Файл: Теории происхождения права (истоки возникновения права в мировой практике).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 99
Скачиваний: 2
Совؚременная матеؚриалистическая наؚука связывает пؚроцесс возникновения госудаؚрства и пؚрава (особенно в евؚропейских стؚранах) главным обؚразом с развитием пؚроизводства, с пеؚреходом от пؚрисваивающей к пؚроизводящей экономике.
В результате эволюционного развития пؚроизошло разделение общественного тؚруда: отделение тؚруда земледельцев от ремесленников и также выделение тоؚрговых отношений. Мؚужской тؚруд пؚриобрел более весомое значение, обؚразовалась родовая община, что способствовало складыванию собственнических отношений. Рост пؚроизводительности тؚруда обؚусловил возникновение экономического товаؚрообмена, пؚрисвоение результатов чؚужого тؚруда, отношений собственности, расслоения общества и появления классов.
Появлению права способствовало также запрещение родственных браков и сохранение человека как вида и его здоровья.
Родовая оؚрганизация общества тؚрансформировалась в госудаؚрство эволюционно, сохؚраняя истоؚрическую пؚреемственность, пؚроходя пеؚреходные стадии. Пؚричины и условия, вызвавшие к жизни пؚраво, во многом аналогичны пؚричинам, поؚродившим государство.
Междؚу ноؚрмами пؚрава наблюдается стойкая пؚреемственность, посколькؚу вековые обычаи расценивались как данные свыше. Наиболее ценные из них были санкциониؚрованы госудаؚрством и стали важными источниками права.
Пؚравители в своих законах пытались поддеؚрживать начала социальной спؚраведливости: огؚраничивали богатство, ростовщичество, закؚрепляли спؚраведливые цены, что отразилось в дؚревнейших пؚравовых актах – законах Хаммурапи, XII таблиц, реформах Солона. Пؚравда, несомненно и то, что пؚраво с ранних этапов своего развития наؚряду с выполнением общесоциальных фؚункций игؚрало важнؚую роль ноؚрмативно-классового регулятора, т. е. регламентировало общественные отношения в интеؚресах экономически господствؚующего класса.
Возникновение пؚрава – закономеؚрное следствие усложнения общественных взаимосвязей, углубления и обостؚрения социальных пؚротиворечий и конфликтов. Обычаи пеؚрестали выполнять роль регулятора, пؚравовые ноؚрмы стали закؚрепляться в письменных источниках, что является главным показателем появления пؚрава. Появляются все новые способы контؚроля ноؚрм пؚрава, напؚример, сؚуд.
Таким обؚразом, пؚроцесс возникновения госудаؚрства и пؚрава пؚротекал паؚраллельно. На Востоке пؚраво возникает и развивается под воздействием религии и нؚравственности, источниками пؚрава становятся религиозные тексты – Коؚран, Талмؚуд и т.д. В евؚропейских стؚранах наؚряду с обычным пؚравом развиваются законодательство и пؚрецедентное пؚраво, отличающееся более высокой фоؚрмализацией.
1.3. Теории возникновения права
Существует несколько теорий возникновения права, по мнению С.С. Алексеева:
1. Теологическая теория. Исходит из божественного понимания права.
2. Теория естественного права.
По мнению Вольтера, естественное право вытекает из законов природы, оно самой природой вписано в сердце человека. Естественное право выводили также из присущей людям вечной справедливости, из нравственных начал.
3. Историческая теория.
XVIII-XIX вв. Г. Гуго, Ф. Савиньи, Г. Пухта доказывали, что право зарождается и развивается исторически, как язык, а не декретируется законодателем.
4. Нормативистская теория.
Г. Кельзен выводил право из самого права. Право, утверждал он, не подчинено принципу причинности и черпает силу и действенность в самом себе.
5. Психологическая теория.
Л. Петражицкий видел причины происхождения права в психике людей.
6. Марксистская теория.
Доказывает, что корни права лежат в экономической природе отношений.[4]
Таким образом, можно сделать вывод, что право возникает как результат объективной потребности усложнившегося, внутренне противоречивого общества. Своим регулирующим воздействием он обеспечивает организованность, стабильность и правовой порядок в обществе.
Ученые правоведы, такие как: Алексеев С.С.[5], Пиголкин А.С.[6], Манов Г.Н.[7] выделяют два пути возникновения права: восточный и западный.
Восточный путь происхождения права
Был обусловлен необходимостью вести масштабные ирригационные работы, низкой орудийной развитостью. Первоначально возникли должности управляющих резервными пищевыми фондами, управляющих распределением продуктов, но со временем они обособились в особую группу управленцев. Социальная дифференциация в восточном обществе происходила на основе политического неравенства (функциональная система) - положения личности в системе власти. Экономика основана на государственной и общественной форме собственности, частная собственность не играет значимой роли. Это характерно для тех стран, в которых господствующее положение занимала государственная собственность. Основной источник (способ фиксирования правовых норм) - сборники нравственно-религиозных положений. Нормы носят казуальный характер и дополняются в случае необходимости другими обычаями или установлениями монарха.
Западный путь происхождения права
Присущ странам, где явно доминировала частная собственность, которая устанавливала равенство собственников, нормы отличаются более высокой степенью формализованности и определённости. Очень хорошо развито гражданское право. Право возникает в результате имущественного неравенства, появления частной собственности и раскола общества на классы. Земля, главным образом, находится в частной собственности. Идёт постоянная борьба имущих и неимущих. Наиболее богатые занимают и наиболее высокие должности в государственном аппарате. Афины - классический пример такого пути возникновения права. Спарта - это государство отличается от афинского тем, что основную массу населения составляли захваченные спартанцами племена. Рим - здесь складывается похожая ситуация, но в процесс становления и формирования права активно вмешивается третья сила - плебс.
1.4. Содержательная характеристика основных теорий права
Теологическая теория происхождения права
Ярким представителем и одним из главных разработчиков данной теории был крупнейший идеолог католицизма Фома Аквинский (XIII в). Согласно его учению, миром управляет Божественный разум. Центральной идеей теории является утверждение, что право создано Богом для регулирования жизни людей и что оно даруется человеку через посредство порока или правителя. Сейчас возможно увидеть такое представление о природе права в некоторых древних правовых системах, таких, как вавилонские законы, древнееврейские законы, законы Ману в Древней Индии, а также в исламском праве.
Право, есть действие справедливости в божественном порядке человеческого общежития, а сама справедливость выражает отношение человека не к самому себе, а к другим людям и состоит в воздаянии каждому ему принадлежащего.[8] Фома Аквинский развивал учение, согласно которому мир основан на иерархии форм (божественная, духовная и материальные формы). Во главе иерархии стоит Бог. По его мнению, по тому же иерархическому принципу организовано и общество: подданные подчиняются царям и светским властям, рабы должны подчиняться господам.
Ф. Аквинский различал право и закон. Последний представлял собой «известное установление разума для общего блага, обнародованное теми, кто имеет попечение об обществе», т.е. правителями. Закон оценивается с точки зрения соответствия его праву как высшей справедливости, имеющей божественное происхождение. Вечный закон не доступен человеческому сознанию. Но человек различает добро и зло, должное и недолжное поведение.
На этой основе он разрабатывает рационалистические принципы, составляющие Естественный закон - отражение вечного закона человеческим разумом. К нему относятся законы общежития, стремление к самосохранению и продолжению рода. Вечный закон - это сам божественный разум, управляющий миром, его часть составляет Божественный закон, который содержится в Библии. Этот закон необходим людям по двум причинам. Во-первых, из-за несовершенства человеческого разума, не дающего возможности людям самим прийти к единому представлению о правде. Во-вторых, Библия должна помочь им в этом. От него производны все другие законы. В частности, от него производен естественный закон, который есть отражение Вечного закона в человеческих отношениях. Естественный закон отражается и конкретизируется в человеческих законах. Человеческий закон - это позитивное право, выражающее требования естественного закона, подкреплённые санкциями. Этот закон необходим для того, чтобы люди вследствие грехопадения не извращали закон естественный. Но человеческие законы не совершенны, поэтому если они противоречат естественным установлениям и божественному закону, то им можно не повиноваться. Но любое выступление против законной власти он считал смертным грехом.
В эпоху капитализма теологические теории нашли выражение в виде неотомизма, который исходит из божественной природы права. Наиболее ярким представителем этого направления был Жак Маритен. По его мнению, существуют два мира: мир сущностей, духовный, нематериальный мир и производный от него мир материальный. Их единство определяется духовным началом - Богом. Право, как и государство, представляет собой результат действия духовных начал, отражение божественного разума в общественном порядке.
Теологическая теория - это ответ на вызов своего времени. Её достоинством является то, что именно её авторы впервые жестко связали вместе такие понятия, как право (пусть и как выражение божественной воли) и справедливость.[9] Вместе с этим имеются большие трудности в том понимании права, которое предлагает божественная теория. Во-первых, эта теория требует веры в какое-либо божественное начало (Христа, Аллаха, Будду). Поэтому она ограничивает рациональное исследование вопроса о происхождении права в рамках веры. Во-вторых, не существует универсально приемлемой концепции Бога. Например, семитская религия иудаизма, ислам и христианство рассматривают Бога как личностное, антропоморфное существо мужского пола. Индуисты считают Бога абсолютной душой, а индивидуальную душу частью этой души. Поскольку человеку не дано постичь Абсолют, размышления становятся возможными через посредство младших братьев или объектов природы.
Божественная теория сыграла свою роль в обществе, однако на настоящем этапе общественного развития вряд ли она приемлема.
Примирительная теория происхождения права
Самая популярная теория на Западе. Её поддерживает английский ученый Г.Берман и шведский ученый Э.Аннерс. Пристрастие к этой теории вполне объяснимо: западные страны развивались эволюционным путём, причем социальные институты там создавались «снизу», т.е. по мере выявления потребности люди начали думать, как дать достойный ответ на вызов объективной реальности. Создание права - один из таких ответов.
Согласно данной теории, право начало зарождаться не для урегулирования отношений внутри рода, а для упорядочения отношений между родами. Внутри рода обязанность миротворческой и судебной власти исполнял наиболее уважаемый представитель рода. Каждый отдельный индивид рода ещё не представлял собой субъекта. Ведь род обеспечивал ему безопасность и защиту. Сила рода, таким образом, была силой каждого его члена и поэтому в интересах любого индивида было не противопоставлять себя роду. Между родовыми группами случались конфликты, и их улаживание было в интересах племени. Племя являлось, прежде всего, единицей военной. Его сила в то далёкое время определялась прежде числом, а не умением. Вот почему было крайне невыгодно терять людей в результате внутренних конфликтов.
Именно из договоров о примирении, заключаемых первоначально с помощью народного собрания, затем совета старейшин, возникло, как считают приверженцы этой теории, примирительное право. Со временем договор примирения в силу повторения ситуаций однородного характера постепенно перерос в правила, правовые нормы, в соответствии с которыми всё больше увеличивалась сумма штрафа за нанесение телесных повреждений и.т.д. Со временем правила примирения стали дифференцироваться. На основе разрешения целого ряда ситуаций самого различного характера возникла целая система правовых норм. Из поколения в поколение она продолжала совершенствоваться в традиционной для тех времён устной форме, а затем начала оформляться в форме законодательства, т.е. в форме провозглашения их от имени государства с правом применения санкций со стороны государственных органов.
Данная теория основана на многочисленных исторических фактах, и в этом, несомненно, её плюс. Ведь конфликты действительно сопровождали и сопровождают человеческое общество на всём протяжении его развития и являются отнюдь не исключением, а правилом. Как только у какой-либо социальной структуры появляются особенные интересы, возникает необходимость их отстаивать, а это проходит весьма не гладко.