Файл: Основные функции в теории менеджмента (Понятие и сущность управления и менеджмента организации).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 60
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы функций менеджмента управления
Понятие и сущность управления и менеджмента организации
Функции менеджмента организации
Глава 2. Анализ менеджмента в организации (на примере ПАО НК «РОСНЕФТЬ»)
2.1. Общая характеристика организации
2.2. Функции и методы менеджмента организации
6) В сфере технологии и локализации [29].
- Технологии: выход на мировой уровень технологической обеспеченности, разрабатывать и внедрять передовые технологии;
- Локализация: локализировать технологии, производство оборудования и услуг и обеспечение с высоким мультипликативным эффектом в смежных отраслях, как в регионах присутствия, так и в стране.
Среди основных ценностей компании можно выделить:
- Лидерство. Компания стремится к лидерству во всех аспектах своей деятельности. Компания планирует будущее при помощи оригинальных идей и новейших технологий и не допускает ущерба обществу или окружающей среде.
- Результативность. Компания достигает поставленных целей и ставит перед собой новые задачи, руководствуясь профессионализмом, дисциплиной и взаимодействием, которое обеспечивает соблюдение баланса интересов между работниками и компанией в целом [7, c. 107].
- Добросовестность. Компания берет на себя ответственность за все, что говорит и делает. Компания действует последовательно и открыто в отношении своих коллег, клиентов и партнеров, неукоснительно выполняя взятые на себя обязательства.
- Безопасность. Важнейший приоритет компании состоит в сохранении жизни и здоровья сотрудников, обеспечении безопасности труда работников и окружающей среды.
Данные ориентиры и корпоративные ценности предполагают осознанную активность и инициативу каждого работника предприятия. Единые правила и стандарты поведения сотрудников закреплены в Кодексе деловой и корпоративной этики. Соблюдение данных стандартов является обязательным для каждого руководителя и работника компании [29].
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МЕНЕДЖМЕНТА ОРГАНИЗАЦИИ
Ключевые перспективы развития ПАО "НК "Роснефть" следующие:
1. Наращивание ресурсной базы путем успешного проведения геологоразведочных работ на суше и континентальном шельфе:
- эффективное замещение добычи новыми запасами;
- укрепление организационного потенциала и доступа к лучшим технологиям для обеспечения высокого коэффициента успешности ГРР;
- приобретение лицензий в перспективных регионах и регионах с развитой инфраструктурой;
- стратегические партнерства с лидерами отрасли для обеспечения результативных ГРР на шельфе [29].
2. Поддержание позитивной динамики добычи нефти:
- стабилизация добычи нефти на зрелых месторождениях Западной Сибири с одновременным ростом добычи нефти в Волго-Уральском регионе;
- плановое развитие новых проектов в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке [27, c. 90];
- развитие добычи из нетрадиционных и сложных коллекторов;
- развитие собственных компетенций и технологий.
3. Увеличение стоимости интегрированного газового бизнеса благодаря росту добычи и прямым контрактам на продажу:
- органический рост добычи газа и эффективная интеграция активов;
- повышение эффективности монетизации газа и увеличение доли долгосрочных контрактов;
- развитие проектов СПГ для получения доступа к экспорту газа и увеличения доходности продаж.
4. Постоянное повышение доходности интегрированного бизнеса в области переработки, коммерции и логистики [25, c. 257]:
- выполнение программы модернизации НПЗ в установленные сроки и в рамках бюджета;
- поддержание сильного бренда и гибкой маркетинговой политики;
- обеспечение надежных поставок качественных нефтепродуктов на внутренний рынок;
- развитие передовых форм торговли нефтью и нефтепродуктами.
5. Контроль над расходами и дисциплина капитальных вложений:
- оптимизация структуры затрат;
- эффективное управление инвестициями [28, c. 8].
6. Финансовая устойчивость и постепенное снижение долговой нагрузки:
- устойчивое генерирование положительного свободного денежного потока;
- последовательное снижение долговой нагрузки.
7. Устойчивые дивидендные выплаты:
- поддержание дивидендной доходности в соответствии с лучшей практикой в отрасли [29].
8. Улучшение стандартов раскрытия информации и взаимодействия с инвесторами:
- первостепенное внимание улучшению эффективности взаимодействия с акционерами и инвесторами.
У компании имеется ряд весьма сильных сторон, при умелом использовании которых компания может добиться значительных преимуществ перед конкурентами. Но, с другой стороны, наличие угроз заставляет руководство компании постоянно отслеживать все изменения во внешней и внутренней среде с тем, чтобы своевременно отреагировать и не допустить нежелательных последствий [28, c. 9].
В данной ситуации эффективно организованная КК, ориентированная на поддержку стратегии инновационного развития корпорации – это насущная необходимость. Исследование позволило определить основные элементы стратегии ПАО «НК «Роснефть» и предложить направления поддержки ее со стороны корпоративной культуры (таблица 2).
Таблица 2 – Поддержка стратегии инновационного развития ПАО «НК «Роснефть» со стороны корпоративной культуры [27, c. 113]
Элемент стратегии |
Характеристика элемента стратегии |
Мероприятия по поддержке со стороны КК |
1. Целевые инновационные проекты |
- технологии повышения уровня использования попутного нефтяного газа – разработка технологий освоения высоковязких нефте- и природных битумов – оборудование и технологии для освоения шельфа – создание энергоэффективных технологий – разработка катализаторов |
1. Разработка системы поддержки рационализаторских предложений в области бизнес-процессов компании. 2. Разработка системы мотива ции новаторских инициатив. |
2. Программы модернизации |
- программа модернизации производства – повышение энергоэффективности и ресурсосбережение – экологическая и промышленная безопасность – оптимизация бизнес-процессов и повышение уровня зрелости управления инвестиционными проектами |
1. Развитие механизма саморегуляции процессов. |
3. Развитие организационного знания в области инновационной деятельности |
- создание Центров взаимодействия с ВУЗами, научными организациями – взаимодействие с институтами РАН – распространение знаний – повышение квалификации кадров |
1. Внедрение постоянных семинаров и тренингов, направленных на развитие навыков, требуемых для развития инновационной деятельности. |
4. Инновации в бизнес процессах |
- участие в деятельности технологических платформ – разработка Корпоративных процедур и стандартов – совершенствование структуры блока «Инновации» – система мотивации инновационной деятельности |
1. Переформулирование миссии, принципов и ценности компании, с учетом их большей ориентированности на инновационное развитие. 2. Популяризация и отражение в КК нового мышления, присущего инновационной культуре. |
Повлиять на финансовое состояние ПАО «Роснефть» можно через изменение денежных потоков и структуры баланса, поэтому для финансового роста компании необходимо применить следующие мероприятия [29]:
- Проводить ежеквартальные расчеты основных показателей финансовой устойчивости, для своевременного выявления рисков компании.
- Сократить производственный цикл до минимума, за счет чего повысится оборачиваемость активов, а с ними и коэффициент текущей ликвидности.
- Уменьшить текущую кредиторскую задолженность организации, в том числе за счет изменения источников финансирования в пользу долгосрочных заимствований [27, c. 114].
- Внедрить современное энергоэффективное технологическое оборудование, за счет чего повысится абсолютная сумма прибыли, что положительно повлияет на показатель рентабельности.
- Автоматизировать ручной труд, который приведет к увеличению отдачи основных средств.
- Развивать передовые формы торговли нефтью и нефтепродуктами, для повышения доходности.
- Улучшить взаимодействие с акционерами и инвесторами, для улучшения стандартов раскрытия информации.
- Оптимизировать транспортно-логистический рынок, для снижения дополнительных расходов предприятия [18, c. 41]. Также компании необходимо поддерживать стратегическую цель в области разведки и добычи на суше, максимально раскрывать потенциал действующих месторождений, реализовывать новые проекты для обеспечения устойчивой добычи углеводородов. Внедрение предлагаемых мероприятий положительно отразится на показателях финансовой деятельности ПАО «Роснефть».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Результаты выполненного исследования позволяют сделать вывод, что введенные санкции оказали сильный негативный эффект на компанию «Роснефть», приведя к дополнительному ухудшению показателей ее деятельности и создав препятствия для реализации ряда стратегически значимых проектов. Можно констатировать, что перспективы развития российского рынка нефтедобычи достаточно неблагоприятны. С одной стороны, спрос на российское топливо остается высоким, с другой стороны, на рынке появляются новые сильные игроки. Увеличение объема добычи напрямую зависит от высокотехнологичного оборудования, поставка которого подпала под санкции. Для создания российского аналогового оборудования или поиска новых поставщиков требуется время, что также негативно сказывается на позициях российских компаний.
Запрет на предоставление технологий, подпавших под санкции, означает невозможность получение лицензий на их использование и освоение, что является еще одним отрицательным аспектом для развития или даже для сохранения ранее обозначившегося темпа роста для российских компаний.
Обобщая изложенное, следует сделать вывод о сложившейся в настоящее время объективной необходимости для компании подойти с системных позиций к вопросу совершенствования организации КК, сформировать центр развития, ответственный за качественный уровень КК и ее обновление в соответствие с изменениями стратегии инновационного развития. Документы, регламентирующие КК, необходимо дополнить положениями о механизмах внутреннего и внешнего контроля, а так же контроля эффективности их реализации. Предложенные мероприятия по поддержке стратегии инновационного развития со стороны КК включить в качестве положений соответствующих элементов стратегии инновационного развития.
Таким образом, в последнее время весьма актуальным стал вопрос необходимости использования современных технологий управления, которые дали бы возможность предприятию повысить эффективность управления своим развитием. Проанализировав теоретические основы управления, а также практику управления в успешных зарубежных и российских компаниия, можно сделать вывод, что в то время, когда экономические изменения происходят практически постоянно, предприятие, в современной рыночной среде, для того чтобы успешно работать и развиваться, должно: во-первых, соответствовать требованиям покупателей, чтобы успешно конкурировать на рынке, а во-вторых, быстро адаптироваться к изменениям, а в идеале - даже опережать их.
Организационное управление регулирует совокупность задач, решение которых фактически означает формирование организационных механизмов управления: выбор типа и формирование организационной структуры управления развитием, установление взаимосвязей и распределение функций управления по управленческим подразделениям и персоналу, создание механизма координации и контроля эффективности работы подразделений, планирование видов управленческой деятельности. При стратегических изменениях их можно объединить в соответствующий организационный проект.
К инструментам усиления влияния механизма управления на развитие производственного предприятия также целесообразно отнести систему индикаторов развития предприятия, использование которой позволит своевременно установить отклонения от нормативных значений или нормального состояния. Нормальное экономическое развитие предприятия - это состояние, при котором не нарушаются базовые законы производства, а величины экономических показателей (прибыль, рентабельность, срок окупаемости и др.) находятся в установленных пределах.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Адаир Дж. Эффективная коммуникация. – М.: Эксмо, 2017. – 240 с.
- Архопова Н.И., Кульба В.В., Косяченко С.А., Чанхиева Ф.Ю. Исследование систем управления: Учебное пособие для вузов. – М.: «Издательство ПРИОР», 2016.
- Воронков Д.К. Управление изменениями на предприятии: теория и прикладные аспекты: монография Д.К. Воронков. - Х.: ИНЖЕК, 2018.
- Герасимов Б.Н., Морозов В.В. Технологии менеджмента: Монография. – Самара: СГТУ, 2015.
- Гунин В.Н. Управление инновациями. Входит с состав 17-модульной программы «Управление развитием организации». – М.: ИФРА-М, 2017.
- Дойль П. Менеджмент. Стратегия и тактика. – СПб. : Питер, 2016.
- Дроздов И.Н. Управление развитием организации: Учебное пособие. – Владивосток: ПИППККГС, 2016.
- Жариков, О.Н., Королевская В.И., Хохлов С.Н. Системный подход к управлению: Учебное пособие для вузов / О.Н. Жариков. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016.
- Козлов В.В. Корпоративная культура. М.: АльфаПресс, 2016.
- Коржубаев А. Г., Филимонова И. В., Эдер Л. В. Концепция формирования новых центров нефтегазового комплекса на Востоке России. – Новосибирск, 2017.
- Коржубаев А. Г., Эдер Л. В. Нефтегазовый комплекс России: состояние, проекты, международное сотрудничество. – Новосибирск, 2017.
- Мескон М.Х. Основы менеджмента. – М.: Альберт, 2017. – 702 с.
- Мотышина М.С. Исследование систем управления: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2016.
- Саами Г., Кернс К. Аналитическое планирование. Организация систем. – М.: Радио и связь, 2018.
- Управление – это наука и искусство / А. Файоль, Г. Эмерсон, Ф. Тейлор, Г. Форд. – М.: Республика. 2015.
- Эдер Л. В. Европейский рынок нефти. Стратегия России / науч. ред. А. Э. Конторович ; Российская акад. наук, Сибирское отдние ; Инт нефтегазовой геологии и геофизики им. А. А. Трофимука. – Новосибирск, 2067 с.
- Блинов А.О. Захаров В., Захаров И. Реструктуризация предприятия: как она воспринимается работниками // Человек и труд. – 2018. – № 2. – С. 53-58.
- Гулиев И.А., Мустафинов Р.К. Оценка влияния санкций на нефтегазовые компании России // Проблемы экономики и управления нефтегазовым комплексом. – 2016. – № 5. – С. 41-45.
- Конторович А. Э., Эпов М. И., Эдер Л. В. Долгосрочные и среднесрочные факторы и сценарии развития глобальной энергетической системы в XXI веке // Геология и геофизика. – 2016. – Т. 55, № 5–6. – С. 689–700.
- Коржубаев А. Г., Эдер Л. В. Газовый рынок Азиатско-Тихоокеанского региона. Стратегия России в вопросе поставок // Проблемы экономики и управления нефтегазовым комплексом. – 2018. – № 1. – С. 38–50.
- Коржубаев А. Г., Эдер Л. В., Ожерельева И. В. Стержень стратегического развития России // Бурение и нефть. – 2018. – № 3. – С. 3–9.
- Коржубаев А. Г., Элер Л. В. Современное состояние и прогноз развития нефтяного рынка АзиатскоТихоокеанского региона // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. – 2015. – № 1. – С. 82–99.
- Коржубаев А., Филимонова И., Эдер Л. Движение на Восток продолжается: освоение запасов газа Восточной Сибири и Дальнего Востока должно быть увязано с развитием транспортной и перерабатывающей инфраструктуры // Нефть России. – 2016. – № 2. – С. 60–67.
- Лахно Ю.В. Рынок облигаций российских нефтегазовых компаний // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). – 2017. – №1. – С. 111-114.
- Левушкина Н. В., Макарова Л. М. Сравнительная характеристика методик бюджетирования деятельности предприятий // Молодой ученый. – 2017. – № 4. – С. 253-257.
- Попов А.И., Плотников В.А. Выбор новой модели развития и модернизация: основы перехода к инновационной экономике // Известия СПбУЭФ. – 2016. – №2. – С. 30-33.
- Эдер Л. В., Филимонова И. В. Экономика нефтегазового сектора россии // Вопросы экономики. – 2017. – № 10. – С. 76–91.
- Эдер Л. В., Филимонова И. В., Мочалов Р. А. Эффективность бизнес-стратегий российских нефтегазовых компаний // Бурение и нефть. – 2017. – № 3. – С. 3–10.
- Официальный сайт ПАО «НК «Роснефть» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.rosneft.ru/ (дата обращения: 10.06.2019).
- Официальный сайт Торгово-промышленная палата Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://tpprf.ru/ru/members/non_goverment/index.phpid_12=258/