Файл: Законотворческая функция государства в РФ (Сущность и значение правотворчества).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 71

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В современной российской юриспруденции часто происходит и отождествление понятий нормотворчества и собственно правотворчества. А.В. Ильин убежден, что это «…недопустимо, так как может породить ряд юридических заблуждений. Правотворчество связано с формированием именно правовых норм, в то время как нормотворчество предполагает формирование не только правовых норм, но и иных социальных (моральных, корпоративных, нравственных, религиозных и др.). Последние связаны с внеправовым нормотворчеством. В контексте правотворчества важнейшей проблемой выступает и огульное отнесение к нему деятельности тех субъектов, которые не могут и не должны заниматься правотворчеством в условиях разделения российских властей. Речь, прежде всего, идет о судебных актах любого уровня. Российские суды не занимаются правотворческой деятельностью. Если это признать, как в науке, так и на практике, то механизм разделения властей (и без того шаткий в современной России), взорвется. Суды будут обладать не только судебными, но и правотворческими полномочиями, что чревато злоупотреблениями»[30].

Глава 2. Законотворческая функция государства

2.1. Особенности функций современного государства

В соответствии с основными важнейшими сферами социальной жизнедеятельности с определенной долей условности можно выделить экономическую, политическую, идеологическую, информационно-коммуникативную и полицейскую функции государства. Безусловно, в юридической литературе существует и иная классификация.

Экономическая функция определяет место и роль государства в системе экономического развития, устанавливает пределы вмешательства государства в процесс управления экономикой. В самом общем виде эту функцию можно определить как обусловленное объективными условиями социального развития направление государственной деятельности в экономической сфере.

Характеризуя экономическую функцию с точки зрения ее места и роли в системе функций государства, отметим следующие характерные черты: Во-первых, экономическая функция государства относится к числу основных функций. Это наиболее общее направление деятельности государства, по осуществлению стоящих перед ним целей и задач. Она имеет особую социальную значимость, в разной мере подлежит осуществлению всеми государственными органами и подлежит «дроблению» на подфункции. Во-вторых, экономическая функция государства носит постоянный характер, она не ограничена временными рамками и, осуществляются государством в течение всего периода своего существования. В-третьих, экономическая функция государства реализуется как во внутренней (внутригосударственной), так и во внешнеполитической сфере.


Несмотря на то, что экономическая функция государства относится к числу постоянных функций, она, безусловно, подвержена воздействию целого ряда социально-исторических факторов определяющих специфику ее структуры и содержания в конкретный исторический период. К таким факторам, прежде всего, относят:

  1. тип экономической системы;
  2. цели развития экономики в данной системе;
  3. экономический потенциал и система форм собственности;
  4. развитость рыночных отношений;
  5. характер межнациональных отношений и уровень развития регионов;
  6. место государства в мировой системе хозяйствования и международном разделении труда.

Наряду с вышеперечисленными основными факторами выделяют также и ряд факультативных, дополнительных факторов определяющих, в частности, особенности производных внутренних экономических функций российского государства на современном этапе:

  1. реальное положение дел в экономике страны;
  2. необходимость перехода от централизованно регулируемой экономики к многообразию форм собственности и форм хозяйствования;
  3. становление и развитие рыночных отношений и пр.

Политическая функция также относится к числу исходных или так называемых «основных» функций государства. Ее фундаментальное значение определяется, прежде всего, особым местом и ролью государства в политической системе. Центральное место государства в политической системе общества предопределяется тем, что государство:

  1. выступает в качестве единственного официального представителя всего народа, объединяемого в пределах его территориальных границ по признаку гражданства (подданства);
  2. является единственным носителем суверенитета;
  3. обладает специальным аппаратом (публичной властью), предназначенным для управления обществом;
  4. имеет силовые структуры (вооруженные силы, полицию, службу безопасности и т.п.);
  5. осуществляет, как правило, монополию на правотворчество;
  6. владеет специфическим набором материальных ценностей (государственная собственность, бюджет, валюта и т.д.);
  7. определяет главные направления развития общества.

Основой целевой установкой достигаемой в процессе реализации политической функции является обеспечение государственного суверенитета в его внутреннем и внешнем проявлении. Таким образом, во внутренней сфере реализация политической функции предполагает осуществление деятельности по обеспечению незыблемости государственного строя; организации и функционирования органов государственной власти; определению принципов взаимодействия субъектов государственной политики (политических партий, государственных и общественных организаций, индивидов). Во внешней сфере реализация политической функции связывается с обеспечением внешнего проявления суверенитета. Прежде всего, это защита суверенитета путем противодействия внешним попыткам нарушить территориальную целостность, политическую или экономическую самостоятельность государства.


Идеологическая функция государства представляет собой направление государственной деятельности связанное с выработкой, закреплением и поддержанием на официальном уровне соответствующих идеологических установок, ценностных ориентиров и т.д.. Таким образом, содержательная сторона идеологической функции государства представляет собой «реализацию каких-либо идеологем посредством формирования устойчивых мировоззренческих ценностей». Значение идеологической функции во многом определяется значением самой идеологии для общества. «Идеология не просто включает в себя определенные ценности, а имеет нормативный характер. Конституция и иные законодательные акты представляют собой материализацию идеологических постулатов какой-либо части социума, социальных групп или субъектов власти, а в идеале - всего общества» . Формирование «устойчивых мировоззренческих ценностей» в современном обществе невозможно без эффективного управления информационными потоками. Поэтому идеологическая функция самым тесным образом сопряжена с информационно-коммуникативной функцией государства.

Информационно-коммуникативная функция государства - это направление государственной деятельности, определяемое необходимостью эффективного регулирования информационных потоков в обществе. В условиях формирующегося информационного общества эта функция становится приоритетной и в самом общем виде может пониматься как государственное управление информационно-коммуникативными процессами. При этом государство:

  1. обеспечивает соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею;
  2. осуществляет информационное обеспечение государственной политики, связанное с доведением до общественности достоверной информации о государственной политике, официальной позиции государства по социально значимым событиям, обеспечивает доступ граждан к открытым государственным информационным ресурсам;
  3. способствует развитию современных информационных технологий, индустрии информации, в том числе индустрии средств информатизации, телекоммуникации и связи, а также обеспечивает накопление, сохранность и эффективное использование информационных ресурсов;
  4. осуществляет защиту информационных ресурсов от несанкционированного доступа, обеспечивает безопасность информационных и телекоммуникационных систем.

Реализация информационно-коммуникативной функции предполагает три вида государственной деятельности:


  1. Осуществление информационного обмена.
  2. Государственное информирование общества о принятых государственных решениях, правовое информирование, формирование общественного мнения посредством информационного воздействия и т.д.
  3. Государственное дозирование информации, обеспечение информационной безопасности, ограждение общества от воздействия вредной информации, государственная цензура.

Полицейская функция государства - это направление государственной деятельности связанное с охраной интересов государства и общества от всевозможных нарушений, а также реализацией мер юридической ответственности в отношении нарушителей. Подобный подход позволяет утверждать, что реализация полицейской функции государства связана не только с полицией, но и с другими субъектами, вовлеченными в охранительные правоотношения и тем самым участвующими в реализации охранительной функции права. Таким образом, полицейская функция государства интерпретируется как «установление и обеспечение внутригосударственного порядка специально уполномоченными государственными органами (полиция, армия, службы государственной безопасности, исправительные учреждения и т.д.) посредством применения физического государственного принуждения».

Особенность полицейской функции государства состоит так же в том, что она осуществляется при помощи методов, которые носят узко специализированную направленность, определяемую объективной необходимостью применения мер физического принуждения - так называемые «полицейские методы» или «полицейские меры». Категория «полицейские методы» сегодня стала нарицательной, но в действительности вряд ли возможно существование государства, самого демократического, претендующего на статус правового которое бы эти методы не применяло. Государственное принуждение, осуществляемое специально созданными с этой целью органами, во многом отражает саму суть государства как социального института подавляющего волю отдельных лиц ради общественного блага, в целях достижения публичного интереса. Вместе с тем принуждение, в том числе и государственное, может осуществляться разными средствами - экономическими, идеологическими, психологическими и т.д. Поэтому, характеризуя государственное принуждение как метод реализации именно полицейской функции необходимо указать на то, что этот вид принуждение осуществляется в непосредственном физическом, силовом контакте с субъектом воздействия. Это принуждение осуществляется специальными органами, обладающими соответствующими силами и средствами для осуществления этого вида государственного принуждения.


2.2.Сущность и особенности законотворческой функции государства и ее взаимосвязь с функциями государства

Думается, если мы действительно рассчитываем построить правовое государство, то термин «юридические обязанности государства» должен встречаться в юридической литературе намного чаще, чем сейчас. Ибо, если только граждане несут обязанности перед государством, — это верный признак тоталитарного режима. Как это было, например, во время действия советских Конституций 1918, 1924 и 1936 гг. Так, ни в одной Конституции СССР и союзных республик названного периода не говорилось прямо об обязанности государства. Вместо этого, в советских конституциях в главе, посвященной основным правам и свободам граждан, речь идет только о функциях закона: карательной, гарантирующей и охранительной. Показательно и отсутствие в Конституции СССР от 5 декабря 1936 г. такого основного права гражданина как право на жизнь. Это вполне соответствовало духу той эпохи. Вероятно недостаток внимания к юридическим обязанностям государства в настоящее время выступает проявлением наследия тоталитарного прошлого. Важно, чтобы это наследие не стало настоящим, в котором один из слоев общества эксплуатирует основную часть населения нашей страны.

Недостаточное внимание к юридическим обязанностям государства также может быть обусловлено всей историей возникновения и существования государства. Если открыть учебники истории государства и права, мы узнаем, что стимулом для зарождения государства стало появление прибавочного продукта и присвоение значительной его части родоплеменной знатью.

Если обратиться к истории возникновения древних государств, в частности, Китая, из тех же учебников можно узнать, что особенностью образования государства в Китае является то, что «Согласно китайским преданиям, возникновение государства в Древнем Китае связано с покорением в 18 в. до н.э. племени Ся племенем Шан. Т.е. процесс перехода от первобытнообщинного строя к классовому обществу был активизирован покорением одного народа другим. Органы первобытнообщинного строя не были приспособлены для управления завоеванным народом. С этой целью был создан специальный государственный аппарат».