Файл: Законотворческая функция государства в РФ (Сущность и значение правотворчества).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 62
Скачиваний: 2
Введение
правотворчество норма общество
Актуальность исследования. Характерной чертой развития современного российского общества является повышенное внимание к правотворческой деятельности, что связано с коренными преобразованиями правовой системы. Социальные реформы предполагают интенсивное развитие правотворческого процесса. К законотворчеству подключились представительные органы субъектов Российской Федерации, развиваются их правотворческие функции, что изменяет систему правотворчества, усложняет его структуру, расширяет источники. Становится актуальным формирование национальной доктрины правотворчества с учетом наследия российской правовой культуры.
При рассмотрении выбранной проблемы исследования были изучены труды целого ряда отечественных авторов, посвященные анализу различных аспектов процесса правотворчества, его механизма, этапов и факторов, на него влияющих.
Значительный вклад в развитии теоретических основ понимания правотворчества и практических аспектов развития правотворческой деятельности составляют труды таких авторов, как С.С. Алексеев, Ю.Г. Арзамасов, В.К. Бабаев, М.И. Байтин, В.М. Баранов, С.А. Жинкин, В.П. Казимирчук, И.Ф. Казьмин, Д.А. Керимов, В.Н. Кудрявцев, С.А. Комаров, H.H. Вопленко, Н.А. Власенко, В.В. Лазарев, Е.А. Лукашева, Г.В. Мальцев, М.Н. Марченко, A.B. Мицкевич, А. Нашиц, A.C. Пиголкин, C.B. Поленина, И.С. Самощенко, В.М. Сырых, Ю.А. Тихомиров, P.O. Халфина, А.Ф. Черданцев и др.
Вместе с тем, до настоящего времени в отечественной юридической литературе недостаточно монографических работ, целиком посвященных комплексному и всестороннему исследованию специфики и проблем современного российского правотворчества.
Среди диссертационных работ, где авторами уделяется должное внимание механизму правотворчества, целесообразно отметить таких авторов, как: Э.Ф. Мамедов[1], А.Б. Козырева[2], С.В. Синюков[3], Е.А. Каминская[4] и др.
В монографии З.С. Байниязовой[5] рассматривается проблема становления консолидированной правовой системы современной России, обосновывается ценность консолидированного измерения права, правового статуса личности, механизма правового регулирования. правотворчества, правоприменения, гражданского общества.
Несомненную ценность для нашего исследования представляет учебное пособие по теории государства и права, в котором коллектив авторов (О.Г. Ларина, Е.Н. Ламанов и др.)[6] раскрывает основополагающие темы для изучения дисциплины, дает необходимые базовые понятия, классификации, теории, освоение которых позволяет подготовиться студента к изучению всего комплекса юридических дисциплин.
В статье А.В. Малько, АП. Мазуренко и В.В. Ныркова[7], совершенно справедливо, на наш взгляд, обращается внимание на проблему разработки концепции правотворческой политики как доктринального документа, содержащего стратегию развития правотворческой деятельности и системы российского законодательства. Авторами публикации отмечается низкое качество правотворческой работы в современной России, ее значительное отставание от экономических, социальных, политических и иных потребностей общества. Отстаивается необходимость соответствующего системного реагирования на отмеченные недостатки правотворческой практики в виде надлежащей правотворческой политики, которая должна отличаться именно системным характером, соединяющим многие инструменты правотворческого процесса во взаимосвязанный механизм.
Объектом исследования выступает правотворчество на современном этапе развития общества как объективный процесс и явление.
Предметом исследования является механизм правотворчества в Российской Федерации.
Цель данной работы заключается в комплексном анализе законотворческой функции государства.
Для достижения поставленной цели были поставлены и решены такие задачи, как:
- изучить сущность понятия «правотворчество» и рассмотреть различные подходы к его пониманию;
- проанализировать правотворческий механизм как центральный институт процесса правообразования в современном российском обществе, определить его сущность и стадии;
- выявить существующий комплекс проблем и перспектив современного механизма правотворчества, а также исследовать факторы эффективного применения и действия закрепленных в законе норм.
Теоретико-методологической основой исследования выступают положения, сформулированные в трудах ученых в области отечественной и научной мысли в рамках современных правовых дисциплин. Методологическую основу исследования составили: общенаучные и специальные методы познания объекта исследования, такие как: метод сравнительного анализа, метод классификации, а также исторический, логический и иные методы.
Структура работы обусловлена ее целью и задачами и состоит из введения, двух глав, заключения, а также списка использованных источников.
Глава 1. Понятие и сущность правотворческой деятельности государства
1.1.Сущность и значение правотворчества
Прежде всего, на наш взгляд, следует подчеркнуть тот факт, что термин «правотворчество» в самом общем виде может быть определено как деятельность по созданию («творению») права. Однако кажущаяся простота его толкования в действительности порождает ряд вопросов: кто создает право, как и из чего и что вообще имеется в виду под «правом». Очевидно, что представители различных типов правопонимания ответят на них по-разному. Так, для сторонников естественно-правовой юриспруденции в основе права будут лежать высшие идеи справедливости, разумности и гуманизма, а природа естественных прав - вытекать из самой природы человека или высшего божественного начала. Приверженцы социологического подхода обратят внимание на «живое» право, складывающееся в недрах самого общества в виде системы соответствующих отношений, и противопоставят его праву «мертвому», записанному в нормативных источниках. Позитивисты в духе этатистского подхода свяжут создание норм права с волей государства как главного и единственного правотворца-законотворца. Как верно замечает Е.А. Петрова, - «Проблему интерпретации юридической категории «правотворчество» осложняет и использование близких по содержанию понятий, таких как правообразование, нормотворчество, законотворчество и т.п.»[8].
Итак, в учебной литературе, как правило, встречается позитивистский подход к пониманию правотворчества. Например, указывается, что правотворчество представляет собой особую форму государственной деятельности по созданию, изменению и отмене правовых норм, основанную на познании объективных социальных потребностей и интересов общества[9].
Соглашаясь в целом с данным определением, Е.А. Петрова, к примеру, подчеркивает, что «…в нем отражен лишь первый этап правотворческого процесса: выработка самого правила поведения, каковым выступает норма права. Однако этому правилу необходимо придать соответствующую юридическую форму, объективировать вовне, чтобы наделить его регулирующей способностью и обязательной силой. Поэтому мы разделяем позицию тех исследователей, которые отмечают, что именно формализация норм права составляет суть правотворческой деятельности, что в результате этой деятельности право приобретает «качество общеобязательного формально-определенного юридического образования»[10], и, соответственно, «результатом правотворчества выступает не норма права как таковая, а форма права, придающая норме объективированный характер»[11]. Такой подход позволяет разграничить понятия «правотворчество» и «правообразование», определив первое как завершающую стадию второго»[12].
В общем и целом, все точки зрения на понятие правотворчества можно разделить на два подхода, а именно: узкий и широкий подходы.
Узкий подход. Представители узкого подхода (старого взгляда), а именно: Алексеев С.С., Нашиц А., В.С. Нерсесянц, Малько А.В., Марченко М.Н., Мицкевич А.В., М.Ю. Спирин, А.С. Пиголкин31, Поленина С.В., Радько Т.Н., подчеркивают доминирующую (монополистическую) роль государства в правотворчестве.
Например, Т.Н. Радько рассматривает правотворчество в качестве активной государственной деятельности по созданию, изменению или отмене нормативно-правовых актов[13]. Похожей позиции придерживаются Н.И. Матузов и А.В. Малько.
Также М.Н. Марченко в своем определении обращает внимание на то, что «правотворчество - это процесс возведения государственной воли в закон, ее оформления в различных нормативно-правовых актах, процесс придания содержащимся в них правилам поведения – государственным велениям общественного характера»[14].
Итак, существует множество определений понятия правотворчества в узком смысле, каждое из которых отличается особым взглядом ученого на проблему, но все они констатируют государственный характер природы правотворчества. Обобщив все определения, можно сделать вывод, что правотворчество в узком смысле – это деятельность государственных органов по принятию, изменению и отмене юридических норм.
Широкий подход. Сторонниками данного подхода (нового взгляда) являются: Дидыч Т.О., Дмитриевцев К.Н., Нестеренко И.А., Кашанина Т.В., Карташов В.Н., Г. Костали, Е. Бутучя, Синюков С.В., Ситникова И.Е., Шмакова Н.С. и другие. Идея о государстве как единственном субъекте правотворчества считается ими устаревшей, своего рода пережитком прежнего общественного строя, где государство действительно выступало исключительным субъектом создания правовых норм, регулирующих все вопросы, начиная от политики и экономики, заканчивая идеологией.
Широту понятия правотворчества как нельзя лучше подчеркивает Т.О. Дидыч. Кроме того, он аргументирует свою позицию, ссылаясь на меняющийся окружающий мир. Правотворчество представляется ему как «сложное и многогранное явление, обеспечивающее формирование норм национального и международного права их обновление и совершенствование. Одновременно правотворчество выступает в качестве разновидности практической деятельности, результатом осуществления которой является принятие документов нормативного характера»[15]. Сегодня, по мнению Т.О. Дидыч, правотворчество понимается широко, а именно как деятельность, которая осуществляется государством в лице уполномоченных органов, обществом с помощью институтов непосредственной и представительной демократии, институтами международного сообщества, органами местного самоуправления, общественными организациями и т. д.
В настоящее время мы не можем рассматривать правотворчество узко, так как правоотношения динамичны, глобализация стремительна, а право должно постоянно их догонять.
В юридической науке существуют и другие определения понятия правотворчества в рамках данного подхода, но их самый главный смысл состоит в том, что правотворчество – это «широкий» и многосубъектный творческий процесс, который далеко не сводится к изданию государством правовых актов. И это, на наш взгляд, справедливо.
Обобщив оба подхода к пониманию правотворчества, А.Б. Козырева приходит к выводу о том, что единым их «знаменателем», может быть следующее определение данного понятия: «Правотворчество – это деятельность по созданию (изменению или отмене) правовых норм, субъекты которого могут быть самыми различными и не только государственными»[16].
1.2. Правотворческий механизм как центральный институт процесса правообразования в современном российском обществе
Процесс правотворчества включает определённые этапы и действия: изучение, анализ общественных явлений и процессов, выявление потребности правовой регламентации; определение вида правового акта и субъектов, правомочных его принять; принятие решения о подготовке правового акта; разработка концепции, идеи, анализа будущего акта; подготовка проекта правового акта; предварительное рассмотрение проекта акта; общественное обсуждение проекта; официальное рассмотрение проекта соответствующим органом с соблюдением необходимых процедур; принятие правового акта, его оформление, подписание, опубликование, вступление в законную силу. Необходимо подчеркнуть, что эти стадии правотворчества вытекают одна из другой, обязательно действуют последовательно, и любое нарушение этой последовательности неизбежно скажется на качестве нормативного материала.
Механизм правотворчества, как полагает С.В. Синюков, - «можно определить как научно-практическую категорию, которая отражает комплексное, системное видение институтов правообразования (частично право реализации) и включает в себя социально-правовые инструменты и средства, нацеленные на формирование правовой нормативной системы регулирования общественных отношений»[17]. Следует отметить, что в юридической литературе нет единства мнений по поводу стадий правотворческого механизма. Более успешно в литературе рассматривался законодательный процесс, который, по мнению большинства ученых, включает в себя четыре основные стадии: законодательная инициатива, внесение и обсуждение законопроекта в парламенте, принятие закона, его опубликование[18].