Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 87
Скачиваний: 2
Согласно Федеральному закону «О системе государственной службы Российской Федерации» система государственной службы включает в себя: государственную гражданскую службу; военную службу; государственную службу иных видов (пункт 1 статьи 2) [18], соответственно, порядок подсчета выслуги лет, включения в нее иных периодов деятельности для определения размера пенсии за выслугу лет различается в зависимости от субъекта получателя данной пенсии и его статуса в системе государственной службы.
Выслуга лет как период соответствующих видов службы дает право и на гарантии социального характера в период несения той или иной государственной службы. Так, в соответствии с пунктом вторым статьи 433 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» работникам, восстановленным на службе в органах и организациях прокуратуры, время вынужденного прогула засчитывается в общий трудовой стаж и выслугу лет, дающую право на присвоение очередного классного чина, доплату за выслугу лет, дополнительный отпуск и назначение пенсии за выслугу лет.
Список нормативных правовых актов, регулирующих выслугу лет как юридический факт для возникновения пенсионных правоотношений, соци-ально-гарантийных отношений в системе государственной службы, на этом не ограничивается.
Назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» [30]. Данный федеральный закон в части обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности и в связи с материнством охватывает, как правило, занятое (работающее) население, подлежащее обязательному социальному страхованию, в том числе на добровольной основе. В частности, адвокаты, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, могут добровольно вступать в правоотношения по обязательному социальному страхованию (при условии уплаты страховых взносов) и получать пособие по временной нетрудоспособности (часть 3 статьи 20).
Иным категориям занятого населения в случае болезни обеспечение предоставляется в соответствии с другими федеральными законами.
Российское законодательство не обусловливает предоставление пособия по временной нетрудоспособности каким-либо периодом уплаты страховых взносов или работы по трудовому договору, в том числе для предотвращения злоупотреблений — право на получение пособия возникает с первого дня трудовой деятельности. При этом размер пособия может зависеть в ряде случаев от продолжительности страхового стажа [1].
Так, размер пособия по временной нетрудоспособности в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» определяется дифференцированно в зависимости от продолжительности страхового стажа. Данным федеральным законом не определена дефиниция страхового стажа. Между тем содержание положений указанного закона в целях установления размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам позволяет определить страховой стаж как суммарную продолжительность работы застрахованного лица по трудовому договору, государственной гражданской или муниципальной службы, а также периоды иной деятельно-сти, в течение которой гражданин подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материн-ством. Однако следует отметить, что в страховой стаж, для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам в отличие от страхового стажа, применяемого для назначения страховых пенсий, включаются только периоды работы, связанные с уплатой страховых взносов.
Унификация наименований видов стажа в действующем законодательстве невозможна, это обусловлено тем, что каждый вид стажа имеет свои особенности и применение в разных видах правоотношений как трудового правового характера, так и социально-обеспечительного.
Вместе с тем дефиниции трудового стажа, предусмотренные действующим законодательством, а также признаки, свойственные тем или иным видам стажа, позволяют сформулировать следующее его собирательное понятие.
Трудовой стаж можно определить как суммарную продолжительность трудовой и (или) иной деятельности, общественно полезной деятельности, иных социально значимых периодов, имеющих значение для определения права на отдельные виды социального обеспечения, на занятие отдельных должностей в определенных видах профессиональной деятельности, и в других социально значимых случаях, установленных законодательством.
Таким образом, трудовой стаж как важнейший компонент фактического состава, с которым связано возникновение правоотношений по социальному обеспечению, правоотношений в сфере труда и занятости, прочно занял свое место в ряду юридически значимых обстоятельств. С наличием стажа определенной продолжительности связывается не только возникновение права на различные виды социального обеспечения (денежные и натуральные), гарантии и компенсации в сфере труда, но и исчисление размера различных денежных выплат [5, с. 102].
2 МЕТОДЫ ИСЧИСЛЕНИЯ СТАЖА: СУЩНОСТЬ И ПРОБЛЕМАТИКА
2.1 Общий трудовой стаж
Трудовой стаж имеет важное значение для обеспечения многих конституционных прав граждан, и, в первую очередь, права пенсионного обеспечения.
Из-за большого количества законов и подзаконных нормативных актов, регулирующих вопросы пенсионного обеспечения, разобраться в них не всегда может даже специалист. Тем более, если учесть, что за последние годы смысл положений пенсионного законодательства неоднократно менялся после проверки их Конституционным Судом РФ на предмет соответствия Основному закону страны.
Кроме того, можно констатировать излишнюю динамичность как современного пенсионного законодательства, так и тесно связанного с ним законодательства, касающегося уплаты взносов, из которых формируются пенсионные права застрахованных лиц – будущих пенсионеров. При этом зачастую изменения, происходившие за годы после вступления в силу 1 января 2002 года нынешнего пенсионного законодательства, были отнюдь не «косметическими».
Конечно же, учитывая длящийся характер пенсионных правоотношений, вряд ли это положительно сказывается на процессе понимания гражданами того, что же ждет их при выходе на пенсию, каков будет ее размер и отчего он зависит, можно ли как-то влиять на свои пенсионные права и есть ли в этом смысл.
К тому же в законотворческом порыве нередко забывается необходимость соблюдения так называемого принципа правовой определенности, важность которого в пенсионной сфере неоднократно подчеркивал Конституционный Суд РФ в своих решениях.
Общий трудовой стаж, как уже отмечалось в предыдущей главе, это суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности независимо от имевшихся перерывов.
Ранее общий трудовой стаж применялся для определения права на назначение пенсии по старости в соответствии с пенсионным законодательством, действовавшим до 01.01.2002 г. В настоящее время для назначения страховой пенсии по старости требуется страховой стаж. Такой вывод следует из ч. 2 ст. 8, ч. 1, 2 ст. 35 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Тем не менее, понятие общего трудового стажа не утратило юридического значения и продолжает применяться. В частности, от общего трудового стажа зависит размер пенсии по старости или по инвалидности, а также пенсия по случаю потери кормильца. Расчетный размер трудовой пенсии определяется для мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, и для женщин - не менее 20 лет (п. 2 ст. 30 Закона о трудовых пенсиях).
Так, право на пенсию за выслугу лет имеют военнослужащие, категории которых перечислены в ст. 1 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1, если они уволены по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достигли на день увольнения 45-летнего возраста. Общий трудовой стаж при этом должен быть 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба, и (или) служба в органах внутренних дел, и (или) служба в Государственной противопожарной службе, и (или) служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. Это установлено п. «б» ч. 1 ст. 13 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1.
В указанный общий трудовой стаж включаются (ч. 2 ст. 13 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1):
- трудовой стаж, исчисляемый и подтверждаемый в порядке, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий до дня вступления в силу Закона о трудовых пенсиях);
- страховой стаж, исчисляемый и подтверждаемый в порядке, который установлен для назначения и перерасчета трудовых пенсий Законом о трудовых пенсиях до дня вступления в силу Закона о страховых пенсиях;
- страховой стаж, исчисляемый и подтверждаемый в порядке, который установлен для назначения и перерасчета страховых пенсий Законом о страховых пенсиях.
Существует два ключевых момента для включения в стаж:
- профессиональная деятельность должна осуществляться только на территории РФ;
- необходимо, чтобы происходили выплаты в Пенсионный фонд РФ.
Стоит заметить, что в общий стаж можно включить период работы, который осуществлялся за пределами страны, но при условии:
- что этот пункт обязательно должен быть прописан в международном договоре;
- осуществлялись взносы в Пенсионный фонд РФ.
В общий трудовой стаж входят следующие периоды:
- период, когда одним из родителей осуществляется постоянный уход за ребенком до момента достижения им полутора лет. Нужно учесть, что есть ограничение - не больше четырех с половиной лет в целом для каждого из родителей. Важно отметить, что ранее до 1 января 2014 года в стаж входил период равный не более трех лет. Следовательно, с увеличением данного срока размер трудовых пенсий, который установлен до 1 января 2014 года, подлежит перерасчету;
- период временной нетрудоспособности, в течение которого поступали выплаты по обязательному социальному страхованию (больничный);
- служба в Вооруженных силах РФ и приравненная к ней;
- время, когда гражданин находился под стражей или в местах лишения свободы по причине необоснованного привлечения к уголовной ответственности;
- период, когда гражданин состоит на учете в службе занятости и при этом получает пособие по безработице;
- период участия в общественных работах, которые подлежат к оплате;
- время переезда или переселения с целью трудоустройства в другую местность при условии, что это осуществляется по направлению службой занятости;
- время проживания супругов военнослужащих-контрактников в местах, где они не смогли трудоустроиться по причине отсутствия такой возможности. При этом важно отметить, что в общей сложности этот период должен составлять не более пяти лет;
- период времени, когда осуществляется постоянный уход за инвалидом первой группы, за пенсионером, чей возраст свыше восьмидесяти лет. При этом важно подчеркнуть, что уход должен осуществляться только трудоспособным человеком;
- период нахождения за границей жен/мужей работников, которые направлены осуществлять профессиональную деятельность в дипломатические и консульские учреждения Российской Федерации. В общей сложности данный период не должен превышать пять лет.
Нельзя не отметить следующий важный момент, касающийся периода обучения студентов по очной форме обучения. До 1 января 2012 года очное обучение наравне с работой входило в общий трудовой стаж, необходимый для исчисления пенсии. Но в связи с действующей пенсионной программой, периоды учебы не считаются рабочей деятельностью, так как уплата страховых взносов в Пенсионный фонд страны не происходит, а значит, данный период не будет входить в расчет будущей пенсии.
Таким образом, к периодам, которые не входят в общий трудовой стаж относятся следующие:
- обучение, различные курсы по подготовке/ переподготовке кадров;
- период проживания граждан в оккупированных районах во время ВОВ;
- пребывание в концлагерях во время ВОВ;
- проживание в период блокадного Ленинграда;
- время по уходу родителями и иными законными представителями за ВИЧ – инфицированными несовершеннолетними детьми.
Подтверждение трудового стажа может осуществляться двумя способами:
- на основании записей в трудовой книжке установленного образца. При утере трудовой книжки можно предоставить договор, приказ о принятии на работу, а также выписки о произведенных отчислениях из зарплат;
- подтверждение путем свидетельских показаний двух и более свидетелей. Данным способом можно воспользоваться, например, при утере документов во время масштабного стихийного бедствия.