Файл: ДИМЛОМНАЯ РАБОТА. пСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К БРАКУ У ЖЕНЩИН МОЛОДОГО ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА И У РАЗВЕДЕННЫХ ЖЕНЩИН.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.04.2019

Просмотров: 2172

Скачиваний: 15

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К БРАКУ

1.1 Определение понятий «семья», «брак», «психологическая готовность к браку» в научной литературе

1.2 Психологические особенности женщин молодого, зрелого возраста и разведенных женщин

1.3 Психологическая готовность к браку как личностное образование в период взрослости

Выводы по главе 1

ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К БРАКУ ЖЕНЩИН МОЛОДОГО, ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА И РАЗВЕДЕННЫХ ЖЕНЩИН

2.1 Организация и методы исследования

2.2 Психологическая готовность к браку у женщин в молодом возрасте

2.3 Психологическая готовность к браку у женщин в зрелом возрасте

2.4 Психологическая готовность к браку у разведенных женщин

2.5 Сравнительный анализ психологической готовности к браку в молодом, зрелом возрасте и у разведенных женщин

Выводы по главе 2

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Таким образом, мы выяснили, что степень психологической подготовленности в зрелом возрасте и у разведенных женщин выше, чем в молодом возрасте.

Рассмотрим результаты исследования психологической готовности к браку более подробно на примере сравнения представлений о функции семьи в молодом и зрелом возрасте - рисунок 2.5. Разведенных женщин мы исключили из сравнения, так как они имеют схожие результаты с женщинами в зрелом возрасте.


Примечание: I – создание положительного психоэмоционального фона; II – поддержание уважительных, доброжелательных отношений с родственниками, близкими и друзьями; III – хозяйственно-экономическая функция; IV- производственно-трудовая деятельность; V – налаживание здорового семейно-бытового режима; VI – интимная жизнь; VII – деторождение; VIII – воспитание детей; IX – социальное самосовершенствование; X – постоянное обновление, развитие коммуникабельности


Рисунок 2.5 - Функции семьи в молодом и зрелом возрасте



Результаты, представленные на рисунке 2.5, показывают следующее:

в молодом возрасте доминирует выполнение таких семейных функций как создание положительного психоэмоционального фона (10,3); социальное самосовершенствование (5,2); постоянное обновление, развитие коммуникабельности (4,8);

в зрелом возрасте отмечается преобладание следующих семейных функций: деторождение (14); воспитание детей (13,5); налаживание здорового семейно-бытового режима (13,5); создание положительного психоэмоционального фона (9,5); поддержание уважительных, доброжелательных отношений с родственниками, близкими и друзьями (9,3).

Полученные результаты означают, что и в молодом, и в зрелом возрасте является важным создание положительного психоэмоционального фона. В молодом возрасте супруги больше стремятся к социальному самосовершенствованию, постоянному обновлению и развитию коммуникабельности. В зрелом возрасте супруги больше стремятся к деторождению, воспитанию детей, налаживанию здорового семейно-бытового режима, поддержанию уважительных, доброжелательных отношений с родственниками, близкими и друзьями.

Качественный анализ результатов исследования психологической готовности к браку позволяет сформулировать следующие особенности исполнения семейных функций в молодой, зрелой семье:

в ситуации, когда у мужа (жены) неприятности на работе, в молодом возрасте отмечается сопереживание, проявление нежности, стремление успокоить, поддержать уверенность в правоте, восстановлении справедливости; в зрелом возрасте преобладает спокойно-дружеское отношение, иногда с утешением и разделением огорчения;

в ситуации встречи гостей – родителей, родственников и друзей в молодом возрасте преобладает простой прием, без особого энтузиазма, чайный стол с обсуждением семейных проблем и новостей; в зрелом возрасте прием происходит в торжественной обстановке, с празднично накрытым столом, любимыми кушаньями гостей, культурно-развлекательной программой;


в ситуации совестных покупок, заготовок продуктов а молодом возрасте проявляется дружное обсуждение планов, в реализации которых все члены семьи принимают посильное, но активное участие;

в ситуации «мне некогда, я работаю» в молодом возрасте отношение к занятости супруга (супруги) понимающее, хотя и без особого интереса к его (ее) профессии; в зрелом возрасте отмечается уважительное отношение к профессиональной занятости, успехам, живой интерес к работе супруга (супруги) и трудовым проблемам;

в ситуации «забота об уюте, эстетике быта, чистоте одежды; белья, постели; уборка квартиры, приготовление пищи с учетом различия вкусов» в молодом возрасте отмечаются рассуждения типа: «Идеальный порядок в доме – моя мечта, но одна (один) я не в состоянии справиться, нужны помощник, стимул»; в зрелом возрасте – предпочитаются самостоятельные занятия домоводством с адекватным восприятием доброжелательной критики и пожеланий, без отказов от полезной помощи;

в сексуальных отношениях в молодом возрасте сексуальные отношения занимают доминирующее место в семейной жизни, все остальные вопросы имеют соподчиненное значение; в зрелом возрасте – отмечается сдержанность и умеренность в достижении сексуального удовлетворения;

в ситуации заботы о потомстве в молодом возрасте преобладают рассуждения типа: «Поживем для себя»; в зрелом возрасте – отмечается желание иметь как можно больше детей;

в ситуации заботы о воспитании детей в молодом возрасте преобладает предоставление ребенку возможности самовоспитания, свободы выбора и действий; в зрелом возрасте доминирует стремление к разностороннему (интеллектуальному, психоэмоциональному и физическому) развитию ребенка;

в ситуации совершенствования в рамках семьи в молодом возрасте преобладает развитие в спарринге (все только вдвоем, вместе), взаимное ограничение социальной активности; в зрелом возрасте – доминирует забота о всестороннем развитии каждого, индивидуальное овладение мастерством, ремеслами, выработка активной жизненной позиции;

в ситуации выбора и развития коммуникабельности в молодом возрасте преобладает стремление совершенствовать манеры поведения и формы общения, утверждать и с достоинством представлять свою семью и себя лично; в зрелом возрасте – импонирует скромное поведение в обществе, добросовестный труд не связан со стремлением завоевать всеобщее внимание, но ценится умение отстаивать свои позиции;

Далее для оценки достоверных различий между группами людей в молодом и зрелом возрасте, а также у разведенных женщин в психологической готовности к браку был использован статистический критерий U-Манна-Уитни. Расчет критерия производился с помощью программы SPSS Statistics v.22.

Перед применением критерия U-Манна-Уитни мы определили характера выборки с помощью теста Колмогорова-Смирнова. Тест Колмогорова-Смирнова показал ненормальность выборки исследования, что обусловило выбор непараметрического метода статистической обработки данных (критерий U-Манна-Уитни).


Результаты расчета критерия U-Манна-Уитни представлен в приложении Е, в таблице 1.4 и 1.5.

Мы выявляли статистически значимые различия у женщин молодого и зрелого возраста, а также статистически значимы различия между молодыми женщинами и разведенными. Т.е. для сравнения были выбраны группы респондентов с полярными (крайними) значениями. Статистически значимые различия между зрелыми и разведенными женщинами не производились в силу схожести первичных результатов исследования степени психологической готовности у респондентов, а также в силу одинакового возраста зрелых респондентов и разведенных – 40-45 лет.

Уровень значимости был выбран р≤0,05.

В результате применения критерия U-Манна-Уитни установлено, что существуют различия между группами молодых и зрелых людей в психологической готовности к браку (UЭмп = 12 при p≤0.05).

Результаты обработки данных представлены в таблице 2.5.


Таблица 2.5 – Результаты применения критерия U-Манна-Уитни среди молодых и зрелых женщин

Шкалы

Uэмп

Достоверность различий

I – создание положительного психоэмоционального фона

154

-

II – поддержание уважительных, доброжелательных отношений с родственниками, близкими и друзьями

31

р≤0,05

III – хозяйственно-экономическая функция

198

-

IV- производственно-трудовая деятельность

84

р≤0,05

V – налаживание здорового семейно-бытового режима

49

р≤0,05

VI – интимная жизнь

35

р≤0,05

VII – деторождение

16

р≤0,05

VIII – воспитание детей

30

р≤0,05

IX – социальное самосовершенствование

91

р≤0,05

X – постоянное обновление, развитие коммуникабельности

158

-


Анализируя показатели, представленные в таблице 2.4, можно сделать вывод о том, что существуют достоверные различия (р≤0,05) в психологической готовности к браку

Так, выявлены достоверные различия между группами людей в молодом и зрелом возрасте:

функция поддержания уважительных, доброжелательных отношений с родственниками, близкими и друзьями более выражена в зрелом возрасте, чем в молодом возрасте (U=31; р≤0,05);

функция производственно-трудовой деятельности более выражена в зрелом возрасте, чем в молодом возрасте (U=84; р≤0,05);

функция налаживания здорового семейно-бытового режима более выражена в зрелом возрасте, чем в молодом возрасте (U=49; р≤0,05);

функция интимной жизни более выражена более выражена в зрелом возрасте, чем в молодом возрасте (U=35; р≤0,05);

функция деторождения более выражена в зрелом возрасте, чем в молодом возрасте (U=16; р≤0,05);

функция воспитания детей более выражена в зрелом возрасте, чем в молодом возрасте (U=30; р≤0,05);

функция социального совершенствования более выражена в молодом возрасте, чем в зрелом возрасте (U=91; р≤0,05).


Полученные результаты свидетельствуют о том, что выполнение семейных функций в молодом и зрелом возрасте различно. В молодом возрасте более выражена функция социального совершенствования (U=91; р≤0,05); в зрелом же возрасте более выражены функции поддержания уважительных, доброжелательных отношений с родственниками, близкими и друзьями (U=31; р≤0,05); производственно-трудовой деятельности (U=84; р≤0,05);налаживания здорового семейно-бытового режима (U=49; р≤0,05); интимной жизни (U=35; р≤0,05);деторождения (U=16; р≤0,05);воспитания детей (U=30; р≤0,05).

Далее мы провели выявление статистически значимых различий у женщин молодого возраста и разведенных женщин также с помощью критерия U-Манна-Уитни. Уровень значимости был выбран р≤0,05. – результаты представлены в таблице 2.6.




Таблица 2.6 – Результаты применения критерия U-Манна-Уитни среди молодых и разведенных женщин

Шкалы

Uэмп

Достоверность различий

I – создание положительного психоэмоционального фона

84

р≤0,05

II – поддержание уважительных, доброжелательных отношений с родственниками, близкими и друзьями

49

р≤0,05

III – хозяйственно-экономическая функция

35

р≤0,05

IV- производственно-трудовая деятельность

154

-

V – налаживание здорового семейно-бытового режима

31

р≤0,05

VI – интимная жизнь

198

-

VII – деторождение

150

-

VIII – воспитание детей

30

р≤0,05

IX – социальное самосовершенствование

158

-

X – постоянное обновление, развитие коммуникабельности

91

р≤0,05


Анализируя показатели, представленные в таблице 2.6, можно сделать вывод о том, что существуют достоверные различия (р≤0,05) в психологической готовности к браку между женщинами в молодом возрасте и у разведенных.

Так, выявлены достоверные различия между группами людей в молодом возрасте и после развода:

функция налаживания здорового семейно-бытового режима более выражена у женщин после развода, чем в молодом возрасте (U=31; р≤0,05);

функция создания положительного психоэмоционального фона более выражена у женщин после развода, чем в молодом возрасте (U=84; р≤0,05);

функция поддержание уважительных, доброжелательных отношений с родственниками, близкими и друзьями более выражена у женщин после развода, чем в молодом возрасте (U=49; р≤0,05);

функция хозяйственно-экономическая более выражена у женщин после развода, чем в молодом возрасте (U=35; р≤0,05);

функция воспитания детей более выражена у женщин после развода, чем в молодом возрасте (U=30; р≤0,05);

функция постоянное обновление, развитие коммуникабельности более выражена в молодом возрасте, чем у женщин после развода (U=91; р≤0,05).

Полученные результаты свидетельствуют о том, что выполнение семейных функций в молодом возрасте и после развода различно. В молодом возрасте более выражена функция социального совершенствования (U=91; р≤0,05); у женщин после развода более выражены функции налаживания здорового семейно-бытового режима (U=31; р≤0,05); функция создания положительного психоэмоционального фона (U=84; р≤0,05); функция поддержание уважительных, доброжелательных отношений с родственниками, близкими и друзьями (U=49; р≤0,05); воспитания детей (U=30; р≤0,05).


Таким образом, можно сказать, что среди женщин молодого возраста и женщин зрелого возраста, а также между молодыми и разведенными женщинами были выявлены статистически значимые различия в психологической готовности к браку. Выявленные различия между женщинами молодого возраста и зрелого заключались в следующем: в молодом возрасте более выражена функция социального совершенствования; в зрелом же возрасте более выражены функции поддержания уважительных, доброжелательных отношений с родственниками, близкими и друзьями; производственно-трудовой деятельности; налаживания здорового семейно-бытового режима; интимной жизни; деторождения; воспитания детей. Выявленные различия между женщинами молодого возраста и разведенными заключались в следующем: в молодом возрасте более выражена функция социального совершенствования; у женщин после развода более выражены функции налаживания здорового семейно-бытового режима; функция создания положительного психоэмоционального фона; функция поддержание уважительных, доброжелательных отношений с родственниками, близкими и друзьями; воспитания детей.



Выводы по главе 2



Обобщая результаты эмпирического исследования психологической готовности к браку в молодом, зрелом возрасте и среди женщин после развода можно сделать следующие выводы:

степень психологической подготовленности в зрелом возрасте и у женщин после развода выше, чем в молодом возрасте. В молодом возрасте преобладает удовлетворительная подготовленность, в зрелом же возрасте и после развода люди преимущественно имеют удовлетворительную подготовленность к браку.

достоверно установлено, что выполнение семейных функций в молодом и зрелом возрасте различно. В молодом возрасте более выражена функция социального совершенствования; в зрелом же возрасте более выражены функции поддержания уважительных, доброжелательных отношений с родственниками, близкими и друзьями; производственно-трудовой деятельности; налаживания здорового семейно-бытового режима; интимной жизни; деторождения; воспитания детей.

достоверно установлено, что выполнение семейных функций в молодом возрасте и у женщин после развода различно. В молодом возрасте более выражена функция социального совершенствования; у женщин после развода более выражены функции налаживания здорового семейно-бытового режима; функция создания положительного психоэмоционального фона; функция поддержание уважительных, доброжелательных отношений с родственниками, близкими и друзьями; воспитания детей.

Следовательно, гипотеза исследования о том, что существуют различия в особенностях психологической готовности к браку у женщин молодого, зрелого возраста, а так же у разведенных женщин, подтвердилась.