Файл: Законодательные органы государственной власти(Понятие государственного органа).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 39

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В настоящее время Российская Федерация переживает период экономических и социально-политических реформ, основною целью это создание условий для реализации личности в обществе и государ­стве.

Так как, основным ориентиром для этого служат современные представления о демократии и основных принципах ее воплощения, особую важ­ность приобретает изучение основных принципов, делающих такую демокра­тию возможной на практике. В современный мир идет к тому, чтобы все государства мира отходили от старых взглядов, на полити­ческую власть, чтобы строили государство, как можно более демократичнее. Как правило, развитие принципа разделе­ния властей.

Целью данной работы является: охарактеризовать органы государственной власти, дать их понятия и виды.

В данной работе будет рассмотрена такая ветвь власти как законодательная. Органы законодательной власти включают в себя: Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума) и законодательные органы субъектов РФ.

Являются одними из важнейших вопросов разграничение предметов ведения, полномочий, ресурсов и ответственности между различными органами власти в федеративном государстве, поскольку при решении данных вопросов происходит определение роли и места органов власти в решении единых задач, стоящих перед государством.

Для современной России особое значение имеет вопрос, так как сегодня в ней осуществляется переход от унитарного государства к федеративному, получается вопрос определения места и роли каждого уровня власти является принципиально важным.

Понятие государственного органа

Российская Федерация осуществляет свою деятельность посредством государственных органов. Орган государства – это один из каналов, через который народ, согласно Конституции РФ (ст. 3)[1], осуществляет свою власть. Органы государства характеризуются следующими основными чертами.

  1. Каждый государственный орган наделен государственно-властными полномочиями, позволяющими ему решать в пределах предоставленных ему прав определенные вопросы, издавать акты, обязательные к исполнению другими государственными органами, должностными лицами и гражданами, и обеспечивать исполнение этих актов.

Государственно-властные полномочия находят выражение в компетенции государственных органов, под которой следует понимать совокупность предметов их ведения и полномочий, которыми они наделены в отношении этих предметов ведения.


Компетенция органов государства определяется Конституцией РФ, конституциями и уставами ее субъектов, законами Российской Федерации ее субъектов, указами президента РФ, постановлениями Правительства РФ и исполнительных органов субъектов Федерации, положениями о государственных органах и другими нормативными правовыми актами.

  1. Каждый государственный орган образуется в установленном государственном порядке. Так, порядок выборов Президента РФ определяется федеральным законом (ч. 4 ст. 81 Конституции). Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов государственной Думы также устанавливаются федеральными законами (ч. 2 ст. 96 Конституции).
  2. Каждый государственный орган уполномочивается государством осуществлять его задачи и функции. Так, согласно Конституции РФ (ст. 127)[2] высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.
  3. Каждый государственный орган действует в установленном государственном порядке. Например, согласно Конституции РФ (ч. 2 ст. 114) порядок деятельности Правительства РФ определяется федеральным конституционным законом. Федеральным конституционным законом в соответствии с Конституцией РФ (ч. 3 ст. 128) устанавливается порядок деятельности Конституционного Суда, Верховного Суда, высшего Арбитражного Суда российской Федерации и иных федеральных судов.
  4. Каждый государственный орган является составной частью единой системы органов государственной власти Российской Федерации. В Конституции РФ (ч. 3 ст. 5) указывается, что федеративное устройство России основывается на единстве системы государственной власти.

Все государственные органы образуются в установленном государственном порядке и представляют часть единой системы органов государственной власти Российской Федерации.

В своей совокупности государственные органы Российской Федерации образуют единую систему. Согласно Конституции РФ (ст. 11) в нее входят органы государственной власти Федерации и органы государственной власти ее субъектов, а также ряд других государственных органов.

Единство системы государственных органов РФ обусловлено тем, что эта система основывается на государственной целостности российской Федерации, на единстве системы государственной власти.


Единство системы государственных органов проявляется в разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов. Оно проявляется и в том, что все органы этой системы действуют совместно, находятся во взаимосвязи, взаимодействии и взаимозависимости. В этих рамках органы единой системы избираются или назначаются другими органами, одни из них руководят другими, одни подконтрольны или подотчетны другим. Между всеми органами государственной власти существует тесная организационно правовая связь.

Государственная власть в Российской Федерации осуществляют президент РФ, суды РФ на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную системы избираются или действуют совместно, находятся во взаимосвязи с органами системы органов государства

Органы законодательной власти

Органы законодательной власти – это представительные органы государственной власти и ее субъектов, уполномоченные осуществлять законотворческую деятельность.

К органам законодательной власти относятся Федеральное Собрание, народные собрания, государственные собрания. Верховные советы, законодательные собрания республик в составе Российской Федерации; думы, законодательные собрания, областные собрания и другие законодательные органы власти краев. Городов федерального значения, автономной области и автономных округов. Основная особенность этих органов состоит в том, что они избираются непосредственно народом и никаким другим путем формироваться не могут.

Являясь законодательными органами, представительные органы государственной власти выражают государственную волю многонационального народа Российской Федерации и придают ей общеобязательный характер. Они принимают решения, воплощаемые в соответствующих актах, осуществляют контроль и принимают меры к исполнению своих решений и обязательны, к исполнению всеми другими органами соответствующего уровня. А также всеми нижестоящими органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Органы законодательной власти подразделяются на федеральные и региональные. Федеральным законодательным и представительным органом является Федеральное Собрание Российской Федерации. Это общегосударственный, общероссийский орган государственной власти, действующий в масштабах всей России. Все другие законодательные органы, функционирующие не территории Российской Федерации. Являются региональными, действующими в пределах соответствующего субъекта Федерации.


По Конституции РФ 1993 года (ст. 94), Федеральное собрание признается парламентом России. Согласно ч.1 ст. 95 Конституции Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. Такая структура проистекает из федеративного государственного уст­ройства, когда одна из палат является палатой общенародного представи­тельства, а в другой па­лате реализуется представительство субъектов феде­рации. Почти все федерации в мире имеют двухпалатную структуру парла­ментов.

Двухпалатная структура Федерального Собрания предполагает и значи­тельную самостоятельность палат, что проявилось в их ком­петенции и в том, что они заседают раздельно (ч.1 ст. 100). Консти­туция (ч. З ст. 100) преду­сматривает только три случая, когда Совет Федерации и Государственная Дума могут собираться для совмест­ных заседаний (да и то не обязаны):

  • во-первых, для заслушивания посланий Президента РФ;
  • во-вторых, с целью за­слушивания по­сланий Конституционного Суда;
  • в-третьих, для заслушивания вы­ступлений руководителей иностранных государств.

Федеральное Собрание

Статья 94 указывает, что Федеральное собрание является представитель­ным и законодательным органом России. Представительным органом является Государственная Дума, избираемая непосредственно гражданами. Члены Совета Федерации, за исключением первого его созыва в 1993-1995 гг., не избираются населением именно в качестве членов этой па­латы Федерального собрания. Большинство из них избирается либо в каче­стве депутата законодательного органа субъекта РФ, либо в качестве главы администрации (Президента, губернатора, мэра и т.п.) субъекта Федерации, а уже членом Совета Федерации они становятся по должности.

Признание Федерального Собрания законодательной властью означает, что ни один закон не может быть издан, если он не рассмотрен и не одобрен парламентом, а сам парламент обладает полной и ничем не ограниченной в рамках полномочий Российской Федерации и ее Конституции компетенцией в сфере законодательства.

Будучи законодательным органом, Федеральное собрание вместе с тем исполняет и некоторые довольно ограниченные контрольные функции за ис­полнительной властью. Этот контроль осуществляется посредством утвер­ждения федерального бюджета Государственной Думой, а также использова­ние права отказывать в доверии к Правительству, которое в этом случае мо­жет быть отправлено в отставку Президентом РФ.


Также, для осуществления контроля, за исполнением федерального бюд­жета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную Палату, состав и порядок деятельности которой определяются федеральным законом.

В этом проявляется принцип разделения властей, система сдержек и про­тивовесов. Из этого мы видим, что законодательная власть имеет контроль, хотя довольно слабый в этом случае, за исполнительной властью в РФ.

Статьи 102 и 103 пере­числяют вопросы, которые нахо­дятся в ведении соответственно Совета Фе­дерации и Государственной Думы. Это означает, что окончательное решение по этим во­просам (постановление) принимает соответствующая палата. Тем не менее, решение большинства из этих вопросов так или иначе пересе­кается с конституционными полномочиями других органов государ­ственной власти, предопределяется их позицией, а по некоторым вопросам решение палаты может порождать правовые последствия, отнюдь не вытекающие из полно­мочия палаты решать этот вопрос (например, решение Государственной Ду­мой вопроса о доверии Пра­вительству фактически определяет судьбу не Правительства, а самой Государственной Думы).

2.1. Совет Федерации

Порядок формирования Совета Федерации установлен в настоящее вре­мя Федеральным законом от 5 августа 2000 г. «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации»[3]. В соот­ветствии с выше указанным законом в Совет Федерации входят по два представите­ля от каждого субъекта Российской Федерации: один избирается законода­тельным (представительного) органом власти, другой назначается высшим должностным лицом (главой исполнительного органа власти) субъекта Российской Федерации. Принятию указанного федерального закона пред­шествовала дискуссия о порядке и механизме формирования Совета Феде­рации. Процедура форми­рования Совета Федерации претерпела несколько кардинальных изменений. Первый его состав был сформирован на основании Указа Президента Рос­сийской Федерации № 1626 от 11 октября 1993 г. «О выборах в Совет Фе­дерации Федерального Собрания» путем выборов двух депутатов от каждо­го субъекта Российской Федерации по мажоритарной системе по двухман­датным избирательным округам, образуемым в рамках административных границ соответствующих субъектов Российской Федерации. По истечении двухгодичного срока первого созыва Совета Федерации, установленного Переходными положениями Конституции Российской Фе­дерации (п.7), вновь встал вопрос о принципе его формирования. Вокруг этой проблемы развернулась острая политическая борьба. В результате буквально в последние дни истекающих полномочий Государственной Ду­мы был принят Федеральный закон от 5 декабря 1995 г. «О порядке форми­рования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федера­ции», в котором предусматривалось, что членами Совета Федерации явля­ются по должности руководитель законодательного (представительного) и исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Фе­дерации.