Файл: Понятие и классификация функций государства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 107

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Тема курсовой работы - «Понятие и классификация функций государства». Объясняя выбор данной темы следует отталкиваться, прежде всего от актуальности темы. Актуальность темы заключается в том, что одной из наиболее активно обсуждаемых является проблема сокращения полномочий института государства, потерявшего значительную часть своих традиционных функций. Следует сказать, что государство является важным аспектом в жизни общества. Развитие общества и всех его институтов, включая государство, представляет собой естественный исторический процесс, протекающий по объективным законам. Одним из проявлений действия этих законов являются функции государства, которые можно определить как характерные особенности государства, отличающие его от других элементов системы общества.

Особенно актуален вопрос темы исследования для Российской Федерации в период становления правового государства, смены приоритетов в социально-экономическом и культурном развитии общества, постановке новых стратегических целей и задач.

Цель исследования: исследовать основные функции государства на современном этапе.

Задачи исследования:

1. Исследовать понятие государства, выявить его основные признаки и сущность.

2. Проанализировать основные функции государства.

3. Обозначить формы осуществления функций государства публичными органами власти

4. Выявить функции государства на примере уголовно-исполнительной системы

Объект исследования – государство и его сущность. Предмет исследования - функции государства.

Методологическая база исследования: работа выполнена с использованием УК Российской Федерации [1], нормативно-правовых актов, применяемых при реализации государственных функций, учебной литературы для юридических вузов. При всем объеме и разнообразии литературы по теории государства и права, особое предпочтение было отдано учебникам, написанным под руководством Н.И. Матузова и А.В. Малько, В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. Также при изучении выбранной темы использовалась справочная правовая система Консультант Плюс в основном для получения информации о действующем законодательстве и изучения новейших журнальных статей юристов-практиков в области научных исследований о функциях государства.

1. Теоретические основы основных функций государства


1.1. Государство: понятие, признаки, сущность

С давних времен мыслители старались дать ответ на вопрос, что такое государство. Ещё древнеримский философ Цицерон спрашивал и одновременно давал ответ: «Да и что такое государство, как не общий правопорядок?» [15, 253]. Известный российский правовед Н.М. Коркунов, утверждал, что «государство есть общественный союз свободных людей с принудительно установленным мирным порядком посредством предоставления исключительного права принуждения только органам государства»[21, 27].

В 19 веке наиболее обширное распространение получило определение государства как совокупности людей, территории, занимаемой этими людьми, и власти. Известный французский юрист Леон Дюги выдвинул четыре элемента, характеризующих государство:

1. Суверенная власть;

2. Определенная территория;

3. Правительство;

4. Совокупность человеческих индивидов [16,100].

Русский юрист Г.Ф. Шершеневич, в свою очередь, писал: «Под именем государства понимается союз людей, осевших в известных границах и подчиненных одной власти» [38,18]. Приведённое определение, достаточно точно отражает отдельные признаки государства, стало поводом для разнообразных упрощений. Так, одни авторы, опираясь на данное понятие, приравнивали государство к стране, другие - к обществу, третьи - к кругу лиц, занимающихся осуществлением власти.

Юрист Ф.Ф. Кокошкин утверждал, что: «Государство не совокупность людей определенного рода, а отношения между ними, форма общежития, известная психическая связь между ними» [20,3]. Тем не менее «форма общежития» - форма организации общества, является всего лишь одним из признаков, но не целым государством. Большие сложности в формулировании определения государства привели к мнению о невозможности раскрытия содержания данного термина.

К примеру, М. Вебер писал: «Ведь государство нельзя социологически определить, исходя из содержания его деятельности. Почти нет таких задач, выполнение которых политический союз не брал бы в свои руки то здесь, то там; с другой стороны, нет такой задачи, о которой можно было бы сказать, что она во всякое время полностью, то есть исключительно, присуща тем союзам, которые называют «политическими», то есть в наши дни - государствам или союзам, которые исторически предшествовали современному государству» [10, 645].


Ф. Энгельс, посвятив несколько лет соответствующим исследованиям, дал краткое, но достаточно конфронтационное толкование, согласно которому государство есть не что иное, как машина для подавления одного класса другим [24, 200]. Данные формулировки достаточно обширно использовались в научных работах, однако применять их можно только к таким государствам, где возникает значительная классовая напряженность, а продолжение политического противоборства может привести к разрушению общества. Другими словами, оба определения подходят к деспотическим и императивным государствам.

С опорой на современную учебную литературу, можно дать наиболее точное определение государству: Государство - это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок [13, 192].

Представление о государстве и его характеристике наиболее точно можно получить при раскрытии признаков государства которые отличают его от первобытного общества и общественных организаций. И вот следующие аспекты характеристики государства [11,90]:

1. Территория. Это пространство, которое занимает государство. В неё входит суша, недра, воздушное пространство, а также водные ресурсы. На своей территории государство занимается осуществлением независимой власти и имеет право всеми разрешёнными способами защищать свою территорию от вторжения других государств[19, 15].

2. Население. Население составляют люди, которые проживают на территории государства. Состав населения может складываться из людей одной национальности или же, напротив, быть многонациональным.

3. Публичная власть. Иначе публичную власть можно называть общественной властью, подразумевая то, что она способна организовать жизнь людей. Термин «власть» обозначает возможность воздействовать в нужном направлении и подчинять своей воле. Такая власть реализуется при помощи государственных органов и учреждений. Они все объединяются, образуя тем самым единую систему, которая называется государственным аппаратом. Власть такого аппарата распространяется на всех людей, живущих на территории государства постоянно или временно.

4. Право. Право – это система общеобязательных правил поведения. Правовые нормы находятся под охраной государства. Для этого существуют специальные государственные органы. Формирование правовых норм также является обязанностью государственных органов [36, 15].


5. Правоохранительные органы. Это особая система, в состав которой входят полиция, прокуратура, органы таможни и другие правоохранительные органы. Такие органы необходимы абсолютно любому государству, ведь государственная власть осуществляется при помощи норм права или распоряжений, носящих императивный характер. В случае, если по отношению к власти проявляется неуважение или же если правовые нормы не исполняются, то правоохранительные органы применяют меры принуждения - санкции, которые предусмотрены в самих правовых нормах.

6. Армия. Необходимость армии заключается в постоянной защите территорий государства и его целостности. По размеру армия должна быть настолько большой, чтобы была уверенность в пресечении любой агрессии. Однако армия требует значительных материальных затрат на своё содержание и поддержание постоянной боеготовности.

7. Налоги. Налогами являются обязательные выплаты с дохода, получаемого гражданами и организациями. Размеры и сроки уплаты налогов устанавливает само государство, издавая соответствующие законы. Необходимость налогов заключается в содержании государственных органов, армии, своевременной выплаты пенсий и различных социальных пособий.

8. Суверенитет. Это самостоятельность государства в принятии решений относительно внутренних и внешних вопросов его существования. Иначе говоря, суверенитет - это независимость, неподчинённость и неподотчётность государства кому-либо. Суверенитет бывает внешним и внутренним [11, 91]. Внешний суверенитет даёт возможность государству своими силами создавать взаимоотношения с иными государствами, руководствуясь лишь своими интересами.

В международных отношениях сущность суверенитета фактически выражается в том, что власти одного государства юридически могут не подчиняться другим государствам [34, 189]. Внутренний суверенитет отмечает, что государственная власть независима в решении всех вопросов касательно жизни страны, при этом такие решения имеют общеобязательный характер для населения страны [35, 23]. Характеризуя сущность государства, в первую очередь необходимо отметить, что сущность - это то главное, что определяет содержание, назначение и функционирование какого-либо института. Важнейшим и основополагающим элементом государства является власть, с её принадлежностью, назначением и функционированием в обществе. Другими словами, поднимая вопрос о сущности государства, нужно узнать о том, кому государственная власть принадлежит, кто её осуществляет и в интересах кого. Именно поэтому данный вопрос относится к довольно дискуссионным [2, 118].


К примеру, приверженцы теории элит, которая получила своё распространение в 20 веке, полагают, что народные массы неспособны осуществлять власть и заниматься делами общества, поэтому государственная власть должна принадлежать верхушке общества до той поры, пока существующую господствующую элиту не заменит иная. К теории элит примыкает и технократическая теория. Представители этой теории считают, что властвовать и управлять могут и должны профессионалы своего дела - управленцы и так называемые менеджеры. Только управленцы и менеджеры способны установить подлинные потребности общества и найти наилучшие пути для его развития [37, 16].

Приведённые теории не лишены смысла, однако они обе страдают антидемократизмом, отрывая власть от народа и считая её выше народа. Многие сторонники многообразных разновидностей демократической доктрины отталкиваются от того, что первоначальным носителем власти является народ, а государственная власть, исходя из своей сути, обязана быть подлинно народной, осуществлять всю свою деятельность в интересах и под непосредственным контролем народа. Политическая власть может принадлежать только экономически господствующему классу, осуществляя свою деятельность в его интересах - такую точку зрения отстаивает марксистская теория. Отсюда вытекает классовая сущность государства как машины или орудия, используя которую класс, господствующий в экономической сфере, становится политически господствующим, осуществляет свою власть, которая никак не ограниченна законом, опираясь на силу и принуждение[38, 19]. Однако абсолютно любое государство занимается социальными делами и защищает общественные интересы, что выражается, например, в борьбе с последствиями стихийных бедствий, эпидемиями и преступностью. Любое государство служит одновременно и обществу в целом, и определенным социальным силам. Данное соотношение неодинаково, оно меняется в зависимости от исторического периода. Что касается конкретно современного демократического государства, то оно в первую очередь служит всему обществу.

1.2. Функции государства

Коренные изменения, произошедшие в стране в последние десятилетия, а также продолжающиеся экономические, политические и правовые преобразования требуют от ученых и юристов нового подхода к ряду ключевых проблем теории государства и права [3,57]. Нуждается в современном осмыслении и проблема функций государства, в частности, оснований их классификации и видовой характеристики [12, 2]. Предпосылками для проведения нового исследования классификации функций государства являются, следующие обстоятельства: