Файл: ДИМЛОМНАЯ РАБОТА. пСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К БРАКУ У ЖЕНЩИН МОЛОДОГО ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА И У РАЗВЕДЕННЫХ ЖЕНЩИН.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.04.2019

Просмотров: 2182

Скачиваний: 15

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К БРАКУ

1.1 Определение понятий «семья», «брак», «психологическая готовность к браку» в научной литературе

1.2 Психологические особенности женщин молодого, зрелого возраста и разведенных женщин

1.3 Психологическая готовность к браку как личностное образование в период взрослости

Выводы по главе 1

ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К БРАКУ ЖЕНЩИН МОЛОДОГО, ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА И РАЗВЕДЕННЫХ ЖЕНЩИН

2.1 Организация и методы исследования

2.2 Психологическая готовность к браку у женщин в молодом возрасте

2.3 Психологическая готовность к браку у женщин в зрелом возрасте

2.4 Психологическая готовность к браку у разведенных женщин

2.5 Сравнительный анализ психологической готовности к браку в молодом, зрелом возрасте и у разведенных женщин

Выводы по главе 2

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Проблема изучения психологической готовности к браку вызывает научный интерес у исследователей в качестве феномен, включающий задачи возрастного и личностного развития, социализации молодежи, который отражает особенности социальной ситуации развития нового поколения в определенных культурно-исторических условиях.

Термин «готовность» определяется как активно-действенное состояние личности, а также установка на определенное поведение [6, с. 57].

По определению С.В. Ковалева [14], в основе готовности к браку и семейной жизни лежит длительное понимание индивидом общественной значимости своего поведения, определенных обстоятельств друг перед другом, ответственность за семью и детей, добровольное принятие неизбежных в семейной жизни забот и ограничение личной свободы [14, с. 154].

Психологическая готовность к браку представляет собой сложное структурное образование. Согласно И.Н. Олифирович [23], готовность к семейной жизни является многофакторным образованием, которое обусловлено влиянием семейной и социальной среды и проявляется на индивидуальном уровне в виде совокупности эмоциональных, когнитивных и поведенческих характеристик, определяющих способность человека к построению семейных отношений [23, с. 94].

Такие исследователи как И.В. Гребенников [6], Т.В. Андреева [1], В.А. Сысенко [33] выделили три основные ступени готовности молодых людей к браку:

физическая зрелость, характеризующаяся способностью молодых людей к зачатию ребенка без ущерба для здоровья, а для девушки – способность выносить и родить здорового ребенка.

социальная готовность, характеризующаяся завершением образования, приобретением профессии или продолжением получения высшего образования, началом самостоятельной трудовой деятельности. Эта готовность предполагает принятия ответственности друз задругу, семью, детей;

этико-психологическая готовность к браку, которая включает сформированный идеал семьи, представления о целях брачных отношений, осознание собственных мотивов вступления в брак и взаимных ожиданий от него, супружеско-родительских обязанностей [1; 6; 33].

Готовность к вступлению в брак также является системой психологических характеристик, которые обеспечивают успешное вступление в брак. В работе А.Н. Сизанова [30] выделяются следующие компоненты готовности людей к семейной жизни:

психологический, который представлен единством целей и сходством взгляд на устройство жизни (в том числе и семейной), умение создать необходимый психологический климат в семье, устойчивостью характера и чувств, развитыми волевыми качествами личности;

мотивационный, где любовь выступает основным мотивом создания семьи, включены стремление к самостоятельности, материальная независимость от родителей, ответственность за семью, взаимное желание воспитывать детей;


педагогический, который представлен наличием знаний о закономерностях развития и воспитания детей, умением передавать жизненный опыт, умением планировать семейный бюджет, организовывать быт и досуг, а также создавать уют;

социально-нравственный, представленный гражданской зрелостью (образованием, профессией, степенью нравственного сознания, возрастом), экономической самостоятельностью, состоянием здоровья [30, с. 35].

Психологическая готовность к браку тесно связана с прочностью брака. По мнению А.Г. Харчева и М.С. Мацковского, условиями прочного брака являются:

способность не перекладывать ответственность за свое поведение;

взаимное желание удовлетворять интересы супруга;

открытость к обсуждению семейных проблем;

способность проектировать оптимальную и реалистичную модель своей будущей семьи;

установка на совместное создание уюта в доме;

моральные качества, наличие ответственности, верности, честности, доброты, чувства долга перед супругом, детьми;

осознание необходимости рационального распределения семейных и социальных обязанностей [21, с. 205].

По мнению Н.В. Маляровой, готовность к браку характеризуется:

готовностью личности принять на себя новую систему обязанностей по отношению к своему брачному партнеру и будущим детям;

навыками межличностного общения, установкой на сотрудничество;

самоотверженностью по отношению к партнеру;

эмпатией;

эстетической культурой чувств и поведения личности;

способностью к саморегуляции;

конфликтологической культурой [22, с. 114].

На формирование позиции взрослых людей относительно брака и семейной жизни оказывает значительное влияние родительская семья. Ребенок перенимает от родителей форму поведения, подсознательные реакции, разного рода позитивные или негативные привычки, определенные качества, модель брачных отношений.

Важным аспектом психологической готовности к браку являются семейные представления и ожидания у молодежи по поводу семейной жизни.

Семейные представления молодых людей в значительной мере оказывают влияние на выбор будущего супруга. Они возникают как фрагментарные копии идеала семьи, который существует в обществе, и преломляются психической уникальностью личности [17, с. 86].

Представления о семье отражаются как на самом факте создания семьи, так и на характере развития взаимоотношений между супругами. Брачные экспектации являются психологической основой супружеских отношений.

Брачные экспектации – это системо-образующее звено супружеских взаимоотношений, которое представляет собой проекции конкретизированных брачных потребностей супругов на поведение друг друга [17, с. 87]. Исходя из этого определения, брак можно определить как соглашение (или договор) между супругами о взаимном соответствии брачным экспектациям друг друга.


Проведенные исследования Ю.А. Карватом ценностных ориентаций молодых людей свидетельствуют о том, что семья по-прежнему входит в число доминирующих ценностей юношей и девушек. Так диагностика ценностной сферы студентов-первокурсников Брестского государственного технического университета при помощи методики М. Рокича «Ценностные ориентации» демонстрирует следующие результаты: среди терминальных ценностей юношей семья занимает пятое место в списке, у девушек – третье место, что объясняется гендерными различиями [13, с. 15].

В зрелом возрасте семья для женщин остается ведущей ценностью, однако занимает уже не первое место. В период зрелости, женщины уже реализовали себя, как матери и жены: дети выросли, муж становится либо опорой в дальнейшей совместной жизни, либо происходит развод. Указанные факторы позволяют женщине в период зрелости сосредоточиться на достижении значимых результатов в карьере. Соответственно такое положение вещей вызывает смену системы ценностей у женщин.

Таким образом, в структуре психологической готовности к браку выделяют несколько компонентов: социально-нравственный, педагогический, мотивационный, психологический. В зависимости от возраста человека меняется степень его психологической готовности к браку. Также важность семьи как социального института для женщин зависит от их возраста: для молодых женщин брак часто выступает как конечная цель отношений; для женщин уже прошедших институт брака и реализовавших себя в этом вопросе, включая такой аспект брака как деторождения во взрослом возрасте на первый план выходит профессиональный рост.

Выводы по главе 1



1. Теоретический анализ психологической литературы показал, что семья – это объединение значимых и эмоционально-близких людей на основе супружества, родства и родительства, предполагающее общность быта, взаимопомощь, обязанности. Семейные отношения регулируются нормами морали и права, основу которых составляет брак – свободный и равноправный союз мужчины и женщины, который заключен с соблюдением условий, установленных законом. Термином «семья» обозначают сложную характеристику сложной системы взаимоотношений супругов, их детей, других родственников. Термин «брак» используется в контексте лишь двоих супругов. Термин «психологическая готовность к браку» подразумевает под собой психологическое состояние зрелости, позволяющей строить брачные отношения.

2. Нами были рассмотрены психологические особенности женщин в молодом, зрелом возрасте, а также разведенных женщин. В молодом возрасте женщины больше сосредоточены на семье и детях, так как на период 20-40 лет приходится репродуктивный пик у женщин в отличие от мужчин; профессиональные устремления в этом возрасте отодвигаются на второй план в связи с необходимостью заботиться о детях; в возрасте 40-60 лет, когда дети уже выросли, семейные отношения уже сложились или женщина разводиться, у нее происходит фокусировка на профессиональном поприще. Разведенные женщины испытывают ряд психологических моментов: это может быть чувство вены за неудавшийся брак; тревога по поводу неопределенного будущего; депрессия из-за разрушенного брака, особенно если женщины возлагали на него большие надежды. В тоже время развод может нести для женщин в психологическом плане и положительные моменты: если брак был напряженным, наступает чувство облегчения, от того, что закончились изматывающие отношения; если женщина была сосредоточена на роли матери, у нее появляется возможность реализовать себя в профессиональном плане


3. Психологическая готовность как личностное образование человека в контексте периода взрослости рассматривается, преимущественно, с точки зрения готовности к разным аспектам семейной жизни. Это следующие виды готовности: к началу половой жизни; к браку и семейной жизни, готовность к родительству; к материнству; готовность к отцовству (А.С. Спиваковская, Н.А. Демчук и др.); готовность к усыновлению (Г.С. Красницкая). Брачно-семейные отношения характеризуются эмоциональными связями в семье, эмоционально-позитивным характером межличностных отношений, устойчивостью, длительностью и стабильностью взаимодействия с близкими людьми, совместной деятельностью, социальной поддержкой и инициированием к самостоятельной деятельности. Создание успешного брака тесно связано с адекватной мотивацией вступления в брак.






ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К БРАКУ ЖЕНЩИН МОЛОДОГО, ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА И РАЗВЕДЕННЫХ ЖЕНЩИН


2.1 Организация и методы исследования



Как показал анализ научной литературы по проблеме исследования, существуют различные подходы к определению понятия «психологическая готовность к браку». Также практически отсутствуют комплексные исследования психологической готовности к браку в возрастном срезе. Все это определило необходимость более глубокого изучения феномена психологической готовности к браку у женщин молодого, зрелого возраста и у разведенных женщин.

Характеристика выборки исследования. Всего в исследовании приняли участие 60 человек. Из них 20 молодых женщин в возрасте 25-30 лет; 20 «зрелых» женщин в возрасте 40-45 лет; 20 разведенных женщин в возрасте 40-45 лет. Среди молодых и зрелых женщин никто замужем не был. Все респонденты имеют высшее образование, живут отдельно от родителей. Среди разведенных женщин у 11 были несовершеннолетние дети. Среди ранее в браке не состоявших женщин несовершеннолетние дети были у 10 человек.

Экспериментальное исследование проводилось в период с мае 2018 г. Психодиагностическое обследование проводилось с добровольного согласия самих респодентов, очным групповым методом. Испытуемым было предложено заполнить анкеты в письменном виде. Все респоденты имели чистые бланки анкет, с четкой инструкцией по ее заполнению. Кроме того, мы подробно отвечали на возникающие у респодентов вопросы до проведения анкетирования.

В ходе проведения экспериментального исследования была поставлена цель: сравнительный анализ психологической готовности к браку у женщин молодого, зрелого возраста и у разведенных женщин.

Решались следующие задачи:

1. Установить психологическую готовность к браку у женщин в молодом возрасте.

2. Выявить психологическую готовность к браку в зрелом возрасте;

3. Определить психологическую готовность к браку у разведенных женщин;

4. Провести сравнительный анализ психологической готовности к браку у женщин в молодом, зрелом возрасте и у разведенных женщин.

Гипотезой исследования послужило предположение, что существует разница в уровне психологической готовности к браку в молодом, зрелом возрасте и у разведенных женщин.

Экспериментальное исследование проводилось в два этапа:

На первом (диагностическом) этапе был проведен первичный анализ полученных данных в ходе анкетирования молодых и зрелых женщин, а также незамужних. Данные были представлены с помощью методов описательной статистики (таблицы, диаграммы);

На втором этапе исследования нами был проведен сравнительный анализ психологической готовности к браку у женщин молодого, зрелого возраста и у разведенных женщин. Данные анализировались с применением статистических методов (критерия U-Манна-Уитни) и были качественно проанализированы.