Файл: Налоговая система РФ и проблемы её совершенствования (проблемы налоговой системы Российской Федерации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 80

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

− неравномерное распределение налоговой нагрузки по отраслям экономики и отдельным налогоплательщикам [2, с. 317];

Меняя систему налогов, сборов, страховых платежей, в России в последние годы был нанесен существенный удар, прежде всего, по малому бизнесу, включая микробизнес:

  • введены страховые взносы на общих основаниях (вместо льготных, действовавших до 2010 года);
  • существенно повышены фиксированные платежи с индивидуальных предпринимателей;
  • существенно повышена ставка НДФЛ с дивидендов;
  • увеличены имущественные налоги (включая налог на имущество от объектов недвижимости исходя из кадастровой стоимости с 2014 –2016 года в разных регионах в соответствии с региональными законами);
  • повышение ставок (точнее, коэффициента-дефлятора) для ЕНВД с 2016 года.

Надо отметить, что ряд таких решений принималось или сразу после кризиса 2008–2009 года, либо перед кризисом 2014–2017 года, который до сих пор продолжается (или даже во время кризиса). Несомненно, введение той же патентной системы было положительным решением, но ограниченность ее применения налицо. Введение льгот по ставкам упрощенной системы налогообложения (от 0 % для вновь регистрируемых индивидуальных предпринимателей в определенных сферах деятельности) также достаточно ограничено, регионами используется далеко не в полную силу [11, с. 311].

− слабый контроль за сбором налогов.

Это приводит к уклонению от уплаты налогов, а следовательно — к уменьшению налоговых поступлений в бюджет [2, с. 317]. Налоговый контроль является необходимым условием результативного функционирования налоговой системы страны. С помощью проведения и организации грамотного налогового контроля зависит своевременное и полное поступление налоговых доходов в бюджетную систему Российской Федерации [3, с. 43].

В науке налогового права нет концептуального единства. Отмечаются многовариантность, разнонаправленность, разноуровневость и коллизионность концептуальных подходов к построению как отдельных институтов налоговых законов, так и всей системы актов в области финансовой деятельности государства. Несовершенство налогового законодательства, связанное с текущими потребностям практики [2, с. 317].

Говоря о проблемах в современной налоговой системе Российской Федерации, следует отметить проблему налогового администрирования [7, с. 240]. Несмотря на положительные изменения, система налогового администрирования имеет и до сих пор множество недостатков, которые не только не решены, но появились и новые, вызывающие много вопросов со стороны налогоплательщиков и экономистов [11, с. 311].


Несомненно, положительными решениями являются:

  • открытие возможности сдачи налоговой отчетности в электронном виде (в том числе, внедрение «личных кабинетов» не только для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, но и для физических лиц);
  • улучшение организацией приема налогоплательщиков в инспекциях ФНС;
  • систематизация камеральных и выездных налоговых проверок (в то числе, с учетом оценки риска по налогоплательщику);
  • внедрение такого метода налогового контроля как налоговый мониторинг (что стало очень актуальным для субъектов крупного бизнеса).

Как положительное решение можно было оценить и отмену обязательности применение контрольно-кассовых машин для организаций и индивидуальных предпринимателей, работающих на ЕНВД в 2009 году (поскольку действительно сумма выручки не влияет на налогообложение и такой контроль был чистой формальностью, поводом для начисления штрафов и лишними расходами на контрольно-кассовую технику (ККТ) для этих субъектов) [11, с.  311].

Однако, налоговая система РФ по-прежнему остается очень громоздкой, неэкономичной и малоэффективной. Большое количество налогов - федеральных, региональных и местных, непростые методики их расчета, наличие огромного количества бюрократических процедур приводят к значительному увеличению трудоемкости как налогового учета, так и налогового инспектирования. В связи с этими и другими параметрами налоговая система не в состоянии работать максимально эффективно. Из-за огромного количества документов и процедур, необходимых налогоплательщику для того чтобы, например, сделать налоговый вычет, тратятся часы, перезаполняются декларации, а в итоге человек срывается на сотрудников налоговой инспекции. Также этой ситуацией пользуются сторонние коммерческие фирмы — за определенную сумму денег они сами заполняют декларацию, и налогоплательщику не придется тратить ни сил, ни своего времени. В результате государство теряет хоть незначительную, но прибыль, которую можно было бы распределить на нужды страны и граждан. В данной ситуации мы получаем огромные очереди в налоговых инспекциях, очень большое количество людей, которые просто не понимают, за что им был начислен тот или иной налог, но в конечном итоге данные проблемы никого не волнуют [7, с. 240].

Много вопросов вызывает недавно введенная система онлайн-касс в связи с изменением закона «О применении контрольно-кассовой техники…». Применение контрольно-кассовых машин (ККМ), а именно онлайн-касс нового типа, вменено всем (с июля 2018 года — и предпринимателям, работающим на патентной системе, на ЕНВД, остальным — с начала 2017 года, а уже применяющим ККМ — с июля 2017 года). Цель — более полный контроль за выручкой (главным образом, для целей налогообложения). Данное решение принято было уже в условиях кризиса, оно нанесло не столь значительный ущерб крупному и среднему бизнесу (для них покупка новых ККМ и некоторые увеличивающиеся расходы на их обслуживание — не столь существенные затраты), не столь значительные проблемы это решение вызвало даже для субъектов малого бизнеса, уже применявших ККМ (некоторые модели аппаратов модернизируются за минимальную стоимость). Зато это значительный удар по малому и, особенно, по микро-бизнесу в сфере мелкой торговли и услуг (ранее не применявших ККМ с 2009 года или применявших бланки строгой отчетности), поскольку для них такие расходы будут очень существенными и часто, с точки зрения налогового администрирования, бессмысленными (поскольку сумма их налога не рассчитывается от выручки). В то же время другое решение (отмена дублирования кассовым чеком чека терминала для приема банковских карт) принято не было (с точки зрения налогового администрирования такое дублирование также бесполезно, поскольку поступающие через терминал средства зачисляются как доходы перечислением оператора на банковский счет) [11, с. 312].


Также необходимо отметить проблемы социального и психологического характера. На данный момент налоговая культура в Российской Федерации остается крайне невысокого уровня. Проблемы социально-психологического характера складываются из множества факторов, например, таких как:

‒ менталитет российского налогоплательщика, который направлен, прежде всего, на сокрытие доходов и минимизацию налогов;

По статистике каждый второй налогоплательщик относится крайне негативно к налоговым органам. Вероятнее всего, это связано с недоверием, подозрениями в коррупции и другими факторами. Как ни печально признавать, но на данный момент практически в каждой отрасли существует коррупция. Также некоторых неплательщиков налога греет мысль о том, что именно они избегут наказания.

‒ экономическая неграмотность налогоплательщиков.

Налогоплательщики в большинстве своем экономически неграмотны, но в тоже время делают все, чтобы налоговая нагрузка оказалась минимальной. Экономическую неграмотность налогоплательщиков можно оценивать с двух сторон. С одной стороны, можно смело утверждать, что налоговые органы не в полном объеме или же недоброкачественно исполняют свои обязанности по информированию налогоплательщиков о действующих налогах и сборах (или же их изменению). С другой же стороны, большинство налогоплательщиков игнорируют установленные правила и нормы в сфере налогообложения [7, с.  240-241].

2.2. Направления совершенствования налоговой системы

Исходя из вышеприведенных недостатков налоговой системы, можно составить направления совершенствования налоговой системы:

− упрощение налоговой системы способом изъятия из законов и инструкций норм, имеющих неоднозначное толкование;

− ослабление налоговой нагрузки посредством снижения налоговых ставок, т. е. поддержание такого уровня налоговой нагрузки, который, с одной стороны, не создает препятствий для устойчивого экономического роста и, с другой стороны, — отвечает потребностям в бюджетных доходах для предоставления важнейших государственных услуг [2, с. 317];

− стимулирование инновационных предприятий различными налоговыми инструментами;

− оптимальное сочетание прямых и косвенных налогов. При этом следует иметь в виду, что в странах с развитой рыночной экономикой в последние годы предпочтение отдается прямым налогам, в то время как ориентация на косвенные налоги свидетельствуют о неспособности налоговых администраций организовать эффективный налоговый контроль за сбором прямых налогов;


− усиление роли имущественных налогов, имеющих устойчивую налогооблагаемую базу;

− приведение в соответствие с налоговым законодательством иных законов, так или иначе затрагивающих порядок исчисления и уплаты налогов;

− максимальный учет при налогообложении реальных издержек хозяйствующих субъектов, связанных с их производственной деятельностью;

− совершенствование подоходного налогообложения физических лиц, разработки гибкой шкалы налогообложения с учетом инфляционного процесса;

− развитие принципа добровольности при уплате налогов, неотъемлемой частью которого является своевременное информирование налогоплательщиков об изменениях налогового законодательства, оказание консультационных услуг при исчислении и уплате налогов [2, с. 317-318].

‒ наряду с фискальной усиливать регулирующую, стимулирующую и контролирующую функции налогообложения;

‒ обеспечивать наполнение доходной части бюджета, как за счет усиления налогового администрирования, так и за счет ослабления налогового бремени;

‒ упрощать налогообложение, сокращать все виды льгот [5, с. 4].

Итак, можно сказать, что действующая система налогообложения в Российской Федерации не является идеальной. В результате исследования были выявлены недостатки и предложены направления по дальнейшему её усовершенствованию.

Существующие проблемы в налоговом администрировании и контроле, в выборе инструментов налогового воздействия, в чрезмерном распространении налоговых льгот, в двусмысленности норм закона, в налоговой культуре, в нестабильности налогового законодательства способствуют менее эффективной работе налоговой системы Российской Федерации в целом.

Со своей стороны, хочу добавить, что необходимо устранить несогласованность данных в информационных ресурсах ФНС. Тогда населению не будут приходить налоги на несуществующее имущество, а в состав налогоплательщиков не станут включать давно умерших людей. Также необходимо увеличить оклады начинающим работникам налоговых органов, в результате чего не будет такой «текучки» кадров, что окажет положительное влияние на качество обслуживания клиентов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Как известно, что ещё с незапамятных времен с возникновением государства появилась потребность в сборе налогов для финансирования государственных расходов. Налоги (обязательные и безвозмездные платежи) являются главным источником пополнения бюджета страны. Финансовые фонды необходимы для осуществления государством своих функций и задач, направленных на содержание армии, судебной системы, чиновников, для обеспе­чения социальной и экономической защиты своих граждан. Благодаря налоговому механизму государство имеет возможность воздействовать на общественное производство, направляя дополнительные средства на улучшение какой-либо отрасли.


Налоговая система Российской Федерации состоит из федеральных, региональных и местных налогов и регулируется нормами Налогового кодекса РФ, состоящего из двух частей. В первой части определены общие принци­пы налогообложения, во второй – особенности взимания конкретных видов налогов.

Существующая система налогообложения постоянно изменялась под влиянием разных факторов, имея как положительные, так и отрицательные результаты. Для более эффективной работы российской налоговой системы необходимо раскрыть и исследовать её недостатки, а также найти пути дальнейшего её реформирования.

В данной работе было сделано следующее:

  • выявлены недостатки совершенствования налоговой системы Российской Федерации;
  • проведен анализ выявленных проблем;
  • определены направления улучшения налоговой системы.

Проанализировав результаты проделанной работы, можно сделать следующие выводы:

Налоговая система нашей страны должна быть более стабильна, без возможности «двойного» трактования какого-либо закона, также необходимо:

  • избавить налогоплательщика от излишнего административного воздействия, но сохранить достаточный контроль налоговых органов за соблюдением законодательства;
  • ослабить чрезмерную налоговую нагрузку посредством снижения налоговых ставок, для обеспечения устойчивого экономического роста;
  • эффективно применять налоговые льготы по всем налогам, учитывая при этом интересы как налогоплательщика, так и государства;
  • повышать урове­нь налоговой культуры общества;
  • своевременно информировать налогоплательщиков об изменениях налогового законодательства.

После последовательного устранения выявленных проблем можно будет в дальнейшем рассчитывать на упрощение налоговой системы и увеличение эффективности её работы в целом.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Налоги и налогообложение: Учебник / Е.Ю. Алексейчева, Е.Ю.  Куломзина, М.Д. Магомедов. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков  и К°» 2017. — 300 с.

2. Багардынова Е.А. Недостатки современной налоговой системы // Молодой учёный. – 2017. - № 14. – С. 316- 318.

3. Болатаева А.А., Булкаева Р.А., Джагаева В.С. Налоговая система Российской Федерации: актуальные проблемы и пути совершенствования современной налоговой системы // Научные известия. – 2017.- № 6. – С. 41-45.