Файл: Органы местного самоуправления, на примере исследования нормативного обеспечения управления в сфере общественного транспорта (на примере г. Перми).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 75

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. Государство заинтересовано в развитии местного самоуправления на муниципальных территориях в связи с тем, что, во-первых, по существу, таким образом, оно перекладывает весомую часть своих функций на низовой уровень публичной власти. Во-вторых, на местах полнее знают проблемы населения и могут, если имеются соответствующие ресурсы, своевременно и качественно их устранить, приняв правильные решения. Об этом, в частности, свидетельствует и широкая практика передачи отдельных государственных полномочий на плечи муниципальных образований. В-третьих, местное самоуправление является важным институтом публичной власти, органично встроенным в систему политической власти в стране.

Вместе с тем, согласно Конституции Российской Федерации, органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, а местное самоуправление в целом действует самостоятельно в пределах своих полномочий .

В советский период в России местные Советы и их исполнительно-распорядительные органы являлись низовыми звеньями государственной власти со всеми вытекающими отсюда для них правовыми установками.

В современной России органы местного самоуправления обеспечивают самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью [1, ст. 130]. Поэтому органы государственной власти должны всемерно способствовать эффективной деятельности муниципальных образований, стремиться к тому, чтобы те имели реальную возможность решать вопросы местного значения на своей территории. На достижение подобного рода целей должна быть направлена и вся система российского законодательства в сфере местного самоуправления, в том числе и субъектов Российской Федерации.

Однако, несмотря на правовые и организационные устремления органов государственной власти к усилению в российских городах, районах, поселках и селах роли муниципальных образований, в территориальных рамках которых действует местное самоуправление, зачастую результативность предпринимаемых ими мер не всегда является высокой.

До сих пор существует целый ряд проблем, которые пока еще не позволяют органам государственной власти наладить и запустить в реальную плоскость полноценную и полнокровную систему низового уровня публичной власти в лице муниципальных образований.

Объектом исследования являются концепции, принципы и функции местного самоуправления и общественные отношения, возникающие в результате деятельности органов местного самоуправления.


Предметом исследования являются органы местного самоуправления в системе управления Российской Федерации, их структура и полномочия.

Методами исследования представлены такими традиционными методами познания как диалектический, историко-правовой, формально­юридический и другие.

Цель работы – исследовать правовой статус органов местного самоуправления.

Задачи работы:

исследовать понятие и принципы деятельности органов местного самоуправления;

изучить функции органов местного самоуправления;

проанализировать структуру органов местного самоуправления;

рассмотреть полномочия органов местного самоуправления.

Работа написана на основе учебной и научной литературы, раскрывающей принципы и функции муниципального права, а также соответствующих нормативно-правовых актов раскрывающей принципы и функции муниципального права.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

Глава 1. Понятие , функции и принципы деятельности органов местного самоуправления

1.1. Понятие и принципы деятельности органов местного самоуправления

Местное самоуправление в Российской Федерации – это самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно либо через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его традиций, в том числе исторических, которая признается и гарантируется Конституцией Российской Федерации .

Несмотря на то, что местное самоуправление является неотъемлемой частью государственного управления, все же оно не имеет четко определенных понятий. Подтверждением этому является огромное число публикаций, посвященных данной теме. В то же время четкое и юридические верное определение понятия «местное самоуправление» имеет принципиальное значение для всей российской нормативной базы, связанной с вопросами местного значения. Многие юристы конца 20 века отмечали, что природу местного самоуправления достаточно сложно определить, так как непросто выделить и дела местного значения в системе государственных дел. Иными словами, местное самоуправление одновременно содержит в себе элементы не только государственного, но и общественного образования[1].


Думается, такое понимание роли местного самоуправления не совсем неверно, что приводит к путанице в отношении понятия и природы местного самоуправления. Для того, чтобы верно определить природу местного самоуправления, следует обратить к нормам международного права. В 1985 году была принята Европейская хартия местного самоуправления, которая обобщила европейский и мировой опыт, устранила пробелы в нормативах относительного местного самоуправления. Российская Федерация, став членом Совета Европы, в 1996 г. Подписала Европейскую хартию местного самоуправления, тем самым признавая её демократические принципы и необходимость децентрализации власти с целью построения демократического правового государства. С 1 сентября 1998 г. Положения Хартии вступили в силу и на территории Российской Федерации. Конституция Российской Федерации содержит специальную главу, которая содержит положения лишь о местном самоуправлении, что лишний раз подчеркивает его значение. Ст. 130 Конституции гласит: «Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью».

Важнейшая составная часть системы местного самоуправления – это его органы. На сегодняшний день можно встретить множество различных определений понятия «органы местного самоуправления». Так, О.В. Курганская органы местного самоуправления определила как выборные органы и другие органы, которые наделены полномочиями по решению вопросов местного значения и не входят в систему органов государственной власти[2].

Н.А. Игнатюк по-иному рассматривает органы местного самоуправления. По её мнению, органы местного самоуправления – это органы, которые избираются непосредственно населением либо образуются представительным органом муниципального образования, осуществляющие функции публичной власти на территории муниципального образования. Для выполнения своих функций они наделяются собственной компетенцией, а также могут выполнять некоторые иные государственные полномочия по поручению органов государственной власти[3].

О.Е. Кутафин и В.И. Фадеев отмечали, что они представляют собой органы местным самоуправляющихся территориальных сообществ, непосредственно которыми они формируются и перед которыми они несут ответственность за ненадлежащее осуществление собственных полномочий[4].


В самой Конституции Российской Федерации термин «органы местного самоуправления» встречается довольно часто: в статьях 3, 12, 15, 24, 32, 40, 46, 97, 130, 131, 132. В ч. 13 ст. 2 ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления» органы местного самоуправления определены как «избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения»[5].

Аналогичное определение органов местного самоуправления закреплено в п. 48 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». В приведенном определении следует обратить внимание на следующее. Во-первых, в связи с тем, что органы местного самоуправления есть органы народовластия, а народ осуществляет свою власть непосредственно либо через избираемых им представителей, формирование невыборных органов должно быть хотя бы косвенным образом связано с волеизъявлением граждан.

В связи с этим представляется, что невыборными органами местного самоуправления могут считаться не любые структуры муниципальной власти, участвующие в решении вопросов местного значения, а лишь те из них, которые сформированы органами (должностными лицами), обретшими полномочия в ходе волеизъявления граждан (представительный орган, глава муниципального образования)[6].

Во-вторых, если буквально применять данное определение к конкретным органам муниципальных образований, то возникает вопрос, являются ли такие органы органами местного самоуправления? Следует исходить из того, что органы местного самоуправления призваны решать вопросы местного значения. А деятельность, к примеру, избирательной комиссии муниципального образования ограничена более узкими пределами финансового контроля за исполнением местного бюджета. Она вовсе не наделена правом решать вопросы местного значения[7].

Данное определение является лишь описательным, но не охватывает основных признаков органов местного самоуправления, таких как самостоятельность, взаимосвязь с населением. В связи с этим считаем целесообразным ч. 13 ст. 2 ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления» изложить в следующей редакции: органы местного самоуправления – это избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти, осуществляющие свою деятельность в интересах населения с учетом исторических и иных местных традиций. Говоря об органах местного самоуправления, мы всегда подразумеваем определенную их систему и структуру, то есть они представляют собой целую подсистему взаимосвязанных элементов, которая выполняет относительно самостоятельные функции, связанные с достижением цели.


Европейская хартия местного самоуправления в ст. 2 гласит, что принципы местного самоуправления должны быть признаны в законодательстве страны и, где это осуществимо, в конституции. Принципы (от лат. principium – начало, основа) – основные исходные положения какой-либо теории, учения, науки, мировоззрения, политической организации.

В.И. Фадеев и иные ученые в сфере муниципального права принципы местного самоуправления характеризуют как обусловленные природой местного самоуправления коренные начала и идеи, лежащие в основе организации и деятельности населения, формируемых им органов, самостоятельно осуществляющих управление местными делами[8]. Исходя из определения, данного в ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» В.И. Фадеев называет такие принципы местного самоуправления как: самостоятельность принятия решений по вопросам местного значения населением; организационное обособление органов местного самоуправления во всей совокупности государственных органов; многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления; соразмерность полномочий местного самоуправления материально-финансовым ресурсам.

Е.С. Шугрина разделила точку зрения В.И. Фадеева и расширила указанный выше перечень следующими принципами: признание местного самоуправления демократическим институтом, гарантированность местного самоуправления; законность; гласность и учёт общественного мнения; сочетание местных и государственных интересов[9].

В.И. Васильев, анализируя систему органов местного самоуправления, выделил следующие принципы организации и деятельности органов местного самоуправления: принцип народовластия, принципы территориальные, принципы организационные, принцип финансово-экономических основ, принцип наличия гарантий местного самоуправления и другие[10].

Иными словами, В.И. Васильев к принципам организации и деятельности органов местного самоуправления относит неограниченный круг принципов, где к «другим» принципам можно отнести все принципы, что присущи государству в целом куда в категорию «и другие вопросы» можно отнести все что угодно – и принципы, присущие государству, и функции местного самоуправления и т. п.

Основываясь на приведенных положениях различных ученых в области муниципального права, можно в общей сложности выделить более полусотни принципов организации и деятельности местного самоуправления. К ним можно отнести помимо названных принципов также такие как принцип коллегиальности, плановости, объективности, дифференциации фиксации функций, принцип научности, принцип использования местных традиций и обычаев, принцип гарантированности государством судебной защиты, принцип гуманизма, принцип равноправия и другие.