Файл: Развитие самостоятельности младших школьников (Сущность понятий «воспитание» и «самовоспитание»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 112

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Идея воспитания человека по-разному воплощается и развивается в различные периоды временных эпох. О воспитанности человека говорят многие показатели: речь, манера поведения, стиль общения, отношение к деятельности, отдельные поступки, ценностные ориентации. Но воспитание не может быть эффективным в полной мере, без самостоятельности. Самовоспитание необходимо человеку для долгой и счастливой жизни, поскольку в его основе лежат вечные ценности: здоровье, семья, работа, уважение. Школа обязана уделять особое внимание самовоспитанию школьников. В процессе самостоятельности учащиеся смогут приобрести те или иные ценные качества, которые не прививались в школе, но которые будут необходимы им для успешной реализации в социуме. В современном образовании тема самостоятельности личности является актуальной.

В современном мире обострилась проблема духовного и нравственного развития личности, что ведет к опасности моральной деградации общества. Одним из способов преодоления этой проблемы является актуализация процесса самостоятельности школьников.

Объект исследования: воспитание и самовоспитание младших школьников.

Предмет исследования: формы и методы самостоятельности младших школьников.

Цель исследования: выявить наиболее эффективные способы самостоятельности младших школьников.

Задачи исследования:

1.Изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования;

  1. Выявить особенности развития младшего школьного возраста;
  2. Выявить специфику формирования самостоятельности младших школьников;

4. Раскрыть способы организации процесса самостоятельности

5. Предложить методические рекомендации по организации самостоятельности младшего школьника

Методы исследования:

  • изучение научной, психолого-педагогической и методической литературы;
  • теоретический анализ и обобщение литературных источников;
  • наблюдение, беседа.

Изучение педагогического опыта:

Методологическая основа исследования:

Основой для исследования послужили научные труды известных отечественных педагогов и психологов: B.П.Вахтерова, П.Ф.Каптерева, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского, Л.Н.Толстого, Л.С. Выготского, А. Н. Леонтьева. Олпорта, А. Маслоу и др.

Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.


Глава 1. Теоретические основы проблемы самостоятельности младших школьников

    1. Сущность понятий «воспитание» и «самовоспитание»

Организация разнообразной, творческой и эмоционально насыщенной деятельности обучающихся, укрепление интереса их к жизни, любви к своей стране, потребности совершенствоваться есть важнейшая задача работы классного руководителя. Наиболее системно, последовательно и глубоко она реализуется укладом всей школьной жизни. Во все времена самой большой проблемой является необходимость разобраться, где Добро, а где Зло. Поэтому проблема самопознания, самостоятельности и самовыражения актуальна и требует своего решения. Как говорит народная мудрость: “Век живи - век учись”, значит и воспитывай себя целый век. В постоянно меняющемся мире только тот находит свое место, кто непрерывно меняется сам, совершенствуется, воспитывается и реализуется. 

П.П. Блонский в свое время писал: «Мы должны воспитать человека, способного создать собственную жизнь, способного к самоопределению… Воспитание будущего творца новой человеческой жизни есть лишь рациональная организация самостоятельности». [ 1, с. 34]

Несколько иными словами эту же мысль выражал психолог С.Л.Рубинштейн: «Всякая эффективная воспитательная работа имеет своим внутренним условием собственную работу воспитуемого, которая, естественно, завязывается в каждом сколько-нибудь вдумчивом и чутком человеке вокруг собственных поступков и поступков других людей… Успех работы, по формированию духовного облика человека, зависит от этой внутренней работы. От того, насколько воспитание оказывается в состоянии ее стимулировать и направлять». [4, с. 16]

Мы считаем позиция классного руководителя  в школе – защитник, друг, советчик и источник веры, силы духа, которой у обучающихся может иногда не хватать. Поэтому нами была создана программа воспитательной работы «Зажги свою звезду». Ведущая идея программы создание в классном  сообществе комфортной атмосферы жизнедеятельности, пробуждающей интерес обучающихся к реализации потребности к самопознанию, самосовершенствованию и самореализации, то есть, проявлению и развитию своих способностей, индивидуальному и коллективному творчеству, овладению умениями и навыками самостроительства, самоопределения и самовыражения.


Воспитательная работа по нравственному самовоспитанию результативна при системном подходе предполагающем: педагогическую диагностику; использование разнообразных методов самостоятельности; включение обучающихся в социальные и внутри коллективные отношения; формирование объективной самооценки.

Организация воспитания связана с построением такой общественной практики, которая направляет развитие субъективного мира человека, содействуя осознанному принятию им общественных ценностей, самостоятельности в решении сложных нравственных проблем согласно образцам и идеалам общества. Выявление определенных законов развития личности и характера ее становления на разных жизненных условиях онтогенеза и особых сенситивных периодов, когда человек особенно чувствителен к общественному мнению, к утверждению себя среди окружающих, позволяет ориентировать практику саморазвития на построение принципиально новой целостной системы, направленной на углубленное формирование самостоятельности и ответственности, принципиальности и чувства собственного достоинства, творческой активности и критического мышления, по З. Фрейду, воспитание -  процесс побуждения к преодолению принципа удовольствия и к замещению его принципом реальности [3].

Одним из подходов в понимании воспитания является концепция Г. Олпорта и А. Маслоу. Они являлись лидерами гуманистической психологии и рассматривали развитие человека как процесс свободной реализации им своих потенций, а воспитание и самовоспитание, - как создание возможностей для самореализации. Это означает, что предоставление человеку свободного выбора в отсутствие (или минимального) действия внешней силы способствует тому, что человек предпочитает быть здоровым, независимым, стремится к дальнейшему оптимальному развитию себя как единого целостного.

Самовоспитание - сознательная деятельность,  направленная на возможно более полную реализацию себя как личности; выработка человеком у себя таких личностных качеств, которые представляются желательными. Базируясь на активизации механизмов само регуляции, оно предполагает наличие ясно осознанных целей, идеалов, личностных смыслов.

Самовоспитание  - относительно позднее обретение онтогенеза, связанное с определенным уровнем самосознания, критического мышления, способности  и готовности к самоопределению, самовыражению, самораскрытию, самосовершенствованию. Оно базируется на адекватной самооценке, соответственной реальным способностям человека, на критическом анализе своих индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей. По мере повышения степени осознанности, самовоспитание  становится все более значимой силой саморазвития личности. Оно находится в неразрывной взаимосвязи с воспитанием, не только подкрепляя, но и развивая процесс  формирования личности [4].


Содержание самостоятельности раскрывается через его функции:

  • компенсаторная:  реализуется  в процессе приобретения  профессиональных  знаний, умений, навыков, в расширении кругозора, усвоении новой информации;
  • адаптационная: позволяет специалисту адекватно реагировать на  изменяющиеся условия в своей профессиональной деятельности;
  • развивающая:  предполагает  формирование  способности активно и компетентно участвовать в преобразовании  себя,  своей  профессиональной деятельности, непрерывно обогащая творческий потенциал своей личности.

В профессиональной деятельности специалиста большое значение имеют ценностные ориентации ее субъекта, - осознанные специалистом идеологические, моральные, психологические, эстетические, социально – политические основания оценивания окружающей действительности. Специалистом должен оказываться человек, способный продемонстрировать в доступной для клиента форме способ преодоления обстоятельств трудной (кризисной) жизненной ситуации в гармонии личного и общественного. Специалист должен направлять усилия на поддержание и развитие человеческого в клиенте, создавать для клиента условия, позволяющие ему раскрыться, реализовать свой собственный потенциал.

Существенные стороны процесса воспитания и самостоятельности специалиста раскрываются при анализе закономерностей и принципов воспитания и самостоятельности.

Принцип воспитания – это основополагающее требование к процессу воспитания, основанное на законе, ведущая идея, определяющая действия специалиста, предписывающая, рекомендующая следовать некоторым правилам, условиям. Можно выделить основные принципы процесса воспитания и самостоятельности специалиста педагога:

- Принцип развития: раскрывает неразрывную взаимосвязь развития личности специалиста в онтогенезе и ее непрерывного  самообразования, зависимость уровня  зрелости личности специалиста его самообразования и самостоятельности. Этот принцип раскрывается через ряд установок:

1. установка на «проблемность», которая формирует мотивы самообразования и самостоятельности;

2. установка на самосознание, самооценку своей профессиональной деятельности, стимулирующие ее улучшение;

3. установка  на  личную значимость позволяет соотнести объективно существующую цель самообразования и самостоятельности с  личностно - значимыми мотивами (познавательный интерес, стремление к успеху и др.).

- Принцип самодеятельности реализуется через следующие  установки: целеполагание и целеустремленность, дающие возможность сознательно и систематично заниматься самообразованием и самовоспитанием;


1. планирование самообразования, позволяющее  упорядочить  его методы и приемы, обеспечить контроль;

2. самоорганизацию,  которая основывается  на  таких  качествах личности как воля, само актуализация, развитие мотивационной и познавательной сферы, и в свою очередь стимулирует их дальнейшее развитие.

- Принцип самоуправления реализуется через следующие установки:

1. самоконтроль;

2. саморегулирование;

3. индивидуализацию самообразования и самостоятельности;

4. мобилизацию, способствующую преодолению трудностей самообразования и самостоятельности;

5. коррекцию результатов работы над собой,  изменение ранее намеченной программы в связи с уже достигнутыми  успехами.[5]

Проблема самостоятельности – актуальна для младших школьников в связи с освоением учебной деятельности. Навыки самостоятельности, сформированные в этом возрасте, напрямую влияют на силу воли и самоорганизацию в подростковом и юношеском периодах.

Младшие школьники только – только делают первые неуверенные шаги в большой мир социума, они только начинают познавать себя как личность и уже ищут ответ на вопрос: «А как же мне утвердиться? Как стать лучше?». Ребёнок младшего школьного возраста постоянно нам повторяет: «Вот он Я! Я – такой.».

Положение о том, что ученик – это не только объект, но и субъект воспитания, является тем фундаментом, на котором основывается как обучение, так и формирование личностных качеств учащихся. Именно поэтому первостепенной задачей учебно-воспитательного процесса является развитие и поддержание высокой активности младших школьников в познавательной, трудовой и нравственно-эстетической деятельности.

В этой связи С.Л. Рубинштейн говорил: «Всякая эффективная воспитательная работа имеет своим внутренним условием собственную работу воспитуемого, которая, естественно, завязывается в каждом сколько-нибудь вдумчивом и чутком человеке вокруг собственных поступков и поступков других людей... Успех работы по формированию духовного облика человека зависит от этой внутренней работы, от того, насколько воспитание оказывается в состоянии ее стимулировать и направлять».

На основе данного суждения мы можем сделать вывод о том, что правильно поставленное воспитание есть не что иное, как умелое внутреннее стимулирование активности личности в работе над собой, есть побуждение ее к собственному развитию и совершенствованию. Иначе говоря, уже в процессе воспитания имеет место самовоспитательная работа учащихся. Но эта работа обусловливается и стимулируется специально организуемым воспитательным влиянием учителей. Педагоги ставят воспитательные задачи, формируют у учащихся соответствующие потребности (активность), включают их в деятельность и таким образом побуждают их работать над собой.