Файл: Адаптация детей-первоклассников к обучению в школе.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 89

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ряд авторов определяют адаптацию как уровень психической активности (комплекс регуляторных психических реакций), который определяет поведение человека, адекватное данным условиям среды, его эффективное взаимодействие с окружающей средой и успешную деятельность без значительного нервно-психического стресса. Таким образом, можно говорить о таком состоянии человека в среде его обычной жизни. Понятие «устойчивая адаптация» можно считать синонимом нормы здоровья [5, 11, 12].

Р. В. Овчарова говорит, что поведение можно назвать адаптивным, если «через него получен соответствующий, полезный результат» [5, с. 48]. Достижение результата, по ее словам, становится возможным, если компоненты поведенческой деятельности соответствуют условиям, в которых осуществляется поведение. Основными механизмами адаптации являются, с точки зрения Р. В. Овчарова, следующие:

1. Механизмы процесса отражения, устанавливающие ориентацию человека на окружающую среду и ситуацию.

2. Механизмы действия субъекта в реальных, адекватно отраженных условиях.

3. Механизмы эмоциональной регуляции поведения [5, с. 44]

 Р. В. Овчарова также отмечает, что с точки зрения уровня организации поведения механизмы рефлексии действуют в виде процессов восприятия, ощущения, мышления; механизмы действия - в форме движений, навыков, тактики, программ или стратегий; механизмы эмоциональной регуляции - в форме непосредственных переживаний и чувств.

Т. В. Дорожевец говорит о том, что «адекватная психологическая адаптация подразумевает хорошую приспособляемость к неблагоприятным социальным условиям, а неадекватная – выражается в невротических конфликтах, асоциальном поведении, плохой социальной приспособляемости, повышенной эмоциональной уязвимости» [12, с. 3]. Этот автор видит в основе процесса адаптации в социальной среде два противоположно направленных процесса:

a)  изменение личностью среды в сторону увеличения соответствия последней своим потребностям;

б)  изменения самой личности, которые соответствуют требованиям среды [12, с. 4].

Т. В. Дорожевец предполагает, что «адекватная психологическая адаптация подразумевает хорошую адаптацию к неблагоприятным социальным условиям и недостаточную - выражается в невротическом конфликте, антиобщественном поведении, плохой социальной адаптации, повышенной эмоциональной уязвимости» [12, с. 3]. Этот автор видит в основе процесса адаптации в социальной среде два противоположно направленных процесса:


а) изменение человеком окружающей среды в сторону повышения соответствия последнего его потребностям;

б) изменения личности, отвечающие требованиям среды [12, с. 4].

Т. В. Дорожовец утверждает, что исключение может быть результатом преобладания одного из стилей адаптации (аккомодация и ассимиляция) [13, с. 48]. Поэтому полная адаптация возможна только в случае гармоничного сочетания аккомодации и ассимиляции. Стиль адаптации, по словам того же автора, не меняется при переходе от одной социальной ситуации развития к другой, что свидетельствует об устойчивости форм адаптации на разных этапах психического развития. Этот подход, с точки зрения Т. В. Бороевич дает основание рассматривать адаптивный стиль как относительно устойчивые индивидуально-психологические особенности личности, что ставит его в один ряд с другими стилистическими характеристиками личности (например, «когнитивный стиль, индивидуальный стиль деятельности») [13, с. 49].

Это соответствует теоретическим положениям Ж. Пиаже, который рассматривал адаптацию как в биологии, так и в психологии как единство противоположно направленных тенденций - аккомодации и ассимиляции [2, с. 7]. Проживание предусматривает изменение функционирования организма или действий субъекта в соответствии со свойствами окружающей среды. Ассимиляция также изменяет определенные компоненты этой среды, обрабатывая их в соответствии со структурой организма или включая в схему поведения субъекта. Эти процессы тесно связаны и опосредуют друг друга.

Пристальное внимание к школьной адаптации обусловлено тем, что, как динамический процесс прогрессивной перестройки функциональных систем организма, он обеспечивает возрастное развитие. Механизмы адаптации, возникшие в процессе адаптации, снова и снова обновляются и используются в аналогичных ситуациях, закрепляются в структуре личности и становятся подструктурами ее характера.

Самый сложный период психологической и физиологической адаптации первоклассников длится 4-6, а ослабленный - до 8 недель (с 1 сентября по 15 октября). Социально-психологическая адаптация первоклассников к школе различна.

По словам М. М. Безруких, процесс адаптации первоклассников к школе можно разделить на несколько этапов, каждый из которых имеет свои особенности.

Первая стадия показательна, характеризуется быстрой реакцией и значительным стрессом практически всех систем организма. Длится две-три недели.

Второй этап - нестабильная адаптация, когда организм ищет и находит некоторые оптимальные ответы на эти эффекты. На втором этапе затраты снижаются, бурная реакция начинает стихать.


Третий этап - это период относительно стабильной адаптации, когда организм находит наиболее подходящие варианты реагирования на нагрузку, требующие меньшего напряжения всех систем. Возможности детского организма далеко не безграничны, а длительный стресс и связанная с этим усталость могут стоить здоровью детского организма [9, с. 24].

Условно степень адаптации всех первоклассников можно разделить на три группы.

Первая группа первоклассников адаптируется к школе в течение первых двух месяцев обучения (простая форма адаптации). За этот же период наиболее чувствительна физиологическая адаптация. Эти дети относительно быстро осваиваются в новой команде, находят друзей, у них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, дружелюбны, дружелюбны, хорошо общаются со сверстниками, с желанием и без видимого стресса выполняют школьные обязанности. Иногда они испытывают трудности либо в контактах с детьми, либо в отношениях с учителем, потому что им все еще трудно следовать всем правилам поведения; хочется бежать на перемене или поговорить с товарищем, не дожидаясь звонка, но к концу октября, как правило, нивелируются трудности - ребенок становится учеником.

Вторая группа первоклассников проходит более длительную адаптацию (средняя форма адаптации), период несоответствия их поведения требованиям школы откладывается: дети не могут смириться с ситуацией обучения, общения с учителем Одноклассники - они могут играть в классе или выяснять отношения с другом, не отвечать на комментарии учителя или их реакцию - слезы, обиды. Как правило, эти дети испытывают трудности в освоении учебной программы. Только к концу первого полугодия реакция этих учеников становится адекватной требованиям школы и учителя.

Третья группа - первоклассники, у которых социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями (тяжелая форма адаптации): существуют негативные формы поведения, резкое проявление негативных эмоций. Часто они не осваивают учебную программу, для них характерны трудности в обучении письму, чтению, счету и т. Д. [7, с. 157].

К одному и тому же внешнему проявлению негативного поведения можно отнести разные причины. Причиной нарушения социально-психологической адаптации могут стать проблемы в образовании, ситуация постоянной неудачи, неадекватные требования учителя и родителей. Более того, недовольство взрослых, упреки, наказания только усугубляют ситуацию.

Нарушения социальной и психологической адаптации отмечаются у первоклассников, которые не справляются с дополнительными нагрузками, и они связаны с постоянным воздействием стресса, ограниченностью во времени. «Перегруженные» дети не только работают в непривычном для них очень быстром темпе, но и постоянно испытывают страх «не успеть» и, как следствие, «пожертвовать» качеством любой работы.


Поэтому проблемное поведение является сигналом тревоги, поводом внимательно наблюдать за первоклассником и вместе с родителями понимать причины трудностей в адаптации к школе. Такие студенты часто становятся "изгоями". Это, в свою очередь, вызывает реакцию протеста. Если вы вовремя не понимаете причины такого поведения, не исправляйте трудности адаптации - это может привести к расстройству адаптации и психическому здоровью.

Успех адаптации ребенка к школе во многом зависит от эмоциональной поддержки учителя и родителей и положительной оценки его усилий (даже если успех небольшой). Многие первоклассники не только не осознают особую позицию учителя, но и свою позицию ученика. Им трудно понять обусловленность отношений между учителем и учеником, ребенок может сказать учителю в ответ на свое замечание: «Я не хочу здесь учиться, я не заинтересован в тебе». Защитить «я» учителя может быть довольно сложно. Упорядочивание бесполезно, потому что нужно завоевать доверие и уважение ребенка, поэтому учителю требуется терпение и доброжелательность. Можно объяснить правила поведения или жаловаться на горе, которое ребенок доставляет своим поведением, но обязательное правило - делать это в одиночку, а не ставить ребенка в неловкое положение и перед взрослыми и современниками [11, с. 52] ,

Первоклассники, которые не посещали дошкольные учреждения, требуют особого внимания: их общение с другими взрослыми, вероятно, будет ограниченным, а члены семьи слишком снисходительны. В школе такие дети стараются быть капризными, настаивать самостоятельно, а когда они сталкиваются с препятствием, они часто вообще отказываются учиться.

От учителя требуется много терпения и такта, потому что ребенок должен научиться новым способам взаимодействия.

 Ребенок должен чувствовать интерес одноклассников. Позитивные эмоции, которые ребенок испытывает при общении со сверстниками, во многом формируют его поведение, способствуют зависимости от школы. Здесь роль учителя чрезвычайно велика, потому что дети смотрят друг на друга глазами взрослых, а в школе чаще всего глазами учителя, то есть отношение учителя к ребенку определяет отношение его одноклассники [9, с. 25].

  Отсутствие оценок в период адаптации первоклассников к школе имеет большое значение. На начальном этапе обучения учитель не должен использовать оценки, чтобы оценить успех ребенка, его знания и поведение. Плохие оценки могут стать психотравмирующей ситуацией, которая затрудняет адаптацию ребенка к школе. Но на практике учителю сложно отказаться от этого визуального метода оценки, поэтому вместо традиционной отметки используются рисунки, флаги, звездочки и другие символы, отличающие успех, а также «пять», «четыре» и «три»


[9, с. 25].

Официальное отсутствие знака не исключает зависимости ребенка от любого такого признака, фактически оценивая его деятельность, принося ему радость или горе. Поэтому ситуация тревоги, непосредственно связанная с отметкой, все еще сохраняется.

Дети очень чувствительны к оценке учителя и сравнивают себя с одноклассниками. Важно объяснить ребенку, почему он получил такую ​​оценку. Кроме того, с первых дней обучения ученик понимает зависимость своей позиции в классе от оценки, превращает ее в объект стремления и желания. Но зачастую объективные причины не позволяют достичь желаемого результата. Повреждает психику ребенка, порождает комплекс неполноценности. Поэтому, оценивая успех, нет необходимости сравнивать ребенка с другими детьми, чтобы подчеркнуть, что кто-то лучше выполняет задание, особенно если вы видите, что ученик прилагает много усилий. В этих случаях ситуация успеха имеет большое значение для ребенка.

 Таким образом, основными показателями благоприятной социально-психологической адаптации первоклассника являются:

- формирование адекватного поведения;

- установление контактов со студентами и преподавателями;

- овладение навыками воспитательной деятельности [10, с. 28].

Отличное место в адаптации первоклассников к школе занимает физиологический аспект. Исследования, проведенные в Институте возрастной физиологии РАО, показали, что процесс физиологической адаптации ребенка к школе можно разделить на три основных периода:

- показательно, когда в ответ на комплекс новых воздействий, связанных с началом систематической тренировки, почти все системы организма реагируют с быстрой реакцией и значительным стрессом. Этот «физиологический шторм» длится 2-3 недели;

- нестабильная адаптация, когда организм ищет и находит оптимальный или близкий к оптимальному ответ на эти эффекты;

- период относительно стабильной адаптации, когда организм находит подходящие варианты реагирования на нагрузку, требующие меньшего напряжения всех систем. Неважно, что это за нагрузка: умственная, статическая (которую организм испытывает, когда вынужден сидеть) или психологическая (общение в большой и разнородной команде) [9, с. 24].

В течение вышеуказанных периодов адаптации состояние, поведение и работоспособность детей нестабильны. Практически у всех студентов наблюдается двигательное возбуждение или, наоборот, отсталость, вялость, жалобы на усталость, потеря аппетита. Дети тяжело увлекаются работой, быстро отвлекаются.