Файл: Этапы развития менеджмента.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 138

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Именно под воздействием учения Тейлора чуть позже появляются научные работы по менеджменту Френка, Гильберта, Ганита.

Второй этап развития менеджмента связан с новыми подходами в развитии учения о менеджменте, на основе учения Ф.Тейлора, но с принципиально новыми подходами. Появится и апробируется на практике так называемая классическая (адмистративная) школа управления, родоначальниками которой стали А.Файоль, П.Урвик, Д.Муни, П.Слоун. В частности, А.Файоль впервые предложили новую теорию менеджмента, раскрывающую его функции, принципы и необходимость теоретического изучения.

Третий этап развития менеджмента стал называться «неоклассическим», нарождается и начинает развиваться школа «человеческих отношений», развитие которой связано с именами ученых А.Файоля, Д.Муни, П.Слоуна, Э.Мейо. На этом этапе апробируется социологическая концепция групповых решений.

Четвертый этап развития менеджмента относится к периоду 1940–1960 гг. В эти годы происходит эволюция управленческой мысли, которая направлена на развитие теории организации менеджмента на основе достижений психологической и социологической наук, оказывающих решающее воздействие на человека в системе управления.

Пятый этап развития управленческой мысли отличается от всех предыдущих тем, что происходит становление современных количественных методов обоснования управленческих решений под воздействием широкого использования в практике экономико–математических методов и электронно–вычислительной техники. Этот процесс успешно развивается по настоящее время. Так, Д.Макгрегор впервые обосновал свою теорию и доказал, что отношение менеджера к своим подчиненным существенно влияет на их поведение и на рабочий климат в организации. В теории «X» – утверждение приоритета контролирующего менеджера, в теории «У» – принцип распределения объективности. (Годы развития этой концепции – 1950–1960 г.)

Шестой этап развития менеджмента можно отнести к периоду 1970–1980 гг. Учеными – управленцами вырабатываются новые подходы в развитии теории управления, смысл которых сводится к тому, что организация – это открытая система, приспосабливающаяся к внутренней среде (организации) нужно искать во внешней среде. Исходя из такого посыла происходили установления взаимосвязей между типами сред и различными моделями управления. К этому периоду относятся теории: «стратегического менеджмента» И.Ансоффа, «теория властных структур между организациями» Г.Саланчика, «конкретной стратегии, конкурентоспособности, потребительских качеств продукции и ресурсов» Портера и т.д.


Седьмой этап относится к 80–м гг., которые ознаменовались появлением новых подвидов в управлении, неожиданным для многих открытием «организационной структуры» как мощного механизма управления, особенно успешно использованного Японией и другими странами, с важнейшими по силе воздействия управленческими методами.

Восьмой этап развития менеджмента относится к 90–м гг. На этом этапе просматриваются три основные тенденции:

– возврат к прошлому – осознание значения материальной, технической базы современного производства;

– создание социальных поведенческих элементов – это усиление внимания не только к организационной культуре, но и к различным формам демократизации управления, участие рядовых работников в прибылях, в осуществлении управленческих функций в других сферах деятельности;

– усиление международного характера управления. Переход многих стран к открытой экономике, участие в конкурентной борьбе, организации современной деятельности. [4, с.86]

По мнению М.Мескона и других, за всю историю эволюции систем управления человечество выработало всего три принципиально различных инструмента управления, т.е. воздействия на людей.

– Иерархия – это организация, где основное средство воздействия отношения власть – подчинение, давление на человека сверху с помощью принуждения, контроля над распределением материальных благ.

– Культура, т.е. вырабатываемые и признаваемые обществом организации, групповые ценности, социальные нормы, установки, шаблоны поведения, ритуалы, которые заставляют человека вести себя так, а не иначе.

– Рынок, т.е. наличие сети равноправных отношений по горизонтали, основанных на купле–продаже продукции и услуг, на отношениях собственности, на равновесии интересов продавца и покупателя.

На каждом этапе развития менеджмента формировались соответствующие школы управления. М.Мескон выделяет четыре такие школы, в которых показаны методы и принципы их формирования.

Школа научного управления

1) Использование научного анализа для определения лучших способов выполнения задачи.

2) Отбор работников, лучше всего подходящих для выполнения задач, и их обучение.

3) Обеспечение работников ресурсами, требуемыми для эффективного выполнения их задач.

4) Систематическое и правильное использование материального стимулирования для повышения производительности.

5) Отделение планирования и обдумывания от самой работы.

Классическая школа управления.


1. Развитие принципов управления.

2. Описание функций управления.

3. Систематизированный подход к управлению всей организации.

Школа человеческих отношений и школа поведенческих наук

1) Применение приемов управления межличностными отношениями для повышения степени удовлетворенности и производительности.

2) Применение наук о человеческом поведении к управлению и формированию организации таким образом, чтобы каждый работник мог быть полностью использован в соответствии с его потенциалом.

Школа науки управления

1) Углубление понимания сложных управленческих проблем благодаря разработке и применению моделей.

2) Развитие количественных методов в помощь руководителям, принимающим решения в сложных ситуациях.

В число основных направлений развития научных школ управления можно отнести такие подходы:

– научного направления;

– административный;

– с точки зрения человеческих отношений;

– с точки зрения науки о поведении;

– с точки зрения количественных методов;

– к управлению как к процессу;

– системный,

– ситуационный.

Адекватно соответствующим этапам происходит процесс формирования научных школ, но менялась организация управления от простых методов управления к сложным. [5, с. 92].

2. МЕНЕДЖЕР И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ

2.1. Предприниматель

Термин «предпринимательство» был введен в XVIII веке французским экономистом Кантильоном и означал «инициативу независимых граждан, направленную на получение личного дохода, осуществляемую от своего имени, на свой страх и риск и на свою финансовую ответственность».

В почти неизменном виде это определение верно сегодня. Предприниматели работают на границе бизнес-идей с правовой средой, экономической ситуацией, политическими условиями и этическими стандартами. Разница в том, что предприниматель в духе и стиле работы может действовать не только сам, но и от имени компании в отношении рисков своих акционеров [5, с. 67].

По словам М. Вебера, есть два типа предпринимателей - рациональные и предприимчивые. Первый основан на этике (они часто говорят «протестантская или капиталистическая этика») и ориентирован на гарантированную прибыль в будущем. Второй работает по принципу «ты не можешь обмануть, ты не можешь продать», стремясь к временной прибыли. К сожалению, большинство наших новых предпринимателей относятся ко второму типу, что негативно влияет на восприятие самого слова. Однако только рациональные предприниматели имеют шанс войти в крупный бизнес.


Предпринимательство - это качество, на котором основана каждая компания на первом этапе своего развития. «Психология бизнеса» перечисляет требования к предпринимателю в алфавитном порядке: адаптивность, активность, вера, воля, воображение, гибкость, эффективность, жизнеспособность, изобретательность, индивидуальность, инициативность, интуиция, контроль, находчивость, инновации, образование, находчивость, оптимизм, ответственность, поиск новых решений, практичность, предприимчивость, самокритика, свобода распоряжаться средствами, риск-аппетит, смелость, способность развиваться, умение общаться с людьми, навыки планирования.

Каждый должен признать, что в жизни такой набор функций встречается крайне редко. Чаще всего мы видим повседневное «предпринимательство», которое переносится с домашних достижений на бизнес и помогает заработать на недорогую машину.

Лучший час для реальных предпринимателей наступает во времена перемен: технологических революций, политических катастроф, массовой истерии потребителей и т. д. Затем они начинают говорить о «духе предпринимательства в воздухе».

Основной движущей силой предпринимателя является использование возможностей. Он характеризуется революционным восприятием реальности, ориентированным на результат. Однако привычка работать в рискованных условиях часто приводит к сужению горизонта планирования и ограничивает диапазон факторов, учитываемых предпринимателями при принимать решения.

Используя ресурсы, многим предпринимателям приходится придумывать новые возможности для своих сбережений и проявлять все виды гибкости.

Наконец, предприниматели должны постоянно следить за защитой своих имущественных прав, готовностью работников быть независимыми и сохранять контроль над ситуацией.

Но как только бизнес начинает стабилизироваться и появляются свободные ресурсы, большинству предпринимателей становится скучно, и они начинают искать новые возможности для новых подвигов в нишах бизнеса.

Предпринимательское поведение характеризуется креативным нестандартным подходом к решению производственных задач. Это отличается от так называемого инкрементного поведения, которое фокусируется на планировании с доступного уровня и экстраполяции прошлых прав на будущее. [11, с. 81].

Система предпринимательских стимулов обеспечивает вознаграждение за творческий подход и инициативу, в отличие от других систем стимулирования, которые обеспечивают стимулы для прошлых действий и стабильности результатов.


Основная трудность для предпринимателей не в том, чтобы найти идею или ресурсы, а в том, чтобы найти клиента и организовать процесс взаимодействия с ним. Это значит играть еще одну важную роль - роль «менеджера».

Каждый предприниматель в одно и то же время (так или иначе) тоже является менеджером. Он характеризуется более профессиональными знаниями в области деятельности и наличием некоторых знаний в теории и практике управления производством, а также в области маркетинга и маркетинговой деятельности.

2.2. Менеджер

По словам П. Друкера, «менеджер - это человек, который руководит, развивает и принимает решения».

Главная движущая сила менеджера - использование доступных ресурсов. Он обязан выбрать критерии оценки деятельности организации, создать систему планирования и контроля.

Реализуя свое намерение или чье-то намерение, менеджер характеризуется множеством вдумчивых мнений и факторов, стремлением снизить риск. Его восприятие эволюционно и ориентировано на долгосрочную перспективу.

Используя ресурсы, менеджер в первую очередь заинтересован в соблюдении условий, установленных владельцами бизнеса, и создании стабильной системы распределения ресурсов. В общем, настоящий менеджер стремится создавать универсальные схемы и процедуры во всех сферах своего бизнеса, включая личную жизнь. «Менеджер - это тот, кто знает, как организовать свою работу в соответствии с графиком «9-18»; знает, как его настроить, чтобы он не разваливался, когда вы уходите в отпуск, и не заканчивался, когда вы отправляетесь в важную командировку; он знает все, что ему нужно знать, и из которого специалист может узнать то, что ему не нужно знать самому; сотрудничает с организацией дела, а не с самим делом [11, с. 77].

Предприниматель работает в своем бизнесе, находится в нем: бизнес предпринимателя неразрывно связан с самим собой, он умирает, начиная с того момента, когда предприниматель прекращает заниматься этим по той или иной причине. Менеджер начинает работать над своим бизнесом и достигает хорошего результата, когда компания начинает вести независимую жизнь, ее легко можно отделить и передать другому менеджеру, например, профессиональному менеджеру.

Для менеджера, его статуса и власти важна сумма материальной компенсации.

Распространенные ошибки менеджеров:

- готовность достичь карьерного уровня как можно скорее, не связывая его с реальными достигнутыми результатами;