Файл: Роль мотивации в поведении организации (ПАО «Лукойл»).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 289
Скачиваний: 6
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы мотивации сотрудников
1.1 Определение мотивации и развитие взглядов на мотивацию
1.2 Основные теории мотивации сотрудников
Глава 2. Анализ существующей системы мотивации персонала
2.1 Общая характеристика компании
2.2 Анализ системы мотивации специалистов
2.3 Разработка системы мотивации специалистов НПЗ компании "Лукойл"
Введение
Стандарты в области мотивации все больше приобретают решающее значение относительно менеджмента в современном мире. С целью повышения общей эффективности и самое главное - прибыльности деятельности, компаниям необходимо как можно более максимально использовать отдачу от имеющихся в наличии трудовых ресурсов, что представляет собой одну из основных целей процесса мотивации.
Роль личности сотрудников становится все более значимой в современных реалиях. Это несомненно является одной из особенностей управления сотрудниками, если речь в первую очередь идёт о рынке. В наши дни системы мотивации сотрудников в организациях используют как материальные, так и нематериальные способы поощрения персонала.
Эффективным менеджментом называется умение и способность руководителя (управляющего) наилучшим образом выявить и в полной мере раскрыть интеллектуальный и физический потенциал своих подчиненных. Представление о мотивации человека - это путь к реализации работы успешного менеджмента. Разработать эффективную модель методов и способов управления человеком, представляется возможным только в результате понимания того, что побуждает его к деятельности, что им движет и самое главное - какой мотив лежит в основе его действий. Чтобы разобраться в этих вопросах, необходимо понимать, как появляются те или иные мотивы, что из себя представляет мотивация, а также каким образом мотивы могут быть приведены в действие.
Актуальность выбранной темы объясняется тем, что у руководящих должностей организаций и кадровых отделов, не смотря на весь прогресс в области изучения данной проблемы, координирование деятельности сотрудников и практическое использование трудового законодательства, до сих пор появляются проблемы с мотивацией сотрудников. В наши дни все большую значимость обретает исследование проблемы относительно неденежной мотивации сотрудников в период финансового кризиса, санкций и снижения уровня заработной платы в организациях.
Целью данной бакалаврской работы является разработка усовершенствованной системы мотивации специалистов нефтеперерабатывающих предприятий транснациональной корпорации "Лукойл". Для того чтобы достичь поставленную цель в работе нужно решить ряд задач:
- изучить теоретические основы мотивации сотрудников;
-дать общую характеристику компании;
- проанализировать персонала (специалистов) компании и их роль;
-проанализировать систему мотивации специалистов;
-разработать систему мотивации специалистов НПЗ;
Объектом исследования в работе является компания ПАО «Лукойл».
Предметом исследования является система мотивации специалистов корпорации ПАО «Лукойл».
Основные инструменты и методы исследования, которые будут использованы в работе, представляют собой анализ разного рода теоретических материалов, ресурсов и других информационных источников, проведение сравнительных анализов, изучение и обобщение имеющихся сведений.
Исходя из цели и задач курсовая работа имеет следующую структуру : введение, две главы, заключение, список использованных источников.
Глава 1. Теоретические основы мотивации сотрудников
1.1 Определение мотивации и развитие взглядов на мотивацию
В общей совокупности понятия мотивации человека относительно какой-либо деятельности понимается комплекс движущих сил, побуждающих человека к выполнению определенных конкретных действий или операций. Эти силы находятся как вне, так и внутри человека, и они, в свою очередь, вынуждают его осуществлять определенную деятельность, совершать поступки, осознанно или же неосознанно. Однако стоит понимать, что взаимодействие между отдельными силами и поступками человека опосредована довольно специфичной системой согласований, вследствие чего реакция на смежные воздействия со стороны одинаковых сил может быть абсолютно разной. Также стоит помнить, что поведение человека и действия, которые он осуществляет, в свою очередь, могут влиять на его реакцию на воздействия, что может привести к изменению уровня влияния воздействия, так и к направленности поведения, вызываемая этим воздействием [14,С. 841].
Принимая во внимание все вышесказанное, можно попытаться дать более детализированное определение мотивации.
Мотивация — это совокупность, комплекс конкретных внутренних и внешних движущих сил, побуждающие человека к определённой деятельности, задают границы и формы этой самой деятельности, а также позволяют придать этой деятельности направленность, которая, в свою очередь, ориентируется на достижение конкретно поставленных целей. Большое количество факторов является ключевым аспектом в вопросе воздействия мотивации на поведение человека. Во многом это воздействие может протекать индивидуально, а также оно может меняться под влиянием обратной связи со стороны деятельности человека [21, С. 25].
В совокупности мотивов человека представлены мотивы трудовой деятельности, которые являются составной частью всей совокупности. Они образуются, когда в распоряжении общества присутствует требующийся набор благ, который соотносится с социально обусловленными потребностями человека. Трудовые усилия работников являются ключевым фактором в приобретении этим благ. Именно благодаря трудовой активности у работника открываются возможности в приобретении этих благ с наиболее низкими материальными затратами и издержками в области морали, нежели чем другие виды деятельности [7, С. 24].
С точки зрения руководства людьми значимым с целью дальнейшего исследования является влияние мотивации на трудовую установку поведения работников, которое проявляется в том, как индивид понимает действительность, каким образом он определяет собственное место в предприятии, что он находит максимально значимым и важным для себя. В выборе личного направления установки трудового поведения отражается уровень идентификации увлечений, интересов человека с целями и интересами предприятия. В данном случае можно сказать о том, что сотрудник мотивирует собственную установку поведения, «пропуская» внешние аспекты через свое понимание (рисунок 1) [14, С.845 ].
Рисунок 1. Схема формирования трудового поведения
В основе процесса мотивации лежат потребности человека, т. е. необходимость в чем-либо, объективно нужном и необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, личности или социальной группы. Потребности могут быть естественными и социальными; врожденными и приобретенными; первичными и вторичными, осознанными и неосознанными. Различают также материальные, духовные и социальные потребности. [5, С. 758]
Однако классификация потребностей А. Маслоу, которым свойственно иерархическое расположение, согласно суждениям, многих ученых, остается на сегодняшний день наиболее распространенной.
Потребности обладают рядом определенных особенностей:
а) количественный и качественный рост, а также формирование до конкретного предела насыщения, по мере приближения к оптимальному рубежу насыщения низших потребностей, удовлетворяемых первоочередно, происходят значительные изменения, которые проявляются в существенном росте высших потребностей;
б) возможность в замене конкретной потребности высшего порядка другой, таким образом, возможности увеличения содержательности труда, которые являются по-своему ограничены, имеют шанс на компенсацию путем совершенствования условий труда для созидательной научной детальности и т. п.;
в) относительность: концепция потребностей формируется в непрерывном сопоставлении со степенью их удовлетворения у других (коллег, друзей, соседей) и непрерывном их «подтягивании» к общепризнанным стандартам) [6,С. 76].
Мотив - это внутренняя побудительная причина поведения и действий индивида, которая появляется в результате влияния его потребностей и интересов, направленная на удовлетворение этих самых потребностей [13, С. 19].
Мотивы выполняют определенные функции:
а) ориентирующая: мотив ориентирует поведение сотрудника в определённой ситуации в условиях выбора возможных альтернатив поведения;
б) смыслообразующая: мотив предопределяет индивидуальное значение конкретного поведения для сотрудника, выявляя его субъективный смысл;
в) опосредующая: мотив зарождается на стыке внешних и внутренних побудителей, опосредуя их воздействие на поведение;
г) мобилизующая: мотив воодушевляет (мобилизует) сотрудника, в случае если действительно необходимо с целью осуществления наиболее важных и существенных для него видов деятельности;
д) оправдательная: в мотиве заложена позиция работника к надлежащему, к нормируемому извне примеру, образцу поведения, общественной и высоконравственной норме;
е) побуждающая: отображает энергетику мотива и обоснована тем, что мотив есть индивидуально сформулированное побуждение к деятельности [8, С. 201].
Как правило классификационные критерии мотивов аналогичны критериям классификации потребностей. В наибольшей степени обобщенности группировка мотивов в сфере труда выглядит следующим образом:
а) материальные мотивы (работа представляет из себя экономическую потребность, способы заработать деньги и гарантировать независимость существования);
б) духовные мотивы (сотрудник делает свою работу, потому что ему это нравится, содержание трудовой деятельности);
в) социальные мотивы (для работника наиболее важным элементов является взаимоотношение внутри коллектива).
Помимо этого, на основе систематизации разного рода потребностей можно отметить мотивы достижения, самоуважения, самоактуализации, мотивы - стремления к самой деятельности, к успеху и избеганию неудачи.
Мотивационная структура индивида должна быть рассмотрена как основа непосредственно его действий. Она выделяется конкретной стабильностью и устойчивостью, однако, не смотря это, может меняться в течении процесса воспитания индивида, в зависимости от различных условий. Мотивированное поведение индивида основывается на индивидуальных отличиях структуры мотивов и от определенных условий. Соответственно подобранные стимулы могут преобразовать сложившуюся установку мотивации поведения [10, С. 71].
В понятие мотивации входят моменты активизации, руководства и осуществления целенаправленной деятельности человека. Мотивация отвечает на вопрос: почему именно так, а не иначе поступает конкретный человек.
Все определения и понятия мотивации можно отнести к двум главным группам:
а) Мотивация представляет собой совокупность условий или мотивов и рассматривается со структурных позиций. Наиболее типовым в данном подходе представляется определение мотивации, данное О.С. Виханским и А.И. Наумовым, как совокупности внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы этой деятельности и придают ей направленность, ориентированную на достижение определенных целей.
б) Мотивация представляет собой процесс или динамичное образование, структура. Наиболее типичным в рамках второго подхода является определение М.Х. Мескона, М. Альберта и Ф. Хедоури: мотивация - это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей и целей организации. Эти подходы являются дополнением друг относительно друга и по своей сущности представлены аналогичными понятиями двух сторон мотивации как явления. В ввиду этого, можно дать единое определение мотивации как процесса побуждения к деятельности, направленного на формирование мотивов трудового поведения под воздействием комплекса внешних и внутренних факторов [16,С. 118].
Если рассматривать понятие «мотивация» с точки зрения управления и администрирования организацией более подходящим и понятным является следующее определение, данное в "Основах менеджмента" М.Мескона: "Мотивация - это процесс пробуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации" [23, С.209].
Выделяют внутреннюю (интринсивную) и внешнюю (экстрин- сивную) мотивацию. При внутренней мотивации активизирующие и регулирующие условия поведения находятся внутри самого поведения, в то время как во внешней мотивации поведения, напротив, факторы, которые его активизируют и регулируют, находятся вне поведения и вне личности человека. Как отмечает Л. Диси, деятельность, которая мотивирована внутренне «не имеет поощрений, кроме самой активности. Люди вовлекаются в эту деятельность ради нее самой, а не для достижения определенных наград. Такая деятельность является самоцелью, а не средством достижения некой другой цели». К главным минусам внешне детерминированной установки поведения относится то, что поведение имеет место быть в момент времени действия конкретного подкрепления-стимула. В то время как установка внутренне мотивированного поведения может длиться довольно долгий промежуток времени, при этом субъект предпочитает более комплексные задания, получает удовольствие и наслаждение от своей деятельности, повышается его чувство собственного достоинства. Другими словами, человек хочет стать первопричиной своего личного поведения, он стремится к «личностной каузальности». Как только личность начинает воспринимать себя именно таким образом, то можно смело сказать о присутствии в его деятельности внутренней мотивации. Внешнего воздействия на личность совсем недостаточно - следует создать необходимые условия для интринсивной мотивации: индивид не ощущает больше степень зависимости от положительных и отрицательных мотиваторов, которые, в свою очередь могли бы быть рассчитаны на фиксацию первоначально непривлекательной установки поведения. Аналогичную точку зрения относительно активности мотиваторов, т. е. «факторов, влияющих на принятие решения и формирование намерения», которые также влияют на индивида внешне и внутренне, высказывает И. Бeм, выделяя краткосрочные и долгосрочные мотиваторы. К краткосрочным он причисляет увеличение оплаты труда, разного рода вознаграждения и премии, скидки, предоставление фирменной одежды, бесплатные мероприятия, конкурсы, которые организует предприятие, оплату рационалистических предложений и услуг, возможность повышения квалификации. К долгосрочным, в свою очередь, И. Бeм выделяет деятельность, доставляющую удовольствие, качественный труд, работу, основанную на собственной ответственности, независимость, соучастие в достижении поставленных целей, право использовать своей собственный потенциал, понимание и осознание смысла собственной работы, принятие сотрудника как личности. Другими словами, речь идет о возможности индивида почувствовать и ощутить себя самодетерминированным, присутствии определенного уровня свободы и независимости, способности самореализации в рамках предприятия. При этом мотивация влияет на сотрудников изнутри, в случае использования долгосрочных мотиваторов. Формируется заинтересованность, развивается чувство удовлетворения от проводимой деятельности, сотрудник способен идентифицировать себя относительно организации, появляется желание к созданию, появлению новых идей, мыслей и взглядов, облегчается совместная работа и исключается необходимость в дополнительных стимулах для мотивированного труда [22, С. 870].