования или лица другому по соответствующим каналам. Семантический аспект отображает передачу и прием информации, включая ее понимания получателем. Прагматический аспект учитывает влияние принятой информации на поведение получателей и эффективность использования этой информации.


Таким образом, на современном этапе развития экономических отношений, руководитель принимает роль не просто организатора и контролера, специализирующегося по узкому направлению его деятельности, но и роль психолога и главного коммуникатора, владеющего основами менеджмента.

1.3. Значение и принципы коммуникаций

Любая система должна строиться с соблюдением некоторых основных принципов. Исполнение принципов при проектировании производственной системы, скорее всего, обеспечит ее эффективное и стабильное функционирование [16, c. 31].

Принципы построения коммуникаций внутри производственной рациональной системы определены на основе принципов построения самой рациональной системы, учитывая то, что производство – это большая и сложная система, включающая в себя кроме технологических процессов и организации производства коммуникационные процессы (см. таблица 3).

Таблица 3

Принципы построения коммуникаций внутри системы [8, c. 1812]

Принцип построения системы

Принцип построения коммуникаций внутри системы

Принцип совместимости элементов

Принцип соответствия коммуникантов

Принцип актуализации функций и сущность организации в их системе

Принцип комплексности коммуникационного процесса

Принцип функциональной регуляции системы

Принцип актуализации элементов

Принцип совершенствования системы

Принцип взаимозаменяемости элементов

Суть принципов коммуникаций производственной системы носит соответственный характер принципам построения самой системы организации производства. Принцип соответствия коммуникантов заключается в соответствии уровня компетентности элементов коммуникационного канала между собой для эффективной передачи информации. Принцип комплексности обеспечивает необходимость включения всех элементов коммуникации в коммуникационный процесс. Для эффективного функционирования коммуникационной системы все ее структурные элементы должны быть актуальными и не должны вносить помех в коммуникационный процесс. Это условие обеспечивается принципом актуализации элементов коммуникации. Принцип взаимозаменяемости элементов обеспечивает способность элементов информационного канала к замене друг друга без нарушения функционирования канала [8, c. 1813].


Таким образом, коммуникации в организациях ‒ сложный процесс, состоящий из взаимозависимых шагов и имеющий много видов. Без взаимного общения и кооперации руководства и персонала невозможно наладить эффективное взаимодействие коммуникаций на предприятии. Так же, можно с уверенностью утверждать, что осуществление коммуникаций ‒ это связующий процесс, необходимый для любого важного управленческого действия, в котором роль менеджера одна из важнейших. Обладая объективными знаниями, менеджеры в процессе коммуникации способны воздействовать на своих подчиненных, а также эффективно организовывать их работу на предприятии.

Суть принципов коммуникаций производственной системы носит соответственный характер принципам построения самой системы организации производства. Структурные коммуникации в своем функционировании имеют взаимосвязь определенного характера последовательной иерархической связи между собой. Завершающим и основным элементом такой связи является уровень морально-психологической комфортности коллектива.

Глава 2. Анализ процесса коммуникаций и его влияния на эффективность деятельности ООО «Эльдорадо»

2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия

Общество с ограниченной ответственностью (сокращенно – ООО) «Эльдорадо» организовано и осуществляет свою деятельность в соответствии с российским законодательством [1; 2]. ООО «Эльдорадо» - крупнейшая в России розничная сеть магазинов бытовой техники и электроники, владельцем сети является международная финансовая группа «PPF» (80% капитала) и инвестиционная компании «Emma Capital» (20% капитала).

Первый магазин компании был открыт в 1994 году в городе Самара. По состоянию на 01.01.2016 года торговая сеть «Эльдорадо» объединяет 416 магазинов. Торговая площадь составляет 585,9 тыс. кв. метров.

Основное направление деятельности Эльдорадо - продажа цифровой и бытовой техники и электронной аппаратуры и ее сервисное обслуживание.


ООО «Эльдорадо» является конкурентом национальных и региональных компаний розничной торговли бытовой электроники и техники, а также узкоспециализированных ритейлеров, такими как торговые предприятия компьютерной техники, фототоваров и средствами телекоммуникаций.

Миссия рассматриваемого предприятия: являться самым лучшим местом для встреч электроники и людей.

Определяющими принципами работы ООО «Эльдорадо» являются такие тезисы:

- осуществление грамотной ценовой политики, основанной на оперативной регуляции цен.

- осуществление индивидуального подхода к каждому покупателю.

Ценности рассматриваемого предприятия:

- осуществление честности - выполнение обещаний и справедливости;

- осуществление взаимоуважения - уважение точки зрения друг друга и замечать успехи;

- осуществление открытости к переменам - видение в динамике возможности для расширения и успеха.

Стратегия ООО «Эльдорадо»: повысить стоимость предприятия с помощью увеличения выручки и рентабельности, а также увеличить рыночную долю предприятия в России, завоевать ведущее положение в розничной торговле в городах, где предприятие выполняет свою деятельность.

Для реализации стратегии организация ставит перед собой две центральные цели:

- увеличить долю рынка с помощью: увеличения продаж и увеличения качества сервиса для покупателей;

- достигнуть целевые экономические показатели результативности.

Организационная структура управления рассматриваемого предприятия представлена на рисунке 3.

Рис. 3. Организационная структура управления ООО «Эльдорадо»

Организационная структура управления рассматриваемого предприятия соответствует линейно-функциональному типу. Такая структура управления предоставляет оперативную реализацию управленческих решений, повышает эффективность функциональных департаментов, позволяет быстро маневрировать ресурсами. Всю полноту ответственности за качество и выполнение задач несет директор. Содержание выполняемых функций сотрудников регламентируют должностные инструкции.

Динамика основных технико-экономических показателей ООО «Эльдорадо» представлена в таблице 4.

Таблица 4

Динамика основных технико-экономических показателей ООО «Эльдорадо», тыс. руб.

Показатель

2015 г.

2016 г.

2017г.

Абс. отклонение (+,-),

Темп прироста

(+,-),%

2016/ 2015

2017/

2016

2016/2015

2017/2016

Выручка, тыс. руб.

4309197

5276336

6331603

967139

1055267

22,44

20

Себестоимость, тыс. руб.

3852879

4972984

5868122

1120105

895138

29,07

18

Валовая прибыль, тыс. руб.

456318

303352

463481

-152966

160129

-33,52

52,79

Коммерческие расходы, тыс. руб.

60084

27288

30241

-32796

2953

-54,58

10,82

Прибыль от продаж, тыс. руб.

303598

160614

333224

-142984

172610

-47,10

рост в 2,07 раза

Прочие доходы, тыс. руб.

1138924

1815544

2202521

676620

386977

59,41

21,31

Прочие расходы, тыс. руб.

898961

1902102

1527849

1003141

-374253

111,59

-19,68

Чистая прибыль (убыток) отчетного периода, тыс. руб.

341000

223848

327872

-117152

104024

-34,36

46,47

Средняя стоимость основных средств, тыс.руб.

2672278

3059651

3077613

387373

17962

14,50

0,59

Фондоотдача, руб./руб.

1,6126

1,7245

2,0573

0,1119

0,3328

x

x

Фондоёмкость, руб./руб.

0,6201

0,5799

0,4861

-0,0402

-0,0938

x

x

Рентабельность производства, ед.

0,1184

0,061

0,0789

-0,0574

0,0179

x

x

Рентабельность продаж, %

7,05

3,04

5,26

-4,01

2,22

x

x

Среднесписочная численность работников, чел.

1200

1301

1420

101

119

8,42

9,15

Выручка на 1 работника, тыс. руб./чел.

3 590,99

4 055,60

4 458,88

464,603

403,28

12,94

9,94

Среднемесячная заработная плата 1 работника, рублей

27 034

27 054

27 066

19,5711

12,5852

0,07

0,05


Согласно представленным в таблице 3 данным, в 2016 году по сравнению с 2015 годом отмечается увеличение объемов выручки на 22,44%. В 2017 году по сравнению с 2016 годом отмечалось увеличение объема полученной выручки на 20%, по сравнению с 2015 годом - на 46,95%.

Себестоимость продаж в период 2015-2017 год росла более высокими темпами, чем выручка (товарооборот) - 129,07% в 2015 году и 152,30% за период.

Валовая прибыль за период 2015-2017 год увеличилась на 7,0 млн. рублей (1,54%), при этом в 2016 году наблюдалось сокращение показателя на 33,55%. Прибыль от продаж: рост на 9,04% в 2017 году по сравнению с 2015 годом и сокращение на 47,04% в 2016 году.

Средняя стоимость основных средств компании за 2015-2017 год увеличилась на 15,20% и составила 3 078 млн. рублей в 2017 году.

В 2015 году на 1 рубль средств, вложенных в основные фонды, приходится 1,61 руб. выручки, в 2016 году – 1,72 руб. выручки, в 2017 году – 2,06 рубля выручки. Данный показатель на протяжении 2015-2017 год имеет положительную динамику. В 2016 году по сравнению с 2015 годом отмечается увеличение на 0,11 руб./руб. (6,83%), в 2017 году по сравнению с 2015 годом – на 0,33 руб./руб., рост 127,95%).

Показатель «фондоемкость» - обратная величина по отношению к фондоотдаче. Наблюдается снижение показателя в 2016 году на 6,45%, в целом за период на 20,97%.

Численность сотрудников компании составила 1200 человек в 2015 году, 1301 человек в 2016 году и 1420 человек в 2017 году. При этом среднегодовая заработная плата за период 2015-2017 год выросла на 32 рубля и составила 27 066 тыс. рублей.

Выручка на 1 работника за рассматриваемый период росла, что следует оценить положительно.

Рентабельность продаж рассматриваемого предприятия за период 2015-2017 год снизилась с 7,05% до 3,04% или на 56,88%, а за период 2015-2017 год на 25,39%. Кроме снижения показателя рентабельности продаж, отметим низкий уровень этого показателя.

Рентабельность основной деятельности компании «Эльдорадо» за период 2015-2017 год снизилась с 7,89 % до 5,67% или на 28,14%, этот факт отрицательно характеризует коммерческую деятельность общества. Отметим резкое падение коэффициента рентабельности в 2016 году – на 58,94%.

Таким образом, следует отметить, что компания «Эльдорадо», несмотря на значительный валовый оборот по продажам, имеет низкие показатели рентабельности в пределах (3,04 – 7,89%).