Файл: Теории происхождения права (истоки возникновения права в мировой практике).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 90

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Разновидностью обычаев можно считать традиции, возникновению которых в большей мере присущ субъективный фактор. Общество может сознательно организовывать те или иные традиции, способствовать их становлению, поэтому их возникновение не обязательно связано с длительным историческим процессом.

Традиции в большей мере опираются на поддержку общественного мнения и выражают стремление людей сохранить определенные идеи, ценности, полезные формы поведения.

К нормам обычая относят и нормы, регламентирующие обряды как достаточно сложные процедуры в бытовой, семейной, религиозной сферах. Такие обычаи называют ритуалами (от лат. «ritualis» - обрядовый). Нормы обычая, регулирующие торжественные, официальные обряды, носят название церемониала (правила церемонии).

В средние века (V-ХI века в Европе) именно обычаи регулировали наследственные, семейно-брачные отношения, взаимозависимость людей, их безопасность, военные конфликты, территориальные споры, имущественные владения (наряду с таким своеобразным механизмом регулирования, как генеалогия) и так далее.

И все же обычаи приобрели правовую характеристику лишь тогда, когда были, во-первых, записаны в разных сборниках-кодексах, причем эти сборники были стабильны, признаны, на них ссылались при решении споров, а, во-вторых, их исполнение начали обеспечивать церковные суды, королевские суды. Именно эти суды новый институт формирующейся европейской государственности в средние века - придавали обычаям правовой характер, превращали обычаи в одну из форм права правовой обычай. собственность стабильность право конфликт

Государство - то или иное европейское королевство - с помощью специального государственного органа - королевского суда - признавало за обычаем общеобязательность, формальную определенность, возможность обеспечивать его государственным принуждением. Тем самым обычай превращался в правовой обычай, а совокупность этих правовых обычаев - в обычное право.

Огромную роль в формировании римской правовой традиции в архаический период играли жрецы. Особенно выделялась среди них коллегия понтификов, которая присвоила себе привилегию формирования и толкования норм права. Понтифики были по сути дела первыми римскими юристами. В Риме (в отличие от стран Востока) сравнительно рано происходит разделение религиозных норм (fas), связанных с верованиями римлян и их долгом перед богами, и собственно правовых норм (jus), связанных с деятельностью или с санкцией римского государства. Тем не менее, понтифики по-прежнему контролировали всю юридическую деятельность в Риме. В связи с этим право в архаический период сохраняло во многом сакральный характер, совершение юридических актов требовало выполнения религиозного ритуала: жертвоприношения, клятвы и тому подобное.


Древнейшим источником права в Риме были правовые обычаи (mores majorum). Согласно римской исторической традиции, другим источником права являлось законодательство римских царей (leges regiae). Однако существование этих законов время от времени подвергается сомнению. Поскольку эти источники права, тесно связанные с традицией и религией римского народа (квиритов), выступали первоначально как патрицианские, в литературе высказывалось предположение о существовании особой системы правовых обычаев у плебеев. Движение плебеев за равноправие отразилось и в правовой сфере, поскольку патрицианские магистры и жрецы (понтифики) произвольно толковали неписаные обычаи, игнорируя интересы плебеев.

В результате острого политического конфликта была создана новая комиссия децемвиров, состоявшая как из патрициев, так и из плебеев, дополнившая первоначальный текст еще двумя таблицами.

Традиционная версия происхождения Законов XII таблиц в настоящее время нередко ставится под сомнение. В самом тексте Законов нет положений, свидетельствующих непосредственно об уравнении в правах патрициев и плебеев. Но очевидно, что Законы стали основой общего для патрициев и плебеев единого квиритского, или цивильного, права (jus civile), предназначенного исключительно для римских граждан.

Средние века - это эпоха, когда в рамках складывающихся национальных государств постепенно формируются основы будущих национальных правовых систем. Этот длительный процесс завершается в большинстве стран уже в следующую историческую эпоху - в Новое время. Но именно в средние века определяются контуры и будущих крупных мировых правовых систем (семей права) - континентальной и англосаксонской, складываются их специфические и несхожие правовые институты.

Исходный «строительный материал» средневековое право черпало в правовых обычаях, которые долгое время оставались важнейшим источником права. За несколько веков в странах Западной Европы происходит сравнительно плавный и безболезненный переход от варварских (племенных) правовых обычаев к правовым обычаям феодальным, имеющим уже не персональный, а территориальный принцип действия. Расцвет феодализма в Европе в XI- XII вв. означал и повсеместное преобладание обычного права. К этому времени в западноевропейском обществе были утрачены многие элементы правовой культуры и даже письменности, получившие когда-то широкое развитие в античном мире, а поэтому и сама устная форма, в которой длительное время выражались обычаи, была практически единственно возможной.


Правовые обычаи достаточно органично интегрировались в феодальные отношения, закрепляли все их основные виды. Прежде всего, обычай (часто обычай-договор) регулировал личностные и поземельные связи между самими феодалами-сеньорами и вассалами (ленное право). В равной мере правовые обычаи охватывали отношения между феодалами (собственниками земли) и крестьянами, ее держателями.

Эта часть правовых обычаев (манориальное право) в наибольшей степени отражала зависимое положение крестьян, привязанных к земле и вынужденных работать на собственника (манора).

Со временем правовые обычаи записывались и включались в хартии и в другие жалованные грамоты, в которых сеньоры определяли привилегии и обязанности вассалов, горожан и крестьян. В силу сходства самых простейших форм регуляции феодальных отношений правовые обычаи даже при сохранении местных различий отличались тождественностью многих своих институтов и подходов. И это позволяло уже средневековым юристам находить в них определенную систему.

Особую роль в становлении общеевропейской правовой культуры сыграло городское право. В основном это было писаное право. Его положения фиксировались городскими статутами, королевскими или иными сеньориальными хартиями, пожалованными городу. Городское право, несмотря на закрепление в нем некоторых чисто феодальных институтов, по своему основному содержанию не являлось феодальным правом, оно скорее предвосхищало будущее буржуазное право, разрабатывало именно его принципы.

Города широко использовали различные сборники международного торгового права и морских обычаев, составленные в городах Италии, Испании и т.д., и тем самым внесли заметный вклад в формирование единых правовых традиций в странах Западной Европы.

Из выше изложенного можно сделать вывод, что именно системная обработка римского права на протяжении двух тысячелетий было принято к судебной практике в большинстве стран не только Западной Европы и других стран мирового сообщества.

Термин «правовое государство» впервые встречается в работах немецких ученых К. Велькера (1813 г.) и И.Х. Фрайхера фон Аретина (1824 г.). Но первый юридический анализ данного термина и введение его в научный оборот сделаны Робертом фон Молем (1832 г.). Он рассматривал правовое государство как категорию учения о государстве, которая обладает функцией развиваться непрерывно, он ставил правовое государство пятым по счету после патриархального, патримониального, теократического и деспотического государства.


Можно сделать вывод, что к концу XX столетия в ряде развитых стран сложились такие типы правовых и политических систем, принципы и нормы которых соответствуют идеям правовой государственности и гражданского общества. В конституциях и законодательных актах ФРГ, США, Франции, России, Англии, Австрии, Греции, Болгарии и других стран содержатся положения, отражающие, что данное государственное образование является правовым.

В глобальном масштабе идеи права реализует и способствует распространению ООН через свои организационные структуры и международно-правовые акты.

3. Конституционная сущность права в РФ

Конституцией РФ в статье 1 закреплено, что Россия является правовым государством: «Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления»[19]

Это значит, что в правовом государстве свобода и права гражданина – высшая ценность. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Российская Федерация определена Конституцией как светское, правовое и демократическое государство, в котором признаются идеологическое и политическое многообразие, многопартийность, а также свобода экономической деятельности.

В научной литературе встречается множество определений прав человека. Например, в монографии Рудинского Ф.М., Гавриловой Ю.В., Крикуновой А.А., Сошниковой Т.А. «Экономические и социальные права человека и гражданина. Современные проблемы теории и практики» права человека определены так: «права человека — это такие права личности, без которых она не может быть как человеческое существо».[20]

Современный перечень прав личности в России наиболее очевидным образом берёт своё начало из конституционного законодательства стран, относимых к континентальной системе права (в первую очередь Германии и Франции), а также действующих актов международного права. В то же время, ретроспективный анализ позволяет проследить предпосылки законодательного признания личных прав и свобод, возникшие за сто и более лет до принятия нынешней Конституции РФ.

Судебным органом конституционного контроля, в компетенцию которого входит оценка соответствия правовых норм Конституции, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть, – является Конституционный Суд РФ. Конституционный суд вправе отменить закон и иной нормативный правовой акт в случае признания его неконституционным. Конституционный Суд осуществляет особый вид правосудия, и тем самым отличается от других судебных органов своей структурой, сущностью, компетенцией, характером дел и принимаемых решений, поскольку наделен функцией конституционного контроля.[21]


История Конституции в России очень молода, Конституция РФ была принята в 1993 году, поэтому насчитывает чуть более 20 лет.

Россия стремится уважать и следовать всем законодательным актам о правах человека, принятых Европой в течении XX века. В 1979 г. была принята Конвенция ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Российская Федерация в полном объёме приняла на себя обязательства по Конвенции, в 2006 году Россия присоединилась к Конвенции ООН о правах инвалидов, права ребенка также находятся под охраной государства.

В России появилась тенденция четко различать права человека и гражданина, в последние годы выделяются индивидуальные, коллективные права (например, право народов на самоопределение) и права, осуществляемые коллективно (например, право на забастовку, только подразумевается массовый характер, в противном случае человек – прогульщик).[22]

Таким образом, несмотря на небольшой срок принятия Конституции страны, Россия находится на пути принятия прав человека как высшую ценность в обществе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рассмотрев историю концепций о праве, можно сделать вывод, что вопросы соотношения государства и права волновали мыслителей со времен античности. Теории о праве развивались вместе с самим государством, отражая уровень экономической и нравственной культуры граждан.

Для формирования правового государства должны были сложиться определенные условия, такие как: гражданское общество, высокий уровень материальных благ и культуры граждан, единая система законодательства, разделение властей. Только на основе данных предпосылок складывается правовое государство, где все подчинено единым для всех нормам закона, а права и свободы граждан признаются высшей ценностью и гарантируются государством.

Первоначально право зарождается как реакция на появление новых общественных отношений, в качестве потребности внутренне противоречивого общества, выполняет функции регулятора моральных, этических, социальных норм.

В дальнейшем происходит развитие права наряду с государством и появление новых функций права как регулятора социальных и экономических государственных процессов, основанных на разделении классов и отношений собственности. В настоящее время возрождается естественная концепция природного происхождения права, данного от рождения каждому человеку, что находит выражение в конституциях государств, в нормативно-правовых актах международных организаций, чья деятельность направлена на сохранение и соблюдение прав человека.