Файл: Адаптация детей-первоклассников к обучению в школе.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 95

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Методика предназначена для диагностики учебной мотивации студентов. Методика была разработана Н. С. Бадмаевой на основе методологии изучения мотивационной сферы учащихся М. В. Матухиной, модифицированной с учетом выявленного Н. С. Бадмаевым дополнительного объяснения обучения (коммуникативный мотив и мотив творческого самовыражения). Методика была подвергнута стандартизации и показала достаточную дискриминационную надежность и надежность повторного тестирования и достоверность контента.

Инструкция: «Ребята, вам будет предложено несколько карточек, на каждой из которых написано одно суждение. Внимательно просмотрите все карточки. Вам будут предлагаться разные задания с ними».

Ход исследования

Первый этап

Инструкция: «Ребята, выберите все карточки с суждениями, которые имеют очень большое значение для вашей учебы».

Второй этап

Инструкция: «Из всех карточек отберите только 7 карточек, на которых написаны, по вашему мнению, особенно важные суждения».

Третий этап

Инструкция: «Из всех карточек отберите только 3 карточки, на которых написаны особенно важные для вас суждения».

Ключ к тесту

Мотивы:

– долга и ответственности: 1-2 суждения;

– самоопределения и самосовершенствования: 3-4;

– благополучия: 5-6;

– аффилиации: 7-8;

– престижа: 9-10;

– избегания неудачи: 11-12;

– учебно-познавательные (содержание учения): 13-14;

– учебно-познавательные (процесс учения): 15-16;

– коммуникативные: 17-18;

– творческой самореализации: 19-20;

– достижения успеха: 21-22.

Обработка и интерпретация результатов исследования

При обработке результатов учитываются только случаи совпадения, когда в двух или трех сериях у испытуемого наблюдались одинаковые ответы, в противном случае, выбор считается случайным и не учитывается.

2.2 Этапы проведения эмпирического исследования особенностей адаптации первоклассников к обучению в школе

Эмпирическое изучение особенностей адаптации первоклассников к школе проводится в несколько основных этапов: 1) подготовительный; 2) базовый; 3) финал [7, с. 28]. Давайте уточним эти этапы.

1. Подготовительный этап предполагает постановку задачи, гипотезу, планирование исследования.

 Проблема (от греч. Проблема - задача, задача) есть теоретический или актуальный вопрос, требующий решения. В нашем случае - это проблема адаптации первоклассников к обучению в школе. Формулировка научной проблемы предполагает определенную последовательность действий: выявление информационного дефицита, осознание необходимости устранения этого недостатка (знакомство с публикациями по данной теме, обзор научных источников), описание проблемной ситуации, связанной с адаптация первоклассников, постановка проблемы адаптации первоклассников в научных категориях и терминах [7, с. 30].

 Постановка проблемы неизбежно сопровождается определением объекта и предмета исследования. Объект - это фрагмент реального мира, на который направлена ​​исследовательская деятельность и усилия. В нашем исследовании - это адаптация первоклассников к школе. Предмет исследования определяет аспект изучения выбранного объекта и специфику исследования (особенности адаптации учащихся 1-го класса к школе).

  На основании той или иной концепции исследователь выдвигает предположение, что, по его мнению, можно восполнить существующий дефицит информации по этой проблеме. Это предположение в виде научной гипотезы и должно проверить в дальнейших исследованиях действий. Гипотеза - это научно обоснованное утверждение вероятностного характера о природе изучаемых явлений реальности.

  На этом этапе планирования изучаются особенности адаптации первоклассников к школе, весь процесс исследования продуман, организационные вопросы решены, запланирована последовательность действий, их распределение во времени, адекватная методическая и техническая Выбран арсенал, определен конкретный контингент испытуемых или респондентов (первоклассников), продуманы варианты стимулирования [4, с. 41].


Выбор методов исследования обусловлен особенностями объекта и предмета исследования и целей. При выборе методов изучения особенностей адаптации первоклассников к школе мы отдавали предпочтение тем методам, которые полностью описаны в методических указаниях по их применению.

2. Основной этап включает сбор данных об адаптации первоклассников к школе.

В эмпирических исследованиях данные относятся к отражению объектов, явлений, признаков или связей объективной реальности. Очень важно точно и четко зафиксировать все действия и информацию об особенностях адаптации первоклассников. Для этого проводится протокол исследования.

3. Заключительный этап включает обработку данных, интерпретацию результатов, формулирование выводов.

После сбора набора данных исследователь начинает обрабатывать их, получая информацию более высокого уровня, называемую результатами. Если при обработке данных обнаруживаются какие-либо ошибки, пробелы, несоответствия, препятствующие построению такой системы, их можно устранить и заполнить повторными измерениями. За обработкой данных следует решающий этап научных исследований - интерпретация результатов. Обработка данных приводит лишь к изложению некоторых фактов, касающихся исследуемого объекта. Далее следует найти объяснение обнаруженным фактам и раскрыть сущность объекта. Именно в выяснении сущности объекта заключается смысл объяснения результатов. Обобщение - это выявление для группы объектов наиболее значимых признаков, определяющих их наиболее важные качественные характеристики. В эмпирических исследованиях обобщение обычно относится к четырем основным пунктам исследовательского процесса: ситуация, ответы, личность субъекта и взаимосвязь между этими компонентами [4, с. 45].

 Научное исследование завершается формулировкой выводов. Они должны отражать суть проблемы адаптации первоклассников к школе и быть лаконичными. Необходимо, чтобы выводы соответствовали целям и задачам исследования, то есть выводы указывают на то, решены ли задачи, достигнуты ли цели исследования и, в конечном счете, решена ли указанная проблема.

Таким образом, на первом этапе эмпирического исследования формулируются цели и задачи исследования, формируется ориентир в совокупности знаний в этой области, составляется программа действий, решаются организационные и материальные вопросы. На основном этапе осуществляется процесс исследования: с помощью специальных методов исследователь вступает в контакт (прямой или косвенный) с исследуемым объектом (первоклассниками) и собирает данные о нем. Именно этот этап обычно отражает специфику исследования.


На завершающем этапе выполняется обработка и интерпретация данных, их преобразование в желаемый результат, формулирование выводов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Период адаптации ребенка к школе очень важен для его развития как личности. На этом этапе я должен уделять максимум внимания самому ребенку, его внутреннему миру и его отношению к ребенку. В то же время следует помнить, что ребенок начинает сталкиваться с новыми жизненными ситуациями и его реакция на них является доминирующей в формировании характера и последующем качестве образования. Способность ребенка, так или иначе, реагировать на новый внешний мир зависит от темперамента, уровня образования в семье, а также от приобретенного опыта поведения в предыдущей социальной группе (детском саду).

Возникающие неизбежные ограничения в поведении, а также новые требования к нему могут значительно ослабить его отношение к школе. Для адекватной и позитивной адаптации ребенка к школе, необходимо активно участвовать в его психологической подготовке.

На основании анализа научных источников нами были отобраны совокупности методик, направленных на изучение особенностей адаптации первоклассников к школе.

В ходе исследования мы проанализировали психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования; раскрыта сущность понятия «адаптация»; выявлены показатели успешной адаптации первоклассников к школе; сформулированы причины дезадаптации в школе; выявлены факторы, влияющие на успешную адаптацию первоклассников; рассмотрены особенности психологической поддержки первоклассников в период адаптации; Описаны методики изучения особенностей адаптации первоклассников к школе (методика диагностики уровня школьной тревожности Б.Н. Филипса, методика диагностики учебной мотивации Н. С. Бадмаева).

По результатам исследования нами были сформулированы следующие выводы:

1. Прием ребенка в школу требует максимальной мобилизации умственных и физических сил. Таким образом, дети 6-7 лет испытывают психологический кризис, связанный с необходимостью адаптации к школе.

2. Структура психологической готовности учиться в школе - многокомпонентное образование. В число компонентов психологической готовности входит психомоторная, интеллектуальная, эмоционально-волевая, личностная, социальная и психологическая готовность.

3. Критериями успешной адаптации первоклассников к школе следует считать положительную динамику эффективности, отсутствие ярко выраженных неблагоприятных изменений показателей здоровья и оптимальное усвоение учебного плана. Изменения в поведении детей являются показателем сложности адаптации к школе.


4. Любой фактор риска (или совокупность факторов) в социальном, личностном, психофизиологическом развитии ребенка может привести к дезадаптации. Поэтому проблема психолого-педагогической профилактики и коррекции школьной дезадаптации первоклассников является актуальной.

           5. Целью психолого-педагогической поддержки на период адаптации первоклассников является устранение препятствий на пути их успешного учебного процесса.

           6. Основными принципами психолого-педагогического сопровождения первоклассников в период адаптации к школе должны быть: согласие ребенка на помощь и поддержку, опора на потенциал личности; сосредоточиться на способности ребенка преодолевать трудности; сотрудничество и помощь; доброжелательность; безопасность, защита здоровья, прав, достоинства человека; рефлексивно-аналитический подход к процессу и результат.

          7. Важную роль в профилактике и коррекции школьной дезадаптации первоклассников играет эмпирическое исследование, которое представляет собой пошаговый процесс.

8. Выбор методов диагностики для изучения адаптации должен соответствовать следующим требованиям: измерить основные параметры адаптации-дезадаптации; информация, полученная в результате опроса, должна быть не только выясняющей, но и ориентирующей психолога на причины возможной дезадаптации и методы ее коррекции; быть экономичным по форме и трудоемким.

8. Успешная адаптация возможна в условиях реализации преемственности педагогического подхода к первоклассникам на уровне дошкольного и начального образования, психолого-педагогической диагностики, консультационной работы с учителями и родителями, коррекционно-развивающей работы, направленной на оказание помощи детям, переживающим трудности в школьной адаптации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Безруких М. и др. Почему учиться трудно? - М.,2008. - 132 с.
  2. Битянова М.Р. и др. Работа психолога в начальной школе. - М.: Генезис, 2008. - 157 с.
  3. Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе. М.: Генезис, 2001.
  4. Дмитриев А.С. Индивидуальный подход к школьникам, отстающим в учебе или имеющим отклонения в поведении //Начальная школа + до и после. - 2006. - №8. - С.48-51
  5. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [текст]: учебник / В.С. Мухина// – М.: «Академия», 1999 г. – 456с.
  6. Мухина В.С. Шестилетний ребенок в школе: Кн. для учителя нач. классов - М.: Просвещение, 2004. - 222 с.
  7. Подготовка детей к школе в семье. / Под. ред. Т.А. Марковой, Ф.А. Сохина. - М.: Педагогика, 2009. - 303 с.
  8. Реан А.А., Костромина С.Н. «Как подготовить ребенка к школе» [текст]: / А.А. Реан, С.Н. Костромина// – М.: «Питер.ком» 2008 – 160с.
  9. Семенака С. И. Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе. - М.: АРГТИ, 2004. - 188 с.
  10. Спиваковская А.С. Популярная психология для родителей [текст]: / А.С. Спиваковская, Ю.Е. Алешина// – М.: Союз, 1997 – 304с.
  11. Фридман Л.М. Психология воспитания [текст] / Л.М. Фридман. - М.: ТЦ «Сфера», 2008 - 208с.
  12. Чудинова Е.В. Младшие школьники в учебной деятельности. - Рига, 2009. - 214 с.
  13. Юдина С.Ю. Когда школьник становится учеником // Начальная школа до и после . - 2010. - №8.- С.62-64