Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 123
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы государственной миграционной политики
1.1 Миграция как социальное явление.
1.2 Понятие и сущность миграционной политики.
1. 3 Исторический опыт регулирования миграции
Глава 2. Государственное управление миграционными процессами
2.1 Основные сложности в управлении миграцией
Историю человечества можно так же рассматривать и с точки зрения непрерывной миграции, как племен, так целых наций. С одной стороны, миграция становилась следствием внешней экспансии зрелых социальных систем, с их устойчивой и доминирующей структурой, а так же комплексом социальных связей и отношений. С другой же стороны, нередко миграцию порождала и внесистемная и хаотическая эволюция кочевых племен и народностей, у которых социальные структуры и политическая система которых находились лишь на стадии зарождения.
В течение XIX и XX вв. формы миграционных процессов переживали масштабную и глубокую модификацию. Это совпало с периодом формирования в Европе гражданского общества и национального государства. Были определены границы отдельных стран, утверждены принципы гражданства и личной свободы и уже вслед за этим и появились понятия эмиграции и иммиграции.
На рубеже XX-XXI вв. миграционная политика стала крайне значимым фактором международной жизни и обеспечения национальной безопасности любого государства. Миграция позволяла ускорять процессы глобализации, способствовала складыванию системы общего труда, общей культуры, общей системы ценностей. Связность политики, экономики, территорий мирового пространства не позволяет ускользать какой-либо локальности от решения общих проблем, что означает развитие международного права. Глобализация и развитие интеграции в современном мире резко усилили межгосударственные миграционные процессы, имеющие специфические особенности в каждой стране. России же все ещё предстоит определиться с приоритетами и целями миграционной политики в условиях и рамках нынешних процессов глобализации.
1.2 Понятие и сущность миграционной политики.
Глобальные политические, экономические и социальные изменения, которые произошли по причине распада СССР, чрезвычайно обострили проблемы миграции в России, изменив её качественный характер и структуру. Миграционный прирост населения России за прошедший между переписями населения период (с 1989г. по 2002г.) составил 5,4 млн. человек, тогда как за два предыдущих межпереписных периода (1970-1979гг. и 1979-1989гг.) – это было всего 200 тыс. человек и 350 тыс. человек соответственно. Одновременно объемы внутренних миграций сократились с 6,8 млн. человек в 1989 году до 4,1 млн. человек в 2008 году.
Российской Федерации столкнулась с новым явлением, таким как вынужденная миграция, причем как внешняя, так и внутренняя. Ее объемы (включая внутриперемещённых лиц из районов вооруженных действий на Северном Кавказе) в совокупности составляло в районе 3 млн. человек.
В широких масштабах началось использование на внутреннем рынке труда иностранной рабочей силы. По официальным данным в одном лишь 2008 году работодатели получили разрешение на использование 702,5 тыс. иностранных работников, без разрешения же работало примерно от 4 млн. до 10 млн. человек (по экспертным оценкам)[6]. Российские же граждане все активнее и активнее трудоустраивались на работу за рубежом.
Изменение, как масштабов, так и направлений миграционных процессов повлияло на размещение населения и трудовых ресурсов, на состояние рынка труда, и в конечном итоге – на общее экономическое развитие страны. Если миграционный прирост в первой половине 90-х годов позволил на три четверти сократить уменьшение численности населения Российской Федерации, то в последнее время миграционный прирост постепенно снижается, то в настоящее время естественная убыль компенсируется менее чем на четверть[7].
В недалекой перспективе депопуляционные процессы могут осложняться уменьшением доли и абсолютной численности трудоспособного населения при увеличении доли населения старше трудоспособного возраста.
В разработанную и одобренную Правительством Российской Федерации Концепцию демографического развития России на период до 2015 года был включен самостоятельный раздел, который касался воздействия на миграционные процессы в целях улучшения демографической ситуации. В этом документе были определены приоритеты демографического развития в области миграции и расселения:
1) это активное привлечение иммигрантов в Российскую Федерацию, в первую очередь из государств - участников СНГ, а также Латвии, Литвы, Эстонии;
2) это создание экономических условий для сокращения эмиграционного оттока и сохранения научно-технического потенциала, интеллектуального и творческого потенциала Российской Федерации;
3) это проведение комплекса как правовых, так и организационных и финансовых мер, которые направленны на легализацию и адаптацию иммигрантов в Российской Федерации;
4) это совершенствование законодательства, в аспектах защиты прав вынужденных мигрантов и регулирования миграционных процессов.
Миграционные процессы, как особый объект управления, имеют ряд специфических особенностей.
1. В первую очередь, миграция населения – это крайнее чуткий социально-демографический процесс, который мгновенно реагирует на изменение различных факторов, например, экономических. Поэтому при управлении миграцией, в отличие от управления иными социальными процессами, эффект управленческих воздействий, равно как и эффект действия факторов, затрудняющих их осуществление, достигается за очень короткий промежуток времени.
2. Государственное управление миграцией не может и не должно охватывать все виды миграционных перемещений населения по территории страны, а только наиболее проблематичные и болезненные миграционные процессы. Критерий проблемности должен стать тем самым краеугольным камнем миграционной политики в силу объективных ограничений возможностей к ее осуществлению.
3. Управление миграцией не может осуществляться только в рамках социально-экономической, или расселенческой, или демографической политики. Оно содержит в себе их элементы, равно как и само является одним из важнейших компонентом в комплексе проводимых ими мер.
4. Отличие управления миграцией, прежде всего, внутренней,
заключается в сущности миграции как межтерриториального явления. Исходя из такой сущности миграции, ею можно управлять в двух местах:
- районах исхода;
- районах вселения мигрантов.
В связи с этим можно использовать два основных пути воздействия на миграцию:
- изменением факторов, которые побуждают желание жителей одних мест переселиться в другие районы страны;
- или же изменением возможностей вселения.
Соответственно между двумя этими типами, имеются принципиальные отличия в их управлении. Кроме того, вследствие распада ранее единого государства – СССР, Россия в настоящее время очень ограничена в ресурсах и мерах воздействия на условия формирования миграционных потоков в новые независимые государства.
Миграционные процессы непосредственно тесно связаны с потоками информации, прежде всего касающихся информации о местах вселения и средствах их достижения. По этой причине одна из моделей миграции связывает направления миграционных потоков с путями распространения информации. Поэтому крайне важна информационная поддержка принятия управленческих решений, направленная на объект управления.
Миграционная политика преследует следующие цели:
- привлечение мигрантов на временное место жительства,
- создание статичного состава населения,
- обеспечение рабочей силой промышленных объектов, которые создаются в районах нового освоения, в том числе стабилизация населения в тех или иных местностях,
- повышение миграционной активности коренных жителей ряда территорий, а так же сдерживание притока мигрантов в некоторые населенные пункты и т.д.
Реализация вышеперечисленных целей должна обеспечить достижение общей генеральной цели, а именно многогранной и полной оптимизации миграционных процессов. Это находит выражение в сочетании как общественных, так и личных интересов, но в наибольшей мере, всё таки, удовлетворяются интересы государства и потребности мигрантов. А это, в свою очередь, характеризуется их высоким уровнем приживаемости.
На данный момент, одним из принципиальных направлений в решении проблемы приживаемости состоит в сближении сроков формирования производственных комплексов с созданием необходимого уровня социально-бытовой инфраструктуры. Срок должен быть выше, чем в районах выхода мигрантов. Во-первых, потому что привлечение в районы нового освоения, а это главным образом северные районы Сибири - предполагается отрыв населения от привычной среды: природно-географической и социальной (родственные, имущественные и другие связи), компенсация этого отрыва - в лучшем комплексе жизненных условий в районах вселения. Во-вторых, рассматриваемый тип территорий характеризуется сложными природно-географическими условиями (удаленность, суровость климата, слабая инфраструктура) и своеобразной структурой населения и его расселением. То и другое требует для формирования социально-бытовой инфраструктуры применения повышенных нормативов. В противном случае отрыв мигрантов от привычной им социальной и природной среды не может быть длительным и прочным.
Результаты осуществления миграционной политики в том или ином районе, в тот или иной период выражаются с помощью такого показателя как миграционное сальдо, или же иначе - миграционный прирост населения (этот показатель тем объективнее выражает результативность миграции, чем за более длительный период он исчисляется). Другим показателем результативности миграционной политики могут являть абсолютные и относительные величины территориального перераспределения населения (либо как изменение доли населения того или иного района во всем населении страны, либо как превышение темпов роста населения конкретного района над темпами роста населения страны или региона).
Экономико-демографическая эффективность миграционной политики может быть исчислена соотнесением сальдо миграции или числа прижившихся из совокупности переселенцев и суммы экономических затрат или какой-либо их части. При этом должны учитываться затраты со стороны государства и его социальных институтов.
При процессе оценки затрат государства, можно учитывать различные расходы и потери, например- снижение производительности труда в местах выхода и в районах вселения во время подготовки к выезду и адаптации на новом месте[8].
Государственная миграционная политика находится в тесном взаимодействии с экономической политикой, прежде всего - ее региональной составляющей. Экономическая политика, которая проводится в стране, позволяет определять необходимые стране или же региону трудовые ресурсы, а также меры экономического стимулирования миграционного притока (оттока) населения в нужных масштабах и направлениях. В свою очередь, миграционные процессы могут прямо влиять на экономическую политику, как с позитивной, так и с негативной стороны.
Так же в тесной связи с социальной политикой, ведь миграционные процессы являются не только следствием «позитивных» притягивающих факторов, но и следствием социального неблагополучия. В этом случае люди нередко оказываются в тяжелом материальном положении, утрачивают имущество, и необходима помощь государства в их адаптации и обустройстве на новом месте жительства.
С демографической политикой. Миграционные процессы напряму влияют на демографическую ситуацию как в отдельных регионах, так и в в стране в целом: в одних случаях они могут способствовать снижению «демографического давления», а в других позволяют компенсировать естественные потери населения. Миграционная политика выступает как важный механизм демографической политики.
Ещё идёт связь с геополитикой, так как она выступает мощным рычагом к перераспределению населения по территории страны. Численность населения отдельных регионов, его национальный и конфессиональный состав во все времена являлись либо средством, либо объектом экспансии.
И, наконец, с национальной политикой. Это происходит в силу того, что миграция населения находится в тесной связи с этническими процессами. В результате различных межэтнических конфликтов, которые возникают в результате просчетов в национальной политике, в стране появились, так называемые вынужденные мигранты. Миграция может способствовать как расселению отдельных народов, в результате которых появляются многочисленные диаспоры, так и национально-территориальному размежеванию.
Таким образом, получается, что управление миграционными процессами – это крайне сложный процесс, которые имеет свое место в системе управления социальными процессами, но, в силу специфики объекта управления, он ею не ограничивается и имеет собственную теоретико-методологическую базу, которая базируется на историческом опыте, а так же на практике реализации миграционной политики.
В настоящий момент, в Российской Федерации идёт процесс территориального перераспределения населения, и идёт он в разрез с её геополитическими интересами. Глобальное изменение миграционных потоков с севера на юг и с востока на запад приводят (а в некоторых случаях уже привели) к обезлюживанию обширных территорий, наиболее благоприятных с точки зрения хозяйственного освоения и политически важных с точки зрения географического, зачастую приграничного положения.