Файл: ДИМЛОМНАЯ РАБОТА. пСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К БРАКУ У ЖЕНЩИН МОЛОДОГО ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА И У РАЗВЕДЕННЫХ ЖЕНЩИН.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 13.04.2019
Просмотров: 2162
Скачиваний: 15
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К БРАКУ
1.1 Определение понятий «семья», «брак», «психологическая готовность к браку» в научной литературе
1.2 Психологические особенности женщин молодого, зрелого возраста и разведенных женщин
1.3 Психологическая готовность к браку как личностное образование в период взрослости
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Психологическая готовность к браку у женщин в молодом возрасте
2.3 Психологическая готовность к браку у женщин в зрелом возрасте
2.4 Психологическая готовность к браку у разведенных женщин
РЕФЕРАТ
дипломной работы студента
Фамилия, Имя, Отчество
Психологическая готовность к браку у женщин молодого, зрелого возраста и у разведенных женщин
Общий объем работы: 59 с., 42 источника, 11 таблиц, 5 рисунков, 6 приложений.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: МОЛОДОЙ ВОЗРАСТ, ЗРЕЛЫЙ ВОЗРАСТ, ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ, БРАК, СЕМЬЯ, РАЗВЕДЕННЫЕ ЖЕНЩИНЫ, СТРУКТУРА, ОСОБЕННОСТИ.
Гипотеза исследования: мы предположили, что существует разница в уровне психологической готовности к браку в молодом, зрелом возрасте и у разведенных женщин.
Цель исследования: осуществить анализ психологической готовности к браку у женщин в молодом, зрелом возрасте и у разведенных женщин.
Объект исследования: психологическая готовность к браку.
Предмет исследования: психологическая готовность к браку у женщин в молодом, зрелом возрасте и у разведенных женщин.
Методы исследования: теоретический анализ литературы, математико-статистическая обработка данных, количественный и качественный анализ, тестирование; методика «Тест-карта оценки готовности к семейной жизни» (И.Ф.Юнда).
Новизна исследования заключается в том, что в исследовании предпринята попытка систематизации накопленных представлений о психологической готовности к браку у женщин различного возраста (молодые, зрелые) и социального положения (незамужние и разведенные женщины).
Практическая значимость исследования: знание специфики психологической готовности к браку у женщин молодого, зрелого возраста и у разведенных женщин позволит практикующему психологу более конструктивно строить консультативную работу с данной категорией клиентов.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложения.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К БРАКУ 8
1.1 Определение понятий «семья», «брак», «психологическая готовность к браку» в научной литературе 8
1.2 Психологические особенности женщин молодого, зрелого возраста и разведенных женщин 13
1.3 Психологическая готовность к браку как личностное образование в период взрослости 19
2.1 Организация и методы исследования 28
2.2 Психологическая готовность к браку у женщин в молодом возрасте 31
2.3 Психологическая готовность к браку у женщин в зрелом возрасте 33
2.4 Психологическая готовность к браку у разведенных женщин 35
ВВЕДЕНИЕ
Системный кризис, который продолжается в мире, привел к переоценке ценностей, разбивке стереотипов и серьезным демографическим изменениям. Данная ситуация коснулась и Республики Беларусь. Текущее состояние белорусской семьи привлекает внимание специалистов не только из-за сильного демографического кризиса в стране. Не менее тревожным является другое: изменение места семьи в системе ценностей, в первую очередь у женщин, что уменьшает важность различных аспектов семейной жизни для человека. Образы жены и мужа довольно стереотипны и в основном отрицательны (Т.М. Матвеева [20]). Такое снижение ценности семьи может привести к еще большему сокращению нации, если меры не будут приняты. Поэтому необходимо изменить существующие отношения, сформировать положительный образ семьи.
Осознание необходимости разработки стратегии устойчивого развития семьи в современном белорусском обществе, подводит к выводу о целесообразности укрепления социальных и духовных основ семьи. Современные взгляды на семью и брак приводят к нежелательным последствиям для общества в социально-демографическом, экономическом и психологическом плане, поэтому вопрос о необходимости возрождения семейного учреждения, подготовки человека к созданию семьи стал особенно актуальным.
Семейные отношения, брак всегда были важным этапом в жизни людей, так как каждый человек стремится создать семью. Изучение психологической готовности к браку как уникального социального феномена должно быть связано с количеством сложных и актуальных проблем нашего времени.
Брачные отношения представляют собой основу семьи. Семья как социальный институт, представляет собой модель общественных отношений, отражение современного состояния личности, социально-психологических особенностей и возможностей ее самораскрытия в исторической картине развития общества. В настоящее время происходящие трансформации брачных ценностей изменяют приоритет в функциях семьи. Многие предпочитают сначала реализоваться в профессиональной деятельности и только потом задумываются о создании семье. Также распространенным явлением сегодня является гражданский брак. Особенно актуальны указанные тенденции для женщин.
Изучение психологической готовности к браку у женщин разного возраста и сравнение готовности вступить в повторный брак у уже разведенных женщин может дать представления о динамике изменения институт брака у женщин разного возраста и социального положения (замужем/не замужем). Сравнение психологической готовности к браку у женщин по указанным параметрам может дать исследователю картину о том, насколько женщины готовы вступить в повторный брак. Это очень важно в современных условиях – рост количества разводов, увеличение возраста вступления в первый брак, все это откладывает свой отпечаток на представления современных людей о браки, и соответственно меняет структуру психологической готовности женщин к браку.
Современные женщины в меньшей степени нацелены на вступление в брак, что связано в первую очередь с изменением положения женщин в обществе – современные женщины нацелены в большей степени на карьеру, путешествия, устройство своего благосостояния, а потом уже создание семьи и вступление в брак. Это отодвигает первые роды, а также меняет степень психологической готовности женщин к браку.
В этом аспекте представляется перспективным исследования психологической готовности к браку у молодых женщин и в зрелом возрасте, а также сравнение полученных результатов с изучением психологической готовности к вступлению в брак у уже разведенных женщин, что позволит проследить психологическую готовность к браку у женщин в динамике.
Таким образом, актуальность исследования обусловлена высокой значимостью брака и семьи в нашем обществе. Брак является традиционным средством формирования семьи и социального контроля за ней, одним из путей развития общества. В настоящее время брак как санкционированная форма отношений мужчины и женщины претерпевает значительные изменения, изменяются взгляды на функции брака.
Проблема готовности к браку в науке не является новой. Различные аспекты готовности к браку изучались многими психологами, педагогами. Проблемой изучения психологической готовности к браку занимались такие известные ученые как С.И. Голод [5], Г. Лагонда [17], В.Н. Дружинин, И.В. Гребенников [6], С.Л. Рубинштейн, А.С. Спиваковский и др. Указанные исследования раскрывают сущность стабильной семьи и дифференцируют классификацию показателей путем качественной подготовки и уровня готовности людей к браку и семейным отношениям.
Среди современных исследователей изучаемой проблемы можно назвать С.В. Жолудеву [9], И.Ю. Зудилину [11], С.В. Несыну [21], О.В. Симонову [29], К.В. Потемкину [26]. В работах перечисленных авторов предпринимаются попытки изучения психологической готовности к браку как структурного образования, имеющего ряд характеристик.
В тоже время нет единой психологической концепции готовности к семейной жизни и четких методов и параметров, позволяющих исследовать и определять индивидуальные психологические характеристики готовности к семейной жизни. А также недостаточно освещенным остается вопрос о возрастных особенностях психологической готовности к браку. Исследований, направленных на выявление психологической готовности к браку в молодом возрасте по сравнению со зрелым возрастом, недостаточно. Также практически отсутствуют исследования посвященные изучению психологической готовности у уже разведенных женщин. Именно по этой причине тема, затронутая в нашем исследовании, заслуживает внимания.
Цель исследования: осуществить анализ психологической готовности к браку у женщин в молодом, зрелом возрасте и у разведенных женщин.
Объект исследования: психологическая готовность к браку.
Предмет исследования: психологическая готовность к браку у женщин в молодом, зрелом возрасте и у разведенных женщин.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы проблемы психологической готовности к браку у женщин разного возраста и социального положения;
2. Установить психологическую готовность к браку у женщин в молодом возрасте.
3. Выявить психологическую готовность к браку в зрелом возрасте;
4. Определить психологическую готовность к браку у разведенных женщин;
5. Провести сравнительный анализ психологической готовности к браку у женщин в молодом, зрелом возрасте и у разведенных женщин.
Гипотеза исследования: мы предположили, что существует разница в уровне психологической готовности к браку в молодом, зрелом возрасте и у разведенных женщин.
Методы исследования: теоретический анализ литературы, математико-статистическая обработка данных, количественный и качественный анализ, тестирование; методика «Тест-карта оценки готовности к семейной жизни» (И.Ф.Юнда).
Новизна исследования заключается в том, что в исследовании предпринята попытка систематизации накопленных представлений о психологической готовности к браку у женщин различного возраста (молодые, зрелые) и социального положения (незамужние и разведенные женщины).
Практическая значимость исследования: знание специфики психологической готовности к браку у женщин молодого, зрелого возраста и у разведенных женщин позволит практикующему психологу более конструктивно строить консультативную работу с данной категорией клиентов.
Структура дипломной работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложения.