ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.04.2019

Просмотров: 1269

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Резапкина Г.В., ведущий специалист, 
Центр практической психологии образования, г. Москва 

 
 

ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКА 

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ  

И СКЛОННОСТЕЙ 

УЧАЩИХСЯ 8–9-Х КЛАССОВ 

(методические рекомендации) 

 
 
«Экспресс-диагностика  профессиональных  интересов  и  склонностей  учащихся 

8–9-х  классов»  предназначена  для  индивидуальной  и  групповой  диагностики  мотива-
ционной,  интеллектуальной,  эмоционально-волевой  сферы  учащихся  8–9-х  классов, 
стоящих перед выбором профессии и профиля обучения.  

В  данной  методической  рекомендации  представлен  алгоритм  проведения  груп-

повой психологической диагностики в 8–9-х классах в целях уточнения профиля даль-
нейшего обучения и приведены методики диагностики профессиональных интересов и 
склонностей,  особенностей  интеллектуальной,  эмоционально-волевой  сферы,  суще-
ственных для выбора профессии. 

Пособие  адресовано  школьным  психологам  и  специалистам,  ответственным  за 

профориентационную работу в школе. 

 

1.  ОБЩИЕ  РЕКОМЕНДАЦИИ  ПО  ПРОВЕДЕНИЮ  ПСИХОЛОГИЧЕ-

СКОЙ ДИАГНОСТИКИ 

Профильное обучение, которое призвано помочь учащимся в обоснованном и реали-

стичном выборе профессии и путей ее получения, при всей его актуальности не имеет доста-
точного  теоретического обоснования и методического  обеспечения. Поэтому  особое значе-
ние приобретает поиск эффективных методов профдиагностики, не сводимой к одной кон-
статации некоторых произвольно выбранных параметров, как это происходит сейчас.  

«Экспресс-диагностика  профессиональных  интересов  и  склонностей  учащихся 

8–9-х  классов»  восполняет  пробел  в  методическом  обеспечении  психолого-
педагогического сопровождения выбора профиля обучения и будущей профессии уча-
щимися. Его содержание составляют отечественные и зарубежные методики, тщатель-
но отобранные, модернизированные и успешно апробированные в рамках мероприятий 
национального проекта «Образование» (2006–2010 гг). 

Методики могут использоваться при индивидуальном и групповом обследовании 

учащихся 8–9-х классов в целях диагностики: 

1)  профессиональных  интересов  и  склонностей  («Матрица  выбора  профессии», 

«Профиль», «Одно из двух»); 

2)  особенностей  мышления  («Тест  интеллектуального  потенциала»,  «Эрудит» 

(модификация  методики  ШТУР),  тест  Беннета  («Определение  технических 
способностей»); 

3) особенностей психоэмоциональной и коммуникативной сферы («Определение 

уровня тревожности», «Поведение в конфликтах», «Социальный интеллект»). 


background image

Главный смысл представленных в методическом пособии методов психологиче-

ской диагностики – знакомство учащихся со своими психологическими особенностями 
и осознание полученной информации. 

Выбор методик определяется целями и задачами диагностики, однако для суже-

ния поля выбора целесообразно начать с уточнения профессиональных интересов. При 
подборе методик необходимо соблюдать следующие принципы: 

  избытка информации или дублирования тестов; 
  оптимального количества тестов; 
  оптимальной последовательности предъявления тестов. 
Принцип избытка и перекрытия информации требует подбора разноплановых, но 

близких по целям методик. Так, склонность к определенному виду деятельности можно 
выявить с помощью «Матрицы выбора профессии», методики «Одно из двух» и мето-
дики «Профиль».  

Исследуя  мыслительные  способности,  целесообразно  сочетать  методы  диагно-

стики вербального и невербального интеллекта, например, тест интеллектуального по-
тенциала П. Ржичан и методику «Эрудит».  

Принцип  оптимальности  подбора  методик  заключается  в  нахождении  баланса 

между необходимой и достаточной информацией. Соблюдая его, мы снижаем времен-
ные затраты на проведение тестирования, сохраняя его высокое качество. Оптимальная 
последовательность  предъявления  тестов  предполагает  чередование  опросников  и  ри-
суночных методик, бланковых и компьютерных форм.  

Оптимальное время работы с одной методикой 10–15 минут. В ходе одной груп-

повой консультации не рекомендуется использовать более трех методик.  

На  результаты  тестирования  влияют  психоэмоциональное  состояние  человека, 

его  самочувствие,  настроение.  Поэтому  психолог  должен  сделать  все,  чтобы  снизить 
напряжение  и  тревожность  учащихся.  Необходимо  объяснить  учащимся  и  их  родите-
лям цели психологической диагностики и обеспечить комфортные условия работы: ти-
шина, нормальная температура и освещение, отсутствие внешних раздражителей.  

Соблюдение этих условий делает психологическую диагностику более достоверной 

и комфортной. По итогам диагностики готовится справка с рекомендациями учащимся по 
выбору профиля обучения. Целесообразно ознакомить родителей с результатами этой ра-
боты, условиями приема и спецификой учебы в профильных классах. Заполненные анкеты, 
бланки и тетради самодиагностики являются отчетным материалом, который необходимо 
хранить в условиях, исключающих доступ к ним третьих лиц.  

Структура и содержание групповых форм профдиагностики в 8–9-х классах 

Психологическую диагностику следует рассматривать не как разовый замер пси-

хологических  особенностей  учащихся,  а  как  средство  формирования  реалистичного 

представления о себе на основе психолого-педагогической диагностики, как компонент 

систематической психолого-профориентационной работы.  

 

 

 

Форма работы 

Перечень методик и время их проведения 

Первый уро-

вень 

Общая групповая спра-

вочно-информационная 

профконсультация «Ско-
рая помощь в выборе 

профессии»  

Мотивационная беседа (10 минут) 

Анкета (10 минут) 

Матрица выбора профессии (10 минут) 
Работа с профессиокартами (10 минут) 

Второй уро-

вень 

Общая групповая проф-

консультация «Профес-

сиональные интересы и 
склонности»  

«Профиль» (15–20 минут) и/или 

«Одно из двух» (15–20 минут)  
 


background image

Третий уро-
вень (первый 
этап) 

Общая групповая проф-
консультация «Выбор 
профиля обучения»  
 

Тест интеллектуального потенциала (П. Ржи-
чан) (20 минут) 
«Эрудит» (модификация методики ШТУР) (40 
минут) 
«Определение уровня тревожности» (10 минут) 

Третий уро-
вень (второй 
этап) 

Целевая групповая 
профконсультация «Вы-
бор профиля обучения»  

«Социальный интеллект» (15 минут) 
«Поведение в конфликтах» (15 минут) 
Тест Бенетта (20 минут)  

 

I уровень 
«Скорая помощь в выборе профессии»  
Технология  «Скорая  помощь  в  выборе  профессии»  представляет  собой  первич-

ную групповую экспресс-диагностику профессиональных интересов с использованием 
«Анкеты  самоопределения»  и  «Матрицы  выбора  профессии».  В  ходе  мотивационной 
беседы учащиеся узнают о целях предстоящей работы.  

Анкетирование  –  это  простой,  экономичный  и  достаточно  информативный  ме-

тод, который используется на начальном этапе профориентационной работы и помогает 
учащимся  осознать  мотивы  своих  поступков,  расширить  спектр  своих  выборов,  заду-
маться об их последствиях. Взрослым анкетирование дает возможность более целена-
правленно вести профориентационную работу и оценивать ее эффективность.  

После  того  как  все  учащиеся  ответили  на  все  вопросы  анкеты,  они  работают  с 

методикой  «Матрица  выбора  профессии»,  представляющей  собой  таблицу,  в  которой 
по горизонтали указаны предметы труда, а по вертикали – виды деятельности. В клет-
ки, образующиеся на пересечении горизонталей и вертикалей, вписаны примеры соот-
ветствующих профессий.  

Следующий этап – знакомство с содержанием профессий, профессионально важ-

ными  качествами  и  медицинскими  противопоказаниями,  в  ходе  которого  представле-
ния учащихся о профессии и о себе нередко претерпевают изменения, становясь более 
реалистичными и обоснованными (2–3 комплекта профессиокарт на класс). 

 

II уровень 
«Профессиональные интересы и склонности»  

Групповая диагностика профессиональных интересов и склонностей с помощью 

1–2 методик («Профиль», «Одно из двух» (модификация методики Холланда)) уточняет 

и  конкретизирует  профессиональные  намерения  учащихся.  Для  этого  достаточно  ис-

пользовать любые две методики из предложенных. Бланки и методики сконструирова-

ны  таким  образом,  что  учащиеся  тут  же  самостоятельно  подсчитывают  результаты  и 

знакомятся с интерпретацией.  

 

III уровень 
«Выбор профиля обучения» 

Общая  групповая  консультация  «Выбор  профиля  обучения»  предполагает  два 

этапа.  На  первом  все  учащиеся,  независимо  от  предварительных  результатов,  могут 

выполнить  методики  «Тест  интеллектуального  потенциала»  (П.  Ржичан)  и  «Эрудит» 

(модификация методики ШТУР). Первый этап может занимать 1–2 урока в зависимости 

от набора методик. 

На втором этапе (целевая групповая профконсультация) класс можно разделить 

на две подгруппы. Учащимся, которые на предварительном этапе проявили интерес к 

работе с людьми и профессиям, связанным с управлением, обслуживание, обучением и 

воспитанием, целесообразно предложить выполнить методики «Поведение в конфлик-

тах» или «Социальный интеллект».  


background image

Учащимся с выраженным интересом к технике интересно будет проверить свои 

способности с помощью «Теста Бенетта».  

По запросу образовательного учреждения можно провести диагностику по мето-

дике «Определение уровня тревожности». 

Второй этап может занимать 1–2 урока в зависимости от набора методик. Для 

работы необходимы бланки, опросники или «Тетради самодиагностики». 

 

2.  ГРУППОВАЯ  СПРАВОЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ  КОНСУЛЬТАЦИЯ 

«СКОРАЯ ПОМОЩЬ В ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ»  

2.1. Мотивационная беседа  
Важнейшая задача первого этапа работы – установление контакта с классом. Дове-

рительная атмосфера будет достигнута, если взрослый убедит ребят в ценности этой рабо-
ты  для  них  и  конфиденциальности  всей  информации.  Доброжелательный  тон  и  чувство 
защищенности позволят ребятам быть откровенными в ходе этой и других видов работ.  

Лучше, чтобы на уроке не присутствовали посторонние, в том числе представи-

тели администрации и другие учителя, которым трудно удержаться от замечаний типа 
«Покажите себя с лучшей стороны», «Вы знаете, как надо отвечать, чтобы не подвести 
школу» и т. д. Нередко они подсказывают «правильные» ответы, вслух комментируют 
их.  В  этом  случае  могут  включиться  нежелательные  поведенческие  стереотипы  уча-
щихся, искажающие результаты самодиагностики. 

В ходе мотивационной беседы, которая не должна превышать 10 минут, учащие-

ся узнают о целях предстоящей работы и значимости для них на данном этапе жизни. 
Ниже приводится примерный текст беседы. 

Работа занимает примерно третью часть жизни. Обидно потратить столько времени 

на дело, не приносящее ни удовольствия, ни пользы. Правильный выбор профессии позво-
ляет реализовать свой потенциал, избежать разочарования, обеспечить себя и свою семью. 
Любая работа, даже самая интересная и любимая, требует напряжения и самоотдачи. 

Чтобы  стать  профессионалом,  надо,  во-первых,  правильно  выбрать  профессию. 

Какой выбор можно считать правильным? Выбор, сделанный с учетом своих возмож-
ностей – интеллектуальных, физических, психологических. Однако этого недостаточно. 
Ваши возможности могут полностью соответствовать требованиям профессии. Но если 
эта профессия не пользуется спросом на рынке труда, то ваши замечательные способ-
ности окажутся невостребованными. 

По  данным  социологических  исследований,  более  половины  выпускников  выс-

ших учебных заведений работают не по специальности. Это – потерянные годы и вы-

брошенные на ветер деньги. Между тем работодатели все меньше обращают внимания 

на  высшее  образование,  качество  которого  снижается.  И  ребята,  выбравшие  профес-

сию, руководствуясь своими способностями и требованиями рынка труда, а не сообра-

жениями престижа, быстрее добиваются успеха.  

Выбор профессии – это ваше личное дело. Вы принимаете решение и несете за 

него ответственность. Задача взрослых – помочь вам получить достоверную информа-

цию  о  ваших  профессиональных  интересах  и  склонностях,  специфике  профессий  и 

возможности  их  получения  и  вашего  трудоустройства.  Мотивы  выбора  профессии  у 

всех разные. Для одних главное – гарантированное трудоустройство, для других – вы-

сокая  зарплата,  кто-то  получает  удовольствие  от  самой  работы.  Что  важно  для  тебя? 

Сегодня мы приблизимся к решению этого вопроса. Заполните, пожалуйста, бланк ан-

кеты и ответьте на все вопросы, ни с кем не советуясь. В конце урока те из вас, кто уже 

выбрал профессию, смогут подтвердить свой выбор или усомниться в нем, а те, кто еще 

не выбрал, смогут рассмотреть несколько вариантов.  

 


background image

2.2. Работа с «Анкетой самоопределения» 
Анкетирование  –  это  простой,  экономичный  и  достаточно  информативный  ме-

тод,  с  которого  целесообразно  начать  психологическую  диагностику.  Оно  помогает 
учащимся осознать мотивы своих поступков, расширить спектр своих выборов и заду-
маться об их последствиях.  

Каждый  учащийся  заносит  в  анкету  свои  данные  (имя,  фамилия,  школа,  класс). 

Следует сказать, что вся информация является конфиденциальной, то есть закрытой, и 
другим людям (даже родителям) может передаваться только с согласия подростка.  

Объясните  ребятам,  почему  не  следует  ни  с  кем  обсуждать  вопросы  анкеты  и 

свои  ответы:  это  может  исказить  результаты  диагностики  и  привести  к  ошибочному 
решению.  

Взрослые нередко  используют  анкетирование в  целях,  непонятных им  самим,  а 

детям – тем более. Поэтому процедура анкетирования особого энтузиазма не вызывает, 
если только не заменяет еще более тягостный урок. Причина, вероятно, в том, что ребя-
та чувствуют, что взрослые используют их своих целях. Поэтому прогностическая цен-
ность анкетных опросов невелика, особенно если они проводятся непрофессионально. 

«Анкета самоопределения» служит для первичной оценки готовности подростка 

к выбору профессии и активизации профессионального самоопределения. Кроме того, 
эта информация поможет уточнить направления психолого-профориентационной рабо-
ты с классом.  

Ключевым  вопросом  анкеты  является  вопрос  о  выборе  профессии.  Респондент, 

выбравший  профессию,  переходит  к  вопросу  №2,  который  может  прояснить  мотивы 
этого выбора. 

1.  Если вы уже выбрали профессию, напишите, какую. 
2.  Что повлияло на ваш выбор (для тех, кто уже выбрал, – не более трех вариантов): 

1) высокая зарплата;  
2) престижно; 
3) мне это интересно; 
4) посоветовали родители;  
5) возможность трудоустройства. 

На вопрос №3 отвечают респонденты, еще не выбравшие профессию. Их ответы 

помогут  увидеть  причины,  затрудняющие  выбор,  и  наметить  пути  психолого-
педагогической помощи соответствующим группам учащихся: 

3.  Если не выбрали, то почему (для тех, кто еще не выбрал): 

1) плохо знаю мир профессий;  
2) плохо знаю свои возможности; 
3) не могу выбрать из разных вариантов; 
4) не знаю, как выбирать профессию; 
5) еще не задумывался об этом. 

На  вопрос  №4  отвечают  выбравшие  профессию.  Смысл  вопроса  в  том,  чтобы 

дать  подросткам  возможность  увидеть  множество  условий  правильного  выбора  про-
фессии и оценить обоснованность своего выбора: 

4.  Что вы знаете о своей будущей профессии (для тех, кто уже выбрал профессию, – 

не более трех вариантов): 

1) предмет, содержание, условия труда; 
2) профессионально важные качества;  
3) где можно получить эту профессию;  
4) спрос на профессию на рынке труда;