Файл: ДИМЛОМНАЯ РАБОТА. пСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К БРАКУ У ЖЕНЩИН МОЛОДОГО ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА И У РАЗВЕДЕННЫХ ЖЕНЩИН.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.04.2019

Просмотров: 2177

Скачиваний: 15

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К БРАКУ

1.1 Определение понятий «семья», «брак», «психологическая готовность к браку» в научной литературе

1.2 Психологические особенности женщин молодого, зрелого возраста и разведенных женщин

1.3 Психологическая готовность к браку как личностное образование в период взрослости

Выводы по главе 1

ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К БРАКУ ЖЕНЩИН МОЛОДОГО, ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА И РАЗВЕДЕННЫХ ЖЕНЩИН

2.1 Организация и методы исследования

2.2 Психологическая готовность к браку у женщин в молодом возрасте

2.3 Психологическая готовность к браку у женщин в зрелом возрасте

2.4 Психологическая готовность к браку у разведенных женщин

2.5 Сравнительный анализ психологической готовности к браку в молодом, зрелом возрасте и у разведенных женщин

Выводы по главе 2

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К БРАКУ


1.1 Определение понятий «семья», «брак», «психологическая готовность к браку» в научной литературе



Четкий понятийный аппарат исследования – залог успешно проведенного практического изучения темы. Именно поэтому для начала определим основные термины, которые будут использованы в нашем исследовании. К основным терминам в нашем исследовании относятся понятия «брак», «семья», «психологическая готовность к браку».

В научной литературе существуют различные подходы к определению понятий «брака» и «семьи». В зависимости от науки (психология, социология и др.) даются различные определения указанных понятий. В нашем исследовании мы дадим краткий анализ различных подходов к институту семьи и брака в опоре на психологическую литературу, что позволит более широко взглянуть на изучаемые явления.

Следует отметить, что в психологической литературе не существует общепринято определения понятия «семья». Семья представляет собой и малую группу, и социальный институт.

Традиционно семья определяется как системно-функциональное объединение значимых и эмоционально-близких людей на основе супружества, родства и родительства.

Как отмечает С.И. Голод [5], семья как социальный институт, представляет собой модель общественных отношений, отражение современного состояния личности, социально-психологических особенностей и возможностей ее самораскрытия в исторической картине развития общества.

Как отмечает В.М. Целуйко [38], семья – это малая социальная группа, члены которой связаны брачными и родственными отношениями, общностью быта, взаимной помощью и моральной ответственностью.

Основными характерными признаками семьи как малой группы являются:

брачные или родственные связи между ее членами;

общность быта;

особенные эмоциональные, правовые и этические взаимоотношения;

пожизненная принадлежность к семейной группе;

гетерогенный состав группы: возрастные, половые, личностные, социально-статусные, профессиональные различия;

повышенная эмоциональная значимость семейных событий [36].

Структура семьи рассматривается в качестве совокупности элементов и взаимосвязей между ними. Структура семьи включает число и состав семьи, совокупность взаимоотношений между ее членами. Структурными элементами семьи являются такие системы как супружеская, родительская, сиблинговая и индивидуальные подсистемы (совокупности семейных ролей, позволяющие семье выполнять определенные функции, обеспечивая ее жизнедеятельность) [12, с. 212].

Семья – это система, согласованное функционирование которой осуществляется посредством усвоения и исполнения ожидаемой роли каждым ее членом. Нормальное функционирование семьи возможно лишь при правильном распределении ролей и обязанностей между ее членами [39, с. 9].


Содержание семьи определяется ее функциями. О.А. Карабанова [12] считает, что семья реализует ряд следующих функций, отражающие «как специфику ее, семьи, культурно-исторического развития, так и своеобразие этапов ее жизненного цикла» [12, с. 163]:

1. Экономическая (материально-производственная), хозяйственно-бытовую.

2. Репродуктивная (деторождение и воспроизводство населения).

3. Функция воспитания детей..

4. Сексуально-эротическая.

5. Функция духовного общения,

6. Функция эмоциональной поддержки и принятия.

7. Рекреативная (восстановительная).

8. Функция социальной регуляции, контроля и опеки (в отношении несовершеннолетних и недееспособных членов семьи).

В своей основе семья выполняют свою главную функцию «эмоционального убежища», что означает наличие ощущений у человека ценности и полезности.

К другим функциям семьи Л.Б. Шнейдер [39] относит:

предоставление возможности чувствовать любовь, которая избавляет от одиночества, дает возможность полного (не только телесного, сексуального) принятия человека;

предоставление ресурсов для самоактуализации;

предоставление возможности ощутить радость отцовства и материнства;

обеспечение регулярной половой жизни с постоянным партнером;

совместное ведение домашнего хозяйства.

Исходя из семейных функций, Г. Навайтис [6] называет несколько групп потребностей, удовлетворяемых семьей:

потребности, которые связаны с отцовством и материнством;

потребности, которые связаны с созданием и поддержанием некоторых материальных условий жизни семьи;

потребности в физической и психической интимности [6, с. 104].

Семейные отношения регулируются нормами морали и права, основу которых составляет брак – «легитимное признание взаимоотношений мужчины и женщины, которые сопровождаются рождением детей и ответственностью за физическое и моральное здоровье членов семьи» [17, с. 161].

Официально брак регистрируют в органах записи актов гражданского состояния. Таким образом, ответственность мужа и жены за качество их семейной жизни закрепляется перед законом, а государство гарантирует защиту семьи, отцовства, материнства и детства.

Брак является свободным равноправным союзом мужчины и женщины, который заключен с соблюдением условий, установленных законом, целью которого является создание семьи, влекущее за собой взаимные личные и имущественные права и обязанности.

Согласно А.Г. Харчеву [23], брак представляет собой «исторически изменяющуюся социальную форму отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь, устанавливает их супружеские, а также родительские права и обязанности» [23, с. 90].

Признаками брака являются:

союз мужчины и женщины;

добровольная основа и взаимное согласие вступления в брак;


наличие равных прав и обязанностей у каждого из супругов в браке;

заключение брака с соблюдением правил, установленных законом.

Таким образом, семья – это объединение значимых и эмоционально-близких людей на основе супружества, родства и родительства, предполагающее общность быта, взаимопомощь, обязанности. Семейные отношения регулируются нормами морали и права, основу которых составляет брак – свободный и равноправный союз мужчины и женщины, который заключен с соблюдением условий, установленных законом. Термином «семья» обозначают сложную характеристику сложной системы взаимоотношений супругов, их детей, других родственников. Термин «брак» используется в контексте лишь двоих супругов.

Определив значения понятий «семья» и «брак», перейдем к обзору современных взглядов на термин «психологическая готовность к браку». Следует отметить, что в психологической литературе не определено понятие психологической готовности к браку как отдельного феномена.

Выявление содержательной стороны понятия «психологическая готовность к браку» предполагает анализ термина «психологическая готовность. В науке существует два основных уровня анализа понятия «психологическая готовность» - это предметный и методический.

С методологической точки зрения понятие «психологическая готовность» подразумевает понимание человека как самоорганизующейся системы. Этот уровень анализа позволяет говорить о системной детерминации различных видов человеческой готовности. Здесь готовность связана с изменением образа жизни и, соответственно, с изменением образа мира, и поэтому готовность проявляется как сложное психологическое воспитание, ведущее к системным изменениям (самоорганизации) как человека, так и весь и ее образ жизни (С.В. Жолудева [9], В.Е. Клочко, И.О. Гилова, и др.). В теории открытых самоорганизующихся психологических систем, которую разрабатывали указанные авторы, имеются основания, позволяющие представить готовность как проявление самоорганизации человека.

Следующий уровень – второй – С.В. Жолудева [9] определяет как «предметный», так как он предполагает использование понятия «психологическая готовность» в качестве некоторого особого деятельностного или, шире – поведенческого состояния готовности. На этом уровне анализа исследователи, как правило, изучают особенности психологического содержания и психологической структуры конкретных видов готовности.

В отечественной психологии есть две основные традиции изучения психологической подготовленности. Это разные аспекты готовности к различным видам деятельности (чаще всего профессиональные), а также различные аспекты готовности в контексте возрастных изменений личности [2].

Первое направление - это в основном деятельность. Здесь рассматривается готовность человека к различным видам деятельности (рабочая, спортивная, научная, военная, педагогическая, управленческая и т. д.). В рамках направления деятельности за эти годы проявляются два основных подхода к интерпретации явления «психологической готовности» к деятельности человека.


Одним из первых предпринял попытку классифицировать все теории исследования «психологической готовности» А.Д. Ганюшкин [4]. Он разделяет их на функциональный и личностный подходы.

Представители функционального подхода считают готовность к деятельности как состояние мобилизации всех психофизиологических систем человека, обеспечивающих его эффективное внедрение. Психологическая готовность человека к деятельности интерпретируется как целостная личная формация, которая имеет определенную структуру и включает в себя различные компоненты, среди которых: мотивационные, познавательные, эмоционально-волевые, оперативно-поведенческие как набор навыков, навыков и личных качеств, адекватных требованиям, содержанию и условиям деятельности [7, с. 3].

Во втором направлении психологическая готовность рассматривается в возрастном аспекте, где она характеризуется стремлением ребенка к новой и, следовательно, более взрослой позиции. В психологии накоплен значительный эмпирический материал, в котором изучается категория «психологической готовности», прежде всего, в связи с возрастными периодами, осмысленно отражающими их психологическую специфику.

Понятие психологической готовности к браку широко рассматривается в семейной психологии в контексте готовности к семейной жизни, к выполнению семейных функций.

В исследовании С.В. Жолудевой [9], психологическая готовность к браку понимается как динамичное психологическое образование, включающее ценностные ориентации, брачную мотивацию, представления о супружеской иерархии, супружеские установки и ожидания, представления о супружеских отношениях].

В работе Л.Б. Шнейдер [39-40] готовность к семейной жизни определяется как система социально-психологических установок личности, которая обусловливает эмоционально-психологическое отношение к образу жизни, ценностям супружества и семьи.

Психологическая готовность к браку рассматривается в качестве интегральной характеристики, которая объединяет в себе психологические мотивы, знания, умения и навыки, личностные качества, обеспечивающие построение отношений супругов в браке [11, с. 15].

Таким образом, изучив различные подходы к определению понятия «психологическая готовность», можно сделать вывод, что основные характеристики, которые определяют «психологическую готовность» к чему-либо, включают в себя: мотивационные, познавательные, эмоционально-волевые компоненты структуры личности. Исходя из этого, в нашей работе ,психологическую готовность к браку мы будем определять как определенную степень психологической и личностной зрелости индивида, позволяющей строить брачные отношения.




1.2 Психологические особенности женщин молодого, зрелого возраста и разведенных женщин



Для того, чтобы шире раскрыть вопрос о психологической готовности к браку у разных категорий женщин необходимо выявить возрастные границы молодых и зрелых женщин, которые представлены в научной литературе, а также выявить психологические отличия у женщин в молодом, зрелом возрасте, а также у уже разведенных женщин. Изучение круга очерченных вопросов позволит глубже раскрыть исследуемую тему, так как без знания психологических особенностей женщин разного возраста и социального положения невозможно будет определить структуру их психологической готовности к браку.


При анализе научной литературы (Г. Крайг [15], Т.Д. Марцинковская [18], А.А. Реан [28] и др.) посвященной вопросам возрастной периодизации мы определили, что молодой и зрелый возраст относятся к периоду взрослости, который определяется от конца юношества (20-22 года) до периода выхода человека на пенсию (55-65 лет).

Молодой возраст, в соответствии с классификацией Г. Крайга [15] относят периоду первой взрослости – 20-30 лет, зрелось по Г. Крайгу [15] можно отнести ко второму периоду взрослости – 30-60 лет. В каждом из этих периодов есть свои психологические особенности развития и становления личности человека.

А.А. Реан [28] к периоду взрослости также относит возраст от 20 до 60 лет, однако в отличие от Г. Крайга [15] к ранней взрослости относит возраст от 20 до 40 лет, сдвигая возрастные границы молодости на 10 лет. Период зрелости автором определяется как возраст от 40 до 60 лет.

Следует отметить, что данная классификация представляется нам наиболее соответствующей современным тенденциям в современном мире. С увеличением продолжительности жизни, с ростом количества людей ведущих активный образ жизни, не смотря на возраст, инфантилизацией современных молодых людей границы молодости все больше отодвигаются. В связи с указанными тенденциями мы считаем, что возраст от 20 до 40 лет наиболее перспективно рассматривать как период молодости.

Классификация Т.Д. Марцинковской [18] от описанных выше, существенно не отличается.

Таким образом, к периоду молодости мы будем относить возраст от 20 до 40 лет в соответствии с классификацией А.А. Реана [28], а к периоду зрелости мы будем относить возраст от 40 до 60 лет.

Далее рассмотрим психологические особенности личности следующих женщин:

молодого возраста;

разведенных;

зрелого возраста.

1. Психологические особенности женщин в молодом возрасте (20-40 лет).

К тому времени, когда человек достигает ранней взрослой жизни, многие этапы развития уже достигнуты. Обычно в этом возрасте уже есть автономия от родителей, идентичность и физический рост. Однако, когда человек вступает в юную взрослую жизнь, он начинает развиваться: происходит потеря собственного эгоцентризма и развивается посвящение себя другому. Э. Эриксон [41] назвал эту стадию «Интимность против изоляции», которая приводит к ориентировке человека на других, а не на себя, как в подростково-юношеском возрасте.

Это очень сложный период для молодого взрослого, и в отличие от предыдущих этапов, которые могут быть решены часто через пять лет или меньше, этот этап может длиться пятнадцать лет или более. Исследователи, такие как Э. Эриксон [41], Г. Крайг [15], более подробно рассматривают проблемы этого времени для молодых людей. Ученные склоняются к тому, что процесс развития межличностных отношений настолько сложный, что установление успешных отношений на интимном уровне занимает как минимум полтора года и что этот процесс не может быть ускорен. А. Маслоу [19] также упоминает, что молодые люди не только борются с любовью и потребностями, как упоминалось, но также пытаются утвердить себя профессионально, пытаясь достичь престижа и уважения. Д. Сьюпер [34], теоретик-профессионал, видел молодую взрослую жизнь как борьбу за развитие, где основные потребности варьируются между стадией реализации в возрасте 21-24 лет и стадией стабилизации в возрасте 24-35 лет. В основном, он говорил, что взросление является борьбой за сохранение идентичности, но в социальном профессиональном мире.