Файл: Судебная власть Российской Федерации: организация и полномочия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 169

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Гарнизонные военные суды. Военной суды в РФ - совокупность судов единой судебной системы РФ, в компетенцию которых входит рассмотрение дел, связанных с деятельностью Вооруженных Сил Российской Федерации, а также иных органах, где предусмотренная воинская служба. Военные суды в РФ входят в систему судов общей юрисдикции РФ и выполняют те же задачи, с поправкой на свою компетенцию[18]. Регулирование деятельности Военных судов в РФ осуществляется правовыми нормами ФКЗ «О военных судах Российской Федерации».

Районный суд - основное звено судебной системы Российской Федерации. Он является судом общей юрисдикции[19]. В соответствии со ст. 21 Закона о судебной системе, районный суд в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой и второй (апелляционной) инстанций, а также осуществляет другие полномочия, предусмотренные законом. Районный суд является непосредственной вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района.

Районный суд в РФ - орган государственной власти, отнесенный к судебной ветви власти; являющийся федеральным судом общей юрисдикции и занимающий положение среднего звена[20]. Образуются в районах, районах городов.

Мировые судьи в Российской Федерации являются судьями общей юрисдикции субъектов РФ и входят в единую судебную систему РФ. Полномочия, порядок деятельности мировых судей и порядок создания должностей мировых судей устанавливаются Конституцией, Законом о судебной системе, иными федеральными конституционными законами, Федеральным законом от 17.12.1998 № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации», а порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливается также законами субъектов РФ.

Систему судов общей юрисдикции можно представить и несколько иначе, разбив ее на три звена:

1) основное звено - районные (городские) суды;

2) среднее звено - верховные суды республик, краевые, областные суды, городские суды федерального подчинения в Москве и Санкт-Петербурге, суды автономной области и автономных округов;

3) высшее звено - Верховный Суд РФ.

Под организационным обеспечением деятельности судов общей юрисдикции понимаются мероприятия кадрового, финансового, материально-технического, информационного и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия.


Организационное обеспечение деятельности Верховного Суда Российской Федерации осуществляется аппаратом этого суда.

Организационное обеспечение деятельности верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, районных судов, военных и специализированных судов осуществляется Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации.

Организационное обеспечение деятельности мировых судей осуществляется органами исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

2.3 Суды арбитражной юрисдикции

Арбитражные суды в Российской Федерации являются федеральными судами и входят в судебную систему Российской Федерации. Арбитражные суды - это специализированные суды по разрешению имущественных, коммерческих споров между предприятиями[21]. Они также рассматривают иски предпринимателей о признании недействительными актов государственных органов, нарушающих их права и законные интересы. Это - налоговые, земельные и иные споры, возникающие из административных, финансовых и иных правоотношений[22]. Арбитражные суды рассматривают споры с участием иностранных предпринимателей.

В субъектах Российской Федерации действуют арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов.

В них рассматриваются в первой инстанции все дела, подведомственные арбитражным судам, за исключением дел, отнесенных к компетенции Верховного суда Российской Федерации. Кроме того, арбитражный суд субъекта Российской Федерации рассматривает в апелляционной инстанции повторно дела, рассмотренные в этом суде в первой инстанции, пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты, обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемом им в любой инстанции.

Общее количество арбитражных судов первого уровня – 81.

Арбитражные апелляционные суды являются судами по проверке в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой инстанции.


Арбитражный апелляционный суд:

  1. проверяет в апелляционной инстанции законность и обоснованность судебных актов, не вступивших в законную силу, по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов Российской Федерации в первой инстанции, повторно рассматривая дело;
  2. пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты;
  3. обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемом им в апелляционной инстанции;
  4. изучает и обобщает судебную практику;
  5. подготавливает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов;
  6. анализирует судебную статистику.

Федеральные арбитражные суды округов являются судами по проверке в кассационной инстанции законности решений арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой и апелляционной инстанциях. В полномочия Федерального арбитражного суда округа входит:

  1. проверка в кассационной инстанции законности судебных актов по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов Российской Федерации в первой и апелляционной инстанциях; - пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам принятых им и вступивших в законную силу судебных актов;
  2. обращение в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в рассматриваемом им деле.

Федеральный арбитражный суд округа действует в составе президиума федерального арбитражного суда округа, судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений и судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений[23].

Полномочия, порядок образования и деятельности федеральных арбитражных судов округов определены в Главе III Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации".

Общее количество федеральных арбитражных судов -10.

Верховный Суд Российской Федерации — высший судебный орган Российской Федерации. Расположен в бывшем здании Верховного Суда СССР в Москве. Правовой статус Верховного Суда Российской Федерации, существовавший с момента принятия Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993 года, когда он был высшей инстанцией в системе федеральных судов общей юрисдикции, был изменен Президентом Российской Федерации, подписавшим 5 февраля 2014 года Закон № 2-ФКЗ о поправке к Конституции Российской Федерации "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации".


На основании этого Закона произошло объединение Верховного и Высшего Арбитражного Судов Российской Федерации в новый орган, являющийся их правопреемником, - Верховный Суд Российской Федерации, который с момента начала своей работы не будет принадлежать к системе федеральных судов общей юрисдикции. Согласно статье 22 Федерального конституционного закона от 5 февраля 2014 года N 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации» местом постоянного пребывания Верховного Суда Российской Федерации является город Санкт-Петербург, однако это положение вступает в силу с даты начала осуществления Верховным Судом Российской Федерации своих полномочий в этом городе, которая устанавливается Президентом Российской Федерации по согласованию с Верховным Судом Российской Федерации. До наступления указанной даты Верховный Суд Российской Федерации осуществляет свои полномочия в городе Москве.

3. Перспективы развития реформы судебной власти в России

В современных условиях гражданское общество характеризуется расширением интереса к проблемам общего блага, справедливости и гражданских прав. Устойчивое понимание этого, что барьеры между гражданским обществом и государством должны быть устранены. Роль судебной власти в этом деле велика. Один видный французский юрист А. Гарапон пишет: «правосудие наделяет всех граждан правами обращаться к властям, ловить их представителей на слове и требовать от них выполнения обещаний, заложенных в законе. Правосудие дает гражданам более широкие возможности для индивидуальных и последовательных действий, чем классическое политическое представительство»[24].

Правосудие и судебная власть неделимы. Первое является главной функцией второго. Судебная власть осуществляется судами Российской Федерации, которые в совокупности образуют судебную систему России.

Организационное положение судебной системы определяется Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом от 31.12.1996 г. «О судебной системе Российской Федерации» и Законом РСФСР от 8.07.1981 г. «О судоустройстве РСФСР».

Признаками российской судебной системы являются стабильность и единство. Стабильность в РФ судебной системы получает свое выражение в запрете на создание каких-либо судов, кроме прямо предусмотренных вышеназванными законами. Создание судов запрещено законом. Присвоение же властных полномочий судами есть самоуправство, т.е. преступление, наказуемое по уголовному закону.


Относительно единства судебной системы, прежде всего необходимо отметить тот факт, что все российские суды и судьи в абсолютно одинаковой мере обязаны применять в Конституцию РФ, федеральные конституционные и федеральные законы, в том числе определяющие единые правила судопроизводства по гражданским, уголовным и другим делам, а также принципы и нормы международного права и международные договоры РФ, а в определенных пределах и конституции (уставы) и законы субъектов РФ.

Судебная система РФ имеет организующий характер, обеспечивает социальное управление в совершенно специфической сфере, связанная и с осуществлением правосудия, и проведением судебного надзора, и обеспечением конституционного и судебного контроля в государственном управлении.

Что касается парламента и системе исполнительной власти судебная система владеет универсальным характером. Для исполнения и применения права необходимы не только организующие, но и контролирующие действия, включающие в себя юрисдикционную деятельность, способную в определенных пределах и на осуществление правотворчества. В теории уже давно существует точка зрения, согласно которой продуктом деятельности судов может быть осуществление такого высокого уровня юридической деятельности, как судебная практика, получающая свое воплощение в выработке правоположений на основе раскрытия смысла и содержания применяемых норм, их конкретизации и детализации. Понимание руководящих положений Постановлений Пленумов Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда в качестве одного из источников российского права постепенно становится позитивной реалией российской юридической жизни.

Одна из важных задач российской судебной власти является воспитание общественного доверия к себе, следует помнить, доверие легче подорвать, чем сохранить. Большие старания и усилия могут быть потеряны навсегда из-за одного решения. Один известный израильский судья А. Барак: пишет «Неосторожное заявление в зале суда или в решении способно погубить доверие, которое суд приобретал в течение ряда лет»[25]. Каждый судья должен вести себя так, как будто доверие общества ко всей судебной системе зависит от него одного. В то же время потребность в обеспечении доверия не означает потребность гарантировать популярность любой ценой. Речь идет о сохранении в обществе ощущения, что правосудие осуществляется объективно. Ведь как однажды сказал Бальзак, «отсутствие доверия к судебной власти есть начало конца общества»[26].