Файл: Жизненный цикл организации и управление организацией (Жизненный цикл организации. Общее понятие).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 160

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

С точки зрения производительности можно сделать выводы о степени продуктивности работы организации на всех возможных этапах текущего цикла. Поэтому для эффективного управления финансово-экономическим состоянием организации аспекты оценки отличаются на разных этапах текущего цикла. Это связано с тем, что организация со временем развивается и, начиная с момента возникновения, претерпевает фундаментальные изменения в инвестициях, структуре активов и пассивов, состоянии конкурентоспособности и энергоэффективности, основных средствах и других факторах. Случаем ведущих характеристик производительности, учитывающие управлением на всевозможных стадиях актуального цикла, имеют все шансы быть приведенные в таблице ниже.

Таблица

Основные показатели эффективности в зависимости от стадии жизненного цикла

Этапы жизненного цикла

Показатели

Платеже-способности

и ликвидности

Финан-совой

устойчи-вости

Рента-бельности

и деловой

активности

Ры-ночной

актив-ности

Рискован-ности

Возникновение

+

+

+

Становление

+

+

Развитие

+

+

Стагнация

+

+

+

+

На разных этапах жизненного цикла руководство организации должно ставить конкретные цели и определять задачи для их достижения. Примером мониторинга выполнения задач на разных этапах жизненного цикла для достижения целей является следующая таблица.

Таблица

Цели и потребности организации на разных стадиях жизненного цикла

Цель

Задача

Основные потребности для каждого периода жизненного цикла предприятия

становление

развитие

стагнация

Продажа новых продуктов; и/или освоение новых рынков

Исследования и разработки

х

х

х

Новые помещения

х

х

Новое оборудование

х

х

Замена оборудования

х

х

Дополнительный капитал

х

х

Дополнительные дебиторы

х

х

х

Инвестиции в нематериальные активы

х

х

х

Международная коммерческая деятельность

Дополнительный капитал

х

Дополнительные дебиторы

х

х

Уменьшение кредитного риска

х

Управление валютным риском

х

х

Уменьшение финансового риска

Управление валютным риском

х

Управление риском процентных ставок

х

Увеличение финансовой эффективности

Управление книгой продаж

х

х

х

Управление балансом наличности

х

Смена владельца предприятия

План перехода прав собственности

х

Привлечение внешних инвесторов

х

х

х

Уменьшение других рисков

Консультации в области законодательства

х

х

х

Консультации по вопросам налогообложения

х

х

х

Консультации по бухучету

х

х

х

Страхование

х

х

х


Правильная оценка руководством организации каждого этапа жизненного цикла обеспечивает его эффективную и устойчивую работу.

Традиции, сложившиеся в современном бизнесе, раскрывают типичные отличительные черты менеджмента в западных и восточных организациях, которые также необходимо учитывать, поскольку модели жизненного цикла приходят к нам с Запада и слепо им следуют при управлении организацией без учета особенности нации. [11]

Рассмотренные теоретические положения позволяют сформировать базовые основы для принятия управленческих решений на практике.

_________________________________________________________________________

4 Филонович С.Р., Кушелевич Е.И. Теория жизненных циклов организации И.Адизеса и российская действительность, Высшая школа экономики, Москва, Журнал «Социс» (1996, № 10, с.63-71)

Критерии определения стадии жизненного цикла организации

При проведении эмпирических исследований, в частности, для достижения целей количественного анализа, вопрос определения относительно небольшого числа фаз и установления критериев для назначения компаний на разные фазы жизненного цикла является особенно острым. [4]

Д. Миллер и П. Фризен разработали систему критериев, которые могут (по их мнению) определять жизненный цикл изучаемой организации. (Таблица 7).[12]

Таблица

Критерии определения стадии жизненного цикла организации по Д. Миллеру и П. Фризену

№ п/п

Стадия жизненного цикла

Критерии

Рождение

Возраст фирмы младше 10 лет, имеет неформальную структуру, во главе управления – менеджер-собственник

Развитие

Уровень продаж возрастает более чем на 15%, функционально организованная структура, политика формализована

Зрелость

Уровень продаж растет, но прирост составляет менее 15%, более бюрократическая организация

Расцвет

Уровень продаж снова возрастает более чем на 15%, используются сложные системы контроля и планирования

Спад

Ограничение выпуска продукции, прибыль падает

Следует отметить, что существенным недостатком вышеуказанных критериев является непризнание отраслевой специфики. Таким образом, в некоторых отраслях продажи на уровне 5-10% можно считать прорывом, в других отраслях рост на 20% может фактически оставаться на прежнем уровне. В этом контексте критерий доли рынка и его динамика более информативны.


В таблице 8 приведены основные критерии и признаки перехода компании с одного этапа жизненного цикла на следующий этап в соответствии с моделью Адизеса. (Таблица )

Критерии (признаки) смены этапов жизненного цикла компании в модели И. Адизеса

№ п/п

Стадия жизненного цикла

Критерии/признак перехода на следующую стадию жизненного цикла

Рождение

Появление риска, финансовых обязательств

Детство

Повышение финансовой устойчивости, рост продаж

Стадия бурного роста

Децентрализация принятия решений, появление наемных менеджеров

Юность

Достижение баланса в распределение полномочий и ответственности между владельцами и наемными менеджерами

Расцвет

Снижение предпринимательской активности. Меньшая ориентация на долгосрочные цели и инновации

Стабильность

Устойчивое следование пути умеренного развития и уклонения от риска, заложенному на этапе стабильности

Аристократичность

Появление внутренних конфликтов, связанных со сделанными ранее просчётами в управлении

Стадия ранней бюрократичности

Появление чётко регламентированных правил и процедур

Бюрократичность

Снижение стабильности, устойчивое превышение доходов расходами, и как следствие, смерть

Выбор критериев при определении стадии жизненного цикла организации является немаловажным для фиксации этапа развития организации, но также и для оценки финансово-экономических решений.

По мнению И.В. Ивашковской и Д.О. Yangel, почти во всех случаях, остается открытым вопросом о том, какой критерий более точно отражает конкретное состояние бизнеса: создание, рост, стабильность или упадок бизнеса. Необходимо определиться с выбором критерия, динамикой изменений, которая позволила бы более правильно оценить процесс развития самой компании.. [14]

Для оценки развития организации И. В. Ивашковская и Д. О. Янгель рекомендуют использовать такие показатели в зависимости от специфики деятельности: увеличение доли рынка, в том числе по сегментам; темпы роста продаж; повышение производительности; показатели текущей стоимости бизнеса, структуры капитала, ликвидности, инвестиционного риска. Авторы также предложили совокупный критерий оценки развития компании, сочетающий ключевые факторы и соответствующие динамически изменяющиеся значения весов в зависимости от этапов жизненного цикла организации. В частности, в структуру ключевых факторов входят: доля в занимаемом рынке, объем продаж, свободный денежный поток, операционная прибыль, чистая и экономическая прибыль, инвестиционный процент и выплата дивидендов в размере чистой прибыли (коэффициенты выплаты инвестиций и дивидендов). Важность каждого фактора определяет его значимость и степень влияния на темпы роста бизнеса на данном этапе жизненного цикла компании. Сумма весовых произведений и фактических значений ключевых факторов характеризуется общей величиной критерия роста, отнесенное к определенному периоду, соответствующему стадии жизненного цикла.


Систематический мониторинг показателей выручки и затрат позволяет наблюдать траекторию перемещения организации по кривой жизненного цикла, что важно для принятия не только краткосрочных, но и перспективных мер по предупреждению несостоятельности.

Практически все авторы включают исследования рынка, инвестиционные процессы, связанные с инвестициями во внеоборотные активы, формирование денежных потоков, установление отношений с поставщиками и кредиторами, как приоритетные объекты управления, которые определяют финансово-экономические решения на стадии образование. В то же время, это право доминировать в производстве товаров, управлять оборотным капиталом, оптимизировать производственные затраты, завоевывать и удерживать долю рынка. В то же время ресурсы должны быть направлены на надежные и перспективные продукты (виды).

На этапе быстрого роста необходимо улучшить сохраненные позиции, увеличить долю рынка, продавать, инвестировать в развитие и поддержание бизнеса, диверсифицировать портфель продуктов и сосредоточить усилия на развитии инноваций. Это приводит к вниманию к организации логистических процессов, производства и продаж, инвестиционной деятельности, управлению затратами и оборотным капиталом, а также к повышению качества рабочих продуктов..

На стадии замедления роста, по мнению И. В. Ивашковской и Д. О. Янгель, объекты и решения дифференцированы в следующих областях: инвестиции в оборотный капитал для расширения масштабов деятельности; увеличение долгосрочных капиталовложений для ускорения развития; повышение эффективности финансирования для поддержания конкурентоспособности. В то же время необходимо совершенствовать процессы снабжения, производства, сбыта, минимизировать издержки производства и издержки производства, развивать отношения с поставщиками и потребителями. Первостепенное значение приобретает политика управления оборотным капиталом, расходами, финансовыми результатами. М.В. Куранов указывает на необходимость пересмотра маркетинговой стратегии и заемной политики организации. [3]

В работе О. Н. Лихачева, С. А. Щурова, И. Я. Лукасевич подчеркивает, что на стадии зрелости все аспекты деятельности организации передаются руководству. В том числе - процессы маркетинга, исследований и разработок для улучшения продукта, сохранения доли рынка и конкурентных преимуществ, инвестиций, производства и продаж, управления оборотным капиталом, затрат , финансовые результаты, в том числе коммерческая стоимость. Однако необходимо установить строгий контроль над инвестициями в контролируемые виды деятельности, поскольку основной целью их развития последних должна стать их рентабельность, а не рост. [2]


На этапе снижения активности с низкой привлекательностью рекомендуется применять стратегии сокращения инвестиций, сокращения или ликвидации. В то же время проблемы, аналогичные стадии генерации, актуальны: управление инвестициями в новые проекты; привлечение источников финансирования, развитие производства, маркетинг, логистика; улучшение других аспектов организации.

В исследовании А.А. Шамрей анализирует вопросы, связанные с жизненным циклом малых предприятий, их количественными и качественными характеристиками, потребностями и факторами, которые определяют эволюцию и динамику развития предприятия на разных этапах его существования. Также показаны средние значения характеристик организаций для разных этапов жизненного цикла. (Таблица 9) [4].

Таблица

Медианные характеристики организации на различных стадиях жизненного цикла

№ п/п

Стадия ЖЦ

Воз-раст

Числен-ность сотруд-ников

Оборот стаг-нации

Сте-пень

Доля реинвести-руемой прибыли (если есть)

Горизонт плани-рования

Становление

2,5

9,5

10

3

20

6

Рост

4

13,5

7,5

3

22,5

12

Зрелость

8

15

10

3

15

12

Кризис развития

9

14

-10

4

17,5

5

Возрож-дение

3,5

15

20

3

50

9

Спад

8

8

0

4

10

6

В целом

6

12

5

3

20

6