Файл: ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ СЕТЕЙ НА СТАНОВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА (Информатика и программирование).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 115

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Патология проявляется в разрушении обычного образа жизни, смене жизненных ориентиров, появлении депрессии, нарастании социальной изоляции.

Подросток, испытывающий трудности в семье и школе, недовольный собой и окружающими, легче и быстрее становится на путь зависимости, особенно при отсутствии поддержки (либо контроля) близких и друзей.

Длительное время за компьютером (в том числе и в информационных сетях) сказывается и на физическом состоянии ребенка: он перестает уделять должное внимание спорту и физическим нагрузкам, отдыху, подрывает свое здоровье, а нередко и материальное благополучие родителей. Неконтролируемая возможность посещения вредных для подростка порно-сайтов, чатов, посвященных пиротехнике, суициду, обсуждению воздействия тех или иных наркотиков, при особенной склонности подростка испытать себя, рискнуть может привести к непоправимым последствиям. Регулярное общение с онлайновыми приятелями через Интернет может впоследствии привести к фактическому знакомству, в том числе с лицами с девиантным поведением: участниками радикальных политических групп, сектантами, лицами, имеющими сексуальные отклонения, участниками незаконного оборота наркотиков. Таким образом, бесконтрольное включение детей и подростков в мир информационных сетей может отрицательно сказаться на формирование проблемы будущего поколения в целом.

Выводы по 1 главе

Открытость технических стандартов глобальной сети -Интернета, сделало информационные сети независимыми от бизнеса и конкретных компаний. В настоящее время подключиться к Интернету можно через спутники связи, радио-каналы, кабельное телевидение, телефон, сотовую связь, специальные оптико-волоконные линии или электропровода. Всемирная информационная сеть стала неотъемлемой частью существования современного общества. Информационными сетями на сегодняшний день пользуются более 4 миллиардов человек и число пользователей постоянно увеличивается. Анализируя влияние сетевых информационных ресурсов на формирование жизненных установок молодежи, допустимо рассматривать Интернет в качестве специфичной среды проявления общественных отношений. Информационные сети эффективно применяются как на локальном уровне предприятий, сферы услуг, так и на территориальных сегментах и в глобальных масштабах сетевой торговли, обмене образовательной информации и мониторинге общественного мнения, в формировании государственной политики и общественного мнения.


Позитивным влиянием информационных сетей можно отметить использование многомерной базы данных, в том числе, для образования и производства. Данные возможности позволят повысить культурный и профессиональный уровень как общества в целом, так и профессиональный уровень специалистов. На сегодняшний день государственные структуры также расширили свои возможности благодаря информационным сетям, что позволяет говорить о влиянии на общественные явления, настроения и общественное мнение, становление общества в целом.

Необходимо отметить и отрицательное влияние информационных сетей на становление современного общества, использование ложной или агрессивной информации, пропагандирующей националистические идеи и идеологию экстремизма. Так же к отрицательным моментам можно отнести появление мошенников, использующих информационные сети как средство наживы. Особое значение информационные сети оказывают влияние на формирование подрастающего поколения, создавая условия для стихийной социализации современного поколения в интернет-пространстве. Интернет - это та точка опоры, которая может перевернуть мир культуры, и способна значительно повлиять на становление современного общества.

При этом нельзя не подчеркнуть, что главным достижением информационных сетей является ускорение распространения информации и развитие коммуникации в современном обществе.

ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ ВЛИЯНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ СЕТЕЙ НА СТАНОВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

2.1 Влияние информационных сетей на социализацию молодёжи (на примере Интернета)

Широкое распространение информационных сетей, а в частности социальных, в последние годы повлекло за собой серьезные изменения в информационной культуре, а значит, модернизации и трансформации культуры социума в целом.

Значительно видоизменилось содержание некоторых социальных ролей. Например, нормой поведения становится повседневное использование ресурсов Интернета в быту или профессиональной деятельности, вступление в диалог со средствами массовой коммуникации, избирательность в отношении медийных каналов [2].


Пользователь информационной сети является активным участником массовой коммуникации. В настоящее время домашняя компьютеризация достигает такого уровня, когда  Интернет становится агентом первичной социализации наряду с родителями и учителями. Социализация – это процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества [25].

Можно назвать наиболее часто встречающиеся виды социальной активности молодежи в виртуальном пространстве: участие в чатах и форумах; участие в социальных сетях; участие в онлайн-голосовании, создание собственного сайта, блога. Становится актуальным выяснение широты возможностей самовыражения и самопрезентации, которые предоставляют социальные сети. Так, Е.П. Белинская пишет: «В силу ряда объективных технологических особенностей (анонимности, дистантности, маркеров телесности) виртуальная коммуникация задаёт для пользователя максимальные возможности в самоопределении и непосредственном само конструировании» [3].

Значимое влияние информационной компоненты на социум в целом и на личность в частности стало возможным лишь с момента их качественного изменения, а именно появления для пользователей информации возможности активно участвовать в информационных потоках[3].

В настоящее время социальная реальность потеряла определённость и устойчивость. Высокоскоростной прогресс экономических и производственных процессов благодаря информационным технологиям, повышение коммуникационных возможностей, по мнению психологов является причиной появления в молодёжной среде стремления к анонимности, трудности в осознание своей роли и самоидентичности. «Само создание виртуальной личности обеспечивается возможностью «убежать из собственного тела» — как от внешнего облика, так и от индикаторов статуса во внешнем облике, и, следовательно, от ряда оснований социальной категоризации: пола, возраста, социально-экономического статуса, этнической принадлежности» [3]. Виртуальное пространство предлагает человеку максимум возможностей для любого рода конструирования [2].

Общение в сети имеет следующие преимущества перед живым общением: анонимность, добровольность и желательность контактов, отсутствие паралингвистических, невербальных компонентов общения, затруднённость передачи и восприятия аффективного компонента общения, своеобразие протекания процессов межличностного восприятия в условиях отсутствия невербальной информации, снятие жёстких социальных конвенций, границ культур [5].


Данные показатели приводят к предпочтению общения в сети для многих представителей молодёжи, не обладающими коммуникативными способностями.

С целью выявления вовлеченности молодёжи в информационный сети был проведён социологический опрос, основанный на методе предпочтений, который заключается в ранжировании альтернативных предлагаемых целей, для посещения интернета.

Для выявления целей посещения информационной сети у молодёжи было проведен опрос. В опросе молодым людям предлагалось проранжировать цели посещения интернета. В опросе приняли участие 96 человек. Все обследованные являлись активными пользователями социальных сетей. Среднее время нахождения в сети данных людей в сутки от 5-12 часов, включая выходы в сеть через интернет. Из которых 32 юноши и 64 девушки 24+4 лет. В исследовании участвовали обучающиеся колледжей, вузов (46.9%) и работающие молодые люди (45,2%). Результаты данных отражены в таблице 1 в Приложении 1 «Опросник выявления целей использования информационных сетей». Полученные результаты отражены в гистограмме на рисунке 1.

В процессе исследования выяснилось, что среди молодёжи обучающихся в колледже и вузе (46 человек).

Рисунок 1. Анализ результатов рейтинга целей использования Интернет –ресурсов среди студентов

В данном случае можно увидеть, что большое значение играет общение онлайн в сравнении с новостной информацией, незначительную часть имеют показатели самообразования, намного больше самообразования занимают фильмы-онлайн, так же значительную роль играют игры. Таким образом, информационные сети используются в большей степени для досуга, но значительная часть отводится общению. Отдельно рассматривались показатели молодых людей работающих от 22-28 лет. В результате обработки данных были выявлены следующие показатели, отражённые на рисунке 2. И в таблице 4 в Приложении 1.

Рисунок 2. Анализ результатов рейтинга целей использования Интернет –ресурсов среди работающей молодёжи

Таким образом, можно сделать вывод, что интернет в студенческие годы больше служит для развлечений, а самым большим показателем является общение. Среди молодёжи работающей более высокий процент использования информационных сетей для обзора новостей, работы. Снижается доля общения в Интернет- сообществе. Сеть ориентирует молодёжь не на деятельное участие в социальных процессах, а на отстранённое потребление информации с позиции внешнего наблюдателя, о чем свидетельствует малая доля обращения к форумам, блогам. Незначительную долю занимает самообразование.


2.2 Диагностика влияния информационных сетей на становление личности

На втором этапе исследовании была поставлена задача изучить особенности проблемного использования социальных сетей среди молодёжи. Внимание психологов привлекает тенденция активных пользователей социальных сетей пренебрегать другими аспектами своего социального функционирования, такими как, общение с семьей и друзьями [21]. Кроме того, у некоторых активных пользователей социальных сетей отсутствие подключения к интернету может вызывать симптомы, которые наблюдаются при абстинентном синдроме [22]. Таким образом, была поставлена задача выявить, следующие аспекты: предпочтение онлайн-общения, регуляция эмоций с помощью Сетей, когнитивную поглощённость, компульсивное использование интернета, осознание негативных последствий.

Все обследованные являлись, участниками первого опроса и активными пользователями социальных сетей. В обследовании приняли участие 96 человек. Средний возраст составил 24+4 лет. Все обследованные являлись активными пользователями социальных сетей. В основе диагностики использовался опросник по методике: «Опросник проблемного использования социальных сетей», модернизированный и русифицированный авторами Сирота Н.А., Московченко Д.В., Ялтонский В.М., Ялтонская А.В. [14] Бланк опросника представлен в Приложении 2 «Опросник проблемного использования социальных сетей»

Электронные анкеты были размещены в социальных сети «ВКонтакте».

На 1,2,3 вопросы о предпочтении онлайн-общения, показали нейтральный уровень ответов 46,9 % (46 человек). 30, 6 % (30 человек) имеют предпочтения общения-онлайн, 19,4 % (отдают предпочтение личному общению. Данная тенденция характерна как для работающей молодёжи, так и для обучающихся студентов. На данный момент каждый, кто посещает социальные сети, имеет большое число подписчиков, но в реалии общение ограничивается не большим кругом онлайн-друзей, личное общение с которыми иногда сокращено до нулевой отметки.

4,5,6 вопросы показывали стремление к регуляции эмоций, такие как плохое настроение, чувство одиночества. 24 человека, отметили, что обращаются к компьютеру редко для регуляции эмоций, что составило 24,6% низки уровень. Те кто выбрал нейтральный ответ (64 человека) составили 65,3%. Высокую зависимость регуляции эмоций благодаря интернету по мнению анкетируемых проявили 10,2% (10 человек).