Файл: Судебная власть Российской Федерации: организация и полномочия.pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 186
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Судебная власть в системе государственной власти Российской Федерации
1.1 Становление и развитие судебной власти
1.2 Понятие и признаки судебной власти
1.3 Место судебной власти в системе органов государственной власти Российской Федерации
2. Организация судебной власти в России
2.1. Суды конституционной юрисдикции
2.3 Суды арбитражной юрисдикции
Все вышеперечисленное говорит о большом значении субъектного состава судебной системы. В данное время он характеризуется высоким профессионализмом осуществляющих ее должностных лиц. Легальные основы для формулирования государственных требований к судьям как особой категории должностных лиц заложены в ряде законодательных актов, регламентирующих статус судов. Они во многом имеют формальный характер и не определяют профессиональный уровень: принадлежность к российскому гражданству, возраст, высшее юридическое образование и т.д.
Проводимая в настоящее время структурная и перестройка системы высшего образования предполагает повышение качества юридического образования, обеспечивает не только базового уровня подготовки специалистов, но и более высоких требований, предъявляемых к образовательному стандарту.
Тем самым существующая система подготовки сама не может обеспечить все возможные методы обучения судей, позволяющие выработать не только соответствующие профессиональные качества, но и воплотить комплекс необходимых личностных свойств, обусловленных обязанностями судьи. Способность к саморазвитию, самосовершенствованию, умение избегать рутины, неоправданного риска составляют особую группу требований, предъявляемых к кандидатам на судебную работу и воплощаемых в самой личности судьи. Отсюда - актуальность работы по профессиональному отбору с помощью специальных методов, позволяющих выявить соответствие судей занимаемой должности на основе раскрытия их индивидуально-психологических особенностей.
Ведь судья является не только лицом, наделенным полномочиями осуществлять правосудие, но и носителем судебной власти. «Все носители судебной власти призываются действовать в относящемся к их юрисдикции правовом пространстве в качестве потенциальных защитников Конституции, хранителей законности и гражданского мира».
Содержание властных полномочий судей зависит: во-первых, от их принадлежности к тем или иным ветвям судебной системы; во-вторых, от правил подсудности дел; в-третьих, от должности судьи. Все остальные различия, специализация в рассмотрении дел, разделение обязанностей между заместителями председателя суда - не имеют значения в плане реализации закона о статусе судей, так как не изменяют определенных законом полномочий и компетенцию судей.
Все компоненты судебной системы нуждаются в интеграции, которая осуществляется с помощью государственно-властных полномочий, содержание которых является достаточно сложным, поскольку включает стороны, составляющие различные средства осуществления деятельности государственных органов. И здесь необходимо подчеркнуть, что самого властного полномочия не может быть без закрепления в законе компетенции соответствующих органов. А содержание и объем компетенции зависят от целого ряда факторов и, прежде всего, от той сферы общественной жизни, с которой связано само существование государственного органа.
Применительно к органам судебной власти - судам - такой сферой является область правозащитной деятельности по реализации общечеловеческих ценностей - защите жизни, здоровья, чести и достоинства личности, обеспечению гражданских, политических и иных прав человека, воплощению в жизнь принципов законности, правопорядка, справедливости и т.д.
Говоря о современном развитии судебной власти в России, нельзя не сказать о воздействии глобализационных процессов на судебную практику, которое происходит следующими путями.
Во-первых, путем приведения в соответствие с международным правом правовых норм, регламентирующих правоприменительную деятельность. Речь пойдет об инкорпорации международно-правовых норм во внутригосударственное право и, соответственно, о значительном обновлении законодательной базы в сфере процессуального регулирования, однако только в той мере, какая допустима с точки зрения сохранения и повышения уровня легитимности правосудия, доверия к институтам российской судебной власти.
Во-вторых, это применение норм, принципов и прецедентов международного права в национальной правовой системе. Данный процесс осуществляется в трех вариантах:
- применение норм международного права как норм прямого действия;
- совместное применение норм международного права и «родственных» норм национального законодательства.
- влияние глобализационных процессов на правоприменительную деятельность проявляется в трансформации организационного уровня правоприменения, в совершенствовании организации и деятельности правоприменительных институтов судебной системы при обеспечении их соответствия международным стандартам.
К этому необходимо добавить еще и то обстоятельство, что сегодня как никогда обнаруживается нарастание процессуальности (процедурности) в правовом регулировании, что выражается в расширении сферы процессуального регулирования, увеличении числа процедурно-процессуальных норм, усложнении процедуры совершенствования процессуальной формы. Процессуальное регулирование становится более четким и детализированным. Причем в развитии процессуального права, как отмечает Е.Г. Лукьянова, «просматривается следующая закономерность: чем более развито общество, тем детальнее в законодательстве прорисовывается деятельность, связанная с охраной социального порядка, прав, свобод и законных интересов граждан и организаций».
И это очевидно, так как всемирная история представляет собой прогрессирующее движение к большей свободе, к большему числу людей.
Следует также учитывать, что глобализационное воздействие проявляется и в действии общих закономерностей в развитии суда в мире. В частности, А. Гарапон выделил три аксиомы в развитии современного правосудия.
Во-первых, «правосудие выступает условием мира, очищением прошлого - условием будущего». Именно суд, правосудие выступают сегодня в роли главного корректора политического режима. Именно судебная власть способна расставить все точки над «и» относительно прошлого, дав ему адекватную оценку, которая в свою очередь является залогом будущего.
Во-вторых, «мир необходимо восстанавливать средствами правосудия, чтобы возобновить поток обменов, составляющих общественную жизнь». Именно суд призван играть роль главного арбитра в обществе. И от степени справедливости этого арбитража зависит уровень организованности и порядка в гражданском обществе.
В третьих, «правосудие - это слово, а судебный приговор - публичное высказывание. Чем более чувствительны удары преступности по символическому порядку, тем важнее роль правосудного высказывания».
Правосудие - это не механическая деятельность, а процесс, который требует осторожности, точнее было бы назвать его «отправление права». Как пишет А. Гарапон, «право стало новым языком, на котором формулируются новые политические запросы; последние, будучи следствием разочарования в государстве, сдающем свои позиции, в значительной мере обращены к правосудию»[27]. Речь пойдет конечно же, не обо всем государстве в целом, а прежде всего об органах исполнительной власти, которые в одиночку уже не в состоянии справиться с гигантским объемом задач.
Данные теоретические положения в целом обрисовывают перспективу развития судебной власти в России, но здесь же необходимо выделить и целый ряд моментов, осложняющих данный процесс. Это:
- декларирование законодательной и исполнительной властью «новой» роли суда в обществе и государстве без обеспечения ее необходимыми юридическими, материальными и иными ресурсами;
- стремление пришедших к власти политических элит к быстрому и чаще всего механическому копированию западных судебных институтов и структур на фоне явной недооценки национальных традиций и практически тотального отрицания советского опыта правосудия;
- очевидное падение авторитета правосудия в обществе, и это значит, о легитимности судебных структур;
- затяжной и противоречивый характер судебной реформы, в ходе которой наблюдается явная недооценка правового сознания, правового мышления (сформированного в основном еще в советском государстве) судейского сообщества, адвокатского корпуса, сотрудников правоохранительных структур, да и большинства самих российских граждан, а также серьезность возникших в начале 90-х годов институциональных деформаций в этой сфере властных отношений; недооценка стратегии опережающего развития, предполагающей первичное создание соответствующих материальных, политических, юридических, кадровых и иных условий («воспроизводственная среда»), и следующее за этим процессом обновление, реорганизация самих судебных институтов.
И это далеко не один перечень проблем, который влияет на развитие российской судебной власти. Тем самым, анализ механизма реализации судебной власти в России показывает, что по мере развития гражданского общества и построения правового государства названные выше трудности будут постепенно преодолеваться.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение подведения итогов предоставим следующий ряд обобщающих выводов.
В Российской Федерации в законе о судебной системе закреплены первоначальные признаки судебной власти с точки зрения разделения властей и разъединение судебной власти от исполнительной и законодательной власти
Структура закона данного нам и других законов относящихся к судоустройству помогает нам выдвинуть и подчеркнуть ряд особенностей судебной власти, она осуществляется на профессиональной основе судьями ,которые обладают определенным статусом ,закреплённым законом ,в силу этого судья при решение какого -либо дела или вопроса о из компетенции руководствуется только одним законом .
Суд не занимается изданием законов и других нормативных актов ,он применяет к обстоятельствам и конкретным делам ,обширность данной власти закреплена полномочиями судей и судов ,как в делах о решение по вопросам правового характера ,так и вопросах и применение мер государственного принуждения в отношение правонарушителя ,вплоть до самых исключительных ,т.е. нет возможности рассмотреть дело повторно и выступления каких либо других лиц после того как в силу вступил судебный акт.
Значит, этот факт исключает повторное наказание какого-либо лица судом.
В настоящее время судебная власть регулирует довольно значительное количество нормативных актов, но по мнению многих исследователей ,считаю что является слабым местом в нашей стране .
Исходя из сказанного придем к следующему выводу что в РФ сформировалась система судов, которая отвечает стандартам мира, выбравшая те плюсы которые были характерны судам советской России.
Основными функциями судебной власти являются: правосудие, судебный контроль, надзорная функция. В литературе можно найти и такие функции как :руководство судебной практикой, формирование судейского корпуса.
В правосудие есть четыре направления деятельности судебной власти, это-сдерживание, обеспечение социальной и юридической ценности актов правосудия ,так же применение мер о государственном принуждение .
Суть и все значение судебной власти лучше всего раскрывается при проведение детального и конкретного анализа о результатах судебной системы. Вопреки этому перед нами возникает насущный вопрос о статусе судей. Развитию судебной реформы, государство придаёт значительное и основополагающее значение.
Основой в этом вопросе, считается, определить конкретную роль суда в системе правоприменения. Следует подчеркнуть значение, которое является решающим в вопросе защиты и реализации прав юридических лиц и физических.
На конкретном примере работы судебных органов мы можем сформировать представление гражданина и состояние в целом правовой системы в государстве, о том как защищаются их свободы и права ,о эффективности в целом правового поля ,но также есть и некие недостатки ,которые есть в действующем законодательстве ,так же и правовая система государства. В связи с этим мы должны четко понять все причины неудовлетворительного состояния системы деятельности правоприменения.
Просмотреть вопрос можно конкретно на основополагающих фактах которые представляются в прессе.
Первоначальной задачей нашего времени состоит в том чтобы укрепить достижения судебной реформы и ее продвижение вверх, основным конечно же является это доступ наших граждан к правосудию, встать и приблизиться на один уровень судебной защиты, согласно стандартам Европейского суда ,в нахождение новых перспектив и возможностей улучшение и продвижения вперед судопроизводства.
Когда осуществляется любая судебная реформа, следует помнить что надо исходить из главных задач правосудия ,своевременного разрешения дел и его качество ,так же нельзя забывать про свободы и интересы граждан и организаций, кроме всего перечисленного, нам надо знать о том что следует знать и учитывать традиции правосудия в государстве, все положительные характерные черты и моменты судебной системы.
Таким образом, выбранная тема курсовой работы является весьма актуальной, поскольку определение судебной власти является неотъемлемой частью правового государства.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
"Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)