Файл: Понятие и классификация функций государства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 108

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Функции в сфере управления достаточно разнообразны, тем не менее, структура органов власти выстраивается таким образом, что реализация поставленных перед исполнительно-распорядительными органами задач происходит эффективно и своевременно. Что касается судебной сферы деятельности органов государственной власти, что здесь стоит отметить, что реализация функций государства сосредотачивается именно на идее созданными органами - судами. Контрольно-надзорную деятельность как отдельную форму реализации функций государства выделяют не все ученые-теоретики. Тем не менее, её следует рассмотреть. Итак, под контрольно-надзорной деятельностью понимают исполнение непосредственных функций государства посредством различных видов осуществления контроля и надзора за соблюдением законов в стране. Указанная классификация органов государственной власти в зависимости от исполняемых ими соответствующих функций способствует распределению обязанностей и сфер действия как уже существующих органов, так и вновь созданных. При этом, данный аспект частично отражает идею концепции разделения властей.

При этом, стоит отметить, что хотя деятельность публичных органов власти, направленная на реализацию функций государства, кажется однообразной, вне зависимости от форм осуществления, важно осознавать факт того, что данными органами для достижения указанной цели необходимо использовать не только правовые формы, но и формы, не основывающиеся на праве - не правовые или иными словами организационные. Итак, во-первых, следует рассмотреть правовые формы, под которыми понимается схожая по характеру и юридическим последствиям деятельность государственных органов в сфере издания нормативных актов. В связи с чем, к данной правовой форме реализации функций государства видится возможным отнести правотворческую и правоприменительную деятельность, что также, в свою очередь, подразделяется на оперативно-исполнительную и правоохранительную деятельности органов государственной власти [14, 51].

Под правотворческой деятельностью понимается деятельность публичных органов власти по реализации функций в области разработки, издания и принятия нормативно-правовых актов, а также по доработке, отмене либо изменению действующих правовых норм в законодательстве страны. Правоприменительная деятельность исходит из правотворческой, так как подразумевает под собой деятельность органов государственной власти в сфере исполнения законов путем издания соответствующего акта, который обязателен к исполнению лицом, которому он адресован. В правоприменительной деятельности выделяют оперативно-исполнительную и правоохранительную. Во-вторых, как ранее отмечалось, важным аспектом при реализации функций государства является применение не правовых форм. Так, специфика организационных форм отражается в такой деятельности органов государственной власти, которая не имеет за собой юридически значимых последствий, в отличие от правовых форм реализации функций государства. Однако, при этом, формы организационной, фактической деятельности государства реализуются на основе выполнения требований, установленных законодательством страны. Так, принято выделять следующие не правовые формы реализации функций государства публичными органами власти [30, 23]:


– организационно-регламентирующая деятельность, под которой понимают оперативную работу, которая связана с организацией функционирования органов государства, выражающаяся в решении задач по организационно-техническому обеспечению различных звеньев государственного механизма;

– организационно-хозяйственная деятельность – текущая хозяйственная деятельность в сфере материальному обеспечению выполнения различных государственных функций государственными органами власти, в том числе в сфере контрольно-ревизионной, статистической и иной видах деятельности;

– организационно-идеологическая деятельность, под которой следует подразумевать воспитательную работу, которая связана с формированием определенного общественного мнения, обеспечением выполнения различных функций государства, разъяснением издаваемых законов и иных нормативно-правовых актов; в том числе и работа средств массовой информации.

Таким образом, подводя итог вышеизложенного, стоит еще раз отметить, что эффективная реализация функций государства может быть обеспечена в рамках реализации и деятельности специальных органов государственной власти на территории того или иного государства.

2.2. Функции государства на примере уголовно-исполнительной системы

В настоящее время актуальными задачами для Российского государства являются: охрана прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, обеспечение правопорядка, обеспечение нормального функционирования механизма государства. Необходимость решения этих и иных задач предполагает наличие у государства возможности оказывать влияние на реализацию всех санкционируемых им решений. Одним из таких государственных регуляторов выступает контроль и надзор, который устанавливается за всеми сферами жизнедеятельности, и уголовно - исполнительная система не является исключением. Реализация данных функций государства находит свое выражение в правовой форме - контрольно – надзорной [22,8].

Рассмотрим на примере уголовно - исполнительной системы реализацию функций государства нашедших выражение в контрольно - надзорной форме. В уголовно - исполнительном кодексе Российской Федерации установлены виды контроля за деятельностью органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания: ведомственный, судебный, общественный, контроль органов государственной власти и местного самоуправления, прокурорский надзор. Контроль органов государственной власти и органов местного самоуправления, как правило, посвящен комплексному выяснению состояния уголовно - исполнительной системы и ее элементов, что позволяет определить дальнейшие пути совершенствования деятельности. Формы и содержание контроля подчинены эффективному достижению целей наказания, укреплению порядка и оптимизации условий отбывания и исполнения наказаний, обеспечение должного правового положения осужденных, улучшению организации их труда и быта, созданию необходимых предпосылок для эффективной работы персонала уголовно - исполнительной системы.


Относительно общественного контроля статья 23 УИК Российской Федерации предусматривает два основных направления участия общественных объединений в работе учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания:

во - первых – это содействие в реализации цели исправления осужденных;

во - вторых, оказание посредством контроля помощи учреждениям и органам уголовно - исполнительной системы в решении многочисленных административно - хозяйственных проблем обеспечения их нормального функционирования [19, 16].

Ведомственный контроль как организационно - правовой способ обеспечения законности и дисциплины в уголовно - исполнительной системе осуществляется центральным аппаратом Федеральной службы исполнения наказаний, территориальными органами и учреждениями.

Наиболее распространенными формами ведомственного контроля в уголовно - исполнительной системе являются:

- рассмотрение отчетов по результатам деятельности подконтрольных объектов за определенный период или по определенному вопросу;

- целевые контрольные проверки по отдельным вопросам, жалобам, сообщениям средств массовой информации, ревизии финансово - хозяйственной деятельности;

- всестороннее целевое инспектирование деятельности по всем видам и направлениям их деятельности за определенный период.

Прокурорский надзор главным образом направлен на точное и единообразное исполнение действующего законодательства на территории РФ. Предметом прокурорского надзора в деятельности учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, является:

- законность нахождения лиц в местах содержания задержанных, предварительного заключения, исправительно - трудовых и иных органах и учреждениях, исполняющих наказание и меры принудительного характера, назначаемые судом;

- соблюдение установленных законодательством Российской Федерации прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания;

- законность исполнения наказания, не связанного с лишением свободы.

Судебный контроль является действенной формой поддержания и укрепления законности при исполнении уголовных наказаний. В уголовно - исполнительном кодексе Российской Федерации определено, что суд контролирует исполнение наказаний при решении вопросов связанных с [7,99]:

- заменой наказания в случае злостного уклонения от его отбывания; изменением вида исправительного учреждения, назначенного по приговору суда, осужденному к лишению свободы; условно - досрочным освобождением от отбывания наказания, а также его отменой;


- назначением судебно - психиатрической экспертизы;

- заменой неотбытой части наказания более мягким видом наказания;

- освобождением от наказания в связи с болезнью осужденного;

- отменой условного осуждения или о продлении испытательного срока; освобождением от отбывания наказания в связи с истечением сроков давности обвинительного; исполнением приговора при наличии других неисполненных приговоров, если это не решено в последнем по времени приговоре;

- зачетом времени содержания под стражей, а также времени пребывания в лечебном учреждении;

- назначением, продлением, изменением или прекращением применения принудительных мер медицинского характера;

- освобождением от наказания или смягчением наказания вследствие издания уголовного закона, имеющего обратную силу;

- разъяснением сомнений и неясностей, возникающих при исполнении приговора; освобождением от наказания несовершеннолетних с применением принудительных мер воспитательного воздействия;

- отменой отсрочки отбывания наказания осужденным беременной женщине, женщине, имеющей ребенка в возрасте до четырнадцати лет, мужчине, имеющему ребенка в возрасте до четырнадцати лет и являющемуся единственным родителем;

- сокращением срока отсрочки отбывания наказания осужденным беременной женщине, женщине, имеющей ребенка в возрасте до четырнадцати лет, мужчине, имеющему ребенка в возрасте до четырнадцати лет и являющемуся единственным родителем, с освобождением осужденного от отбывания наказания или оставшейся части наказания со снятием судимости;

- заменой неотбытой части наказания более мягким видом наказания либо освобождением от наказания в виде ограничения по военной службе военнослужащего, уволенного с военной службы;

- передачей гражданина иностранного государства, осужденного к лишению свободы судом Российской Федерации, для отбывания наказания в государство, гражданином которого осужденный является;

- признанием порядка и условий исполнения приговора суда иностранного государства, которым осужден гражданин Российской Федерации, передаваемый в Российскую Федерацию для отбывания наказания [2, 119].

Кроме того, суду представляется право рассматривать жалобы осужденных и иных лиц на действия администрации учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания. Располагая гарантированными правами и свободами, осужденные имеют право обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами к администрации учреждения или органа, исполняющего наказания, в вышестоящие органы управления учреждениями и органами, исполняющими наказания, суд, органы прокуратуры, органы государственной власти и органы местного самоуправления, к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации, в общественные наблюдательные комиссии, общественные объединения, а также в соответствии с международными договорами Российской Федерации в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека.


В процессе рассмотрения жалоб осужденных, суды изучают различные стороны деятельности учреждений и органов уголовно - исполнительной системы, тем самым создается возможность для реализации функций судебного контроля. Рассмотрев все виды контроля осуществляемого в учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы можно заметить, что только судебный контроль носит в основном форму документирования, когда при остальных формах контроля осуществляется непосредственный контакт как с администрацией учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, так и осужденными [31, 11].

Развитие современных государств в эпоху глобализации повлекло за собой появление новых угроз, включая экономический кризис, терроризм, а также глобальное ухудшение состояния окружающей среды. Подводя итог вышеизложенного, стоит еще раз отметить, что исключительно эффективная реализация функций государства может быть обеспечена в рамках реализации и деятельности специальных органов государственной власти на территории того или иного государства. Высокоэффективный и объективный контроль со стороны общества и государства за деятельностью Федеральной службы исполнения наказаний России, ее органов и учреждений, непосредственно исполняющих уголовные наказания, позволит успешнее решать проблемные вопросы, связанные с улучшением ее деятельности по исправлению осужденных и соблюдению их прав и свобод.

Заключение

В заключение следует сделать вывод о всей проделанной работе. В данной работе основной целью являлось - исследование сущности государства и его основных функций. Следует прийти к выводу, что понятие функция само по себе является многозначным и смысл, который в него вкладывается имеет свойство изменяться в зависимости от сферы научного знания. Следует сказать, что понимание функций государства в большинстве своем зависит от того, какое именно понимание государства у общества, какие аспекты в его характеристике являются особенно значимыми.

К числу основных внутренних функций современного российского государства принято относить:

- функцию охраны прав и свобод человека и гражданина;

- экономическую функцию;

- функцию налогообложения;

- экологическую функцию;

- функцию социальной защиты;

- культурную функцию.

Проанализировав внутренние функции государства, можно сделать вывод, что на сегодняшний день в пяти из шести случаев определение функций исключительно как внутренних представляется некорректным. Аналогичную ситуацию можно наблюдать и при анализе основных внешних функций государства, в числе которых следует назвать функцию обороны страны, функцию содействия обеспечению международного мира и безопасности, функцию международного сотрудничества.. В настоящее время существующее деление функций государства на внутренние и внешние носит весьма условный характер и утрачивает свою практическую значимость. Таким образом, функция государства - это не любое, а именно основное, главное направление его деятельности, без которого государство на данном историческом этапе либо на протяжении всего своего существования обойтись не может. Это устойчивая, сложившаяся предметная деятельность государства в той или иной сфере: экономике, политике, охране природы. В функциях предметно выражается самое глубинное и устойчивое в государстве, прежде всего, его сущность, поэтому через них можно познать государство как таковое, его многосторонние связи с обществом. Выполняя свои функции, государство тем самым решает стоящие перед ним задачи по управлению обществом, а его деятельность приобретает практическую направленность.