Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 116
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы государственной миграционной политики
1.1 Миграция как социальное явление.
1.2 Понятие и сущность миграционной политики.
1. 3 Исторический опыт регулирования миграции
Глава 2. Государственное управление миграционными процессами
2.1 Основные сложности в управлении миграцией
Следует выделить, что для разработки целей, задач и направлений миграционной политики, в первую очередь важны не точные количественные прогнозы миграционных процессов, а точное прогнозирование тенденций, их оценка, с точки зрения влияния на социально-экономическую ситуацию.
1. 3 Исторический опыт регулирования миграции
Исторический опыт указывает на то, что в российских условиях решение проблем переселения возможно лишь при первостепенной и организующей роли государства, причём всех стадиях миграционного процесса, вплоть до обустройства. Последнее обуславливает необходимость проведения целенаправленной государственной политики в области управления внутренними миграциями и, соответственно, разработки комплекса мер по совершенствованию государственной миграционной политики на федеральном и региональном уровнях, направленных на поощрение перемещений жителей между регионами страны. Такой комплекс мер, в первую очередь, должен основываться на исторической практике регулирования миграционных процессов в России, а так же результатах проводимого мониторинга социально-экономического развития территорий, координации усилий властей, как федеральных, так и региональных властей.
Согласно проведённому анализу российской миграционной политики в исторической ретроспективе, практика государственного регулирования миграционных процессов в России имеет глубокие исторические корни, а так же достаточно разработанную, применительно к конкретным историческим, природно-климатическим и социально-экономическим условиям развития страны, теоретическую базу. Отдельные методы регулирования (прежде всего, экономические) внутренней миграции населения, применявшиеся и во времена Российской империи, и в период СССР, показавшие свою эффективность могут быть успешно использованы и в современной России.
- Внутренняя миграционная политика представляет собой обширную систему общепринятых на уровне идей и концептуально объединенных мер по стимулированию или ограничению перемещений населения внутри страны в объемах и направлениях, учитывающих конкретно-исторические условия страны и отвечающих текущим и перспективным целям развития страны и ее отдельных регионов.
- Для обеспечения оптимизации структуры и масштабов внутрироссийских миграционных потоков в рамках государственной миграционной политики могут применять такие предусмотренные нормативно-правовыми актами методы миграционного регулирования (меры миграционной политики), как:
- Административные (предусматривающие административную ответственность, в том числе государственных служащих, за нарушение существующих нормативных актов);
- экономические (предусматривающие налоговые льготы, предоставление финансовой помощи на осуществление переезда и обустройство на новом месте, регулирование стоимости аренды и покупки жилья и др.);
- пропагандистские, социально-психологические (предусматривающие целенаправленное воздействие на систему предпочтений и ценностных ориентаций, формирующих миграционное поведение населения).
Все меры можно разделить на:
- стимулирующие миграционную подвижность населения
- ограничивающие миграционную подвижность населения.
Современные реалии предопределяют необходимость осуществления государственного управления миграционными процессами, прежде всего, путем использования экономических стимулов переселения в те или иные регионы страны.
Государственная политика в области регулирования внутренних миграций в Российской Федерации, по моему мнению, должна сочетать в себе интересы и личности и общества и государства, а её фундаментальными и основополагающими целями должны стать:
- защита прав и свобод граждан Российской Федерации, обеспечение наиболее полной реализации экономического потенциала индивидов;
- обеспечение устойчивого социально-экономического и демографического развития страны, рациональное размещение населения на территории страны с учетом потребностей экономического развития страны;
- защита национальных интересов и обеспечение безопасности Российской Федерации.
В рамках реализации первой фундаментальной цели необходимо устранить (формальные и неформальные) административные барьеры внутренней миграции, а так же обеспечить свободу передвижения граждан России и выбора ими своего места жительства и пребывания в пределах страны. В настоящее время без наличия постоянной регистрации в конкретном регионе (населенном пункте) практически невозможно устроиться на работу не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в иных регионах, а так же отдельных городах.
Необходимо привести сложившуюся практику формальных и неформальных ограничений внутренних переселений граждан с помощью института регистрации по месту жительства и месту пребывания в соответствии с нормами федерального законодательства. Действительным решением данной проблемы станет переход от разрешительной на заявительную регистрацию по месту жительства. Важно выделить, что эта мера может быть введена в короткий срок, поскольку подготовлена законодательно и практически не требует каких-либо значимых финансовых затрат. Главное же, это обеспечить государственный контроль со стороны органов внутренних дел за ее соблюдением. К лицам, создающим административные барьеры для мигрантов, должны незамедлительно применяться меры дисциплинарного или административного воздействия.
Логичным шагом может быть так же создание единого централизованного информационного ресурса (информационной системы), которая бы могла отражать перемещения граждан и их постоянное местонахождение, а также информировать их о системе государственных гарантий и социальной поддержке. Создание подобной информационной системы позволит улучшить статистический учет внутрироссийских миграций, а также это необходимо для разработки и проведения эффективной государственной региональной политики. Лишь наличие исчерпывающей и достоверной информации о миграционных процессах позволит рационально и эффективно регулировать миграционные перемещения в регионе, и в стране в целом. В качестве образца могут быть взяты аналогичные системы, которые уже существуют в ряде стран - например, система социального страхования и социального обеспечения в США. Вместе с тем при создании системы должны быть проработаны вопросы соблюдения сохранности персональной информации.
Для реализации фундаментальных целей необходимо устранить экономические барьеры миграции , то есть должны быть обеспечена финансовая возможность перемещения трудовых ресурсов из трудоизбыточных регионов в трудодефицитные. Так же должна быть решена проблема занятости и обустройства мигрантов на новом месте. В настоящее время значительная составляющая жителей России попала в так называемую "ловушку бедности". Её суть состоит в том, что, несмотря на желание и планы сменить место жительства, индивиды не обладают минимальными финансовыми средствами, которые позволяли бы им реализовать переезд. По моему мнению, необходимо разработать меры государственной финансовой поддержки отдельным категориям мигрантам. Такие меры должны быть адресованы, прежде всего, гражданам, которые встали на учет в региональных органах занятости населения и проживающих в депрессивных регионах, а также гражданам, направляющимся в важные с точки зрения интересов национальной безопасности регионы страны. В качестве образца могут быть взяты государственные гарантии и меры социальной поддержки, предоставляемые участникам Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, в том числе:
- компенсация расходов на переезд внутреннего мигранта (в ряде случаев также членов его семьи) к новому месту проживания;
- компенсация расходов на перевозку личного имущества мигранта;
- предоставление единовременного пособия на обустройство ("подъемных");
- предоставление долгосрочных ссуд на строительство или приобретение жилья, предоставление земли для строительства дома;
- получение ежемесячного пособия при отсутствии дохода от трудовой, предпринимательской и иной не запрещенной законодательством Российской Федерации деятельности, но не более чем в течение шести месяцев. Размер пособия должен определяться с учетом прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ;
- получение социального пакета, включающего в себя услуги государственных и муниципальных учреждений дошкольного воспитания, общего и профессионального образования, социального обслуживания, здравоохранения и услуги государственной службы занятости.
Государственная финансовая помощь может предоставляться как на возмездной основе (для безработных граждан, нашедших работу в другом регионе страны), так и на полностью безвозмездной основе (для граждан, которые направляются в стратегически важные, с точки зрения интересов национальной безопасности России регионы, характеризующиеся сокращением численности населения).
Глава 2. Государственное управление миграционными процессами
2.1 Основные сложности в управлении миграцией
Внутренние перемещения граждан зачастую значительно ограничены неразвитостью институтов российского рынка жилья. При этом сдерживающим фактором на пути повышения миграционной мобильности населения может являться не столько отсутствие рынка жилья как такового, и, зачастую, невозможность снять или поменять жилье, а, скорее, совокупность институциональных (таких как, например, неразвитость ипотечного кредитования, узость рынка дешевого жилья в совокупности с низкой ценой труда и практически полным отсутствием возможностью накопить средств на покупку квартиры для большинства граждан), но и географически закономерных барьеров (например, широкий ценовой диапазон на жилье в разных регионах и в разных типах населенных пунктов). В настоящее время, если человек переезжает из региона в регион, то арендовать муниципальное жилье невозможно - для достижения этой цели нужно состоять годы "в очереди", а у предприятий практически не остаётся общежитий. Единственная альтернатива, возможная в данной ситуации - это купить или же снять жилье на рыночных условиях, которое может быть в десятки или сотни раз дороже, чем муниципальное.
Так же необходимо преодолеть закрепощенность населения неразвитостью институтов жилищного рынка. Решение этой задачи может быть обеспечено такими методами и путями, как:
-содействие широкому распространению и развитию института ипотеки;
- содействие развитию системы доступного муниципального и/или корпоративного жилья;
- содействие созданию цивилизованного рынка аренды жилья;
- государственная поддержка девелоперских компаний (с учетом потребностей региона в населении и рабочей силы).
Доступность жилья должна быть обеспечено и, желательно, на рыночных условиях. Среднеоплачиваемый работник, который нашел работу в определённом регионе, должен иметь возможность на свою заработную плату найти приемлемое жилье и при этом должна оставаться сумма на еду, вещи, обеспечение детей и т.д. Необходим действующий и разработанный механизм действенного обеспечения защиты частной собственности, прежде всего, жилищной, поскольку в настоящее время владельцы жилья часто отказывают квартиросъемщикам в регистрации из-за боязни потери жилья.
Создание эффективного рынка жилья должно приводить к тому, что приоритетным направлением при выборе нового места будет уже наличие свободных вакансий в данном регионе и предлагаемый уровень зарплаты. Последний пункт позволит сформировать в России эффективный и активный рынок межрегионального труда. Весомым барьером внутренней миграции выступает сегментированность российского рынка труда. Как показывает практика, в настоящее время во внутрироссийских миграционных потоках преобладает внутрирегиональной миграции (это около 60%). Следствием последнего является уменьшение влияния внутрироссийской миграции на выравнивание диспропорций в социально-экономическом развитии регионов путем перераспределения рабочей силы между регионами. В конечном итоге получается, что в современной России вместо "единого рынка труда" существуют относительно замкнутые, независимые и автономно развивающиеся региональные рынки труда. Кроме того, в России не существует развитой и единой информационной базы об имеющихся вакансиях, поэтому значительная часть людей (особо проблематично с этим обстоят дела в регионах) вынуждено искать работу через друзей, знакомых, или же используя иные неформальные каналы для поиска работы.
Повышению миграционной подвижности индивидов будет способствовать создание единой сети региональных, в том числе и межрегиональных, информационно-правовых консультационных центров и бирж труда ; формирования единого российского банка вакансий (национального банка вакансий) и национального банка граждан, готовых сменить место жительство (с учетом их пожеланий); поддержка рекрутинговых компаний; создание федеральной системы учета сведений о потребностях в рабочей силе в различных регионах; содействие развитию кредитования под самозанятость и мелкое предпринимательство. Важным представляется объединить усилия государственных служб и негосударственных информационных посредников, в первую очередь на электронном рынке трудоустройств. Основополагающей задачей межрегиональных трудовых центров должно стать предоставление гражданам-потенциальным мигрантам информации о возможностях внутрироссийских переселений; о перспективных, либо же не рекомендуемых для расселения территориях и населенных пунктах; оказание активной поддержки переселенцам из неперспективных населенных пунктов, позволяющей мигрантам осознанно и целенаправленно принимать решение о переселении. В межрегиональных трудовых центрах, в том числе в территориальных управлениях службы занятости должна быть база данных об имеющихся вакансиях по всей стране, так же перечень ведущих предприятий и организаций данного региона с характеристикой их отраслевой структуры и профессионально-квалификационными требованиями к работникам; перспективных направлениях развития частного предпринимательства и малого бизнеса. Желательно, что бы банк данных включал в себя сведения о наличии и возможности получения жилья. Так как в настоящее время предприятия не всегда предоставляют сведения об открывшихся вакансиях в службу занятости, то, было бы разумным, законодательно закрепить за компаниями обязанность при открытии вакансии предоставлять информацию о ней в службу занятости.