Файл: Налоговая система РФ и проблемы её совершенствования (проблемы налоговой системы Российской Федерации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 103

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В мировой практике выделяют следующие базисные модели системы налогов в зависимости от ролей различных видов налогов:

  • англосаксонская, ориентированная на прямые налоги с фи­зических лиц, доля косвенных налогов незначительна (США, Ав­стралия, Великобритания, Канада);
  • евроконтинентальная, имеющая высокий удельный вес от­числений на социальное страхование и косвенных налогов (Гер­мания, Франция, Австрия, Бельгия);
  • латиноамериканская, характеризуемая значительным ко­личеством косвенных налогов, используемых в качестве финансо­вого инструмента защиты бюджета от инфляции (Чили, Боливия);
  • смешанная, направленная на сочетание черт других моде­лей, ее основное назначение состоит в диверсификации структуры доходов, стремлении избежать зависимости бюджета от отдель­ного вида или группы налогов (Российская Федерация) [1, с.50].

Налоговая система — это совокупность налогов и сборов, взимаемых на определенной территории, построенная на единых принципах, имеющая единые цели и задачи. Она является подсистемой общегосударственных финансов, которая входит составной частью в экономическую систему государства [9, с. 40].

Налоговая система является частью финансовой си­стемы и может действовать целенаправленно только в том случае, если имеются государственные программы, четко определяющие приоритеты промышленной и научно-тех­нической политики, в соответствии с которыми предостав­ляются налоговые льготы и бюджетные субсидии [6, с.128].

Структура налоговой системы любого государства определяется следующими факторами:

  • уровнем экономического развития;
  • общественно-экономическим устройством обще­ства;
  • господствующей в обществе экономической док­триной;
  • государственным устройством общества (унитар­ное или федеративное);
  • историческим развитием налоговой системы [6, с.129].

Безусловно, налоговые системы разных стран разли­чаются, ибо они исторически складывались под влиянием неодинаковых экономических, политических и социаль­ных условий. Отличия заключаются в составе применяе­мых налогов и сборов, их структуре, способах взимания, уровнях ставок, расчётах налоговой базы, составе и по­рядке предоставления льгот, фискальных полномочий различных уровней власти, законодательных процедур налогообложения и, наконец, приверженности государ­ственной власти той или иной концепции экономическо­го развития и регулирования. Вместе с тем, есть черты, общие свойства которых присущи налоговым системам в целом. Таковыми являются:


  • направленность налогообло­жения на увеличение доходов государства и обеспечение сбалансированности бюджета;
  • приверженность общепринятым принципам экономической теории о равенстве и справедливости и эффективности налоговых платежей;
  • устранение двойного обложения на разных стадиях про­движения товаров или разных уровнях административно­го управления;
  • ориентация налоговых льгот по отдельным налогам с учетом приоритетов экономической и фискаль­ной политики [6, с.129-130].

Налоговая система состоит из следующих элементов:

  • системы налогов и сборов;
  • системы налогового законодательства;
  • системы органов, осуществляющих налоговый контроль [9, с. 40].

Система налогов и сборов. Государство использует для косвенного воздействия на экономику и формирования своих доходов целую сово­купность налогов, которая требует своего упорядочения и классификации — группировки налогов по их видам. Основными критериями классификации могут выступать различные признаки: способ взимания налогов, субъ­ект — налогоплательщик, характер применяемых ставок, источник и объект налогообложения, орган, устанавлива­ющий налоги, порядок введения налога, уровень бюдже­та, в который зачисляется налог, целевая направленность налога и др. [6, с.131-132].

Для характеристики системы налогов и сборов используются следующие показатели:

  • величина налогового бремени;
  • соотношение налоговых доходов от внутренней и внешней торговли;
  • соотношение прямых и косвенных налогов.

Показатель величины налогового бремени на налогоплательщика является главной характеристикой качества налоговой системы. Необходимо отметить, что в настоящее время не определен постоянный и точный показатель уровня налогового бремени, применимый для всех стран. Это обусловлено различиями финансового состояния налогоплательщиков в конкретной стране, состоянием экономики данной страны в целом. Вместе с тем, мировой опыт налогообложения свидетельствует, что изъятие у налогоплательщика до 30-40% дохода — та черта, за пределами которой начинается подрыв стимулов к осуществлению предпринимательской деятельности [9, с. 41].

Для характеристики налоговой системы используется также соотношение между прямыми и косвенными налогами. Как показывает практика стран с рыночной экономикой, данное соотношение зависит от двух решающих факторов: жизненного уровня основной массы населения страны и сложившихся стереотипов в отношении тех или иных налогов. Низкий уровень жизни населения (обычно измеряется объемом валового национального продукта на душу населения) объективно ограничивает масштабы прямых налоговых изъятий. Такая закономерность в настоящее время особо отчетливо проявляется в развивающихся странах, в налоговых системах которых преобладающее значение имеют косвенные налоги на потребление.


Причинами такой закономерности является, с одной стороны, относительная легкость получения косвенных налогов в этих странах ввиду слабого развития их экономик. С другой стороны, крайне низкий уровень жизни основной массы населения создает серьезные препятствия в сборе прямых налогов. Что касается налогов с предпринимательства, то трудности возникают ввиду огромного числа трудноохватываемых налогами мелкого, часто ремесленного производства, и незначительной части крупного предпринимательства [9, с. 42-43].

Налоговое законодательство государства. Налоговое законодательство составляет фундамент налоговой системы. Место налогового законодательства в системе финансового законодательства определяется тем значением, которое налоговые поступления занимают в доходах бюджета. Законодательством большинства стран предусматривается, что налог может быть установлен, изменен или отменен только на основании закона. В основном законе этих стран — Конституции — закреплена законодательная форма налогообложения, обязательность налогов для населения, юридическое равенство граждан перед налоговым законом и принцип справедливости налогообложения [9, с.43]. Налоговое законодательство в широком смысле — это совокупность налоговых законов и подзаконных актов (актов делегированного законодательства, актов главы государства и правительства, нормативно-правовых актов органов государственного управления в области финан­сов, например, министерства финансов, федеральной на­логовой службы и т.д.). Налоговое законодательство в узком смысле — это со­вокупность принятых в государстве налоговых законов:

  • обладающих универсальным характером (кодек­сов). Например, Общий кодекс о налогах Франции, от­дельные главы первой части Налогового кодекса Россий­ской Федерации;
  • устанавливающих, изменяющих и упраздняющих отдельные виды налогов. Например, Закон ФРГ «О подо­ходном налоге», отдельные главы второй части Налогово­го кодекса Российской Федерации;
  • определяющих элементы налогообложения, по­нятие и общие принципы налоговой системы. Напри­мер, Общий налоговый закон Испании от 28.12.1963 г. № 230/6311, отдельные главы первой части Налогового ко­декса Российской Федерации;
  • регулирующих налоговые отношения централь­ных и региональных органов власти. Например, Закон Испании от 29.12.1983 г. № 311 «О порядке уступки госу­дарственных налогов автономным областям» [6, с. 139-140].

Законодательством о налогах и сборах регулируются не только отношения по поводу установления, введения и взимания налогов и сборов, но и отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействий) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения [9, с. 43-44].


Система органов, осуществляющих налоговый контроль. Система органов, которые осуществляют налоговый контроль, представляет собой систему государственных органов управления налогообложением и состоит из:

  • налоговых органов, специально создаваемых государственных органов, наделенных полномочиями в сфере взимания налогов и налогового контроля;
  • других органов государства, вовлекаемых в отдельные процессы налогообложения [9, с. 45].

Налоговый контроль определяют как деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и платель­щиками сборов законодательства о налогах и сборах. В широком смысле налоговый контроль охватывает все сфе­ры деятельности уполномоченных органов, включая осу­ществление налогового учета, налоговых проверок и т.д., а также все сферы деятельности контролируемых субъек­тов, связанные с уплатой налогов и сборов: учет объектов налогообложения, соблюдение сроков уплаты налогов и сборов, правильность исчисления сумм налогов и сборов, порядок представления налоговой отчетности и т.д. В уз­ком смысле под налоговым контролем понимается прове­дение налоговых проверок уполномоченными органами [6, с.141].

В большинстве стран налоговые органы являются, как правило, составной частью Министерства финансов. Однако это не исключает их некоторую автономность в осуществлении своих функций. Налоговые органы имеют определенную структуру, которая зависит от двух факторов: типа государственного устройства и степени обособленности налоговых органов. Внутренняя структура налоговых органов зависит от типа организационной структуры. Различают три типа организационной структуры налоговых органов:

  • по видам налогов;
  • по видам выполняемых функций;
  • по видам налогоплательщиков.

К другим органам государства, вовлеченным в отдельные процессы управления налогообложением, относятся все органы законодательной и исполнительной власти, суды, правоохранительные органы. Их деятельность также является частью процесса управления налогообложением, в результате которого деятельность налоговых органов координируется с деятельностью государства в целом [9, с. 45].

В 2000 г. в научный, деловой и политический оборот введено понятие «налоговое администрирование», кото­рое является своего рода российской новацией, внесенной в теорию и методологию управления налоговой системой.

Налоговое администрирование — система мер, направ­ленных на обеспечение реализации актов законодательства о налогах и сборах специально уполномоченными органами власти посредством административных, организационных и иных методов [6, с.142].


Выделяют четыре основные функции, присущие налоговому администрированию: планирование, контролирование, регулирование и принуждение. Каждой функции свойственны свои совокупности способов, приемов и методов достижения поставленных перед нею целей. Благодаря выполняемым функциям, налоговое администрирование служит частью налогового механизма страны, которая приводит его в действие. На современном этапе развития общества недостаточно принять какой-либо закон, вместе с этим необходимо разработать механизм его реализации, предусмотреть административные ресурсы исполнения контроля, только в этом случае принятый закон начнет исполняться [4, с.125].

Основной особенностью налогового администрирования является то, что оно служит комплексной системной организации отношений между налогоплательщиками и налоговой администрацией в лице налоговых органов в целях исполнения доходной части бюджетов различных уровней.

Налоговое администрирование направленно на создание комфортной налоговой системы в мобильной форме, представленной в виде гибкого механизма, который способен оперативно реагировать как на внешние, так и на внутренние изменения. Эта комплексная система направлена на повышение эффективности совокупности норм и правил, регламентирующих налоговые действия, обеспечивающих стабильное поступление доходов в бюджетную систему Российской Федерации. Недостатки налогового администрирования приводят к снижению поступлений налогов в бюджет, увеличивают вероятность налоговых правонарушений, нарушают баланс межбюджетных отношений регионов с федеральным центром и, в конечном итоге, усугубляют социальную напряженность в обществе, создавая ощущение несправедливости налогообложения. Поэтому сегодня существует необходимость в совершенствовании системы налогового администрирования, для улучшения работы всей налоговой системы [4, с.126].

Классификация налогов

Значительное место в теории налогов уделено вопросу их классификации.

Классификация налогов - это систематизированная группировка налогов в соответствии с однородными признаками. Классификационные признаки являются объективными критериями разграничения налогов. Они не зависят от одностороннего волеизъявления государства и, как правило, формируются на протяжении всей истории развития податных систем стран мира.