Файл: Судебная власть Российской Федерации: организация и полномочия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 180

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Изменения в законодательстве относительно судебной системы часто сравнивают с судебными реформами России до революции. Накопленный опыт нашего государства, требует изучения для использования его в реализации современных изменений в судебной системе. А.Ф. Кони, описывая судебную систему России до внесения изменений, говорил: «Суды общие находились в сильной зависимости от административной власти, вмешательство которой в приговоры и решения не сопровождалось ни служебной, ни нравственной ответственностью и приучало общество не питать уважения к незыблемости закона и утешать себя уверенностью, что «на милость суда нет»[1]. Реформы в судебной системе ударили по судебному произволу, а так же оживили научные интересы общества.

Судебная реформа в Российской Федерации приобрела повышенную практическую значимость и актуальность.

Отправлять правосудие в Российской Федерации могут лишь строго определенные федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации" и Конституцией РФ судебные органы.

Порядок образования судебных органов является условием правомерности закона.

Актуальность темы. Правовое государство не может существовать без создания самостоятельной и независимой судебной власти, которая выполняет свою деятельность на основе демократических принципов осуществления правосудия.

Функция осуществления правосудия судебными органами, закреплена в Конституции РФ. Целями отправления правосудия в РФ являются:

  1. защита прав и свобод граждан;
  2. защита конституционного строя РФ;
  3. защита прав и законных интересов предприятий, организаций и учреждений.

Объект исследования – нормы российского законодательства. регулирующие организацию судебной власти.

Предмет исследования – судебная власть в России.

Цель курсовой работы - на основе теоретических работ и законодательства исследовать понятие и порядок организации судебной власти в России.

Данная цель достигается решением следующих задач:

1.Рассмотреть историю развития судебной власти в России; раскрыть понятие и признаки судебной власти в России.

2.Рассмотреть порядок организации судебной власти России.

3.Охарактеризовать перспективы развития судебной власти в России.

В основу исследования положены: историко-правовой, сравнительно-правовой, формально-логический, системно-структурный методы научного познания.


Нормативную основу исследования составили: "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ), федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 30.10.2018) "О судебной системе Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019), федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 29.07.2018) "О Конституционном Суде Российской Федерации", федеральный конституционный закон от 28.04.1995 N 1-ФКЗ (ред. от 29.07.2018) "Об арбитражных судах в Российской Федерации", федеральный конституционный закон от 23.06.1999 N 1-ФКЗ (ред. от 30.10.2018) "О военных судах Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 31.10.2018), федеральный закон "О народных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации" от 02.01.2000 N 37-ФЗ (последняя редакция), федеральный закон "О мировых судьях в Российской Федерации" от 17.12.1998 N 188-ФЗ (последняя редакция) и др.

Теоретическая база работы сформировалась в результате изучения работ следующих авторов: Мелехин А.В., Тургаева А.С., Ляхов Ю. А., Гуценко К. Ф., Жариков Ю.С., Лукин В. Н., Лупу А. А. и других.

Структура исследования состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

1. Судебная власть в системе государственной власти Российской Федерации

1.1 Становление и развитие судебной власти

Суды как самостоятельную систему органов государственной власти связывают с реформой Петра I в 1718г. Император хотел отделить судебную власть от административной. Однако судебная реформа не была полностью реализована, а после смерти Петра Великого была позабыта.

Труды Императора были продолжены во второй половине XVIII в. Екатериной II. Данную эпоху характеризуют как возрождение реформаторских идей в области правосудия. Екатерина II в 1775г. Издает административно-судебную реформу – Учреждение для управления губерний.

Судебная реформа была реализована в 1864г., эта дата ознаменовала становление судебной системы в России. Результатом реформы стало формирование самостоятельной судебной власти путем отделения ее от других ветвей власти[2]. Для обеспечения независимости судебной власти от административной, создавались судебные округа, которые не зависели от административного деления. Система судов Российской Империи включала в себя местные и общие суды, а так же военные суды. По реформе 1864г. Создавались судебные палаты для областей или губерний. Данные учреждения являлись первой инстанцией в рассмотрении дел о государственных и должностных преступлениях, рассматривали кассационные жалобы на решениях областных судов. Так же, судебные палаты рассматривали апелляционные жалобы по решениям окружных судов, рассмотренных без участия присяжных заседателей.


Местные судебные установления состояли из мировых судей и съездов мировых судей. Их деятельность осуществлялась в пределах мировых участков, которые объединялись в мировые округа. Съезды мировых судей созывались в территориальных пределах мировых округов. Съезды были призваны для рассмотрения жалоб на решения мировых судей и для окончательного разрешения дел.

Верховный уголовный суд главенствовал над судебной системой Российской Империи. Данный суд учреждался Императором, который так же определял его состав, для рассмотрения конкретного уголовного дела о государственном преступлении.

Приход советской власти принес отмену прежних законов, изменение всей судебной системы в России[3].

24 ноября 1917г. был опубликован Декрет о суде №1, который упразднил царскую систему юстиции и судов. Декрет заменил мировых судей местными судами, состоявшими из местного судьи и двух заседателей.

Декретом о суде №1 были созданы революционные трибуналы, предназначенные для борьбы с контрреволюционными преступлениями, спекуляцией, саботажем. Декрет упразднял апелляционные обжалование судебных решений, но сохранял кассационную инстанцию.

20 июля 1918г. Декрет о суде №3 возложил организацию судебных органов на Народный комиссариат юстиции РСФСР. На территории Советской Республики действовали местные народные суды, окружные народные суды, революционные трибуналы. Состав народного суда включал в себя одного судью либо судью с двумя или шестью народными заседателями. Данному суду были подсудны все уголовные и гражданские, кроме дел подсудных революционным трибуналам. Советы народных судей выступали в роли кассационной инстанции по решениям народных судов. Революционные трибуналы могли передавать в народный суд уголовные дела, при условии, что они не имеют политического значения.

Положением о судоустройстве РСФСР 1922 г. была создана трехзвенная советская судебная система. Она состояла из народных судов, которые рассматривали уголовные и гражданские дела, губернского суда (среднее звено), который стал кассационной инстанцией по решениям народных судов, а так же первой инстанцией по более важным категориям дел. Верховный Суд РСФСР признавался высшим судебным органом Советской Республики[4]. Данный суд служил первой инстанцией по особо важным делам, кассационной инстанцией по решениям губернских судов, надзорной инстанцией для всех судебных органов.


В 1922г. были упразднены революционные трибуналы, военные трибуналы сохранялись в Вооруженных силах. Они действовали до апреля 1992г. и были преобразованы в военные суды.

В 1923г. был создан Верховный Суд СССР. Данному событию послужило образование в 1922г. СССР. Верховный Суд СССР был высшей надзорной инстанцией для судов СССР, рассматривал наиболее важные дела в качесвте суда первой инстанции.

"Основы судоустройства Союза ССР и союзных республик" утвержденные Постановлением ЦИК СССР от 29.10.1924 и принятие Советской Конституции 1924г. стали началом новой судебной системы СССР.

Принятие первой советской Конституции 1924 г. и Основ судоустройства СССР и союзных республик того же года положило начало строительству судебной системы Союза ССР. В принятом вслед за этим Закон СССР от 25.12.1958 "Об утверждении Основ законодательства о судоустройстве Союза ССР, союзных и автономных республик" расставил задачи, определил структуру и функции судебной системы на территории СССР.

Советская судебная система сохранила свои черты после принятия Конституции СССР 1977 г., первой редакции Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о судоустройстве в СССР и подошла к распаду СССР и образованием нового государства.

1.2 Понятие и признаки судебной власти

Согласно ст.10 Конституции Российской Федерации государственная власть разделяется на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Органы каждой из них самостоятельны.

Идея разделения властей была сформулирована в XVIII в. французским философом Ш. Л. Монтескье. «В каждом государстве имеется власть законодательная, исполнительная и судебная. Все эти власти должны быть разделены, так как если судья станет законодателем, то свобода граждан окажется во власти произвола. Если судебная власть будет соединена с исполнительной, то судья получит возможность стать угнетателем»[5].

Понятие судебной власти многозначно. В зависимости от контекста данный термин может обозначать систему органов государства, осуществляющих правосудие, конкретный суд, средство защиты прав и свобод граждан, разрешения споров. Понимание судебной власти можно разделить на две стороны:

  1. Структурное понимание – судебная власть является системой специальных государственных органов;
  2. Функциональное понимание – специфическая функция суда.

Судебной власти присущи следующие характерные признаки:

  1. Судебная власть - это одна из трех ветвей государственной власти.
  2. Судебная власть осуществляется только судами. Суд состоит из работающих на профессиональной основе судей, так же в его состав могут входить присяжные заседатели.
  3. Исключительность. Только суд может осуществлять правосудие.
  4. Единство судебной власти. Единство выступает в качестве принципа организации судебной власти в РФ, характеризующего принципиальную сторону деятельности различных судов.
  5. Независимость судебной власти. Суды осуществляют свою власть самостоятельно, независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь Конституции РФ и закону.
  6. Форма реализации судебной власти – судопроизводство. Виды судопроизводства в соответствии с Конституцией РФ: конституционное, уголовное, административное, гражданское, арбитражное.
  7. Процессуальный порядок деятельности. Порядок, регулирующий правила судебной процедуры, является важной гарантией законности деятельности судебной власти.
  8. Подзаконность судебной власти. Судьи подчиняются только Конституции РФ и законодательной базе.
  9. Обязательность судебных постановлений. Решение суда подлежит неукоснительному исполнению на всей территории Федерации.
  10. Народное представительство в осуществлении судебной власти – участие граждан в осуществлении правосудия.

Эти признаки нельзя изолировать друг от друга или противопоставлять. Осуществляя государственную власть в особой форме, суд не изолирован от

других ветвей власти: он применяет законы, изданные парламентом (Федеральное собрание), а исполнительная власть (правительство) осуществляет его решения (тюремное содержание, исправительные работы).

Вместе с тем судебная власть существенно отличается от законодательной и исполнительной. Суд не принимает законы, как это, например, делает парламент (своеобразным исключением выступают прецеденты в странах англосаксонского права), и не занимается исполнительной деятельностью, подобно правительству. В отличие от законодательной судебная власть не опирается на поддержку избирателей и не имеет тех силовых механизмов, какие есть у исполнительной власти[6]. Однако, принимая решения, судебная власть может лишить человека свободы, чего не имеет права делать ни законодательная, ни исполнительная власть. В отличие от законодательной и исполнительной власти, которые тесно связаны с политикой, судебная власть должна стоять над политическими конфликтами. Она не вправе руководствоваться политическими мотивами и поддаваться политическому давлению. Сила судебной власти коренится в уважении гражданами и должностными лицами, в вере в непререкаемость судебных решений и их неуклонное исполнение[7].