Файл: Судебная власть Российской Федерации: организация и полномочия.pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 192
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Судебная власть в системе государственной власти Российской Федерации
1.1 Становление и развитие судебной власти
1.2 Понятие и признаки судебной власти
1.3 Место судебной власти в системе органов государственной власти Российской Федерации
2. Организация судебной власти в России
2.1. Суды конституционной юрисдикции
2.3 Суды арбитражной юрисдикции
Будучи органом государства, конституционный суд противостоит государству и его учреждениям, если они нарушают законы.
Судебная власть обладает многогранными полномочиями, которыми наделяются суды. Их реализация в целом и есть реализация судебной власти.
Среди этих полномочий можно назвать следующие:
- Осуществление правосудия;
- Конституционный контроль;
- Контроль за законностью решений и действий государственных органов;
- Обеспечение исполнения приговоров;
- Разъяснение действующего законодательства по вопросам судебной практики;
- Участие в формировании судейского корпуса;
- Содействие органам судейского сообщества.
Проведению в жизнь каждого из названных полномочий, образующих судебную власть, призвано способствовать исполнению принимаемых ими решений. Закон, к примеру, прямо провозгласил общеобязательность судебных решений всех видов.
Круг судебных полномочий говорит и о том, что данная власть призвана выполнять важную и ответственную социальную функцию, не менее значимую, чем функции, выполняемые другими ветвями власти, А это позволяет делать вывод уже о равнозначности, равноправности и паритетности всех ветвей власти. Признание высокой социальной значимости судебной власти проявилось весьма недвусмысленно и в том, что одним из ее полномочий стал конституционный контроль.
1.3 Место судебной власти в системе органов государственной власти Российской Федерации
В конституции всех стран мира имеются разделы и главы о судебной власти. Судебная власть является составной частью государственной власти[8]. Данная власть воздействует на свободы и права людей. Конституция закрепляет гарантии прав граждан в их отношениях с судебной властью, статус судей. Суть данных вопросов на уровень конституционного регулирования состоит в том чтобы исключить возможность судебного произвола в отношение граждан ,создать иерархическую структуру ,которая сможет обеспечить возможность обжалования решение судов и их приговоров.
В Конституции РФ «судебная власть» раскрывается через ряд положений, который охватывает организацию судебной системы и принципы деятельности судов. Так же с данными терминами в Конституции РФ есть такой термин как «правосудие» он обозначает содержание судебной деятельности, если она соответствует всем требованиям закона.
В одной из статей главы «судебная власть» посвящена прокуратуре, это может создать впечатление о входе прокуратуры в число органов, которые осуществляют судебную власть. Данное впечатление является не правильным, ошибочным, ведь прокуратура и суд независимы друг от друга, ведь это системы с различными функциями ,но прокуратура оказывает значительное содействие в осуществление судебной власти .Включение статей в главу судебной власти объясняет это данью традиций.
Судебная власть относится не только к высшим судебным инстанциям, но и ко всем судам РФ, они состоят в одном ряду с Президентом РФ, Правительством РФ, осуществляющим государственную власть в РФ. Принцип разделения властей распределяет функции государственной власти между тремя ветвями власти, а так же устанавливает их самостоятельность. В данной системе суды связаны с исполнительной и законодательной властью, обязанностью принятие законов и нормативно правовых актов, и в отношение назначения судей на их должность, судебная власть имеет возможность отмены законов ,указов и т.д. Судебная власть самостоятельна в вынесение судебных решений и приговоров, а их исполнение относится к обязанностям исполнительной власти[9]. Шанс судебного обжалования гражданами действия или бездействия должностных лиц даёт возможность судебной власти противостоять незаконным действиям данной власти. Полномочия и функции судебных органов, служат противовесом в отношении двух других ветвей власти, в совокупности с ними они образуют единую государственную власть[10]. Принцип разделения властей важен для того, чтобы контроль полномочий не привели к присвоению полномочий судебной власти какой либо иной властью. Судебная практика влияет на направление законодательной деятельности и исправляет многие ошибки органов исполнительной власти.
Положение судебной власти в системе разделения властей выглядит внешне двусмысленным.
При поднятии вопроса об организации этой власти в субъектах РФ. Казалось бы, что из смысла ст.10 и 11 Конституции РФ вытекает распространение принципа разделения властей ,также на субъекты РФ. Природа судебной власти в отличие от двух других, может функционировать только при существование вертикали судебных органов снизу доверху. Конституция РФ даёт предпочтение именно такому подходу. Эта проблема присуща многим федеративным государствам.
Таким образом, судебная власть в системе органов государственной власти РФ в решающей степени определяется положением о разделение властей. Судебная власть является разновидностью государственной власти с законодательной и исполнительной, ее органы самостоятельны. Данная самостоятельность проявляется в независимости судей ,они подчиняются только закону и Конституции РФ. В своей работе по осуществлению правосудия они никому не подотчётны.
2. Организация судебной власти в России
2.1. Суды конституционной юрисдикции
В мировой практике конституционный контроль (надзор) осуществляют: суды общей юрисдикции (верховные суды США, Канады, Японии, Австралии), несудебные органы (конституционные советы Франции, Казахстана), конституционные суды (Австрии, Бельгии, Германии, Италии, России и др.). С 1924 г. в СССР контроль за соблюдением Конституции СССР 1924 г. осуществлялся Верховным Судом СССР на основании отдельных требований Центрального исполнительного комитета СССР. Согласно Конституции СССР 1936 г. контроль за конституционностью законов и подзаконных нормативных правовых актов был возложен на законодателя. С 23 декабря 1989г. восстановлен конституционный контроль в СССР, который был возложен на Комитет конституционного надзора СССР. В декабре 1990 г. был образован Конституционный суд РСФСР, но уже с 7 октября 1993 г. его деятельность была приостановлена. В связи с принятием 12 декабря 1993 г. Конституции РФ в соответствии с ее ст. 125 был образован Конституционный Суд РФ.
В составе Конституционного Суда РФ 19 судей, которые по представлению Президента РФ назначаются на должность Советом Федерации в индивидуальном порядке посредством тайного голосования. Председатель и два заместителя Председателя Конституционного Суда РФ назначаются из числа судей Советом Федерации по представлению Президента РФ.
В качестве органа конституционного контроля Конституционный Суд РФ самостоятельно и независимо осуществляет судебную власть путем конституционного судопроизводства[11]. В его компетенцию входят следующие конституционные полномочия:
- Проверка конституционности нормативных актов, изданных на федеральном и региональном уровне, договоров между органами государственной власти России и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ, а также не вступивших в силу международных договоров РФ. Данные полномочия реализуются Конституционным Судом РФ на основании запросов и жалоб, направляемых в его адрес органами государственной власти РФ и субъектов РФ, судами и гражданами;
- Разрешение споров о компетенции между федеральными органами государственной власти, между органами государственной власти РФ и субъектов РФ, между высшими государственными органами субъектов РФ;
- Толкование Конституции РФ по запросам Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, органов законодательной власти субъектов РФ;
- Дача заключения о соблюдении порядка выдвижения обвинения против Президента РФ в государственной измене или в совершении иного тяжкого преступления;
- Реализация права законодательной инициативы по вопросам ведения Конституционного Суда РФ;
- Принятие Конституционным Судом РФ решений и по следующим вопросам: утверждение Регламента Конституционного Суда РФ; дача согласия на возбуждение уголовного дела в отношении судьи Конституционного Суда РФ либо о привлечении его в качестве обвиняемого; приостановление или прекращение полномочий судьи Конституционного Суда РФ и прекращение его отставки; привлечение к ответственности лиц, не выполняющих или отказывающихся выполнять требования Конституционного Суда РФ.
Рассмотрение и разрешение дел его подведомственности осуществляется Конституционным Судом РФ в заседаниях. При этом рассмотрение дела может осуществляться без проведения слушаний, т.е. без приглашения в судебное заседание заявителя и других участников процесса (если на проведении слушаний не настаивает заявитель)[12].
Решения Конституционного Суда РФ обязательны на всей территории России. Правовые акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции РФ международные договоры России не подлежат введению в действие и применению. Решения судов и иных органов, основанные на актах, признанных неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных федеральными законами случаях[13].
Помимо федерального Конституционного Суда существуют конституционные (уставные) суды субъектов РФ, образованные в соответствии со ст. 27 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации", а также конституциями и уставами и законами ряда субъектов РФ.
Основными задачами таких судов являются:
- Рассмотрение вопросов о соответствии законов и нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта РФ и нормативных правовых актов органов местного самоуправления субъекта РФ конституции (уставу) данного субъекта РФ;
- Толкование конституции (устава) субъекта РФ;
- Рассмотрение иных вопросов, не нарушающих конституционную схему разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными и региональными органами государственной власти, а также соответствующих правовой природе таких судебных органов конституционной (уставной) юстиции (проверка конституционности ненормативных актов органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, проверка условий проведения и результатов референдумов и выборов, рассмотрение жалоб на нарушение конституционных нрав и свобод граждан и т.п.).
Порядок деятельности конституционных (уставных) судов определяется законами субъектов РФ. Решение конституционного (уставного) суда субъекта РФ, принятое в пределах его полномочий, не может быть пересмотрено иным судом. Финансирование данных судов осуществляется за счет средств бюджета субъектов РФ.
Следует отметить, что во многих субъектах РФ конституционные суды и уставные суды не образованы, хотя образование указанных судов объективно необходимо прежде всего в целях выявления и последующей отмены законов и подзаконных нормативных правовых актов субъектов РФ, нарушающих нрава и свободы граждан, проживающих в субъектах РФ.
2.2. Суды общей юрисдикции
Полномочия, порядок образования и деятельности судов общей юрисдикции устанавливаются Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации», настоящим Федеральным конституционным законом, иными федеральными конституционными законами.
Порядок осуществления правосудия в судах общей юрисдикции устанавливается федеральным процессуальным законодательством, а в части, касающейся осуществления правосудия по делам об административных правонарушениях, может устанавливаться также законодательством субъекта Российской Федерации Федеральный конституционный закон от 7 февраля 2011 г. N 1-ФКЗ
Термин «суд общей юрисдикции» в современном российском законодательстве впервые появился после принятия 12 декабря 1993 года Конституции Российской Федерации.
Суд общей юрисдикции - государственный орган отнесенный к судебной ветви власти, осуществляющий правосудие по гражданским, уголовным делам и делам возникающих из административных правонарушений, а также иным делам подсудным судам общей юрисдикции[14].
Суды общей юрисдикции подразделяются на: федеральные суды, к которым относятся: Верховный Суд РФ, верховные суды республик, суды краев, областей, городов, автономной области и автономных округов, районные (городские) суды, военные и специализированные суды; суды субъектов Российской Федерации, к которым относятся мировые судьи.
Система судов общей юрисдикции - совокупность судов, осуществляющих правосудие по гражданским, уголовным делам и делам возникающих из административных правонарушений, а также иным делам подсудным судам общей юрисдикции[15].
Верховный Суд РФ в является высшим судебным органом по всем делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных законом пределах судебный надзор за деятельностью нижестоящих судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики[16].
Суды субъектов Российской Федерации: верховные суды республик, краевые, областные суды, суды автономных округов, автономной области, городские суды городов федерального подчинения. Суды общей юрисдикции среднего звена являются высшими органами судебной власти, действующими на территории субъектов РФ[17]. Суды общей юрисдикции среднего звена занимают промежуточное положение в единой судебной системе РФ. Они являются судами апелляционной инстанции для районных судов и надзорной инстанцией для мировых судей.