Файл: Законодательные органы государственной власти(Понятие государственного органа).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 47

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Существуют также межтерриториальные органы, деятельность которых может охватывать несколько субъектов.
По организационно-правовым формам на федеральном уровне различают:

- Правительство РФ;

- Министерство РФ;

- Государственный комитет РФ;

- Федеральная комиссия России;

- Федеральная служба России;

- Федеральный надзор России;

- Управление делами Президента.

По объему и характеру компетенции органы исполнительной власти подразделяются на:
 - органы общей компетенции, осуществляющие руководство на подведомственной территории всеми или подавляющим большинством отраслей управления и сфер деятельности (президентуры, правительства, администрации субъектов Федерации); 
- органы отраслевой компетенции, на которые возложено руководство отдельными отраслями управления или сферами деятельности (министерство, структурное подразделение администрации); 
- органы межотраслевой компетенции, которые ведают специальными вопросами управления, имеющими межотраслевое значение (государственный комитет, федеральная комиссия, федеральный надзор).
Существуют также и органы смешанной компетенции, т.е. сочетающие признаки органов отраслевой и межотраслевой компетенции.
Следующим основанием для классификации органов исполнительной власти является порядок разрешения подведомственных вопросов. По этому признаку выделяют: 
- коллегиальные органы управления - Правительство РФ, государственный комитет, федеральная комиссия;
Коллегиальность позволяет наиболее квалифицированно решать сложные вопросы с учетом мнения многих специалистов. Единоначалие обеспечивает оперативность руководства и повышение персональной ответственности руководителей за результаты работы органа исполнительной власти.
Классификация органов исполнительной власти проводится и по другим признакам: по порядку образования (избираемые, назначаемые); по источникам финансирования (видам бюджета) и др.

«Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации», — гласит ст.110 п.1 Конституции РФ.

Председатель Правительства РФ назначается Президентом России с согласия Государственной Думы. Этот принцип проявляет принципы сдер­жек и противовесов, так как при назначение Президенту придется считаться с парламентским большинством. Председатель Правительства предлагает кандидатуры Президенту на должности его заместителей и федеральных мини­стров.

Правительство Российской Федерации обладает широкими полномочиями по осуществлению внутренней и внешней политики государства. Ста­тья 114 Конституции перечисляет полномочия Правительства.


Правительством Российской Федерации осуществляется разработка государственного бюджета, проведение финансовой, социальной и экономиче­ской политики. Осуществляет меры по обороне страны и защите прав насе­ления.

В соответствии с Конституцией РФ (ч. 1 ст. 112) Председатель Правительства не позднее недельного срока после назначения представляет Президенту предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти.

Правительству Российской Федерации принадлежит право законодательной инициативы, путем внесения в Государственную думу законопроектов.

Согласно Конституции (ст. 104) Правительство дает заключения по законопроектам о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства и другим законопроектам, предусматривающим расходы, покрываемые за счет федерального бюджета.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации

Система исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя России и Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 г.

В систему органов исполнительной власти республик в составе Российской Федерации входят их правительства, министерства, государственные комитеты и другие ведомства. В одних республиках эту систему возглавляет президент (глава) республики (например, в Республике Ингушетия), в других - правительство или его глава (например, в Республике Карелия).

В большинстве республик президент является главой государства, высшим должностным лицом и главой исполнительной власти. В этом качестве он выступает гарантом государственного суверенитета и территориальной целостности республики, соблюдения ее конституции и законов, а также принятых ею международных и межреспубликанских обязательств, представляет республику в ее отношениях с Российской Федерацией, с входящими в состав СНГ государствами, а также с другими зарубежными государствами; обращается с посланиями к парламенту и народу; участвует в работе парламента; информирует парламент о важных вопросах внутренней и внешней политики; обладает правом законодательной инициативы в парламенте республики; подписывает и обнародует законы, одобренные на референдуме, принимает отставку правительства с согласия парламента.


Президент с согласия парламента назначает председателя правительства; назначает на должности и освобождает от должности министров, руководителей государственных комитетов и других ведомств республики, осуществляет общее руководство деятельностью правительства; обеспечивает взаимодействие возглавляемых им органов исполнительной власти с органами законодательной и судебной власти.

Наряду с единоличным главой государства в практике государственного строительства республик в составе Российской Федерации встречается и коллегиальный глава государства. Им является Государственный Совет Республики Дагестан, возглавляющий исполнительную власть.

Законодательство, прежде всего конституции республик в составе Российской Федерации, предусматривает различный порядок формирования правительств этих республик.

Так, в соответствии с Конституцией Республики Башкортостан (ст. 101) Кабинет Министров Республики формируется ее Президентом.

Согласно Конституции Республики Карелия (ст. 66, 68)[6], Председатель правительства республики избирается населением Республики на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на четыре года.

В большинстве республик в составе Российской Федерации правительство ответственно перед президентом и парламентом.

Правительства республик в составе Российской Федерации во исполнение законов этих республик и других решений их парламентов, указов и распоряжений президентов республик, а также законов РФ, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации издают постановления и распоряжения и контролируют их исполнение.

В крае, области, городе федерального значения, автономной области, автономном округе устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти, возглавляемым руководителем высшего исполнительного органа государственной власти, который избирается гражданами России, проживающими на территории края, области, города федерального значения, автономного области, автономного округа, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Руководитель высшего исполнительного органа государственной власти обладает правом законодательной инициативы в законодательном органе края, области, города федерального значения, автономной области, автономном округа Российской Федерации.


Он при осуществлении своих полномочий обязан соблюдать Конституцию РФ, федеральные законы, устав и законы субъекта Федерации, а также исполнять указы Президента РФ и постановления Правительства РФ.

Руководитель высшего исполнительного органа государственной власти разрабатывает и направляет на утверждение законодательного органа края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа бюджет и обеспечивает его исполнение; формирует органы исполнительной власти края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа в соответствии с законодательством края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа; назначает на должность и освобождает от должности глав администрации городов и районов, а также решает вопросы применения к ним мер дисциплинарной ответственности, если в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, они не отнесены к органам местного самоуправления.

Руководитель высшего исполнительного органа государственной власти формирует состав администрации (правительства) края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа. Эта администрация разрабатывает и направляет на утверждение законодательному органу края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа бюджет и обеспечивает его исполнение; распоряжается и управляет имуществом, относящимся к собственности края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа; разрабатывает и осуществляет программы в области управления экономикой, культурой, социальной политикой; осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью, принимает в пределах своей компетенции правовые акты (постановления, распоряжения).

4. Судебная власть

Важное место в государственном аппарате занимает система судебных органов, основной социальной функцией которых является осуществление правосудия.

Подобно тому, как законодательные органы и органы управления являются носителями соответственно законодательной и исполнительной властей, система судебных органов выступает в качестве носителя судебной власти. Это положение закрепляется в конституциях и обычных законах ряда современных государств.

Правосудие в правовом государстве осуществляется только судебными органами (ч. 1 ст. 118 Конституции)[7]. Никто не может присвоить себе функции суда. В своей правоохранительной деятельности суд руководствуется только законом, правом и не зависит от субъективных влияний законодательной или исполнительной власти. Независимость и законность правосудия являются важнейшей гарантией прав и свобод граждан, правовой государственности в целом.


Судебная система Российской Федерации, включает федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировых судей субъектов Федерации.

К федеральным судам относятся: Конституционный Суд РФ; Вер­ховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные су­ды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции; Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды ок­ругов, арбитражные суды субъектов РФ, составляющие систему феде­ральных арбитражных судов.[8]

К судам субъектов Федерации относятся: конституционные (уставные) суды, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Федерации.

Согласно Конституции РФ (ч. 2 ст. 118) судебная власть в Российской Феде­рации осуществляется посредством четырех видов судопроизводства: конститу­ционного, гражданского, административного и уголовного. Каждому из этих видов соответствует свой комплекс установленных законом процессуальных правил. Так, конституционное судопроизводство регулируется Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 г., гражданское - Гражданским процессуальным кодексом, ад­министративное - Кодексом об административных правонарушениях, уголовное - Уголовно-процессуальным кодексом. Конституция РФ фактически учреждает еще один вид судопроизводства - арбитражное судопроизводство, которое регу­лируется Арбитражным процессуальным кодексом, но этот вид судопроизвод­ства все же закрепляется отдельно (ст. 127).

В соответствии с Конституцией (ст. 125) судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства, является Конституционный Суд Российской Федерации.

Согласно действующему законодательству Конституцион­ный Суд Рос­сийской Федерации состоит из 19 судей, назна­чаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

Высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляющим в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дающими разъяснения по вопросам судебной практики, является, согласно Конституции РФ (ст. 126), Верховный Суд РФ.

Верховный суд РФ — высшая судебная инстанция судов общей юрис­дикции. В Верховном Суде РФ — 115 судей. Верховный Суд РФ действует в составе Пленума, Президиума, судебных коллегий по гражданским, уго­ловным делам, Военной коллегии и Кассационной коллегии.