Файл: Этапы развития менеджмента.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 141

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Важнейшей функцией современного менеджмента является предпринимательство. Роль этой функции в последние годы возрастает. Она становится одной из основных функций внутрифирменного управления.

Предпринимательство принято рассматривать как инициативную деятельность, направленную на насыщение рынка товарами, услугами и на получение прибыли или личного дохода и осуществляемую от своего имени на свой риск и ответственность.

Предпринимательство предшествует менеджменту. Иначе говоря, сначала организуется дело, затем его менеджмент.

Сфера предпринимательства включает разработку предпринимательской идеи, изыскание ресурсов и определение способов их эффективного использования. Сфера менеджмента охватывает процессы обеспечения эффективного использования ресурсов.

Менеджмент включает осуществление функций планирования, организации, мотивации, контроля, а также связующих процессов в деятельности организации, а именно коммуникаций и принятия и реализации управленческих решений. Таким образом, предприниматель и менеджер имеют ряд общих черт. Это находит свое выражение в предпринимательском поведении менеджера: в целях и путях их достижения, системе стимулирования, используемой информации, стиле и методах управления и т. д.

Объект исследования – понятие менеджмент.

Предмет исследования – процесс исследования менеджмента, значение менеджера и предпринимателя.

Целью курсовой работы является изучить понятие менеджмента, значение менеджера и предпринимателя.

Задачи:

– дать понятие менеджменту;

– определить его сущность и этапы развития;

– провести сравнение понятий менеджер и предприниматель;

– узнать каким должен быть имидж современного менеджера.

Курсовая работа состоит из введения, трех основных глав, заключения и списка использованных источников.

ПОНЯТИЕ МЕНЕДЖМЕНТА, СУЩНОСТЬ И ЭТАПЫ РАЗ–ВИТИЯ

1.1 Понятие менеджмента

Содержание понятия «менеджмент» многосторонне:

– способ управления и руководство;

– искусство управления при использовании труда интеллекта, мотивов поведения других людей;

– область человеческого знания, помогающая осуществлять функции управления;


– люди, управленческий персонал, обладающие особого рода умением и административными навыками.

Менеджмент и управление в литературе рассматриваются почти с одних и тех же позиций, что отождествляет эти термины.

Существует множество определений менеджмента. Приведем несколько наиболее употребляемых.

Менеджмент (управление) – воздействие одного лица или группы лиц (менеджеров) на другие лица для побуждения действий, соответствующих достижению поставленных целей при принятии на себя менеджерами ответственности за результативность воздействия.

Менеджмент – вид деятельности, направленный на достижение в ходе любой хозяйственной деятельности в условиях рынка определенных намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента.

Менеджмент – это управление в условиях рынка, рыночной экономики, что означает:

– ориентацию своей деятельности на спрос и потребности рынка, на запрос конкретных потребителей и организацию услуг или продукции, которая пользуется спросом;

– постоянное стремление к повышению эффективности труда с наименьшими затратами и получение оптимальных результатов;

– хозяйственная самостоятельность, обеспечивающая свободу принятия решения тем, кто несет ответственность за конечные результаты деятельности организации в целом или ее подразделений;

– необходимость использования современной информационной базы с компьютерной техникой для принятия многовариантных и оптимальных решений.

Менеджмент – это эффективное использование и координация таких ресурсов, как капитал, здания, материалы и др., для достижения заданных целей с максимальной эффективностью.

Менеджмент – это искусство управлять интеллектуальными, финансовыми, сырьевыми, материальными ресурсами в целях наиболее эффективной производственной или иной деятельности, направленной на удовлетворение потребностей членов общества. [14, с. 83].

Современная наука и практика управления рассматривают менеджмент в двух аспектах:

– управление производством, включающее совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством с целью повышения его эффективности и роста прибыли;

– наука об управлении человеческими отношениями в процессе производственной деятельности и взаимосвязей потребителей с производством.

Следовательно, сущность и роль управления и менеджмента можно представить как


– науку (область человеческих знаний);

– искусство (практику) выполняемой работы;

– функцию (вид деятельности);

– процесс;

– людей, управляющих организацией;

– орган или аппарат управления.

Наука управления возникла на основе многолетнего накопления эмпирических знаний, сформированных теорий управления.

Предметом науки менеджмента являются общественные отношения между людьми в сфере управления, выявление факторов и условий, влияющих на эффективность организованной трудовой деятельности. Основы науки базируются на философии и ряде других наук – политологии, социологии и др.

Высокая степень овладения практикой управления может оцениваться как искусство.

Поскольку деятельность организации складывается из взаимодействия внешней и внутренней среды, а важнейший ресурс управления – это люди (кадры, персонал), так как именно они приводят в действие все остальные ресурсы, следовательно, искусство управления заключается, прежде всего, в умении организовывать определенную деятельность, оптимально используя человеческий фактор. Иногда полностью просчитанный научный подход в некоторых ситуациях может дать непрогнозируемый результат в случае недостаточно грамотного его применения. Эффективно может управлять организацией только человек, обладающий управленческим талантом и использующий научные методы.

Управление как функция реализуется через выполнение ряда управленческих действий, получивших название «функция управления», впервые данное А. Файолем. Он выделил пять исходных функций управления: планирование, организовывание, распоряжение, координирование, контроль.

Процесс управления – это решение управленческих проблем во взаимосвязи всех функций в пространстве и времени для решения задач организации. [1, с. 45].

Люди, управляющие организацией, должны быть профессионально подготовлены и способны осуществлять организацию всего персонала, руководство им для достижения целей; обеспечивать производственный и эффективный труд работников и получение ими результатов, соответствующих целям.

Аппарат управления – составная часть любой организации, целью которого является эффективное использование и координация всех ресурсов организации. Аппаратный подход в управлении предопределяет структурный его состав, характер связей между элементами структуры управления, распределение функций, полномочий и ответственности работников.

Конечной целью менеджмента является обеспечение прибыльности или доходности в деятельности организации путем рациональной организацией производственного процесса, включая управление производством и развитием технико – технологической базой, а также эффективное использование кадрового потенциала при одновременном повышении квалификации, творческой активности и лояльности каждого работника.


Менеджмент призван создавать условия для успешного функционирования организации, исходя из того, что прибыль является не причиной существования фирмой, а результатом его деятельности, который в конечном результате определяет рынок [2, c. 118].

Прибыль создает определенные гарантии дальнейшему функционированию организации, поскольку только прибыль и её накопления на предприятии в виде различных резервных фондов позволяет ограничить и преодолеть риски, связанные с реализацией товаров на рынке. Ситуация на рынке, как известно, постоянно меняется, происходят изменения на рынке конкурентов, в условиях и формах финансирования, состояния хозяйственной конъюнктуры в отрасли или в стране в целом, в условиях торговли на мировых товарных рынках. Отсюда постоянное наличие рынка.

Целью менеджмента в этих условиях является постоянное преодоление риска или рисковых ситуаций не только в настоящем, но и в будущем, для чего требуется наличие определенных денежных средств и предоставление менеджерам определенной степени свободы и самостоятельности в хозяйственной деятельности в целях быстрого реагирования и адаптации к применяющимся условиям. В связи с этим в задачи менеджмента входит: обеспечение автоматизации производства и переход к использованию работников, обладающих высокой квалификацией; стимулирование работы сотрудников организации путем создания на них лучших условий труда и установления более высокой заработной платы; постоянный контроль за эффективностью деятельности организации, координация работы всех подразделений организации; постоянный поиск и освоение новых рынков. К задачам, решаемым в менеджменте, относятся также: определение конкретных целей развития организации; выявление приоритетности целей, их очередности и последовательности решений; разработка стратегии развития организации – хозяйственных задач и путей их решения; выработка системы мероприятий для решения намеченных проблем на различные временные периоды; определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения; установление контроля за выполнением поставленных задач. Выполнение задач менеджмента по регулированию организации, координации и контролю за производительным процессом и достижение намеченных целей получают оценку на рынке. [13, с. 88]

Задачи управления непрерывно усложняются по мере роста масштабов производства, требующего обеспечение все возрастающим объемом ресурсов – материальных, финансовых, трудовых и другие.


Управление организацией в наше динамичное время представляет собой сложную работу, которую предстоит узнать, нельзя выполнять успешно, руководствуясь простыми сухими заученными формулами. Руководитель должен сочетать понимание общих истин и значимости многочисленных вариаций, благодаря которым ситуации отличается одна от другой [3, c. 56].

1.2 Cущность менеджмента

Менеджмент (управление) – воздействие одного лица или группы лиц (менеджеров) на другие лица для побуждения действий, соответствующих достижению поставленных целей при принятии на себя менеджерами ответственности за результативность воздействия.

Управление включает три аспекта:

– «кто» управляет «кем» (институциональный аспект);

– »как» осуществляется управление и «как» оно влияет на управляемых (функциональный аспект);

– «чем» осуществляется управление (инструментальный аспект).

Пожалуй, центральным моментом роли менеджера в управлении является понимание им своей общей компетенции. Ясно, что общая компетенция менеджера не может представлять из себя простую сумму частных компетенций сотрудников. Однако эти компетенции, безусловно связаны друг с другом. Менеджер должен обладать той суммой знаний из частных компетенций, которая позволяет принимать ему оперативные и стратегические решения, т.е. знать основы взаимозависимости частных компетенций, их значимость в бизнес–процессе, ключевые ресурсные ограничения и риски, связанные с ними.

В деятельности любого предприятия следует выделить цели и ограничения, выполняющие следующие основные задачи в управлении:

– сопоставление существующего состояния с желаемым («Где мы?» и «Куда идем?»);

– формирование руководящих требований к действиям («Что надо сделать?»);

– критериев принятия решений («Какой путь лучший?»);

– инструментов контроля («Куда мы в действительности пришли и что из этого следует?». [12, с. 67]

1.3 Этапы развития менеджмента

Первый этап развития менеджмента начался в начале двадцатого столетия и связан с учением Ф.Тейлора после публикации его книги «Принципы научного управления», в которой он впервые рассмотрел научные подходы и принципы построения системы управления. Используя систему управления, разработанную Ф.Тейлором, американские организации и Америка в целом наглядно продемонстрировали ее практическую значимость и влияние на развитие экономики. Однако системный анализ предложенной Ф.Тейлором модели управления показал, что эта система Тейлора пока нашла ограниченное применение вследствие непонимания ее сути рыночными структурами, фирмами и их руководителями.