Файл: Менеджмент человеческих ресурсов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 117

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.3 Стимулирование и мотивация персонала на предприятии как элемент управления

Мотивация - это совокупность побуждающих факторов, определяющих активность личности; к ним относятся мотивы, потребности, стимулы, ситуативные факторы, которые детерминируют поведение человека.

Внешняя мотивация — мотивация, не связанная с содержанием определенной деятельности, но обусловленная внешними по отношению к субъекту обстоятельствами.

Внутренняя мотивация — мотивация, связанная не с внешними обстоятельствами, а с самим содержанием деятельности.[9, c. 97]

Мотивы являются относительно устойчивыми образованиями личности, однако мотивация включает в себя не только мотивы, но и ситуативные факторы (влияние различных людей, специфика деятельности и ситуации). Такие ситуативные факторы, как сложность задания, требования руководства, установки окружающих людей, сильно влияют на мотивацию человека в некоторый промежуток времени. Ситуативные факторы динамичны, легко меняются, поэтому существуют возможности влиять на них и на активность в целом. Интенсивность актуальной мотивации состоит из силы мотива и интенсивности ситуативных детерминант мотивации (требований и влияния других людей, сложности заданий и т.п.).[11, c. 77]

Руководитель, желающий повысить эффективность производства, обязан позаботиться о стимулировании каждого работника. Поэтому он должен знать мотивы, которые стимулируют работника к высокоэффективному труду.

Мотивация персонала проводится социально-экономическим, психологическим, дисциплинарным, партисипативным, целевым и другими методами мотивации.[13, c. 183] Социально-экономические методы включают зависимость зарплаты и доплат, премий, льгот от ценности работника для предприятия, обеспечение медицинским страхованием, возможность получить беспроцентный кредит для решения жилищного вопроса и т.п.

Степень воздействия этих методов зависит от понимания работником принципов системы мотивации, признания их справедливости, уверенности в обязательном исполнении декларируемого поощрения при достижении результата.

Психологические методы направлены на комфортное, бесконфликтное ощущение работника в коллективе, достижение уважения к нему со стороны руководства и персонала. Дисциплинарные методы в свою основу закладывают моральные формы мотивации, направленные на соблюдение работниками культуры производства, привитие патриотического отношения к своему предприятию. [18, c. 37]


Партисипативный метод предусматривает вовлечение работника в процесс управления путем участия всего персонала в разработке мероприятий по решению целевых задач. В Японии такой подход применяется на всех уровнях экономики страны. Приобретение работником акций своего предприятия превращает его в совладельца предприятия.

Мотивы морального и психологического плана в иерархии преобладают над материальными мотивами. В странах со слаборазвитой экономикой и в переходный период иерархия мотивов имеет другой вектор.

Типы стимулирования должны выстраиваться в соответствии с иерархией мотивов и корректироваться в процессе эволюции экономики. Мотивация должна соблюдать баланс интересов предприятия и работников. [12, с. 62]

Методы стимулирования в современных условиях России должны включать материальное вознаграждение, привлечение работников к организации производственных процессов, создание атмосферы взаимопонимания в коллективе и возможности самоутверждения работников. На втором этапе следует подключить целевые и партисипативные методы. Авторитарный стиль управления российскими предприятиями и желание применения серых схем оплаты труда с целью уклонения от налогов – основное препятствие внедрения современных методов стимуляции труда. [8, с. 167]

Материальное стимулирование обязательно должно сочетаться с моральным, в противном случае невозможно достичь положительного результата, т.к. материальные поощрения не могут удовлетворить психологические мотивы работника.[6]

Стимулирование – побуждение к действиям и результатам. Стимулы: материальное вознаграждение за результаты труда, признание заслуг и достижений. Система стимулирования труда – составная часть системы мотивации к труду и результатам, инструмент управления персоналом.

Система стимулирования труда играет существенную роль в финансовом благополучии, в частности предусматривает выплату части оплаты труда из полученных доходов, а не авансом, оптимизирует движение денежных средств, стимулирует заинтересованность персонала в получении прибыли, то есть оптимизации затрат и увеличении доходов.

Материальное стимулирование:

  1. Определение видов дополнительного вознаграждения за достижение общих и индивидуальных показателей результативности и эффективности.
  2. Установление критериев, условий и порядка начисления и выплаты переменной части заработной платы.

Материальное стимулирование обеспечивает заинтересованность: в реализации целей бизнеса, в выполнении задач центрами управления, в персональном вкладе в достижения. [9, с. 102]


Моральное поощрение обеспечивает заинтересованность в общих и индивидуальных результатах труда через признание заслуг, в сочетании с материальным стимулированием.

Содержание системы стимулирования проектируется исходя из особенностей и возможностей конкретного бизнеса.

Таким образом, мы можем сделать следующий вывод, Мотивация как функция менеджмента помогает разрабатывать и совершенствовать пути максимизации результата работы на основе чёткого представления особенностей поведения кадров. В процессе выработки наиболее эффективных путей достижения результатов необходимо использовать взаимосвязанные категории поведения: потребности, интересы, мотивы и действия. Для этого управленцы и менеджеры используют определённые методы, с помощью которых осуществляется управленческое воздействие на персонал. Они непосредственно основаны на законах управления, так как предлагают использовать различные формы влияния на кадры организации. [5, c. 117]

Методы мотивации в менеджменте бывают экономического и неэкономического характера. Экономические методы заключаются в материальном стимулировании работников посредством изменения уровня заработной платы, выдачи премий или денежного вознаграждения. К неэкономическим же относятся организационные, то есть такие, которые позволяют работнику участвовать в организационной деятельности компании, и морально-психологические. К морально-психологическим стимулам относится похвала, одобрение или же наоборот порицание, признание заслуг. Основными демотиваторами, которые непосредственно влияют на качество работы, являются: некомпетентность руководителя, незаслуженная критика, перегруженность либо же недогруженность, неясность должностных функций или функций компании. [13]

2 Анализ и оценка эффективности системы управления персоналом на предприятии ООО «Севстрой-Индустрия»

2.1 Общая характеристика ООО «Севстрой-Индустрия»


Полное фирменное наименование предприятия – ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «Севстрой-Индустрия». Сокращенное наименование – ООО «Севстрой-Индустрия». Предприятие было образовано в 2014 году.

Предприятие расположено по адресу: 299002, город Севастополь, улица Громова, дом 42.

Предприятие предоставляет следующие услуги:

-строительно-монтажные работы;

-специальные строительно-монтажные работы (ремонт взрывопожарного оборудования);

-работы по устройству наружных инженерных сетей и сооружений;

-работы по устройству внутренних инженерных систем;

-работы по защите конструкций и оборудования;

-отделочные работы;

-монтаж технологического оборудования;

-пусконаладочные работы;

-ремонтно-строительные работы зданий и сооружений 2-го уровня ответственности;

-ремонт силовых трансформаторов и электродвигателей;

-монтаж, наладка и техобслуживание пожарной и охранной сигнализации;

-реализация средств пожарной и охранной сигнализации;

-проектные работы для строительства.

Основной целью деятельности товарищества является извлечение прибыли. Для достижения указанной цели товарищество осуществляет услуги (ремонтные, строительные и монтажные работы - подробнее описаны выше), которые не запрещены законодательством.

Основными ценностями предприятия являются:

-постоянное совершенствование;

-оказание качественных услуг;

-лидерство на рынке услуг подобного рода;

-открытость клиентам и партнерам;

- экологичность и безопасность предоставляемых услуг.

Для того чтобы определить положение предприятия ООО «Севстрой-Индустрия» на рынке, нужно провести анализ основных факторов, влияющих на работу компании, таких как поставщики, потребители и конкуренты. Чтобы оценить данные проведем анализ по модели М. Портера «Пять сил конкуренции» - Табл. 1.

Таблица 1 – Модель М. Портера «Пять сил конкуренции»

Сила конкуренции

Проявление силы конкуренции

Характеристика силы

Поставщики

Два постоянных крупных поставщика: Bauer (Германия), SoilMec (Италия).

Остальные - непостоянные.

Количество действующих в отрасли поставщиков ограничено, это ставит организацию в зависимость от них. Возникновение угрозы наблюдается всегда. Т.к. при потере какого-либо непостоянного поставщика организации нужно быстро найти замену, а сделать это нелегко, кроме того, это будет сопровождаться дополнительными затратами. Неожиданная потеря поставщика также может привести к остановке производства услуг.

Потребители

Физические лица.

Юридические лица – крупные компании

Услуги компании пользуются большим спросом и широко известны на рынке Севастополя. Большинство заказчиков привлекает невысокая цена и быстрота выполнения услуг. Потребительская угроза может создать немалую угрозу влияния потребителей – физических лиц, т.к. организации. Стремясь сохранить преимущество, часто идут на различные уступки.

Потенциальные конкуренты

Угроза появления новых конкурентов определяется величиной входных барьеров в отрасль и соотношением их с получаемой прибылью

Высокие входные барьеры практически сводят появление новых конкурентов на нет.

Реальные конкуренты

ООО «Грань Строй», ООО «Промстройиндустрия», ООО «Гамма», ООО «Алвис», ООО «Дарин»

Конкуренты весьма сильны, каждый из них имеет свои конкурентные преимущества, географическую позицию и свою наработанную базу постоянных клиентов.


Основным самым крупным конкурентом фирмы ТОО «Индустрия» является ООО «Грань Строй», компания дольше существует на рынке, предоставляет больший спектр услуг и ведет активную рекламную кампанию.

ООО «Севстрой-Индустрия» развивает свою деятельность, увеличивает количество своих заказчиков и стараясь удовлетворить их потребности, увеличивает численность персонала (производственного, в первую очередь), увеличивая издержки на содержание персонала, в результате чего производительность труда снижается.

2.2 Кадровая политика ООО «Севстрой-Индустрия»

Персонал предприятия представлен 103 людьми, основная часть которого – рабочие.

Рассмотрим показатели, характеризующие состав персонала в ООО «Севстрой-Индустрия» - Табл. 2-4.

Таблица 2 – Состав персонала по категориям работников

Показатель

Величина показателя, количество человек

Руководители высшего звена

3

Руководители среднего звена

5

Специалисты

3

Служащие

0

Рабочие

92

Итого:

103

Таблица 3 – Состав персонала по образованию

Показатель образования

Величина показателя, количество человек

Аспирантура, два высших образования

3

Высшее образование

46

Средне – специальное образование

38

Среднее при наличии дополнительных курсов

16

Общее среднее

0

Таблица 4 – Половозрастной состав

Показатель возраста

Половой

Женщины

Мужчины

До 25 лет

0

6

25 – 35 лет

1

30

35 – 45 лет

2

47

От 45 лет до пенсионного возраста

5

11

Работающие пенсионеры

0

1

ООО «Севстрой-Индустрия» является небольшим предприятием, отдел кадров которого представлен только одним работником, он же начальник отдела кадров. К его компетенции относится:

- ведение кадровой политики предприятия;

- планирование кадров;