Файл: ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ СЕТЕЙ НА СТАНОВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА (Информатика и программирование).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 113
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЛИЯНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ СЕТЕЙ НА СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО
1.1Понятие информационных сетей и история возникновения
1.2Виды информационных сетей и цели использования
1.3 Прогрессивное и негативное влияние информационных сетей на становление современного общества
1.4 Влияние информационных сетей на подрастающее поколение
2.1 Влияние информационных сетей на социализацию молодёжи (на примере Интернета)
2.2 Диагностика влияния информационных сетей на становление личности
7,8,9 вопросы, показывали когнитивную поглощённость от информационных сетей, когда человек не может обойтись без сетей, испытывает дискомфорт. Высокий уровень показали 11 человек, что составило 11,5 %, Нейтральный уровень показали 14 человека, что составило 14, 6 %. Высокий уровень показали 75 человек (74,1%).
10.11,12 вопросы отражали компульсивное использование интернета -навязчивое стремление использовать интернет, избыточное пользование им, проведение большого количества времени в сети. Не способность контролировать время, проводимое в сети, выявилось у 7 человек (7,3%). Нейтральный уровень обнаружился у 7 (7,3 %), 86 человек отмечают низкий уровень (85,4%), что говорит о том, что они хорошо контролируют время и стремление нахождения в сети.
13.14,15 вопросы выявляли осознание негативных последствий 15 человек (15,6%) участников анкетирования отметили, что испытывали отрицательные последствия, 10 (10,2%) человек отметили, что информационные сети оказали отрицательное влияние частично, что отмечено нейтральным уровнем, и 75 (74, 2%) человек отметили, что информационные сети не повлияли отрицательно. Проанализированные данные говорят о том, что более трети прошедших анкетирование значительное время общаются в сетях, предпочитают онлайн общение. 10% человек предпочитают выходить в сеть, чтобы избавиться от одиночества, отдельные личности (11 человек) не могут контролировать время, проводимое в сети и 14 человек, оценивают по средней шкале. В результате диагностики выяснилось, что 11 человек имеют зависимость от информационных сетей, с трудом представляют себе, чем будут заниматься, если отключить информационные сети. Из опрошенных 7 человек с трудом могут ограничивать себя во времени, находясь в интернет.
Полученные результаты отражены на рисунке 3.
Рисунок 3. Анализ результатов ответов по опроснику проблемного использования социальных сетей
Безусловно, необходимо учитывать, что ответы в опросниках являются субъективным мнением опрашиваемых. И необходимо дополнительные исследования.
Выводы по 2 главе
Для изучения влияния интернет сетей на становления современного общества, были выявлены в первую очередь степень влияния информационных сетей на молодежь, в связи с тем, что именно молодёжное сообщество станет показателем становления современного общества. В результате опытно-поисковой работы были выявлены следующие показатели:
1) Социальные сети воспринимаются современной молодежью как средство для общения и способ проведения свободного времени;
2) Большинство случаев регистрации в социальных сетях молодыми людьми связано с целью повысить свое настроение, посмотреть фильмы-онлайн, пообщаться с друзьями;
3) В настоящее время социальные сети стали неотъемлемой частью жизни современного молодого человека, при этом в некоторых случаях вызывая зависимость;
4) В молодёжной среде интернет ресурсы недостаточно используются для самообразования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Благодаря обширным ресурсам для удовлетворения индивидуальных и социальных потребностей, информационные сети становятся всё более популярны в обществе. Информационные сети, как способ обработки, хранения и передачи огромного объема данных, являются эффективным коммуникативным ресурсом и могут служить для формирования культуры и нравственных ориентиров современного общества, как напрямую, так и косвенным образом, формирование социальных стереотипов.
В этой информационной среде представлены практически все социальные слои и возрастные группы населения, здесь нашли воплощение большинство видов деятельности общества (политическая, финансово-экономическая, коммерческая, образовательная, культурная). Востребованными являются и локальные и территориальные и глобальные виды сетей, имеющие свои цели и особенности влияния.
Повышение скорости распространения информации и коммуникации позитивно влияют на такие процессы как образование, политическое управление обществом и способствует экономическому прогрессу, повышающему общий культурный уровень населения.
Но существует и ряд опасностей связанных с попытками определенных политических сил использовать информационные возможности Сети для формирования общественного мнения, воздействия на массы в целях достижения своих интересов. Безусловно, подобному информационному влиянию в высшей степени подвержена наиболее массовая и активная часть аудитории Интернета - молодежь. На молодых людей обрушивается поток информации, значительную часть которой они просто не в состоянии адекватно воспринять. Часть материалов, подаваемых в предвзятом виде, способна привести к нравственным деформациям, породить агрессию, стремление к проявлению насилия. Регулярное использование социальных сетей как основного средства общения и получения информации, в том числе и «информационного мусора» как положительно, так и отрицательно может влиять на формирование стереотипов, ценностей, установок современной молодежи. Ученые отмечают, что происходит деформация самого процесса стихийной социализации молодого поколения.
Результаты диагностики показали, что в большинстве случаев молодёжь использует информационные сети как ресурс для досуга, незначительная доля используется для самообразования. Некоторые из участвующих в опросах отмечают отрицательное влияние социальных сетей и зависимость от них.
Безусловно, в современных условиях невозможно изолировать молодого человека от использования сетевых ресурсов. Однако должны быть продуманы пути нейтрализации негативного влияния информационных сетей. Таким образом, цели и задачи исследовательской работы были реализованы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Бандура А., Теория социального научения. — СПб.: Евразия, 2000. — 320 с.
- Белинская Е.П., К проблеме групповой динамики сетевого общества // 2-ая Российская конференция по экологической психологии. Тезисы. М.: Экопсицентр РОСС,2000. - С. 249-251.
- Белинская Е. П., Психология Интернет-коммуникации: учеб. пособие / М.: МПСУ: Воронеж: МОДЭК. 2013- 198с.
- Грас Дж., Data Science. Наука о данных с нуля: Пер.с англ.- СПб.: БХВ- Петербург, 2019.-336с.
- Данелян Т.Я., Информационные технологии в психологии, Москва: Наука, 2015. - 166 c.
- Емелин В.А., Рассказова Е.И., Тхостов А.Ш. Информационные технологии в структуре идентичности человека: возможности и ограничения рисуночной методики [Электронный ресурс] // Психологические исследования. 2016. Т. 9. № 45. С. 3
- Ерицян К.Ю., Антонова Н.А., Марудова Н.М. Проблемное использование Интернета в контексте интернет-коммуникации [Электронный ресурс] // Вестник СПбГУ. Серия 16: Психология. Педагогика. 2013. № 2. С. 15—16
- Казанцева А., В интернете кто-то не прав! Научные исследования спорных вопросов/- Москва: Издательство АСТ: CJRPUS. 2016-376c/
- Ксенофонтова И. В., Специфика коммуникации в условиях анонимности: меметика, имиджборды, троллинг // Интернет и фольклор. Сборник статей / Отв. ред. Каргин А.С. М.: Государственный республиканский центр русского фольклора, 2009. С. 285 - 294.
- Осин Е.Н,. Измерение позитивных и негативных эмоций: разработка русскоязычного аналога методики PANAS // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2012. Т.9. № 4. С. 91—110.
- Петров, В. П. Информационная безопасность человека и общества / В.П. Петров, С.В. Петров. - М.: НЦ ЭНАС, 2007. - 336 c.
- Плешаков В.А. О социальном воспитании в контексте киберсоциализации человека // Вопросы воспитания. 2010. - № 4 (5). -С. 89-98.
- Психодиагностика эмоциональных схем: результаты апробации русскоязычной краткой версии шкалы эмоциональных схем Р.Лихи // Обозрение психиатрии и медицинской психологии имени В.М. Бехтерева. 2016. № 1. С. 76—83.
- Сирота Н.А., Московченко Д.В., Ялтонский В.М., Ялтонская А.В. Разработка русскоязычной версии опросника проблемного использования социальных сетей // Консультативная психология и психотерапия. 2018. Том 26. № 3. С. 33–55. doi:10.17759/cpp.2018260303
- Смирнов, А. А. Обеспечение информационной безопасности в условиях виртуализации общества. Опыт Европейского Союза / А.А. Смирнов. - М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2011. - 160 c.
- Фленов М.Е. Linux глазами хакера.-5-е изд., перераб.и доп.-СПб.: БХИ-Петербург, 2019.-416с.
- Черняева К.О., Культурная идентификация в условиях глобализации: случай социальных сетей: автореферат дис. канд. соц. наук: 22.00.06. Саратов, 2010. - 22 с.
- Юдалевич Н. В., Информационный мусор как феномен современного общества Бизнес-образование в экономике знаний 2016.№ 2..С.119-122.
- Яненко М.Б., Яненко М.Е., Маркетинг информационного общества: Издательство: LAP Lambert Academic Publishing, 2012 г.-112с.
- Алехина Г. В., Моделирование состава информационных продуктов, предоставляемых информационными коммерческими фирмами: автореферат дис. кандидата экономических наук : 08.00.13 / Моск. гос. ун-т экономики, статистики и информатики. - Москва, 2000. - 25 с. https://search.rsl.ru/ru/record/01000287965 (Дата обращения: 12.07.2019)
- Добрынина Н. Аудитория социальных сетей Рунета: где кто запутался? URL:http://www.cossa.ru/155/108642/ (Дата обращения: 12.07.2019)
- Белинская Е.П., Интернет и идентификационные структуры личности http://cyberpsy.ru/articles/belinskaya-internet-i-identifikatsionnye-struktury-lichnosti/(Дата обращения: 12.06.2019)
- Интернет 2017–2018 в мире и в России: статистика и тренды https://www.web-canape.ru/business/internet-2017-2018-v-mire-i-v-rossii-statistika-i-trendy/]. (Дата обращения: 16.06.2019)
- Информационные сети http://itsystems.ua/main/datacom/information_ network.html(Дата обращения: 15.06.2019)
- Краткий словарь философских терминов https://studopedia.ru/11_152439_THE-tn-CENTURYOF-WEALTH-TECHNOLOGICAL-REVOLUTION-AND-POWER.html (Дата обращения: 15.06.2019)
- Президентская академия – национальная школа управления https://www.ranepa.ru/(Дата обращения: 10.07.2019)
- Работа с соцсетями/https://semantica.in/blog/my-znaem-daleko-ne-vse-kakie-soczialnye-seti-sushhestvuyut-v-internete.html (Дата обращения: 10.07.2019)
- Современная энциклопедия/ Информационная сеть/ https://dic.academic.ru/contents.nsf/enc1p(Дата обращения: 10.07.2019)
- Социальные сети в 2018 году: глобальное исследование https://www.web-canape.ru/business/socialnye-seti-v-2018-godu-globalnoe-issledovanie/. (Дата обращения: 12.07.2019)
- Социальные сети в России в 2018г. Цифры, тренды, прогнозы http://br-analytics.ru/blog/socialnye-seti-v-rossii-zima-2015-2016-cifry-trendy-prognozy (Дата обращения: 12.07.2019)
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Опросник выявления целей использования информационных сетей
Инструкция. В зависимости от Ваших целей использования информационных сетей, пожалуйста, поставьте порядковый номер по степени наиболее частого использования интернета, начиная от 8 баллов (наиболее часто использую информационные сети) до 1 балла (наименее часто использую с этой целью).
Бланк для ответов
Цель использования информационных сетей |
Рейтинг целей |
|
1 |
Обзор новостей |
|
2 |
Самообразования, изучение образовательных программ |
|
3 |
Просмотр фильмов он-лайн |
|
4 |
Он-лайн игры |
|
5 |
Ведение форума |
|
6 |
Работа в интернете |
|
7 |
Общение |
|
8 |
Интернет-магазины |
Таблица 1. Анализ результатов рейтинга востребованных целей при использовании информационных сетей
Обзор новостей |
Самообразования, изучение образовательных программ |
Просмотр фильмов он-лайн |
Он-лайн игры |
Ведение форума |
Работа в интернете |
Общение |
Интернет-магазины |
|
Среднее значение |
5 |
2 |
6 |
4 |
1 |
2 |
8 |
2 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Опросник проблемного использования социальных сетей
Инструкция. В зависимости от Вашего опыта использования социальных сетей, пожалуйста, обведите вариант ответа, отражающий степень Вашего согласия с каждым из представленных ниже утверждений.
1. Я предпочитаю общение в социальных сетях общению лицом к лицу.
Полностью не согласен |
Нейтрально |
Полностью не согласен |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
2. Общение в социальных сетях для меня более комфортно, чем общение в реальной жизни.
Полностью не согласен |
Нейтрально |
Полностью согласен |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
3. Я предпочитаю общаться с людьми в социальных сетях, а не в реальности.
Полностью не согласен |
Нейтрально |
Полностью согласен |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
4. Я заходил(а) в социальную сеть, чтобы с кем-то поговорить, когда мне было
одиноко.
Полностью не согласен |
Нейтрально |
Полностью согласен |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
5. Я заходила в социальную сеть, чтобы мне стало лучше, когда я чувствовал (а) себя плохо
Полностью не согласен |
Нейтрально |
Полностью согласен |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
6. Я заходила в социальную сеть, чтобы мне стало лучше, когда расстраивался / лась
Полностью не согласен |
Нейтрально |
Полностью согласен |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
7. Если я некоторое время не захожу в социальную сеть, меня начинают терзать
мысли, что надо зайти.
Полностью не согласен |
Нейтрально |
Полностью согласен |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8. Если бы я потерял(а) доступ к социальным сетям, я не знал(а) бы что делать.
Полностью не согласен |
Нейтрально |
Полностью согласен |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
9. Я поглощен(а) навязчивыми мыслями о том, что нужно зайти в социальную
сеть, даже когда не сижу в Интернете.
Полностью не согласен |
Нейтрально |
Полностью согласен |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |