Файл: ДИМЛОМНАЯ РАБОТА. пСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К БРАКУ У ЖЕНЩИН МОЛОДОГО ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА И У РАЗВЕДЕННЫХ ЖЕНЩИН.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.04.2019

Просмотров: 2166

Скачиваний: 15

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К БРАКУ

1.1 Определение понятий «семья», «брак», «психологическая готовность к браку» в научной литературе

1.2 Психологические особенности женщин молодого, зрелого возраста и разведенных женщин

1.3 Психологическая готовность к браку как личностное образование в период взрослости

Выводы по главе 1

ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К БРАКУ ЖЕНЩИН МОЛОДОГО, ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА И РАЗВЕДЕННЫХ ЖЕНЩИН

2.1 Организация и методы исследования

2.2 Психологическая готовность к браку у женщин в молодом возрасте

2.3 Психологическая готовность к браку у женщин в зрелом возрасте

2.4 Психологическая готовность к браку у разведенных женщин

2.5 Сравнительный анализ психологической готовности к браку в молодом, зрелом возрасте и у разведенных женщин

Выводы по главе 2

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

В середине жизни у человека снова происходит изменение характера развития. Исследователи, такие как Р. Пек, который построил свою теорию на принципах Э. Эриксона [41], заявили, что взрослые среднего возраста не только, как утверждал Эриксон [41], передают свой опыт молодым поколениям, но и борются за то, чтобы ценили их интеллект, а не физические способности. Как правило, снижение физических способностей требует, чтобы взрослые в середине жизни приспосабливались к этому факту.

В раннем взрослом возрасте индивид заботится о том, чтобы развивать способность делиться интимностью, искать отношения и находить интимную любовь. Формируются долгосрочные отношения, и часто возникают брак и дети. Молодой взрослый также сталкивается с решениями по карьере.

В этот период часто делаются выборы, касающиеся брака и семьи. Исследования показывают, что развод более вероятен среди людей, которые вступают в брак в подростковом возрасте, и среди тех, чьи родители были разведены, и те, кто отличается по возрасту, интеллекту, личности или привлекательности. Развод также чаще встречается среди тех, у кого нет детей. Такие альтернативы браку, как «жить вместе» (совместное проживание), стали более распространенными.

Выбор работы и карьеры влияет не только на социально-экономический статус, но и на друзей, политические ценности, место жительства, уход за детьми, стресс и многие другие аспекты жизни. И хотя доход важен как в выборе профессии, так и в карьере, это достижение, признание, удовлетворение, безопасность и вызов. В современных культурах многих стран часто приходится рассматривать карьеру как супругов, так и партнеров, при выборе работы [10, с. 15].

2. Психологические особенности женщин в зрелом возрасте (40-60 лет).

В среднесрочной перспективе в зрелом возрасте важной задачей является выработка подлинной заботы о благополучии будущих поколений и вносить свой вклад в мир через семью и работу. Э. Эриксон [41] ссылается на проблему, поставленную на этом этапе как генеративность против самопоглощения.

Р. Хавигюрст перечисляет семь основных задач в средние годы [35]:

принятие и адаптация к физиологическим изменениям, таким как менопауза;

достижение и поддержание удовлетворенности в своей профессии;

уход за пожилыми родителями;

помощь подросткам стать ответственными взрослыми;

достижение социальной и гражданской ответственности взрослых;

касающийся супруга как человека;

развитие досуга.

В то время как кризис среднего возраста не рассматривается как универсальный феномен, в течение 40 и 50 лет приходит понимание, что более половины жизни прошло. Это понимание может побудить одних почувствовать, что время уходит и что они должны совершать внезапные, кардинальные изменения в жизни для достижения своих целей, в то время как другие сосредотачиваются на удовлетворении нынешнего хода их жизни.


В среднюю зрелость процесс старения становится более очевидным. Происходят естественные физиологические изменения. Особенно это касается женщин, так как именно в этот период происходит менопауза. Этот процесс включает гормональные изменения и может длиться от шести месяцев до пяти лет. Из-за меняющихся уровней гормонов женщины, проходящие через менопаузу, часто испытывают целый ряд других симптомов, таких как беспокойство, плохая память, неспособность сосредоточиться, депрессивное настроение, раздражительность, перепады настроения и меньший интерес к сексуальной активности [16].

В зрелости скорость когнитивной обработки замедляется, а также способность решать проблемы и разделять внимание. Однако практические навыки решения проблем, как правило, возрастают. Эти навыки необходимы для решения реальных проблем и определения того, как наилучшим образом достичь желаемой цели.

Также отсутствие позитивных и значимых отношений у женщин в период зрелости может привести к тому, что Э. Эриксон [41] назвал кризис близости и изоляции в своей теории психосоциального развития.

3. Психологические особенности разведенных женщин

Рассмотрим особенности формирования личности женщин после развода и то, как развод влияет на психологическое состояние женщин.

В Республике Беларусь количество разводов с каждым годом все больше возрастет. По некоторым данным, каждая четвертая пара в Беларуси разводится [13].

Следует учитывать некоторые моменты при описании последствий развода для женщины: женщины начинают развод вдвое чаще, чем мужчины; почти все разведенные женщины имеют опеку над своими детьми; 60% людей, живущих в условиях бедности, являются разведенными женщинами и детьми; большинство разведенных матерей не получают никакой поддержки ребенка от отца.

После развода женщины часто испытывают меньше стресса и чувствуют улучшения в своей жизни. Причинами этого являются:

1 - женщины с большей вероятностью замечают супружеские проблемы и испытывают облегчение, когда такие проблемы заканчиваются;

2 - женщины чаще, чем мужчины, полагаются на системы социальной поддержки и помогают другим;

3 - женщины с большей вероятностью будут испытывать повышение самооценки, когда они разводятся и добавляют новые роли в свою жизнь [24. с. 394].

Женщины, которые работают и уделяют меньше внимания своим детям, испытывают большую стигму, чем мужчины в том же положении. Мужчины в том же положении часто привлекают поддержку и сострадание.

Психологические последствия развода на женщинах далеко идущие, но одной из самых основных эмоций является чувство вины. Это зависит от того, кто был инициатором развода. Если женщина инициировала развод, она может почувствовать чувство вины за окончание брака. Это особенно актуально, если есть дети, поскольку женщины могут чувствовать себя так, как будто они несут ответственность за расстройство семьи и причинение эмоциональной травмы.


Женщины, особенно, могут быть опечалены внезапной потерей своего брака. Их мечты о будущем могут быть основаны на браке, и внезапно эта надежда на будущее исчезает. Повышенная ответственность в сочетании с осознанием того, что жизнь, которую они вели, уже не существует, коррелирует с тем фактом, что женщины чаще страдают от депрессии через три года после развода [31].

После развода женщины часто испытывают большое беспокойство. Будущее неопределенное, так же как и материальная безопасность семьи. Женщины могут испытывать больше стресса, если они полагались на мужей в финансовых вопросах.

Некоторые из последствий развода могут положительно повлиять на жизнь женщин. Многие женщины сообщают о чувстве облегчения, особенно если отношения были особенно напряженными к концу. Наконец, женщины могут с большей вероятностью расширить свои личные и профессиональные роли. Раньше они, возможно, ограничивали себя, сосредотачиваясь исключительно на своих обязанностях как жен и матерей. Теперь они могут искать новые карьерные возможности, которые повысят их самоуважение [25, с. 36].

Таким образом, нами были рассмотрены психологические особенности женщин в молодом, зрелом возрасте, а также разведенных женщин. В молодом возрасте женщины больше сосредоточены на семье и детях, так как на период 20-40 лет приходится репродуктивный пик у женщин в отличие от мужчин; профессиональные устремления в этом возрасте отодвигаются на второй план в связи с необходимостью заботиться о детях; в возрасте 40-60 лет, когда дети уже выросли, семейные отношения уже сложились или женщина разводиться, у нее происходит фокусировка на профессиональном поприще. Женщина стремиться реализовать себя, добиться карьерного роста, так как это было невозможно в предыдущий период жизни. Часто у женщин происходит переосмысление ценностей, желаний и уже пройденного пути, в связи, с чем увеличивается количество разводов в этот период.

Разведенные женщины испытывают ряд психологических моментов: это может быть чувство вены за неудавшийся брак; тревога по поводу неопределенного будущего; депрессия из-за разрушенного брака, особенно если женщины возлагали на него большие надежды. В тоже время развод может нести для женщин в психологическом плане и положительные моменты: если брак был напряженным, наступает чувство облегчения, от того, что закончились изматывающие отношения; если женщина была сосредоточена на роли матери, у нее появляется возможность реализовать себя в профессиональном плане; также открываются новые возможности для создания более продуктивных отношений с противоположным полом.




1.3 Психологическая готовность к браку как личностное образование в период взрослости



В исследованиях, посвященных психологической готовности к вступлению в брак, рассматривается, главным образом, готовность человека входить в новую жизненную реальность, как отражение деятельного способа его существования в мире в любом, особенно взрослом возрасте. Психологическая готовность как личностное образование человека в контексте периода взрослости рассматривается, преимущественно, с точки зрения готовности к разным аспектам семейной жизни.


Это следующие виды готовности:

к началу половой жизни (А.В. Ефимова, О.П. Аккузина и др.);

к браку и семейной жизни, готовность к родительству (Р.В. Овчарова [22], С.Ю. Мещерякова и др.);

к материнству (Р.В. Овчарова [22]; Г.Г. Филиппова и др.);

готовность к отцовству (А.С. Спиваковская, Н.А. Демчук и др.);

готовность к усыновлению (Г.С. Красницкая [12]).

Проблема готовности к браку в различные периоды взрослости также рассматривается через отношение к браку и семье. Для понимания структуры психологической готовности к браку рассмотрим взгляды различных ученных на семейно-брачные отношения во взрослом возрасте.

В своей работе С.И. Голод [5] выделяет три типа семьи: патриархальный (традиционный), детоцентрический (современный) и супружеский (постсовременный).

Семья как целостная система, реализующая совокупность функций, обеспечивающих полное удовлетворение потребностей членов семьи, состоит из двух основных подсистем: подсистема супружеских отношений и подсистема детско-родительских отношений. Эти подсистемы тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Детско-родительские отношения являются важнейшей подсистемой отношений семьи как целостной системы и определяются в качестве непрерывных, длительных и опосредованных возрастными особенностями ребенка и родителя отношений [27].

Семейные отношения характеризуются эмоциональной насыщенностью и эмоционально-позитивным характером межличностных отношений, устойчивостью, длительностью и стабильностью взаимодействия с близкими, совместной деятельностью и сотрудничеством со взрослым как образцом компетентности, социальной поддержкой и инициированием к самостоятельной деятельности, что делает семью уникальной структурой, которая обеспечивает наиболее благоприятные условия для личностного и интеллектуального развития ребенка [14, с. 142].

К важным характеристикам семьи относятся семейные ценности. С одной стороны, семейные ценности являются общечеловеческой ценностью, с другой – являются социокультурными предпочтениями людей в браке.

Семейные ценности – идеалы, представления о семье, ее особенностях, которые одобряются и культивируются в кругу семьи, а также служат важным фактором регуляции взаимоотношений между ее членами. Именно семья может явиться источником формирования ценностей, способствующих адаптации и социализации молодежи [39, с. 128].

По мнению О.В. Хухлаевой [37], благодаря гармоничному сочетанию психологических особенностей поколений в семье возможно формирование личности детей, семейной норм и ценностей.

Супружеские отношения – это глубоко личные отношения между мужем и женой, которые представляют собой основу функционирования и развития семьи.

Супружеские отношения представляют собой основу функционирования и развития семьи. Характеристики семьи подразделяются на объективные, субъективные и интегральную.


Объективные характеристики функционирования семьи:

эмоциональные связи в семье; любовь как основа построения супружеских отношений;

мотивация вступления в брак;

главенство и ролевая структура семьи;

коммуникация в семье;

способность семьи к разрешению проблемных ситуаций.

К субъективным характеристикам относятся:

удовлетворенность браком;

семейное самосознание, наличие «семейных мифов» и их содержание.

Интегральная характеристика: сплоченность семьи [12, с. 60].

Рассмотрим более подробно мотивацию вступления в брак. Мотив представляет собой осознанную потребность, обогащенную представлениями о способах ее удовлетворения и о целях поведения, которое способно ее удовлетворить. Мотивы выполняют функцию побуждения к деятельности и тесно связаны с удовлетворением потребностей человека. Многие авторы называют различные мотивы вступления в брак [8].

Так, в работе Т.В. Андреевой [1] выделяются следующие мотивы:

1) любовь и секс, которые тесно связаны между собой, но не являются идентичными;

2) психологические причины (желание и потребность иметь детей, потребность в проявлении любви и заботе, получение психологической защиты, эмоциональной поддержки, эмоциональная стабильность и их психотерапия; стремление найти подобного себе человека, боязнь одиночества, желание реализовать свою потребность руководить кем-то);

3) экономические причины (получение материальных средств,- экономическая поддержка);

4) социальные мотивы(с целью соответствовать социальным нормам и ожиданиям близких, предоставление определенного социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры) [1, с. 152].

Согласно Л.И. Олифирович [23], создание успешного брака обусловлено адекватной мотивацией вступления в брак. К неадекватной мотивации создания брака автор относит:

брак как возможность волнения дефицита предполагает вступление в брак супругов по причине желания перестать ощущать недостаток любви, заботы, внимания, избегая чувство одиночества и ненужности;

брак как способ отделиться от родительской семьи, где молодые супруги путем создания собственной семьи подчерчивают свое право на самостоятельную независимую жизнь;

брак как способ преодолеть внутренний кризис, как способ пережить несостоятельность в профессиональном плане;

брак как попытка соответствовать социальным нормам, ожиданиям родственников, как способ избегания давления от социума;

брак как компенсация чувства неполноценности (способ восполнить дефекты Образа-Я, повысить собственную значимость);

брак как достижение, предполагающий получение материальной или другой выгоды;

вынужденный брак, который представляет собой способ разрешить жизненные проблемы [23, с. 119].

Таким образом, семья как целостная система, реализующая совокупность функций, обеспечивающих полное удовлетворение потребностей членов семьи, состоит из двух основных подсистем: подсистема супружеских отношений и подсистема детско-родительских отношений. Брачно-семейные отношения характеризуются эмоциональными связями в семье, эмоционально-позитивным характером межличностных отношений, устойчивостью, длительностью и стабильностью взаимодействия с близкими людьми, совместной деятельностью, социальной поддержкой и инициированием к самостоятельной деятельности. Создание успешного брака тесно связано с адекватной мотивацией вступления в брак [32].