Файл: Организационно-правовые формы социального обеспечения населения Российской Федерации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 125

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Социальная реабилитация - восстановление основных социальных функций личности, социальной группы, общественного института, их социальной роли как субъектов основных сфер жизни общества, которая включает в свое содержание все аспекты реабилитации (собственно социальные, психологические, медицинские, профессиональные, педагогические) [17].

Главным результатом деятельности системы социальной защиты населения является способность данной системы обеспечивать выполнение основных социальных гарантий, которые присущи социальному обществу.

Таким образом, анализ данного вопроса показал, что структура социальной защиты населения представляет собой механизм реализации социальной политики государства, который основывается на определенных социальных гарантиях, социальном страховании и социальной помощи.

ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ В РФ


2.1.Формирование системы социальной защиты в РФ

Происходящая трансформация социальной сферы российского общества направлена на становление системы социальной защиты, которая бы отвечала современным требованиям и вызовам, способствовала укреплению поддержки населения в случае возникновения каких-либо рисков, будь то экономические, техногенные, демографические или социальные.

Становление и развитие социальной защиты в России имеет длительную историю. Анализ отечественного опыта социальной защиты позволил выделить несколько периодов становления и развития российского института социальной защиты.

В России система социальной защиты в виде обеспечения социальных гарантий развивалась поэтапно. Элементы системы социальной защиты можно представить в виде исторических этапов развития, которые можно выделить в зависимости от доминирующего типа политического, экономического и социального устройства. Исследователи выделяют несколько этапов развития элементов системы социальной защиты: дореволюционный (досоциалистический), социалистический период (1917–1985 гг.), кризисный период (с 1986 по 1991 г.), с 1992 г. по настоящее время [18]. Представляется правильным более подробно остановиться на последнем этапе, который происходит в настоящее время и характеризуется формированием новой системы социальной защиты.


В работе В.В. Кижикиной «Эволюция системы социальной защиты населения в России (сравнение со странами Европы)» [19] подробно описаны этапы трансформации современного периода развития элементов системы социальной защиты (см. Табл. 1).

Таблица 1.

Трансформационные этапы системы социальной защиты населения в современной России

Этапы

Институты

Подходы и механизмы

Правовые механизмы

1-й этап (1991–1993) –

компенсация последствий шоковой терапии (натуральная и денежная помощь),борьба с бедностью

Собесы и их отделы, новая сеть социальных учреждений, обслуживание одиноких престарелых и инвалидов, приюты для детей, социальная работа как профессиональная деятельность

Категориальный подход к оказанию экстренной помощи наиболее уязвимым слоям населения (дети, многодетные семьи, пенсионеры, беженцы, демобилизованные военнослужащие, инвалиды, и т.д.)

В 1990 г. принимается ЗРФ «О государственных пенсиях в РФ», в 1991 г. создан Пенсионный фонд. За период с 1991 по 1992 г. принято 25 законов, направленных на защиту граждан

2-й этап (1993–1995) – создание фондов социальной поддержки за счет нормативных отчислений от приватизации, переоценки в связи с либерализацией, сдача в аренду гос.недвижимости, средства КПСС, институциональное оформление системы социальной защиты населения

Множество общественных организаций по распределению благотворительных средств – общественный контроль над бедностью. В 1994 г. создается Министерство труда и

социальной защиты населения, а потом Департамент социальной защиты.

Развивается сеть социальных служб

Формирование Фонда социального страхования, Пенсионного фонда, Фонда занятости, Фонда медицинского страхования, Фонда социальной защиты

К 1995 г. более 46 гарантий и льгот по материальному обеспечению материнства и детства. Совершенствование системы социальных пособий и компенсационных выплат.

Разрабатываются федеральные социальные программы

3-й этап (1995–2000) – переход к адресным формам социальной защиты, развитие антикризисных форм социальной защиты населения

Отделы адресной

помощи, создание

информационной

системы, переход от

пассивных форм социальной защиты к

активным формам

Методическое обеспечение нового подхода

по определению нуждаемости.

Концепция реформы

пенсионного обеспечения в РФ

В 1996 г. принят

Закон о благотворительности, в 1997 г. – Закон о прожиточном

минимуме, в 1999 г. –

Закон о государственной социальной

помощи.

Вступил в силу № 75- ФЗ «О негосударственных пенсионных

фондах»

4-й этап (2000 г. по

настоящее время) –

совершенствование и трансформация функциональных блоков механизма социальной защиты, реформирование системы социальной защиты на основе пересмотра приоритетов политики

доходов

Совершенствование и развитие страховой части социальной защиты.

Формирование комплексной системы пенсионного обеспечения.

Неоднократное реформирование органов управления социальной защиты

Монетизация льгот.

Механизм индексации в ситуации инфляции.

Корректировки механизмов индексации (напр., в 2013 г. изменен порядок индексации – вместо 2 раз в год будет осуществляться 1 раз в год)

№166-ФЗ от 15.12.2001

«О государственном

пенсионном обеспечении».

№ 122-ФЗ от

22.08.2004 «О монетизации льгот».

Нормативные акты о

размерах ежемесячных и единовременных пособий, о вы-

платах различным

категориям граждан,

об индексации социальных выплат (пенсий, пособий и т.д.)


Как видно на данных Таблицы 1 трансформация произошла, расширив комплекс обязательных и добровольных страховых услуг социальной направленности: пенсионное обеспечение, медицинское обслуживание, социальное страхование.

Стоит отметить, система социальной защиты современного социального государства – многообразный и разнонаправленный комплекс социальных программ, который включает пенсионную систему, систему обязательного социального страхования (на случай потери трудоспособности, беременности, родов и т.д.), медицинское страхование, социальное обслуживание на дому и в стационарных учреждениях, различные виды натуральной и денежной помощи ветеранам, безработным, семьям с детьми, малоимущим и другим категориям населения, субсидирование расходов граждан по оплате жилья и коммунальных услуг и т.д.

Развитие системы социальной защиты в рыночных условиях эволюционировало таким образом, что большая часть функций стала переходить от социального обеспечения к социальному страхованию как более адекватной современным условиям, цивилизованной форме защиты населения в тесной увязке с повышением роли личной ответственности в обеспечении благосостояния своей семьи.

К настоящему времени система социальной защиты в России представлена следующими функциональными блоками:

1) обязательное социальное страхование;

2) социальная поддержка населения: - выплаты гражданам по категориям независимо от нуждаемости, льготы; - адресные выплаты гражданам на основе проверки нуждаемости, пособия;

3) социальное обслуживание населения.

Эффективность социального страхования напрямую связана с политикой доходов, совершенствованием трудовых отношений, повышением материальной заинтересованности граждан в эффективном труде, так как в зависимости от величины заработка формируются пенсионные накопления, а следовательно, обеспечивается материальное благополучие в нетрудоспособном возрасте.

Социальная поддержка в условиях экономической неустойчивости и финансовых кризисов продолжает оставаться практически антикризисным инструментом для сохранения социальной стабильности. В поддержке нуждается все большая численность населения, а не только беднейшие слои, так как риски снижения семейных доходов возникают в результате большого количества внешних и внутренних факторов:

1) внешние – рыночная ситуация, потеря работы, инфляция, рост тарифов на ЖКХ, платность большинства социальных услуг, экологические бедствия и другие чрезвычайные ситуации;


2) внутренние – утрата здоровья, рождение детей, потеря кормильца и т.д.

Актуальность социальной поддержки непосредственно связана с экономическими процессами. При развитии экономики, росте заработной платы и доходов населения, росте материального благополучия населения значение социальной поддержки снижается и количество реципиентов (получателей социальной поддержки) должно уменьшаться. Финансируются программы социальной поддержки населения за счет бюджетов разных уровней и средств внебюджетных источников.

По данным Министерства труда и социальной защиты РФ в социальном обслуживании ежегодно нуждается около 14 млн. человек - пожилых граждан, инвалидов, детей-инвалидов [20].

По данным федерального статистического наблюдения на 1 января 2013 года инфраструктура учреждений социального обслуживания пожилых граждан, инвалидов, детей-инвалидов включает 4192 государственных учреждения:

  • 1406 стационарных учреждений социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов, в том числе 840 домов-интернатов общего типа, 505 психоневрологических домов-интернатов, 9 реабилитационных центров для инвалидов молодого возраста, 22 дома милосердия, 30 геронтологических центров;
  • 132 стационарных учреждений социального обслуживания для детей-инвалидов;
  • 42 социально-оздоровительных центров;
  • 8 центров социального обслуживания на дому с 19 отделениями;
  • 2201 центр социального обслуживания, в том числе 1485 комплексных центров социального обслуживания населения (в состав которых входят 477 отделений временного проживания, 808 отделений дневного пребывания, 1287 прочих отделений). При центрах социального обслуживания функционирует 11231 отделение социального обслуживания на дому, 1436 специализированных отделений социально-медицинского обслуживания на дому, 1976 отделений срочного социального обслуживания на дому, 825 социально-реабилитационных служб;
  • 142 учреждения социальной помощи для лиц без определенного места жительства и занятий;
  • 233 специальных дома для одиноких престарелых;
  • 28 иных специализированных домов.

Приоритетным направлением социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов является оказание услуг на дому. Данная форма предоставления социальных услуг является более социально ориентированной, поскольку сохраняет привычную среду обитания для граждан, а также более экономичной, по сравнению со стационарным социальным обслуживанием.


Социальное обслуживание становится перспективным направлением в предоставлении условий для граждан, нуждающихся в услугах специализированных социальных учреждений, особенно в условиях роста граждан пожилого возраста. Сеть таких учреждений расширяется, а ее функционирование поддерживается как за счет государственных финансов, так и за счет благотворителей.

Главным результатом деятельности системы социальной защиты населения является способность данной системы обеспечивать выполнение основных социальных гарантий, которые присущи социальному обществу.

Таким образом, анализ данного вопроса показал, механизм социальной защиты населения в условиях трансформации российского общества продолжает свое формирование.

2.2. Формы социального обеспечения

Положение части 1 статьи 39 Конституция Российской Федерации гарантирует каждому гражданину право на социально обеспечение со стороны государственных органов: «каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом»[21].

По своему содержанию указанное право - это система мер, предоставляемых государством с целью защиты прав граждан в старости, при инвалидности, в случае потери кормильца, в период безработицы, болезни, беременности и в иных жизненных ситуациях, когда граждане не могут использовать собственный труд для получения вознаграждения за их труд.

Реализация закрепленного основополагающим законом страны права осуществляется в разных формах, которые зависят от:

  • круга лиц, подлежащих социальному обеспечению со стороны государства;
  • источников и способов формирования фондов для финансирования соответствующих мероприятий;
  • видов обеспечения;
  • условий и размеров обеспечения;
  • органов, предоставляющих такое обеспечение.

Законодатель выделяет три организационно-правовые формы социального обеспечения:

  • государственное (обязательное) социальное страхование;
  • социальное обеспечение за счет прямых ассигнований из федерального бюджета;
  • государственная социальная помощь.

Данные формы социального обеспечения создаются для того, чтобы защитить население страны от такого явления, как социальный риск, под которым в статье 3 Федерального закона от 16 июля 1999 г. «Об основах обязательного социального страхования» понимается «предполагаемое событие, при наступлении которого осуществляется обязательное социальное страхование»[22][23].