Файл: Законотворческая функция государства в РФ (Сущность и значение правотворчества).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 51

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

По поводу возникновения древнегерманского государства в учебниках говорится: «Возникновение древнегерманского государства в значительной степени связано с завоеванием обширных территорий, для господства над которыми родовая организация приспособлена не была»3 и т.д.

Из приведенных примеров видно, что древние государства возникали в результате покорения и для эксплуатации одних племен другими.

Таким образом, задачи функционирования государства в зависимости от общественно-экономической формации принципиально не изменились:

  1. для рабовладельческого строя задача государства состояла в подчинении рабов и эксплуатации рабского труда;
  2. для феодального — в подчинении и эксплуатации крестьян феодалами;
  3. для капиталистического — в эксплуатации трудящихся;
  4. для советского строя — в эксплуатации населения для строительства коммунизма.

Вместе с тем вряд ли стоит утверждать, что эксплуатация выступала единственной

функциональной характеристикой государства. Так, по словам С.Ф. Кечекъяна, «раздачи неимущим составляли нигде прямо не выраженную, но, тем не менее, совершенно бесспорную обязанность как государства, так и богатых граждан. Щедрые раздачи Кимона, о которых сообщают Плутарх и Аристотель, были столь же естественны и стояли в таком же соответствии с правосознанием афинян, как впоследствии раздачи Цезаря, Августа в Риме — с правосознанием римлян.

Театральные деньги, другие денежные раздачи, сисситии за счет государства, какие отмечены на Крите, были явлением того же порядка, что и даровая раздача хлеба в Риме, при которой число получавших доходило до 320 тысяч с лишком человек». Таким образом, эксплуатация одних людей другими не являлась единственной задачей государства.

«С принятием христианства появилась идея о законодательной обязанности, возложенной свыше на государя, мысль о необходимости регулировать общественные отношения с помощью власти». Одно из первых упоминаний об этом можно найти в 17 главе Второзакония, пятой книги Моисея Ветхого завета. Указанные обязанности не утратили своего значения и во времена царствования Петра Великого. В частности, он ясно почувствовал и осознал «долженства», обязанности царя, которые сводятся, по его мнению, к двум необходимым делам правления: а) распорядку, внутреннему благоустройству; б) обороне, внешней безопасности государства.

Значительно позже русские декабристы выдвинули идею о том, что всякое государство может существовать «лишь на основе равновесия взаимных обязанностей и взаимных прав» (ПИ. Пестель), что «невозможно согласиться с положением, когда все права находятся на одной стороне, а обязанности на другой» (Н.М. Муравьев). К сожалению, наша история нас ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков. О юридических обязанностях государства речь может идти только в государствах с таким общественным строем, при котором исключается принудительная эксплуатация одних людей другими, где не люди существуют для государства, а государство для людей. Скорее всего, это и объясняет отсутствие определения «юридические обязанности государства» в отечественной юридической литературе.


Как представляется, для восполнения этого пробела необходимо сформулировать определение понятия «юридическая обязанность государства», взяв за основу общетеоретические определения юридической обязанности. В целом все многообразие позиций относительно определения понятия «юридическая обязанность» можно свести к следующим вариантам.

  1. «Юридическая обязанность есть требуемые законом вид и мера должного поведения лица, соответствующие субъективному праву другого лица».
  2. «Юридическая обязанность — это предписанная обязанному лицу и обеспеченная возможностью государственного принуждения мера необходимого поведения, которой оно должно следовать в интересах управомоченного лица» .
  3. «Юридическая обязанность — предусмотренная законодательством и охраняемая государством необходимость должного поведения участника конкретного правоотношения (носителя этой обязанности) в интересах управомоченного субъекта (индивида, организации, государства в целом). Содержание юридической обязанности выражается в двух разновидностях: в необходимости совершать активные положительные действия в пользу других участников правоотношений (управомоченных лиц) и в необходимости воздержания от действий, запрещенных нормами права»10.
  4. «Должное поведение, несоблюдение которого влечет применение тех или иных государственных санкций, называется юридической обязанностью.»

Если взять за основу первое определение, то получится следующее: Юридическая обязанность государства

  • это требуемые законом вид и мера должного поведения государства. А если учесть, что государство — это единая социально-политическая организация общества, распространяющая свою власть на всю территорию страны и ее население посредством выработки общеобязательных правил поведения, располагающая специальным аппаратом управления и обладающая независимостью, то получается, что государство само для себя определяет меру должного поведения. Из трех следующих определений получится вывод еще интереснее. Государство не только определяет себе вид и меру должного поведения, но и охраняет необходимость должного поведения участника конкретного правоотношения (носителя этой обязанности) в интересах управомоченного субъекта (индивида, организации, самого себя в целом), применяет к себе санкции. Таким образом, если опираться на традиционные определения юридических обязанностей, возникают сложности при попытке корректно сформулировать юридическую обязанность государства.

Появляется соблазн заявить, что у государства не может быть юридических обязанностей, на что можно возразить следующее. В ст. 2 Конституции РФ закреплено такое положение: «Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства». Является ли эта обязанность государства юридической? Да, является, т.к. она закреплена в законе, является мерой должного поведения и за нарушение этой нормы государство может нести ответственность (точнее, эта ответственность возлагается на государственные органы и должностных лиц). Правда, в нашем государстве это довольно затруднительно, что говорит о необходимости строительства правового государства внесения изменений в социально-политическую организацию Российского государства.

Обязанность соблюдать права человека была четко сформулирована в Уставе ООН. Юридической обязанностью членов ООН является претворение в жизнь основных прав и свобод человека. Устав ООН как многосторонний международный договор предписывает государствам не общие пожелания, а конкретную обязанность — обеспечивать в пределах своей юрисдикции защиту прав личности.

Таким образом, юридическая обязанность государства существует, но далеко не всегда исполняется надлежащим образом. Очевидно, причина в том, что возникновение юридических обязанностей внутри государства возможно только в процессе построения правового государства. В любом другом случае это невозможно, т.к. никакое другое государство не станет объективно применять в отношении себя или своих органов и чиновников санкции за нарушение установленной меры должного поведения. Никакое другое государство, кроме правового, не станет закреплять для себя меру должного поведения, пропорциональную обязанностям своих граждан. Следовательно, обязанность государства по признанию, соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина существует сейчас в нашем государстве лишь как строительный материал для правового государства. Добиваться ее должного исполнения государством означает создание правового государства. На основании вышеизложенного можно сформулировать следующее определение.

Юридическая обязанность государства — это мера должного поведения государства, гарантированная определенным правовымрежимом функционирования государственной власти.

Юридические обязанности государства можно разделить на два вида: внутренние и внешние. Внутренние юридические обязанности государства — это мера должного поведения государства в отношении своих граждан и лиц, находящихся на его территории. Внешние юридические обязанности государства — это мера должного поведения государства в отношении другого государства и иностранных граждан, установленная международным законодательством.


Такое деление юридических обязанностей государства совпадает с классификацией функций государства. «К внутренним функциям государства относятся такие направления деятельности государства, которые направлены на решение внутренних задач государства: экономическая, экологическая, охрана правопорядка, налогообложения, социальная функция.

Внешними функциями государства являются его международные направления деятельности, они связаны с поддержанием отношений с другими государствами: защита страны от внешней агрессии, внешнеэкономическое сотрудничество, сотрудничество в области науки и культуры и др.»

И это не случайно, т.к. «признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина

  • обязанность государства», что закреплено в ст. 2 Конституции РФ. Это законодательное закрепление способа осуществления правоохранительной (функции охраны прав и свобод граждан, собственности, обеспечения законности и правопорядка) и социальной функций государства. То же можно сказать и относительно юридических обязанностей государства, закрепленных в международных правовых актах.

Следовательно, юридическая обязанность государства—это способ осуществления функций государства, т.е. функции отвечают на вопрос: «В каком направлении должно действовать государство?», а юридические обязанности государства отвечают на вопрос: «Как?» А.И. Экимов справедливо утверждает: «Смысл юридической обязанности в том, чтобы обеспечить функционирование соответствующей социально-политической системы...»[31].

Традиционно в отечественной юридической науке функции государства подразделяются на внутренние и внешние.

К внутренним обычно относятся:

  1. экономическая функция;
  2. социальная функция;
  3. функция развития культуры, науки и образования;
  4. экологическая функция, или функция охраны природы и рационального использования природных ресурсов;
  5. функция налогообложения и взимания налогов;
  6. функция охраны прав и свобод граждан, всех форм собственности, правопорядка.

В перечень внешних функций обычно включают:

  1. оборону страны;
  2. обеспечение мира и поддержания мирового порядка;
  3. сотрудничество и укрепление связей с другими государствами;
  4. интеграцию в мировую экономику и сотрудничество с другими странами в решении глобальных проблем.

Все вышеназванные основные функции государства, как представляется, должны быть закреплены в виде юридических обязанностей государства в Конституции РФ, на основании которых разрабатываются должностные обязанности для государственных чиновников. В настоящее время это сделано в отношении только двух функций — правоохранительной (охраны прав и свобод граждан, собственности, обеспечения законности и правопорядка) и социальной функций государства. Стремление нашего общества к созданию демократического правового государства неразрывно связано с обязанностью последнего создавать систему защиты прав и свобод, а также устанавливать четкие юридические процедуры такой защиты.


Однако на практике нередки случаи, когда сам гарант нарушает предоставленные им гарантии. В этой связи представляется необходимым усилить ответственность государства, его органов, должностных лиц за незаконные действия (бездействие) в сфере реализации юридических обязанностей государства.

Заключение

Человечество стоит на пороге качественно нового и потому неведомого периода своего развития. И интересы России в современном мире весьма многоплановы, но в целом сконцентрированы вокруг двух «полюсов» - вопросов международной безопасности, а также различных аспектов внутриполитической и социально-экономической стабильности. Параметры и общее состояние современного механизма правотворчества играет в решении выше указанных вопросов далеко не последнюю роль. Стратегическая стабильность России, может быть обеспечена только в условиях сочетания внешнеполитических, экономических и военных усилий на европейском и тихоокеанском направлениях. Развитие правотворчества, безусловно, будет способствовать укреплению мира и безопасности в регионах и в стране в целом.

Логично было бы определить правотворчество как юридико-технический процесс, в рамках которого логически сочетаются юридические действия и процедуры, направленные как на создание материального права, выраженного в системе формально-юридических источников права, так и на формирование «реального (живого)» права, получающего свое выражение в динамике отношений в сфере непосредственного правового регулирования. Важно также отметить существование как материального, так и процессуального видов правотворчества. Материальное правотворчество - это, по сути, вид и юридическая форма процесса правообразования, и как явление, оно представляет собой интегрированную конструкцию. Процессуальное правотворчество представляет собой виртуальное явление, предполагающее переход «правовой материи» в «правовую энергию», которая в свою очередь является показателем «реальной юридической силы» материального источника права, содержащего правовые нормы, одновременно являясь критерием оценки его эффективности.

На основе формально-юридического анализа действующего законодательства можно с уверенностью вывод о существовании коллизий юридических дефиниций − ситуации, в рамках которой возникает противоречие между содержанием одинаковых или сходных понятий, используемых в различных правовых актах. Наличие коллизий дефиниций является фактором, оказывающим негативное влияние на качество материального права, а их выявление в процессе мониторинга законодательства и правоприменительной деятельности способствует оптимизации процесса правотворчества и эффективности правового регулирования.