Файл: Правовая культура. Правовой фетишизм. Правовой нигилизм.pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 193
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.Понятие и типы правовой культуры
1.1. Понятие и сущность правовой культуры
1.2. Типы, элементы и функции правовой культуры
2. Формирование правовой культуры в Российской Федерации. Правовой нигилизм и правовой фетишизм
2.1.Формирование правовой культуры
ВВЕДЕНИЕ
Основы государственной политики России в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан направлены на формирование правовой культуры населения, традиций безусловного уважения к закону, правопорядку и суду. Развитие страны в качестве современного цивилизованного государства способствует развивающаяся правовая культура.
Указанная тема весьма актуальна, поскольку именно правовая культура общества имеет влияние на происходящие в государстве изменения. Обосновывается ключевая роль правовой культуры в модернизации современного российского общества.
В условиях глобализации российская правовая культура испытывает влияние различных национальных правовых культур. Российская Федерация на современном этапе ее развития должна использовать достижения мировой юридической мысли, но при этом обязана сохранить самобытность собственной правовой культуры.
Правовая культура отражает не только деятельность человека непосредственно в правовой сфере, но и за ее пределами, связанную так или иначе с применением правовых знаний, которые сегодня востребованы многими науками, дисциплинами и специальностями как гуманитарного, так и не гуманитарного профиля. Эти знания необходимы практически во всех областях, где действуют законы. Не случайно почти во всех вузах страны общеобразовательная подготовка студентов включает в себя и правовую, ибо в этом нуждается любая профессия, любой вид деятельности.
В современной публицистической и научной литературе существуют различные оценочные мнения о правовой культуре современного российского общества, при этом чаще всего состояние российской правовой культуры научным сообществом оценивается критически.
Деформация правосознания такое же исторически далекое явление, как и правосознание, и само право. Анализ истории нашего государства позволяет сделать вывод о том, что, деформация правосознания была в нашем государстве на протяжении всей его истории, потому что вместе с российским правом развивалась и система наказаний, если есть наказания, значит, есть и деформация. По мере развития государства, появлялись новые формы деформации правового сознания.
Правовой фетишизм является своего рода преувеличением роли права, видение в нем сверх силы, способной беспрекословно регулировать все сферы жизни общества. Правовой нигилизм - одна из форм деформации правосознания, выраженная в осознанном игнорировании норм права, его отрицания как социального института и регулятора. Правовой нигилизм и правовой фетишизм актуальны для современного российского общества. Еще большей проблемой современного общества является множественность одновременно присутствующих форм деформации правового сознания.
Таким образом, выбранная тема курсовой работы является актуальной.
Цель работы – исследование правовой культуры, правового нигилизма и правового фетишизма.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1.Изучить понятие и сущность правовой культуры;
2.Охарактеризовать типы, элементы и функции правовой культуры;
3.Исследовать формирование правовой культуры
4.Проанализировать правовой нигилизм;
5.Рассмотреть правовой фетишизм.
Объектом исследования в курсовой работе являются общественные отношения, обуславливающие сущностные особенности правовой культуры, правового нигилизма и правового фетишизма.
Предметом исследования являются понятие и виды правовой культуры, особенности правового нигилизма и правового фетишизма.
Теоретические основы темы курсовой работы представлены в исследованиях О.В. Адаевой, А.С. Автономова, А.А. Белицкого, А.С. Москалевой, Е.Ф. Усмановой и других.
В структуре курсовой работы выделяются следующие элементы: введение, основная часть из двух глав, заключение и список использованной литературы.
В первой главе курсовой работы рассмотрены сущность, понятие, типы, элементы и функции правовой культуры.
Во второй главе курсовой работы изучены формирование правовой культуры в Российской Федерации, правовой нигилизм и правовой фетишизм.
1.Понятие и типы правовой культуры
1.1. Понятие и сущность правовой культуры
Под культурой в целом понимают выработанную тысячелетиями систему ценностей, ориентиров и форму их выражения, которые являются обязательными для соблюдения. Данное понятие берет свое начало с латинского слова «cultura», что означает «воспитание», «образование», «развитие». Культура - понятие собирательное, имеющее множество сторон и разновидностей[1].
Правовая культура - один из видов общей культуры, который выражает взаимоотношения субъектов общественной жизни с правом, законами и другими юридическими категориями. Согласно А. В. Петрову, «под правовой культурой понимается обусловленное всем социальным, духовным, политическим и экономическим строем качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и в целом в уровне правового развития субъекта, а также степени гарантированности государством и гражданским обществом свобод и прав человека»[2].
Правовая культура – это часть общей культуры, отражающая деятельность человека не только в правовой сфере, но и за ее пределами связанная с применением правовых знаний, которые сегодня востребованы многими науками, дисциплинами[3].
Правовая культура общества - часть общей культуры, представляющая собой систему ценностей, накопленных человечеством в области права и относящихся к правовой реальности данного общества: уровню правосознания, режиму законности и правопорядка, состояния законодательства, состояния юридической практики и др. Высокий уровень правовой культуры является показателем правового прогресса. Культура общества является результатом социально-правовой активности отдельных личностей, коллективов и других субъектов права; она выступает отправным моментом, базой для такого рода активности и в целом для правовой культуры личности[4].
М.Ю. Осипов раскрывая понятие правовая культура, дает следующее определение: «правовая культура – это элемент правовой системы, представляющий собой социальный феномен, отражающий, порождающий и моделирующий правовую жизнь во всем ее многообразии»[5]. Правовая культура - общий уровень знаний и объективное отношение общества к праву; совокупность правовых знаний в виде норм, убеждений и установок, создаваемых в процессе жизнедеятельности и регламентирующих правила взаимодействия личности, социальной, этнической, профессиональной группы, общества, государства и оформленных в виде законодательных актов. Проявляется в труде, общении и поведении субъектов взаимодействия[6].
Правовую культуру можно обозначить как качественную характеристику правовой жизни социума. Она фиксируется в исторических правовых памятниках, а также в современном существующем законодательстве. По мнению В.Е. Толпыкина: «Правовая культура выступает следствием и показателем зрелости правовой системы общества. Свое проявление она находит как на уровне общества в целом, так и применительно к отдельным сферам общественной жизни, конкретным видам социальной деятельности (производственной, управленческой, образовательной, культурно- воспитательной и т.д.)»[7].
В настоящее время в юридической литературе встречаются различные интерпретации данного определения. Но все правоведы сходятся и соглашаются друг с другом в одном: правовая культура - качество правовой жизни общества, а также знание, понимание и, обязательно, соблюдение норм права каждым отдельным членом общества.
Конституция Российской Федерации провозглашает нашу страну демократическим, правовым и социальным государством, а это в свою очередь предполагает наличие у граждан определенного уровня правосознания - совокупности представлений, чувств и взглядов, которые связаны с системой права нашего государства[8]. А правовая культура и есть реализованное в повседневной практике и деятельности людей правосознание.
Правовая культура человека начинает зарождаться сначала родителями в семье, затем преподавателями в учебных заведениях. Особенно важно объяснить человеку на подсознательном уровне, что реализация предоставленных ему государством прав и свобод напрямую зависит от того, будет ли он принимать и соблюдать законодательство[9].
Развитие правосознания гражданина и общества способствует преодолению отклоняющегося поведения людей, предотвращению случаев произвола и насилия над личностью. Внесение научно обоснованных, взвешенных правовых представлений, взглядов в сознание граждан, борьба с преступностью являются предпосылками укрепления законности и правопорядка, т.е., всего того, без чего невозможно построить гражданское общество и правовое государство[10].
Формирование позитивного отношения к закону, праву, знание гражданами своих прав и обязанностей перед государством и обществом являются основными задачами в процессе формирования правовой культуры.
Правовая культура отражается в деятельности человека не только в правовой сфере, но и далеко за её пределами, если она связана, так или иначе, с применением норм права и правовых знаний. Последние сегодня особенно необходимы многим наукам и дисциплинам как гуманитарного, так и технического профиля, ведь человеку любой профессии приходится взаимодействовать с юридическими нормами.
Первенствующую роль правовая культура имеет в применении всемирно известного либерально- демократического правового принципа «не запрещенное законом дозволено». Но эта модель поведения эффективна лишь в том случае, если человек обладает определенным и необходимым уровнем правовой и нравственной культуры. Если же этот уровень не достигнут, то вполне вероятно, что индивид легко может встать на путь злоупотребления данным принципом[11].
Главную роль в формировании правовой культуры занимает само государство. Ведь воспитание личности с высокой гражданской позицией, личности, которая будет уважать законы и активно участвовать в жизни страны - первоочередная задача государства. Эти качества представляют собой важные стороны сущности правовой культуры, развитие которой позволит говорить нам о построении правового государства.
Правовая культура общества проявляется в культуре отдельно взятого индивида, которая характеризуется уважением к нормам права, достаточным информированием о праве, пониманием и следованием праву[12]. Роль правовой культуры в структуре социальных отношений определяется тем, что с помощью нее устанавливаются определенные границы свобод субъектов права, т.к. свобода не может существовать без различных ограничений[13].
Правовая культура подразумевает углубленное знание гражданами и должностными лицами норм права, а также предполагает наличие умений и навыков в пользовании законами и применении их в практическом смысле, неотъемлемой частью является авторитет права, признания его как ценности социальной и нравственной для нормального функционирования общества.
Правовая культура необходима обществу для укрепления норм законности и социальной справедливости, а также для создания такой системы нравственности, при которой человек может спокойно жить и существовать в обществе, а также плодотворно трудиться. Здесь немаловажную роль играет главенство и качество закона.
По мнению российского ученого И.А. Ильина «свобода каждого человека простирается лишь до той границы, от которой начинается свобода других людей. Стремясь установить эти границы, закон содействует тому, чтобы в совместной жизни людей воцарился порядок, основанный на свободе»[14].
Оптимальный уровень правовой культуры подразумевает под собой, что права и обязанности субъектов права основываются на двух основных принципах: разрешено все, что не запрещено законом (для граждан) и запрещено все, что не разрешено законом (для государственных органов).
1.2. Типы, элементы и функции правовой культуры
Типы правовой культуры:
- индивидуальная – выполненный объем знаний правовых норм (большинство людей принимают правовые знания из окружающей среды или личного опыта), а также уважение к закону;
- правовая культура профессиональной группы. Она подвергается воздействию индивидуальной и общественной правовой культуры;
- социально-правовой культуры общества, частью созданных духовных ценностей[15].
Понятие «правовая культура» употребляется обычно в двух основных значениях: