Файл: Жизненный цикл организации и управление организацией (Жизненный цикл организации. Общее понятие).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 160
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Понятие жизненного цикла организации
Модель жизненного цикла организации
Концепции моделей жизненного цикла организаций
Стратегии управления организацией на этапах жизненного цикла.
Критерии определения стадии жизненного цикла организации
Глава 2 Анализ жизненного цикла организации на примере ПАО «Мтс»
2.1. Общая характеристика ПАО «МТС»
С точки зрения производительности можно сделать выводы о степени продуктивности работы организации на всех возможных этапах текущего цикла. Поэтому для эффективного управления финансово-экономическим состоянием организации аспекты оценки отличаются на разных этапах текущего цикла. Это связано с тем, что организация со временем развивается и, начиная с момента возникновения, претерпевает фундаментальные изменения в инвестициях, структуре активов и пассивов, состоянии конкурентоспособности и энергоэффективности, основных средствах и других факторах. Случаем ведущих характеристик производительности, учитывающие управлением на всевозможных стадиях актуального цикла, имеют все шансы быть приведенные в таблице ниже.
Таблица
Основные показатели эффективности в зависимости от стадии жизненного цикла
Этапы жизненного цикла |
Показатели |
||||
Платеже-способности и ликвидности |
Финан-совой устойчи-вости |
Рента-бельности и деловой активности |
Ры-ночной актив-ности |
Рискован-ности |
|
Возникновение |
+ |
+ |
+ |
||
Становление |
+ |
+ |
|||
Развитие |
+ |
+ |
|||
Стагнация |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
На разных этапах жизненного цикла руководство организации должно ставить конкретные цели и определять задачи для их достижения. Примером мониторинга выполнения задач на разных этапах жизненного цикла для достижения целей является следующая таблица.
Таблица
Цели и потребности организации на разных стадиях жизненного цикла
Цель |
Задача |
Основные потребности для каждого периода жизненного цикла предприятия |
||
становление |
развитие |
стагнация |
||
Продажа новых продуктов; и/или освоение новых рынков |
Исследования и разработки |
х |
х |
х |
Новые помещения |
х |
х |
||
Новое оборудование |
х |
х |
||
Замена оборудования |
х |
х |
||
Дополнительный капитал |
х |
х |
||
Дополнительные дебиторы |
х |
х |
х |
|
Инвестиции в нематериальные активы |
х |
х |
х |
|
Международная коммерческая деятельность |
Дополнительный капитал |
х |
||
Дополнительные дебиторы |
х |
х |
||
Уменьшение кредитного риска |
х |
|||
Управление валютным риском |
х |
х |
||
Уменьшение финансового риска |
Управление валютным риском |
х |
||
Управление риском процентных ставок |
х |
|||
Увеличение финансовой эффективности |
Управление книгой продаж |
х |
х |
х |
Управление балансом наличности |
х |
|||
Смена владельца предприятия |
План перехода прав собственности |
х |
||
Привлечение внешних инвесторов |
х |
х |
х |
|
Уменьшение других рисков |
Консультации в области законодательства |
х |
х |
х |
Консультации по вопросам налогообложения |
х |
х |
х |
|
Консультации по бухучету |
х |
х |
х |
|
Страхование |
х |
х |
х |
Правильная оценка руководством организации каждого этапа жизненного цикла обеспечивает его эффективную и устойчивую работу.
Традиции, сложившиеся в современном бизнесе, раскрывают типичные отличительные черты менеджмента в западных и восточных организациях, которые также необходимо учитывать, поскольку модели жизненного цикла приходят к нам с Запада и слепо им следуют при управлении организацией без учета особенности нации. [11]
Рассмотренные теоретические положения позволяют сформировать базовые основы для принятия управленческих решений на практике.
_________________________________________________________________________
4 Филонович С.Р., Кушелевич Е.И. Теория жизненных циклов организации И.Адизеса и российская действительность, Высшая школа экономики, Москва, Журнал «Социс» (1996, № 10, с.63-71)
Критерии определения стадии жизненного цикла организации
При проведении эмпирических исследований, в частности, для достижения целей количественного анализа, вопрос определения относительно небольшого числа фаз и установления критериев для назначения компаний на разные фазы жизненного цикла является особенно острым. [4]
Д. Миллер и П. Фризен разработали систему критериев, которые могут (по их мнению) определять жизненный цикл изучаемой организации. (Таблица 7).[12]
Таблица
Критерии определения стадии жизненного цикла организации по Д. Миллеру и П. Фризену
№ п/п |
Стадия жизненного цикла |
Критерии |
Рождение |
Возраст фирмы младше 10 лет, имеет неформальную структуру, во главе управления – менеджер-собственник |
|
Развитие |
Уровень продаж возрастает более чем на 15%, функционально организованная структура, политика формализована |
|
Зрелость |
Уровень продаж растет, но прирост составляет менее 15%, более бюрократическая организация |
|
Расцвет |
Уровень продаж снова возрастает более чем на 15%, используются сложные системы контроля и планирования |
|
Спад |
Ограничение выпуска продукции, прибыль падает |
Следует отметить, что существенным недостатком вышеуказанных критериев является непризнание отраслевой специфики. Таким образом, в некоторых отраслях продажи на уровне 5-10% можно считать прорывом, в других отраслях рост на 20% может фактически оставаться на прежнем уровне. В этом контексте критерий доли рынка и его динамика более информативны.
В таблице 8 приведены основные критерии и признаки перехода компании с одного этапа жизненного цикла на следующий этап в соответствии с моделью Адизеса. (Таблица )
Критерии (признаки) смены этапов жизненного цикла компании в модели И. Адизеса
№ п/п |
Стадия жизненного цикла |
Критерии/признак перехода на следующую стадию жизненного цикла |
Рождение |
Появление риска, финансовых обязательств |
|
Детство |
Повышение финансовой устойчивости, рост продаж |
|
Стадия бурного роста |
Децентрализация принятия решений, появление наемных менеджеров |
|
Юность |
Достижение баланса в распределение полномочий и ответственности между владельцами и наемными менеджерами |
|
Расцвет |
Снижение предпринимательской активности. Меньшая ориентация на долгосрочные цели и инновации |
|
Стабильность |
Устойчивое следование пути умеренного развития и уклонения от риска, заложенному на этапе стабильности |
|
Аристократичность |
Появление внутренних конфликтов, связанных со сделанными ранее просчётами в управлении |
|
Стадия ранней бюрократичности |
Появление чётко регламентированных правил и процедур |
|
Бюрократичность |
Снижение стабильности, устойчивое превышение доходов расходами, и как следствие, смерть |
Выбор критериев при определении стадии жизненного цикла организации является немаловажным для фиксации этапа развития организации, но также и для оценки финансово-экономических решений.
По мнению И.В. Ивашковской и Д.О. Yangel, почти во всех случаях, остается открытым вопросом о том, какой критерий более точно отражает конкретное состояние бизнеса: создание, рост, стабильность или упадок бизнеса. Необходимо определиться с выбором критерия, динамикой изменений, которая позволила бы более правильно оценить процесс развития самой компании.. [14]
Для оценки развития организации И. В. Ивашковская и Д. О. Янгель рекомендуют использовать такие показатели в зависимости от специфики деятельности: увеличение доли рынка, в том числе по сегментам; темпы роста продаж; повышение производительности; показатели текущей стоимости бизнеса, структуры капитала, ликвидности, инвестиционного риска. Авторы также предложили совокупный критерий оценки развития компании, сочетающий ключевые факторы и соответствующие динамически изменяющиеся значения весов в зависимости от этапов жизненного цикла организации. В частности, в структуру ключевых факторов входят: доля в занимаемом рынке, объем продаж, свободный денежный поток, операционная прибыль, чистая и экономическая прибыль, инвестиционный процент и выплата дивидендов в размере чистой прибыли (коэффициенты выплаты инвестиций и дивидендов). Важность каждого фактора определяет его значимость и степень влияния на темпы роста бизнеса на данном этапе жизненного цикла компании. Сумма весовых произведений и фактических значений ключевых факторов характеризуется общей величиной критерия роста, отнесенное к определенному периоду, соответствующему стадии жизненного цикла.
Систематический мониторинг показателей выручки и затрат позволяет наблюдать траекторию перемещения организации по кривой жизненного цикла, что важно для принятия не только краткосрочных, но и перспективных мер по предупреждению несостоятельности.
Практически все авторы включают исследования рынка, инвестиционные процессы, связанные с инвестициями во внеоборотные активы, формирование денежных потоков, установление отношений с поставщиками и кредиторами, как приоритетные объекты управления, которые определяют финансово-экономические решения на стадии образование. В то же время, это право доминировать в производстве товаров, управлять оборотным капиталом, оптимизировать производственные затраты, завоевывать и удерживать долю рынка. В то же время ресурсы должны быть направлены на надежные и перспективные продукты (виды).
На этапе быстрого роста необходимо улучшить сохраненные позиции, увеличить долю рынка, продавать, инвестировать в развитие и поддержание бизнеса, диверсифицировать портфель продуктов и сосредоточить усилия на развитии инноваций. Это приводит к вниманию к организации логистических процессов, производства и продаж, инвестиционной деятельности, управлению затратами и оборотным капиталом, а также к повышению качества рабочих продуктов..
На стадии замедления роста, по мнению И. В. Ивашковской и Д. О. Янгель, объекты и решения дифференцированы в следующих областях: инвестиции в оборотный капитал для расширения масштабов деятельности; увеличение долгосрочных капиталовложений для ускорения развития; повышение эффективности финансирования для поддержания конкурентоспособности. В то же время необходимо совершенствовать процессы снабжения, производства, сбыта, минимизировать издержки производства и издержки производства, развивать отношения с поставщиками и потребителями. Первостепенное значение приобретает политика управления оборотным капиталом, расходами, финансовыми результатами. М.В. Куранов указывает на необходимость пересмотра маркетинговой стратегии и заемной политики организации. [3]
В работе О. Н. Лихачева, С. А. Щурова, И. Я. Лукасевич подчеркивает, что на стадии зрелости все аспекты деятельности организации передаются руководству. В том числе - процессы маркетинга, исследований и разработок для улучшения продукта, сохранения доли рынка и конкурентных преимуществ, инвестиций, производства и продаж, управления оборотным капиталом, затрат , финансовые результаты, в том числе коммерческая стоимость. Однако необходимо установить строгий контроль над инвестициями в контролируемые виды деятельности, поскольку основной целью их развития последних должна стать их рентабельность, а не рост. [2]
На этапе снижения активности с низкой привлекательностью рекомендуется применять стратегии сокращения инвестиций, сокращения или ликвидации. В то же время проблемы, аналогичные стадии генерации, актуальны: управление инвестициями в новые проекты; привлечение источников финансирования, развитие производства, маркетинг, логистика; улучшение других аспектов организации.
В исследовании А.А. Шамрей анализирует вопросы, связанные с жизненным циклом малых предприятий, их количественными и качественными характеристиками, потребностями и факторами, которые определяют эволюцию и динамику развития предприятия на разных этапах его существования. Также показаны средние значения характеристик организаций для разных этапов жизненного цикла. (Таблица 9) [4].
Таблица
Медианные характеристики организации на различных стадиях жизненного цикла
№ п/п |
Стадия ЖЦ |
Воз-раст |
Числен-ность сотруд-ников |
Оборот стаг-нации |
Сте-пень |
Доля реинвести-руемой прибыли (если есть) |
Горизонт плани-рования |
Становление |
2,5 |
9,5 |
10 |
3 |
20 |
6 |
|
Рост |
4 |
13,5 |
7,5 |
3 |
22,5 |
12 |
|
Зрелость |
8 |
15 |
10 |
3 |
15 |
12 |
|
Кризис развития |
9 |
14 |
-10 |
4 |
17,5 |
5 |
|
Возрож-дение |
3,5 |
15 |
20 |
3 |
50 |
9 |
|
Спад |
8 |
8 |
0 |
4 |
10 |
6 |
|
В целом |
6 |
12 |
5 |
3 |
20 |
6 |