Файл: ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ СЕТЕЙ НА СТАНОВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА (Информатика и программирование).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 114

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Повышение уровня образованности общества в целом и повышения профессиональной компетенции безусловно является показателем прогрессивного влияния информационных сетей. Одной из позитивных сторон территориальной информационной сети можно назвать решение 18 апреля 2018 г. о создании единой структуры (Национальный институт социологии управления) на основе Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) и Российской академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС) [26]. Общественно-значимой целью деятельности Института станет повышение эффективности управления в национальном масштабе благодаря учёту восприятия обществом содержания, формы и последствий управленческих решений. Практическими следствиями станут повышение ответственности власти; рост поддержки управленческих решений со стороны общества; укрепление легитимности органов государственной власти; укрепление социально–политической стабильности.

Для реализации этих задач НИСоцУ будет работать в пяти основных направлениях: вести мониторинг социально-политической ситуации благодаря информационным сетям, готовить федеральный рейтинг социальной эффективности корпораций; анализировать стратегическую повестку для российских регионов и уровень эффективности управления. [26]

Данные направления работы будут помогать формированию новой стратегии управления государством, что, безусловно, повлияет на становление современного общества в нашей стране.

В начале года агентство «We Are Social» и платформа «Hootsuite» проанализировали состояние цифрового рынка во всем мире и представили целый комплекс отчетов Global Digital 2018.

Больше половины населения земного шара теперь онлайн, и около четверти миллиарда из них вышли в сеть впервые в 2017 году. Самые высокие темпы роста наблюдаются в Африке — количество пользователей Интернета на континенте увеличилось больше чем на 20% по сравнению с аналогичным

периодом прошлого года. [23].

Одним из значительных преимуществ информационных сетей, оказывающих прогрессивное влияние на общество, является доступность образовательной среды. Сетевого обучения осуществляется несколькими организациями, в том числе находящимися в другом населенном пункте или за границей. Особенно популярным стало электронное обучение, осуществляемое дистанционно. Студенты получают задания и выполняют их через интернет. Информационные сети так же позволяют реализовать мониторинг качества образования по всей стране. Статистика, осуществляемая с помощью информационных сетей, показывает, что грамотными сегодня являются 88% населения планеты. Самый высокий уровень грамотности зафиксирован в Японии и Восточной Азии. Самый низкий показатель в Африке. По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения 44 % граждан пользуются интернетом по работе и учёбе (18-24 летние-68%).Так же большое место занимает общение с друзьями. 67,8 млн граждан России, согласно статистике, общались с друзьями через социальные сети в 2018 году [30].


Огромное количество пользователей, благодаря интернету, всегда могут быть в курсе последних новостей о событиях в стране и мире.

В настоящее время популярны такие глобальные информационные сети как Facebook, YouTube, WhatsApp, Instagram, Twitter и другие, а так же Российские «Одноклассники.ru», «ВКонтакте». Данные сети служат для общения, для распространения контента, для отзывов и обзоров, для дискуссий, вопросов, обсуждений, для авторских записей, для расширения интересов.

Позитивной стороной глобальных информационных социальных сетей является: коммуникация без границ, возможность создавать чаты, блоги, повышение самооценки через лайки и комментарии. Так же большим плюсом является простота использования: через мобильные устройства можно зайти в социальные сети в любом месте.

Продажа и покупка товаров и услуг через социальные сети давно стали нормой, цены, доступней чем в магазинах, есть отзывы реальных покупателей, доверие благодаря рекомендациям друзей, для продавцов экономия на рекламе, персонале, аренде торгового места. Необходимо отметить развитие торговых сетей, распространяющих товары благодаря онлайн. Они позволяют получить информацию о новинках в базе информационной сети, помогают рекламе, помещая такую информацию: «Как засесть в голову подписчиков и влюбить их в свой бренд». Безусловно, мы можем назвать это психологическим воздействием на покупателя, но рассматривать это с точки зрения позитива или негатива невозможно, так как с одной стороны это удачная продажа, с другой, манипуляция выбором покупателя. Мировой финансовый рынок, как правило, использует качественно новые системы электронных платежей.

«Интернет является не просто средством передачи информации, а представляет собой глобальный электронный рынок» [20]. Информации о товарах огромное количество и на сегодняшний день появляется потребность в информации как товаре, есть необходимость в создании «моделей и алгоритмов, позволяющих: определять и оценивать восприятие потребителями предлагаемых информационных продуктов; на основе полученных данных формировать для информационной коммерческой фирмы набор информационных продуктов; определять оптимальные с точки зрения потребителя формы предоставления информационных продуктов; оценивать экономические результаты коммерческого распространения информационных продуктов» [20]. Данная система помогает реализовать потребности современного общества в необходимых услугах и товарах, в том числе и информационных.


Популярность Интернета достигла такого уровня, что даже государственные структуры считают необходимым иметь свою страничку в Интернете (органы государственной власти Российской Федерации – www.gov.ru, Европейский Союз – www.europa.eu.int, правительственные организации США). Это позволяет сделать структуры государственной власти более открытыми и способствует демократизации общества.

Интернет финансируется правительствами, научными и образовательными учреждениями, коммерческими структурами и миллионами частных лиц во всех частях света, но никто конкретно не является его владельцем. Таким образом, контроль информационных ресурсов достаточно условный и ограничен некоторыми законами.

Существуют и негативные стороны - скрытые риски подобных информационных социальных сетей:

  • Квартирные воры могут узнать время длительного отсутствия хозяев квартиры или дома по ярким фото из отпуска.
  • Для похищения ребенка важна информация о родителях, которая убедит малыша поверить тому, что человек действительно знает маму или папу.
  • Выбрать потенциальную жертву легче, убедившись в материальной состоятельности человека по информации из открытых источников.
  • Создаются группы для подростков, которые подталкивают к суициду [27].

За последний год с недостоверными новостями в интернете сталкивались 31% россиян, причем среди людей с высшим образованием эта доля выше – 38%. Каждый пятый (20%) опрошенный встречал подобные новости на телевидении (26% среди людей с высшим образованием). Еще 7% замечали новости, не соответствующие действительности, в газетах. Данные факты, безусловно, говорят о негативном влиянии и дезинформации общества.

Так же негативным воздействием глобальной информационной сети является мошенничество и преступные действия хакеров по созданию вредоносных программ, взломы аккаунтов с секретной информацией.

Необходимо отметить негативное психологическое влияние новостных информаций поступающих через глобальные информационные сети. По социологическому опросу выявлены следующие факты: наиболее высокий уровень страхов вызван международной напряжённостью и конфликтами между странами, при этом наименьшую вероятность вызывают страхи по поводу расставании в семье. Данное явление связано с нагнетанием обстановки через глобальные сети, где возможны объявления о бомбовых ударах по одной из стран, объявления о санкциях, о хакерских атаках, убийствах и террористических актах и другое.


В настоящее время стала актуальной проблема интернет-зависимости. Она охватывает множество вопросов, связанных с контролем импульсов, таких как киберсексуальная зависимость, зависимость от киберотношений, компульсивный интернет-серфинг, зависимость от сетевых компьютерные игры. Несмотря на то, что зависимость от интернета является многогранной проблемой, все больше исследований показывают, что важную роль в формировании интернет-зависимого поведения играют социальные сети [26]. В настоящее время люди живут в мире, страдающим от переизбытка данных. Веб-сайты отслеживают любое нажатие любого пользователя [16]

Последнее время психологи стали связывать проблемное использование социальных сетей с эмоциональными расстройствами, симптомами депрессии, беспокойством и сниженной самооценкой, неуспеваемостью в обучении и на работе. Наблюдения показывают, что сетевая среда, как и социальная среда в целом, влияет на личность и нравственность людей. Социально-психологические характеристики асоциальных групп, их пропагандистская деятельность в онлайн, порождает соответствующую мотивацию девиантного поведения, избрание конкретных средств достижения целей (в том числе противоправных). Именно поэтому сетевая среда все чаще выступает предметом исследований, направленных на изучение особенностей общения и взаимодействия пользователей, форм самовыражения личности. Становится очевидным, что процесс становления социальных отношений в новой информационной среде, не подкрепленный в достаточной мере ни соответствующими законодательными, ни нравственными установками, порождает неизвестные ранее формы негативного, девиантного поведения, особенно среди молодежи. Проблемы зависимости от социальных сетей сложно недооценивать, не каждый взрослый человек осознаёт, какую часть жизни занимает общение в сети.

Влияние информационных сетей на социализацию молодёжи, так же нельзя недооценивать. На сегодняшний день глобальная сеть- Интернет конкурирует с семьёй, школой, вузом по таким вопросам, как формирование мировоззрения, воспитания культуры и вкуса, социальная сеть становится основой для воспитания нравственных ориентиров молодёжного общества.

1.4 Влияние информационных сетей на подрастающее поколение

Исследователи отмечают, что Интернет усиливает процесс опосредованного общения людей, особенно среди детей и подростков, участники которого чаще всего имеют поверхностные, неглубокие межличностные отношения. Возможность анонимного участия в сетевом общении нередко формирует у подростков и молодых людей представление о вседозволенности и ненаказуемости любых проявлений в сетевой среде. По мнению психологов, анонимность и отсутствие запретов освобождают скрытые комплексы (в первую очередь связанные с тягой к насилию и сексуальностью), стимулируют людей изменять здесь свой стиль поведения, вести себя более раскованно и даже переходить некоторые нравственные границы [12].


Есть немало примеров, когда подростки используют сетевые возможности, чтобы досаждать людям, с которыми в реальной жизни их связывают неприязненные отношения. В США получило значительное распространение явление, обозначаемое как "киберпреследование", когда злоумышленник постоянно преследует свою жертву, направляя ей угрозы с помощью сетевых средств [9]. Подобные случаи отмечаются и в отечественной практике.

Сетевая среда способна оказывать определенное влияние даже на психическое здоровье личности подрастающего поколения. Учеными отмечаются случаи болезненного пристрастия к участию в сетевых процессах не только совершеннолетних граждан, но и детей и подростков. Термин "Интернет-зависимость" - болезненное пристрастие к участию в сетевых процессах, появился в 1996 году и к настоящему моменту широко употребляется в научной и публицистической литературе. Особенно серьёзную опасность Интернет-зависимость представляет в детском и подростковом возрасте. Начиная с детских лет родители, приобщая ребёнка к компьютерным играм и Интернету, не замечают патологической степени погружённости ребёнка в сетевое пространство.

Данная зависимость проявляется в навязчивом желании неограниченно долго продолжать сетевое общение. Для подростков, получающих доступ к Интернету, виртуальная среда иногда кажется даже более адекватной, чем реальный мир. Возможность перевоплотиться в некую бестелесную "идеальную личность" открывает для них новые ощущения, которые им хочется испытывать постоянно или очень часто. У детей подсознание еще не защищено здравым смыслом и жизненным опытом, позволяющим отграничить реальное и условное. У ребенка все увиденное – реальность, запечатлевающая на всю жизнь. Альберт Бандура в 1970 году говорил о том, что одна телевизионная модель может стать предметом подражания для миллионов [1].

Специалисты отмечают, что в некоторой степени указанная зависимость близка к патологической увлеченности азартными играми, а ее деструктивные эффекты схожи с возникающими при алкоголизме симптомами [5].

По мнению специалистов, изучающих различные виды зависимого поведения, можно условно выделить пять типов "Интернет-зависимостей

  • Киберсексуальная зависимость - непреодолимое влечение к посещению порносайтов и занятию киберсексом, к обсуждению сексуальной тематики в чатах, специальных телеконференциях "для взрослых".
  • Пристрастие к виртуальным знакомствам - предпочтение (замена) реальных отношений, семьи и друзей виртуальными "кибер-отношениями", зависимость от общения в чатах, групповых играх и телеконференциях.
  • Навязчивая потребность в Сети - игра в онлайновые азартные игры, постоянные покупки или участия в аукционах.
  • Информационная перегрузка (так называемый навязчивый "веб-серфинг") - бесконечные путешествия по Сети, нахождение информации по базам данных и поисковым сайтам.
  • Компьютерная зависимость - постоянное участие в компьютерных играх («Doom», «Quake», «Unreal», стратегии типа «Star Craft») [3].