Файл: Адаптация детей-первоклассников к обучению в школе.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 69

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Исследователи выделяют этапы социально-психологической и физиологической адаптации и основные проблемы поведения и деятельности детей, представленные в таблице 1 [6, с. 3].

Таблица 1

Этапы и проявления социально-психологической и физиологической адаптации

Вид адаптации

Этапы адаптации

Основные проблемы в поведении и деятельности ребенка

1

2

3

Социально-психологическая адаптация

1-я группа – 1-2 месяца
(56% первоклассников)

Трудности в реализации правил поведения, трудности в общении со сверстниками и с учителем, неадекватная оценка ситуации, трудности с организацией учебной деятельности, снижение учебной мотивации, повышенная тревожность

2-я группа – 3-4 месяца (30%)

3-я группа – не адаптируются (14%)

Физиологическая адаптация

Этап 1 – «физиологическая буря» – 2-3 недели

Низкий уровень работоспособности, нестабильность работы, высокое рабочее напряжение, усталость, трудность концентрации, низкий уровень произвольной контрольной деятельности, трудности в реализации когнитивных функций (восприятие, внимание, память, мышление и т. Д.), Обострение хронических заболеваний, снижение сопротивляемости организма, появление неврозоподобных расстройств

Этап 2 – неустойчивое приспособление – 2–3 недели

Этап 3 – относительно устойчивое приспособление (адаптация) –

1-2 недели

Проблемы у некоторых детей с трудностями в адаптации могут возникать с первых дней обучения, у других - позже, а у некоторых детей - на самом сложном этапе - в середине третьего квартала (в феврале).

Следующим этапом повышения утомляемости и снижения работоспособности является конец второго квартала - около 20 декабря. У многих детей даже не было серьезных школьных проблем в первые годы, больше не справлялись с задачами, которые ранее для них были несложными, стать рассеянным, невнимательным. Родители жалуются, что ребенок нервный, капризный, долго не засыпает, с тревогой спит. Все это свидетельствует о нарушении нервно-психического здоровья детей [12, с. 24].

Еще один сложный период в течение первого учебного года - середина третьего квартала. В это время все школьные трудности также обостряются. Не случайно в феврале для первоклассников организованы дополнительные каникулы. В течение этого периода учебного года необходимо сократить объем работы, а не давать новый и сложный материал, чтобы увидеть пробелы в знаниях, которые необходимо заполнить. Спокойный режим и мягкие нагрузки помогают преодолеть этот сложный период [12 с. 28].


Подводя итог вышесказанному, отметим, что основными причинами нарушений адаптации у первоклассников являются:

- неадекватные требования учителя, родителей;

- ограничение по времени стресса;

- перегрузки (эмоциональные, интеллектуальные и физические);

- несоответствие программ, методик, технологий возрасту и индивидуальным возможностям;

- нарушение режима и организации учебной и внеклассной деятельности;

- психические и физические расстройства здоровья;

- психологическая и функциональная неподготовленность к условиям и требованиям учебного процесса.

Анализ психолого-педагогических исследований дает основание рассматривать в качестве критериев успешной адаптации детей к школе благоприятную динамику работоспособности и ее улучшение в течение первого полугодия, отсутствие выраженных неблагоприятных изменений показателей здоровья и хорошего усвоения. учебной программы. Как правило, изменения в поведении детей являются показателем сложности процесса адаптации к школе.

2 Организация и методы эмпирического Исследования особенностей адаптации первоклассников к обучению в школе

2.1 Характеристика методов эмпирического исследования особенностей адаптации первоклассников к обучению в школе

Выбор методов диагностики для адаптационных исследований должен соответствовать следующим требованиям:

- измерить основные параметры адаптации-дезадаптации;

- информация, полученная в результате осмотра, должна быть не только выясняющей, но и ориентирующей психолога на причины возможной дезадаптации и методы ее исправления;

- быть экономным в виде времени и затрат

[11, с. 15].

Чтобы оценить общий уровень адаптации первоклассника к школе, необходимо получить качественные показатели этих изменений.


Ниже приведены методы диагностики, направленные на изучение особенностей адаптации первоклассников к школе (методы диагностики уровня школьной тревожности Б.Н. Филипса, метод диагностики учебной мотивации Н.С. Бадмаева, модификация М.В. Матюхиной).

Методика диагностики уровня школьной тревожности

Б. Н. Филлипса

Метод Б. Н. Филипс предназначен для изучения уровня и характера тревожности, связанной со школой. Тест состоит из 58 вопросов, которые могут быть зачитаны студентам и могут быть предложены в письменной форме. На каждый вопрос требуется однозначный ответ «Да» или «Нет».

 Инструкция: «Ребята, теперь вам будет предложена анкета, которая состоит из вопросов о том, как вы себя чувствуете в школе. Постарайтесь ответить искренне и правдиво, нет правильных или неправильных, хороших или плохих ответов. Не думайте о вопросах для долгое время. При ответе на вопрос запишите его номер и ответ «+», если вы с ним согласны, или «-», если вы не согласны ».

Обработка результатов исследования

При обработке результатов вопросы подсвечиваются; ответы на которые не совпадают с тестовым ключом. Например, на 58-м вопросе ребенок ответил «Да», тогда как ключ к этому вопросу соответствует «-», то есть ответ «нет». Ответы, которые не соответствуют ключу, являются проявлениями беспокойства. При обработке рассчитывается следующим образом:

1. Общее количество несовпадений по всему тексту. Если оно превышает 50%, мы можем говорить о повышенной тревожности ребенка, если более 75% от общего числа тестовых вопросов - о повышенной тревожности.

2. Количество совпадений для каждого из 8 факторов тревоги, выделенных в тексте. Уровень тревожности определяется так же, как и в первом случае. Автор анализирует общее внутреннее эмоциональное состояние студента, в значительной степени определяемое наличием определенных тревожных синдромов (факторов) и их количества (таблица 3).

Таблица 3

Обработка результатов исследования

Факторы

№ вопросов

1. Общая тревожность в школе – общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.

2, 3, 7, 12, 16, 21, 23, 26, 28, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53. 54. 55, 56, 57, 58; сумма = 22

2. Переживание социального стресса – эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего – со сверстниками).

5. 10, 15. 20, 24. 30, 33, 36. 39, 42, 44; сумма = 11


3. Фрустрация потребности в достижение успеха – неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т. д.

1. 3, 6. 11. 17. 19, 25, 29, 32, 35, 38, 41, 43; сумма = 13

4. Страх самовыражения – негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.

27, 31, 34, 37, 40, 45; сумма = 6

5. Страх ситуации проверки знаний – негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно - публичной) знаний, достижений, возможностей.

2, 7, 12, 16, 21, 26; сумма = 6

6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих – ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков, и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающим, ожидание негативных оценок.

3,8,13,17.22; сумма = 5

7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу – особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.

9,14.18.23,28; сумма = 5

8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями – общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.

2,6,11,32.35.41.44.47; сумма = 8

Ключ к вопросам

1 -

7-

13-

19-

25 +

31 -

37-

43 +

49-

55-

2 _

8-

14-

20 +

26-

32-

38 +

44 +

50-

56-

3-

9-

15-

21 -

27-

33-

39 +

45-

51 -

57-

4-

10-

16-

22 +

28-

34-

40-

46-

52-

58-

5-

11 +

17-

23-

29-

35 +

41 +

47-

53-

6-

12-

18-

24 +

30 +

36 +

42 -

48-

54-

Интерпретация результатов исследования


1) Количество несовпадений символов («+» - Да, «-» - нет) для каждого фактора (абсолютные процентные несовпадения: <50%;> 50% и 75%).

За каждого респондента

2) Представление этих данных в виде отдельных графиков.

3) Количество несовпадений для каждого измерения для всего класса; абсолютное значение - <50%; > 50% и 75%.

4) Представление этих данных в виде диаграммы.

5) Количество учащихся с расхождениями по определенному фактору составляет 50% и 75% (по всем факторам).

6) Представление сравнительных результатов при повторных измерениях.

7) Полная информация о каждом ученике (по результатам теста).

Методика диагностики учебной мотивации Н. С. Бадмаева

(модификация М. В. Матухиной)