Файл: Понятие и классификация функций государства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 113

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- проблема функций государства занимает ключевое место в науке теории государства и права;

- большинство фундаментальных исследований функций государства проводилось еще в советский период, и в настоящее время остро ощущается нехватка новых работ по данной тематике с учетом кардинально изменившихся внутри- и внешнеполитических условий жизни российского общества;

- существенным недостатком основополагающих научных трудов советского периода, посвященных функциям государства, является классово-идеологическая составляющая исследований и научных выводов, сделанных учеными;

- значительно изменилась эмпирическая база изучения функций государства, поменялось и содержание самих этих функций, вследствие чего существующая их классификация представляется сегодня не вполне корректной [4,19].

В связи с этим необходимо и оправданно пересмотреть ряд фундаментальных положений в научной классификации функций современного российского государства в целях приведения ее в соответствие с изменившимися условиями и действительным содержанием основных направлений деятельности государственного аппарата. Одна из основных и традиционных классификаций функций государства разделяет их на две группы: внутренние и внешние. Критерий разграничения здесь весьма простой - в зависимости от того, в какой сфере общественной жизни - внутриполитической или внешнеполитической осуществляется та или иная функция [27, 8].

Например, по мнению А.И. Лепешкина, такая классификация функций позволяла наиболее правильно и глубоко познать не только содержание внешней политики государства, но и ее соотношение с внутренней политикой, а также уяснить формы и методы осуществления этой политики. Однако в настоящее время значимость названной классификации утрачивает свою былую актуальность [23. 17]. Это обусловлено следующими причинами. В большинстве случаев жесткое противостояние двух систем социалистических и буржуазных государств в мире устранено. Такое противостояние применительно к функциям государств создавало основу для четкого разграничения функций на внутренние и внешние [26,20].

Исходя из этого, исследователи имели возможность выделить такие внешние функции, как оборона страны от опасности внешнего нападения, борьба за мир и мирное сосуществование с капиталистическими странами, укрепление дружбы, братского сотрудничества и взаимопомощи стран мировой системы социализма. Но характер международных отношений уже значительно изменился - резко повысилась интенсивность межгосударственного общения, что, естественно, отразилось на функциях государств. Эти изменения в основном сводятся к следующему: существенно увеличился перечень вопросов, разрешаемых на межгосударственном уровне; многие проблемы, традиционно считавшиеся внутренним делом каждой страны, за последние десятилетия переместились из разряда внутриполитических в разряд проблем, нуждающихся в коллективном разрешении двумя или более государствами; в мире неизбежно возрастает роль международных организаций, как тех, которые имеют относительно долгую историю существования, так и созданных недавно, устанавливаемые этими организациями требования, как правило, являются обязательными для государств-участников и для государств, претендующих на членство в этих организациях; большинство сфер внутренней политики государства представляют собой «открытые системы», находящиеся в постоянном взаимодействии с аналогичными системами других стран [33,85].


С учетом названных обстоятельств необходимо проанализировать современные функции государства, определяемые учеными в качестве внутренних или внешних, с точки зрения справедливости такой стратификации. К числу основных внутренних функций современного российского государства принято относить:

- функцию охраны прав и свобод человека и гражданина;

- экономическую функцию;

- функцию налогообложения;

- экологическую функцию;

- функцию социальной защиты;

- культурную функцию [8,2].

В некоторых источниках предлагается другое наименование государственных функций, хотя в содержательном плане различные системы функций, как правило, не сильно различаются [22,7]. Обращаясь к функции охраны прав и свобод человека и гражданина, следует отметить, что под ее реализацией понимают в первую очередь правоохранительную деятельность государства, направленную на обеспечение законности и правопорядка, осуществление закрепленной в статье 2 Конституции Российской Федерации обязанности государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека [7, 97].Эта внутригосударственная деятельность представляет собой лишь центральный элемент реализации функции охраны прав и свобод человека и гражданина, который существует во взаимодействии с совокупностью внешнеполитических элементов, не позволяющих на сегодняшний день относить названную функцию однозначно к внутренней.

Внешнеполитическими элементами реализации рассматриваемой функции являются [4,19]:

1. Нормативно-правовые источники охраняемых прав и свобод. Конституция Российской Федерации в части 4 статьи 15 признает приоритет общепризнанных принципов и норм международного права и положений международных договоров над нормами внутреннего законодательства России [25,63]. Это в первую очередь касается норм международного права, затрагивающих вопросы признания, защиты и гарантий прав и свобод человека и гражданина. Поэтому значительное место среди нормативных правовых источников, закрепляющих основные права и свободы человека и гражданина, принадлежит международным правовым актам - Всеобщей декларации прав человека, Конвенции о защите прав человека и основных свобод, Декларации о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинства человека.

2. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, которые, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, являются составной частью ее правовой системы. Их имплементация в национальную правовую систему должна происходить в порядке, определенном соответствующим законом.


3. Обязательность присоединения к отдельным международным договорам о правах и свободах человека и исполнения содержащихся в них условий при вступлении государства в определенные международные организации. Стремление государства вступить в такую организацию будет влиять соответствующим образом на реализацию им функции охраны прав и свобод человека и гражданина [9,18].

4. Возможность применения санкций к государству со стороны международных организаций или отдельных государств за неисполнение общепризнанных принципов и норм международного права в сфере прав и свобод человека. При этом угроза применения международных санкций существует даже в отношении государств, не являющихся участниками ключевых международных соглашений по правам человека, поскольку несоблюдение минимальных стандартов обеспечения прав человека приводит такое государство к отчуждению от большинства стран мира.

5. Участие государства в лице компетентных органов в работе межгосударственных правоохранительных организаций [25, 65].

6. Предусмотренное частью 3 статьи 46 Конституции Российской Федерации право на обращение в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

7. Обязанность российского государства, предусмотренная частью 2 статьи 61 Конституции Российской Федерации, защищать права и свободы своих граждан не только внутри страны, но и за ее пределами.[1] Названные аспекты указывают на то, что реализация функции охраны прав и свобод человека и гражданина осуществляется как внутригосударственными средствами, так и действиями, направленными за пределы страны, что подтверждает ошибочность отнесения данной функции однозначно к числу внутренних [6,99]. В условиях жесткой интеграции экономической системы практически любого государства в мировую экономику, функционирования международных органов и организаций управления экономическими процессами.

Функция налогообложения. По сути, налоговую политику государства можно рассматривать как составную часть экономической политики, следовательно, характеристики экономической функции во многом будут справедливы и для функции налогообложения [7, 98]. Кроме того, помимо непосредственных задач, решаемых при реализации функции налогообложения внутри страны, налоговая политика государства - одно из наиболее важных его качеств, оцениваемых другими державами. Как известно, обеспечение благоприятного налогового климата для предпринимателей способствует привлечению в страну инвесторов, создающих здесь свои предприятия, что, в свою очередь, оказывает воздействие на трудовую миграцию [28, 130].


Аналогично можно рассматривать и ситуацию с налогами на жителей государства: их снижение способно привлечь в страну лиц, желающих приобрести недвижимость или земельные участки. Однако нельзя не отметить, что снижение налогов и привлекательность государства для инвесторов не находятся в безусловной взаимозависимости. Важное значение имеют рациональное использование собранных налогов, необходимый уровень развития инфраструктуры, независимость судебной системы и целый комплекс других факторов [29,32]. Повышение налогов соответственно будет приводить к обратным результатам - вывозу капиталов и производств из данного государства в страны, предоставляющие более благоприятные условия для бизнеса. Кроме того, если государство является участником какой-либо международной экономической организации или союза, то требования по изменению налогового законодательства могут исходить от этой организации или других участников [32, 11].

Экологическая функция - это относительно новое направление деятельности большинства государств, ориентированное на охрану окружающей среды, предупреждение техногенных аварий, способных нанести ущерб окружающей среде, и природных катастроф, а также на обеспечение эффективного природопользования. Обострение экологической ситуации в мире заставляет различные страны объединять свои усилия с целью предупредить и предотвратить негативные последствия воздействия названных факторов на экологию, что обусловлено несколькими причинами. Во-первых, природные катастрофы могут быть настолько масштабными, что устранение их последствий одним государством ни с финансовой, ни с организационной точки зрения оказывается невозможным. Во-вторых, последствия техногенных и природных экологических катастроф могут носить трансграничный характер, и государства, соседствующие с местом катастрофы, не смогут избежать их негативных проявлений. В-третьих, реализация экологической функции имеет специфичный характер: совокупность природных объектов находится во взаимосвязи друг с другом независимо от государственных границ, и незначительные изменения одного объекта сказываются на остальных [14, 50].

Функция социальной защиты представляет собой деятельность государства по созданию нормальных условий жизни всего общества и его отдельных представителей.

Культурная функция, включающая в себя деятельность государства по развитию собственно культуры, науки и образования, в настоящее время также подвергалась воздействию процессов глобализации. С учетом масштаба новых научных проектов, направленных на изучение фундаментальных проблем в той или иной области научных знаний, высокой стоимости научных исследований и необходимости привлечения ученых из научных учреждений разных государств, в данной сфере также действует множество международных или межгосударственных организаций [17, 6 ]. Достаточно отметить Европейскую организацию ядерных исследований, которой реализован проект по созданию и использованию . Несмотря на то что разнообразие систем образования в мире является отражением культурного, социального, политического, религиозного и экономического многообразия государств, современные условия требуют от государств предпринимать меры к определенной унификации своей системы образования [36, 14].


Таким образом, проанализировав внутренние функции государства, можно сделать вывод, что на сегодняшний день в пяти из шести случаев определение функций исключительно как внутренних представляется некорректным. Аналогичную ситуацию можно наблюдать и при анализе основных внешних функций государства, в числе которых следует назвать функцию обороны страны, функцию содействия обеспечению международного мира и безопасности, функцию международного сотрудничества. Названный перечень внешних функций нашего государства достаточно традиционен и встречается уже в работах советских ученых. В советской науке, наряду с названными функциями, присутствующими практически в любых классификациях, некоторыми учеными на отдельных этапах развития государства выделялись другие, достаточно специфичные, внешние функции социалистических государств: функция помощи государствам и народам, освободившимся от колониальной зависимости и ведущим борьбу против империализма; функция международного социалистического разделения труда6. Таким образом, современный перечень внешних функций государства является несколько модифицированным продолжением группы внешних функций советского периода. В настоящее время существующее деление функций государства на внутренние и внешние носит весьма условный характер и утрачивает свою практическую значимость.

2. Анализ функций государства на примере публичных органов власти и уголовно-исполнительной системы

2.1. Формы осуществления функций государства публичными органами власти

Функции государства подлежат реализации в различных формах с применением определенных методов. В теории под формами реализации функций государства принято понимать именно деятельность государственных органов, которые составляют «звенья механизма государства». Так, под указанные критерии подпадает законодательная, исполнительная, или иными словами управленческая, судебная, а также контрольно-надзорная деятельность органов государственной власти на территории того или иного государства. Одной из форма реализации функций государства выступает законодательная либо правотворческая деятельность. Она заключается в разработке, издании и принятии нормативно-правовых актов законодательными органами, которые обязательны к исполнению на территории данного государства. Следующая форма деятельность - управленческая или как она иначе именуется исполнительная. Под исполнительной деятельность органов государственной власти следует понимать базирующееся на законах страны оперативное управление, исполнительно-распорядительные функции органов государственного управления в различных сферах жизни населения, в том числе в сфере экономики и социального развития, спорта и культуры, образования и здравоохранения, транспорта, охраны как общественного порядка, так и обороны страны [9, 19].