Файл: Основные функции в теории менеджмента (Понятие и сущность управления и менеджмента организации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 46

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Глава 1. Теоретические основы функций менеджмента управления

Понятие и сущность управления и менеджмента организации

На данный момент существует множество трактовок понятия «управление» или «менеджмент», которые отличаются степенью общности и сферой применения, а также рядом функций, закладываемых в данное понятие, но при этом в той или иной степени в каждом случае выделяются объекты, субъекты управления, цели менеджмента, располагаемые условия, средства, предполагаемые результаты [1, c. 53].

Управление можно охарактеризовать как преобразующую и направляющую деятельность, котрая осуществляется субъектом управления в отношении объекта и обеспечивает достижения заданных целей управленческой деятельности. Рассмотрим два определения «управления» для более глубокого понимания и дальнейшего анализа.

- Управление является процессом воздействия субъекта на объект, который направлен на то, чтобы упорядочить, сохранить, разрушить или изменить систему объекта согласно поставленных целей. [3, c. 77].

- Управление определяется функциями планирования, организации, мотивации, а также контроля в рамках организации, что необходимо для формулировки и достижения целей предприятия.

Зачастую в отечественной научной литературе наряду с термином «управление» используют понятие «менеджмент», хотя, по нашему мнению, управление является значительно более обширным понятием [12, c. 17]. Тем не менее, для простоты восприятия в данной работе эти термины будут употребляться как синонимы. Значимость применения научного подхода в управленческой деятельности подтверждают работы Ф. Тейлора, который сделал значительный вклад для определения менеджмента в отдельную науку. Ф. Тейлор в своем труде «Принципы научного менеджмента», определил ряд задач [15, c. 51]:

- определить потери, которые терпит страна ввиду неэффективности управления, разбирая простые примеры и ситуации;

- убедить читателей, что системный менеджмент является тем средством, которое помогает избегать подобных потерь, так как поиск рабочих «особого склада» эти проблемы не решит;

- доказать, что менеджмент является подлинной наукой, основанной на ряде законов, правил и принципов;

- убедить читателя, что данные принципы можно применять во всех видах деятельности человека и при правильном использовании достичь значительных результатов.


Второе определение менеджмента, которое мы привели, отображает данную позицию. Представителями бихевиористического направления менеджмента управление рассматривается как процесс взаимодействия индивидов. Они рассматривают задачи менеджмента как изучение межличностного взаимодействия. Другие ученые рассматривают менеджмент как процесс принятия решений, возводя данный аспект в ключевую идею своей теории [17, c. 58].

По мнению Г.Саймона, менеджмент является равнозначным процессу принятия решений, соответственно, суть менеджмента как науки сводится к анализу этого процесса для его оптимизации. По нашему мнению, данный подход является практически оправданным, так как принятие решений является одним из ключевых аспектов менеджмента [5, c. 78].

В то же время, не следует нивелировать важность функций управления, так как система управления эффективна только в случае ее целостности и четко отлаженных процессов. В процессе развития кибернетики менеджмент стали рассматривать как процесс информационного взаимодействия. Идея состоит в том, что связь является управлением и зависит от информации, которой располагает предприятие.

Так как мы не ставили себе цель проанализировать приведенные подходы к управлению, можем в целом сделать вывод, что каждая предложенная модель и трактовка имеет как свои недостатки, так и достоинства. Основной вывод будет таковым, что менеджмент в любом случае строится на научных методах и достижениях конкретных научных исследований [7, c. 92].

Когда наука рассматривала мир как механистическую систему, продвигалась идея «классической» теории менеджмента, которая была основана на редукционизме, объективизме и элементаризме, что проявлялось в изучении целостной системы как суммы ее составляющих, без учета их взаимодействия и эффекта синергии. «Классическая» теория менеджмента рассматривала организацию как сумму индивидов, не принимая во внимание процессы взаимодействия между ними [16, c. 551].

Принципиальным вопросом является то, что рациональность управления рассматривалась по-разному в зависимости от эпохи, а в новом варианте этого понятия учтены стохастические природные и общественные процессы, многовариантность и динамичность внешней среды, взаимосвязи и изменение тенденций в самоорганизующихся процессах. Также следует отметить, что философские исследования науки управления на сегодняшний день соответствуют современным взглядам на менеджмент [11, c. 21].

Философское трактование менеджмента противопоставляется механистической и редукционистской теории, оно опровергает понятие целостной системы как механической суммы составляющих. Таким образом, данное направление более детально рассматривает процесс принятия решений в условиях неопределенной среды, взаимодействие людей внутри организации, межорганизационные взаимодействия. Таким образом, менеджмент сформировался как «синергическое» взаимодействие и организацию рассматривают как открытую систему.


Функции менеджмента организации

Среди функций системы менеджмента ведущей по праву считается планирование, которое заключается в формулировании миссии, целей и задач на предстоящий период, разработки стратегии действий, составление планов и программы для их реализации. Популярность данной функции завоевали следующие преимущества [1, c. 51]:

  • планирование позволяет определить направление деятельности компании;
  • данная функция позволяет снизить влияние на организацию изменений во внешней среде;
  • планирование помогает избегать потерь и нерационального расходования времени и ресурсов;
  • данная функция позволяет установить конкретные стандарты и нормы для контроля над ходом работ.

Функция организации заключается в практическом воплощении замыслов, содержащихся в различных планах и программах путем определения фронта работ, способ ее выполнения и того, кто какую задачу будет выполнять и проявляется в построении организационной структуры предприятия [2, c. 80]. Выделим основные функции системы менеджмента в построении организации:

  • распределение фронта задач по конкретным должностям и отделам;
  • определение спектра задач, которые соответствуют конкретным должностям, а также рамки должностных полномочий по каждому рабочему заданию[15, c. 77];
  • обеспечение координации разнообразных и разнотипных видов задач предприятия;
  • объединение отдельных видов рабочих заданий в группы;
  • обеспечение взаимосвязи и взаимодействия между отдельными работниками как внутри подразделений, так и за его пределами;
  • построение непрерывной (скалярной) цепочки подчинения, связывающей верхние уровни компании с нижними;
  • распределение и разблокировка ресурсов организации [13, c. 49].

Поскольку организация является не только производственной, но и социальной системой, то важными функциями системы менеджмента является мотивация всех членов компании, а также формирование благоприятной рабочей атмосферы и разрешение различного рода конфликтов. Успех в достижении конечного результата зависит от степени заинтересованности работников в результатах работы.

Таким образом, менеджеру необходимо знать приемы воздействия на людей с тем, чтобы склонить их действовать в интересах предприятия. Цель мотивации заключается в том, чтобы через хорошую работу сотрудников в организации, дать им возможность удовлетворить их потребности и решить их личные жизненные проблемы [14, c. 28].


Оценку и корректировку результатов деятельности предприятия, и ее сотрудников осуществляет функция контроля. Контроль как функция системы менеджмента в управлении призван отслеживать ход выполнения поставленных задач с целью обеспечения их выполнения по намеченному графику, что позволит компании минимизировать потери и усовершенствовать работу системы менеджмента нa предприятии [5, c. 61].

Осуществляя функцию планирования, менеджер обеспечивает единое направление усилий всех членов организации на достижение общих целей. Планирование в организации начинается с определения цели или группы целей, ради которых она создается, и основных видов деятельности членов организации для достижения этих целей.

Общепризнано, что в процессе управления социально-культурной деятельностью реализуются его основные функции: планирование, организация, мотивация, контроль и др. (табл. 1.)

Таблица 1 – Основные функции менеджмента[4, c. 41]

Функции

Реализация

Планирование

Предполагает прогнозирование управленческой деятельности, конкретизацию ее целей и задач, форм и методов их реализации, согласованных по содержанию, времени, исполнителям, использованию ресурсов. Осуществляется планирование социально-культурной деятельности с учетом культурных запросов и интересов потребителей услуг

Организация

Призвана привести план работы организации культуры в действие, установить определенный порядок и условия функционирования. Организация как процесс реализации планов предполагает уточнение и конкретизацию определенных задач, их доведение до исполнителей, распределение функциональных обязанностей работников, обеспечение всеми необходимыми материальными, финансовыми и информационными средствами, организацию (объединение) рабочих групп, порядка взаимодействия и т.д.

Мотивация

Побуждение себя и других к деятельности для достижения личных целей и целей организации; под ее воздействием изменяется отношение человека к своему свободному времени, формируются потребности и интересы

Контроль

Процесс проверки и сопоставления фактических результатов деятельности с запланированными; позволяет определить реальное положение дел в организации культуры, эффективность ее деятельности (по результатам контроля осуществляется корректировка планов и программ, принимаются рациональные управленческие решения)


Осуществляя функцию организации деятельности, менеджер создает структуру организации, состоящую из определенных элементов — отделов, выполняющих конкретные задачи [11, c. 99]. Подбирая людей для конкретной работы, менеджер систематизирует деятельность людей, делегируя отдельным лицам задания, полномочия, права на использование ресурсов организации.

Функция мотивации заключается в том, чтобы менеджер способствовал созданию у членов организации внутреннего побуждения к действиям как через чисто экономический подход (премии, повышение оклада), так и через удовлетворение сложной совокупности потребностей каждого члена коллектива, обеспечивая тем самым продуктивную, высокоэффективную работу [9, c. 56].

Функция контроля необходима для обеспечения того, чтобы организация действительно достигла поставленных целей. На практике существуют три аспекта управленческого контроля:

• установление стандартов, т.е. точных целей, которые должны быть достигнуты в обозначенный отрезок времени;

• измерение того, что было в действительности достигнуто за определенный период [8, c. 29];

• сравнение достигнутых результатов с предполагаемыми. Перечисленные функции управления (планирование, организация, мотивация, контроль) имеют две общие характеристики, являющиеся связующими звеньями:

1) требуют принятия решений;

2) для них необходима коммуникация, обмен информацией (для принятия правильных решений и для правильного понимания принятых решений членами организации) [10, c. 44].

Основными требованиями для принятия эффективного, единственно правильного решения являются понимание масштабов проблемы и наличие адекватной информации (для чего необходимы коммуникации).

Таким образом, все вышеназванные функции системы менеджмента призваны обеспечить движение предприятия к поставленным целям, способствуя успешному, эффективному и результативному сотрудничеству управляющей и управляемой подсистем в их единстве и взаимосвязи [2, c. 31].

Экономическое управление, в свою очередь, регулирует совокупность задач, решение которых фактически означает формирование экономических механизмов управления развитием, а именно: установление и измерение связей между экономическими характеристиками предприятия (производством, затратами, себестоимостью, ценой, прибылью) по видам продукции, их влияния на темпы развития предприятия; расчет и обоснование объемов производства, цены, структуры расходов и номенклатуры производственной продукции и услуг, которые обеспечивают высокие темпы развития предприятия; использование схем специализации и внешней кооперации и т.п.